Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Билет № 12 Романские храмы на путях паломничества




Билет № 12 Романские храмы на путях паломничества

Памятники романского стиля рассеяны по всей Западной Европе. Но больше всего их во Франции, в особенности к югу от Луары. В XI-XII веках этот район был одним из самых цветущих в Европе. Здесь проходили главные пути паломни­честв в Сантьяго де Компостела, служившие одновременно и торговыми ком­муникациями.

Тип храма на путях паломничества: церковь Сен-Мартен в Туре (на пути из Парижа в Сантьяго де Компостела, взорвана во время революции), Сен-Марциан в Лиможе (взорвана), Сен-Фуа в Конке (на пути из Ле-Пюи), Сен-Сернен в Тулузе (герц. Лангедок).

Церковь Сен-Фуа в Конке

Особенности храмов на путях паломничества:

- крестообразные базилики

- трёхнефные или пятинефные базилики

- обязательное наличие башни над средокрестием!

- наличие фланкирующих башен на западном фасаде не обязательно

- расширенный нартекс

- наличие заалтарной части, образующей пирамидальную композицию

- трансепт везде трёхнефный! для обеспечения обхода вокруг алтарной части

- наличие деамбулатория (обхода) и венца капелл для обеспечения возможности доступа паломников к мощам, которые были подняты в апсидиолы из крипты храма. Венец капелл также имеет символическое значение тернового венца Господа.

- никогда не перекрывались деревянным плоским перекрытием ( бенедиктинский тип перекрытий), их перекрывали каменными крестовыми сводами романской конструкции для большей прочности

- перекрытие центрального нефа - полуциркульный римский свод, разделённый на травеи (ячейки) подпружными арками, выполняющими функцию каркаса

- перекрытие боковых нефов - крестовые своды романской конструкции (2 отрезка полуциркульных сводов одинакового диаметра, пересечённые под прямым углом и вписанные в квадратное основание)

 - наличие эмпор – галерей, обращённых во внутреннее пространство храма (т. е. боковые нефы имеют двухъярусную структуру)

 - окончательный распор центрального свода ложится на внешние стены храма, что приводит к их утолщению и ограниченному количеству узких оконных проёмов

 - «слепой» центральный неф!, т. е. не имеющий собственного источника света и освещаемый окнами эмпор

- усугубление вертикализма в интерьере за счёт дополнительных вертикальных тяг – пучков полуколонн на массивных пилонах

- использование элементов каркаса для главной цели – расширения храмового пространства, повышения свода

Билет № 13 Романская архитектура Европы

Основным видом искусства в романский период является архитектура. Исключительная роль, принадлежавшая в феодальном обществе церкви, и огромные материальные средства, сосредоточившиеся в ее руках, привели к тому, что романская архитектура является по преимуществу церковной. Приемы и формы ее оказали воздействие и на гражданское зодчество. Церковная романская архитектура опиралась на достижения каролингского периода и развивалась под сильным влиянием- в в зависимости от местных условий – античного, сирийского, византийского и арабского искусства. Феодальная раздробленность Европы породила множество локальных школ, опирающихся на местные архитектурные традиции и зависящих от политических и экономических связей, наличия определенных строительных материалов и т. д. При всем различии в решении архитектурных задач, эти школы имеют много общего, в частности в плане и конструкциях зданий, равно как и в характере декоративных форм. Основной архитектурной задачей было создание каменного, по большей части монастырского храма, отвечавшего требованиям церковной службы. Главным его типом является тип базилики. Но по сравнению с ранними памятниками базилика этого времени значительно усложнена в плане и композиции. К числу новшеств относится увеличение восточной части храма (хора), предназначенной для духовенства. Эта часть удлиняется, получает кроме главной апсиды, еще ряд абсидиол, иногда усложняется вся ее планировка (чаще всего во Франции). Распространенной особенностью романских храмов является наличие расположенных под хором перекрытых сводом крипт - небольших подземных помещений, служивших местом хранения реликвий, а также использовавшихся для погребений. Стены романских зданий отличаются большой толщиной и создают впечатление мощи. Оконные и дверные проемы узки. В очертаниях форм преобладают простые вертикальные и горизонтальные линии, также как иполуциркульные арки, особенно характерные для романского стиля. Они применяются в аркадах, окнах, дверях. Наружный вид романского храма четко выражает особенности его плана и членения его внутреннего пространства. Все отмеченные выше черты сообщают внешнему облику храма величавость, строгость. Аналогичное впечатление производит и интерьер романского храма. Особенности романской архитектуры обусловлены, в первую очередь, применением сводчатых перекрытий и системой размещения оконных проемов. В ранних памятниках центральный неф имеет плоское перекрытие, своды же появляются сначала в криптах и боковых кораблях. С развитием строительной техники своды получили постепенно все части храма. Важнейшей конструктивной задачей, вставшей перед строителями в связи с возведением сводов, была нейтрализация их распора. Простейшее решение этой задачи - максимальное утолщение стен и опор, то есть погашение распора тяжестью инертной массы камня. Отчасти этим объясняются массивность романских зданий, немногочисленность проемов. Однако, стремясь к более экономичному решению, романские зодчие стали разрабатывать конструкции, в которых нейтрализация распора достигалась за счет взаимодействия уравновешивающих друг друга сил. Важным шагом в этом направлении было создание крестовых сводов, образованных пересечением двух перекрещивающихся под прямым углом отрезков полуциркульных сводов равного радиуса. Такой свод оказывает давление лишь на 4 опорных точки, что позволяет значительно облегчить стены. К тому же при использовании ряда примыкающих друг к другу крестовых сводов для перекрытия продольных помещений их распор частично нейтрализуется за счет встречного давления. Романские архитекторы широко использовали крестовые своды полуциркульного сечения. Однако с их помощью стали перекрывать сначала лишь небольшие пролеты - боковые нефы базилик, крипты, галереи. Центральный неф с боковыми соединяли аркады. При плоских потолках они опирались на колонны. Однако вроманской архитектуре колонна постепенно лишается своего назначения в качестве одного из главных конструктивных элементов, но вместе с тем применяется как декоративный элемент. Романская колонна не знает устойчивых типов ордеров и чрезвычайно разнообразна по пропорциям. В ранний период была распространена форма, напоминающая усеченный шар. В период зрелости романского искусства возникает особый вид скульптурной капители. Клуатуры -это примыкающие к монастырским церквям прямоугольные в плане дворы, по сторонам которых тянутся галереи. Светская архитектура более скромная. К этому времени складывается тип жилища феодала-замок. Состоял он из двора, в центре которого располагалась массивная башня-донжон. Она служила жилищем и последним оплотом во время осады. Аналогичный характер имели и укрепления городов, обносившихся башнями. Строительные формы отличались простотой. И лишь в отдельных случаях наблюдалась забота о декоративном убранстве. Для этого использовались формы, выработанные церковной архитектурой. Дома рядовых граждан были скромны, обычно состояли из 2-х этажей: нижний, с аркой, выходившей на улицу, служил мастерской или лавкой, верхний же предназначался для жилья.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...