Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методические рекомендации преподавателю




Первое занятие по курсу «Возрастная психология» имеет форму вводной лекции, на которой даётся первое целостное представление об учебном предмете и даются ориентиры для студентов относительно системы работы по данному курсу. Лектор знакомит студентов с назначением и задачами курса, его ролью и местом в системе учебных дисциплин и в системе подготовки специалиста. Дается краткий обзор курса, вехи развития науки и практики, достижения в этой сфере, имена известных ученых, излагаются перспективные направления исследований. На этой лекции высказываются методические и организационные особенности работы в рамках курса, а также дается анализ учебно-методической литературы, рекомендуемой студентами, уточняются сроки и формы отчетности.

При изучении тем первого раздела « Общие вопросы возрастной психологии» преподавателю следует обратить внимание на усвоение студентами основных понятий курса. Можно рекомендовать выписать эти понятия (для этого можно использовать отдельную тетрадь – словарь) и систематизировать их. Далее, к каждому понятию и закономерности привести примеры из повседневного опыта общения или практической деятельности. Для контроля за процессом усвоения понятий преподавателю рекомендуется проведение терминологических диктантов, тестов и заданий на соответствие понятий и их определений (см. задания для самостоятельной работы студентов – тема 3, задание 5).

При рассмотрении теорий психического развития необходимо обратить внимание на умение студентов раскрывать основное содержание теорий, для более продуктивного их запоминания можно предложить выполнение сравнительного анализа теорий психического развития, попросить сформулировать свое отношение к данной теории, определить вопросы, которые они хотели бы адресовать автору теории. Для закрепления знаний студентов по данной теме можно провести практическое занятие в виде конференции с системой докладов, длительностью 5-10 минут. Каждое выступление представляет собой логически законченный текст, заранее подготовленный по той или иной теории психического развития. Совокупность представленных текстов позволит всесторонне осветить проблему. В конце занятия преподаватель подводит итоги самостоятельной работы и выступлений студентов, дополняя или уточняя предложенную информацию, и формулирует основные выводы.

При изучении тем второго раздела «Характеристика психического развития в разные периоды онтогенеза» важно обратить внимание на необходимость формирования у студентов системных представлений об основных возрастных характеристиках психического развития и умений проводить сравнение особенностей психического развития в разных возрастах. Для этого специально была введена тема «Динамика психического развития школьников в онтогенезе». При работе над этой темой предполагается заполнение таблицы по основным характеристикам когнитивного, личностного развития, взаимодействия со сверстниками и взрослыми в младшем школьном, подростковом и раннем юношеском возрастах.

Отдельная тема курса посвящена проблемам возрастов, ранее ограниченно изучающихся в курсе возрастной психологии - психологии взрослости и психологии пожилого возраста. При изучении этой темы целесообразно использовать проблемную лекцию и такие виды самостоятельной работы студентов, как реферирование, подготовку докладов, аннотирование литературы.

Заключительное занятие по курсу «Возрастная психология» может быть проведено в форме лекции-консультации, построеннойпо вопросно-ответному типу. Лектор отвечает в течение лекционного времени на вопросы студентов по всему курсу.

II. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций

Порядок проведения текущего контроля и промежуточной аттестации проводится в строгом соответствии с Положением о проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации студентов в Пермском государственном педагогическом университете, соотнесенные с требованиями преподавателя, предъявляемыми при изучении дисциплины, и определяются установленными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования.

Текущий контроль предполагает контроль за процессом усвоения основных тем и понятий курса и проводится в следующих формах:

- обсуждение теоретических вопросов (на семинарских занятиях);

- выполнение конкретных заданий, предлагаемых для самостоятельного выполнения (разд.7; 8.3.);

- решение ситуационных задач на основе применения теоретических знаний

- письменные работы (опрос, контрольная, словарная);

- тесты;

- самостоятельное составление таблиц;

- реферирование литературных источников.

Итоговый контроль предполагает проведение экзамена (зачета), который завершает изучение дисциплины. Контроль осуществляется в следующих формах:

- письменно по вопросам, которые помещены ниже;

- тестов по всему материалу;

- рейтинговой системы – в ходе занятий происходит накопление баллов, определенная сумма которых позволит получить зачет. При формировании рейтинга учитываются посещаемость занятий, активность на занятиях, результаты текущего контроля.

Вопросы к экзамену и зачёту по курсу

«Возрастная психология»

1. Предмет, методы и история психологии развития.

2. Теории психического развития.

3. Роль наследственных и социальных факторов в психическом развитии.

4. Закономерности динамики психического развития (волнообразный характер развития, гетерохронность, сензитивные периоды, критические и литические периоды).

5. Роль деятельности в психическом развитии. Взаимосвязь обучения и психического развития.

6. Основные подходы к периодизации психического развития.

7. Характеристика психического развития младенца.

8. Психологическая характеристика раннего детства.

9. Характеристика развития познавательных процессов в дошкольном возрасте.

10. Развитие личности ребенка в дошкольном возрасте.

11. Показатели готовности к школе.

12. Социальная ситуация развития в младшем школьном возрасте.

13. Особенности познавательных процессов в младшем школьном возрасте.

14. Развитие личности младшего школьника.

15. Основные противоречия подросткового возраста. Теоретические подходы к кризису подросткового возраста.

16. Анатомо-физиологическая характеристика подростка.

17. «Чувство взрослости» как центральное новообразование в личности подростка. Его источники и направления развития.

18. Особенности эмоционально-личностных характеристик в подростковом возрасте.

19. Учебная деятельность и когнитивное развитие подростка.

20. Взаимоотношения подростка со сверстниками.

21. Взаимоотношения подростка и взрослого. Причины конфликтов между ними.

22. Понятие юности и теоретические подходы к юношескому возрасту.

23. Учебная деятельность и когнитивное развитие в раннем юношеском возрасте.

24. Проблема профессионального самоопределения в ранней юности.

25. Личностное самоопределение, формирование самосознания, идеалов и мировоззрения в ранней юности.

26. Взаимоотношения юношей со взрослыми. Общество сверстников в раннем юношеском возрасте.

27. Понятие социальной ситуации развития и особенности ее проявления в дошкольном и школьных возрастах.

28. Динамика когнитивного развития в школьных возрастах.

29. Этапы развития личности в школьных возрастах.

30. Особенности общения со сверстниками и взрослыми в школьных возрастах.

31. Особенности когнитивной сферы взрослых людей.

32. Особенности личности взрослых людей.

33. Особенности социального развития и деятельности взрослых людей.

34. Нормативные кризисы жизни взрослого человека.

Примечание: для факультета физической культуры дополнительный вопрос:

35. Особенности физического развития в младшем школьном возрасте.

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Пермский государственный педагогический университет»

Кафедра психологии

 

 

 

 

ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

 

 

Учебно-методический комплекс курса

 

для специальностей050102 – «Биология», 050201 – «Математика», 050203 – «Физика», 050301 – «Русский язык и литература», 050302 – «Родной язык и литература», 050401 – «История», 050403 – «Культурология», 050715 – «Логопедия», 050720 – «Физическая культура», 050703 – «Дошкольная педагогика и психология», 050717 – «Специальная дошкольная педагогика и психология».

 

Пермь

ПГПУ


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Пермский государственный педагогический университет»

 

Кафедра психологии

 

ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

 

Учебно-методический комплекс курса для специальностей 050102 – «Биология», 050201 – «Математика», 050203 – «Физика», 050301 – «Русский язык и литература», 050302 – «Родной язык и литература», 050401 – «История» 050403 – «Культурология», 050715 – «Логопедия», 050720 – «Физическая культура», 050703 – «Дошкольная педагогика и психология», 050717 – «Специальная дошкольная педагогика и психология».

 

Пермь

ПГПУ


УДК 159.9 (075.8)

ББК Ю937.4 я73

В 647

Рецензент:

доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии развития Пермского государственного университета С.Ю. Жданова

 

Авторы-составители:

канд. психол.наук, доцент кафедры психологии Л.Л. Баландина,

ассистент кафедры психологии Батуева А.Г.,

канд. психол.наук, доцент кафедры психологии Евтух Т.В.,

канд. психол.наук, доцент кафедры психологии Самбикина О.С.

канд.психол. наук, доцент кафедры писхологии Юдина Р.Н.

 

В 647 Возрастная психология: учебно-методический комплекс курса для специальностей 050102 – «Биология», 050201 – «Математика», 050203 – «Физика», 050301 – «Русский язык и литература», 050302 – «Родной язык и литература», 050401 – «История» 050403 – «Культурология», 050715 – «Логопедия», 050720 – «Физическая культура». 050703 – «Дошкольная педагогика и психология», 050717 – «Специальная дошкольная педагогика и психология». / Л.Л. Баландина, А.Г Батуева, Т.В. Евтух, О.С. Самбикина, Р.Н.Юдина; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2008. – 56 с.

 

Учебно-методический комплекс по курсу «Возрастная психология» составлен в соответствии с требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и включает в себя пояснительную записку, учебно-тематический план курса, программу курса, планы практических и семинарских занятий, лабораторный практикум, темы докладов и рефератов, вопросы, задания, тесты для самостоятельной работы и самоконтроля, глоссарий, учебно-методическое обеспечение курса, включающее список литературы, информационный электронный ресурс, методические указания студентам и преподавателям, вопросы к экзамену и зачету по курсу.

Адресовано студентам дневного отделения, обучающимся по специальностям «Биология», «Математика», «Физика», «Русский язык и литература», «Родной язык и литература», «История», «Культурология», «Логопедия», «Физическая культура».

 

УДК 159.9 (075.8)

ББК Ю 937.4 я73

Печатается по решению учебно-методического совета

Пермского государственного педагогического университета

 

© Коллектив авторов, 2008

© ГОУ ВПО «Пермский государственный педагогический университет», 2008


 

Методическое издание

 

Возрастная психология

 

Учебно-методический комплекс курса

 

для специальностей 050102 – «Биология», 050201 – «Математика», 050203 – «Физика», 050301 – «Русский язык и литература», 050302 – «Родной язык и литература», 050401 – «История» 050403 – «Культурология», 050715 – «Логопедия», 050720 – «Физическая культура», 050703 – «Дошкольная педагогика и психология», 050717 – «Специальная дошкольная педагогика и психология».

 

Авторы-составители:

Баландина Людмила Леонидовна

Батуева Анна Геннадьевна

Евтух Татьяна Викторовна

Самбикина Оксана Семеновна

Юдина Раиса Николаевна

Редактор О.В. Вязова

Технический редактор Е.Е. Покровская

Компьютерный набор выполнен А.Г.Батуева

Дизайн обложки Д.С. Корниенко

 

Свидетельство о государственной аккредитации вуза

№ 1426 от 23.04.2004 г.

Изд. лиц. ИД № 03857 от 30.01.2001

Подписано в печать 15.05.08 Формат 60х90 1/16

Бумага ксероксная. Печать на ризографе

Усл. печ. л. 3,5. Уч.-изд. л. 2,1

Тираж 300 экз.

 

Редакционно-издательский отдел

ГОУ ВПО «Пермский государственный педагогический университет»

614990, г. Пермь, ул. Сибирская, 24, корп. 2, оф. 71,

тел. (342) 238-63-12

 

Отпечатано на ризографе в Пермском государственном педагогическом университете. 614690, г. Пермь, ул. Сибирская, 24, оф.11

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...