Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Билет № 16. Романская живопись




Светлые фоны (сев-зап Франция):
1. Сен Савен сюр Гартан (нач. 12 в. )
3. Сен Мартен Ноан-Вик (первая четверть 12 в. )
3. Сен Жиль в Монтуаре (12 в. )
Синие Фоны (юг-вост Франциия– Бургундия, Овернь; Испания, Италия – Кампания):

1. Брезе ла Вилль (между 1110 и 1120 гг. ) 

2. Сант-Анджело-ин-Формис - дочерняя церковь аббатства Монтекассино.

3. Сан Клементе де Тауль. (нач. 12 в. ) оригинальная живопись находится в Каталонском музее, а на месте копии.   

Живопись светлых фонов характеризуется:

- светлыми фонами, часто состоящими из широких горизонтальных полос

- тусклыми тонами красок (среди которых почти отсутствует синяя)

- резкими контурами и плоскостной трактовкой форм

Для группы синих фонов типичны:

- сильное воздействие византийского искусства, шедшее через аббатство Клюни

- синие фоны

- богатый и яркий колорит, темные и контрастные цвета

- более детализирован рису­нок, тщательнее разработаны драпировки

- меньше динамики и экспрессии

Основным памятником «школы светлых фонов» являются фрески церкви Сен Савен сюр Гартан в области Пуату (начало 12 в. ), исключительно важные как редчайший пример почти полностью сохранившегося живописного убранства романского храма Франции.

- ковровая композиция: ветхозаветные сцены (свод центрального нефа) тянутся длинными фризами, отдельные эпизоды не ограничены не отделены друг от друга, лишь иногда между ними появляется дерево или ка­кой-либо декоративный мотив; в библейские росписи вклиниваются эпизоды Эзоповых басен (как на бордюрах ковров)

- изображения плоски, светоте­невая моделировка отсутствует

- экспрессивность движения

- господство бурного воображения, простодушная вера в реальность изображенных видений «Апокалипсиса»

- отсутствие упорядоченности пропорций фигур и правдоподобности жестов

Сен-Савен сюр Гартан. Строительство Вавилонской башни

Наиболее импозантное и торжественное изображение Христа на троне находится в церкви Сен Жиль в Монтуаре (12 в. ); образ Христа имеет здесь совершенно абстрактный, символический характер. Распластанная светлая фигура вся расчерчена кривыми и угловатыми полосами золотой или глухо-зеленой каймы одежд, плоский овал лица обрамлен золотыми волосами. Концентрические круги сияния кажутся более материальными, чем это бесплотное видение.

   Сен-Жиль в Монтуаре

 К той же группе принадлежат очень стремительные, схематичные и наивные в своей экспрессии евангельские сцены в Ноан-Вике (первая четверть 12 в. ), особенно «Поцелуй Иуды», «Вход в Иерусалим» и «Волхвы»).

Ноан-Вик. «Поклонение волхвов» и «Поцелуй Иуды»

«Школа синих фонов», одним из главных центров которой был монастырь Клюни в Бургундии, особенно хорошо представлена комплексом росписей в приорате Брезе ла Вилль (между 1110 и 1120 гг. ), включающим торжественное изображение Христа в мандорле, окруженного апостолами, изображение мучения св. Лаврентия

- вся поверхность тесно заполнена длинными фигурами

- совмещение разных точек зрения - один из распространенных приемов романской живописи (изображение жаровни в сцене мученичества)

- рису­нок здесь менее энергичен, чем в росписях Сен Савен

- одежды покрыты сетью мелких переплетающихся ли­ний, в костюмы введено больше подробностей.

Брезе ла Вилль

В противоположность другим странам в Испании сохранилось большое число образцов романской стенной живописи, относящихся главным образом к 12 в.

- чрезвычайно звучный колорит, исключительная интенсивность и яркость красно-коричневых, белых, черных и насыщенно-синих, обычно темперных красок

- грубоватая и суровая, но совершенно особая выразительность

- резко подчеркнутые силуэты фигур

 В изображении Христа Пантократора в куполе абсиды церкви Сан Клементе де Тауль художник строго придерживался иконографического канона. Четкость композиционного решения с преобладанием строгого орнаментального принципа, ясный, холодный, интенсивный колорит, иератически застывшие крупные фигуры, бесстрастность выражения однотипных лиц придают фреске торжественность, суровую внушительность и отвлеченность. Более свободны по композиции и ближе к жизни те фрески, которые в системе оформления церкви имели второстепенное значение, где мастер выходит за рамки канона. Образ Лазаря он пытался наделить чертами внешней достоверности, с наивной обстоятельностью изображая горестный облик бедняка, его худое, покрытое геометрически правильными пятнами язв тело, тяжелый костыль в руках, жадно лижущую язвы большую собаку и, наконец, массивную дверь, указывающую на место действия.

 Христос Пантократор. Фреска абсиды церкви Сан Клементе де Тауль. Начало 12 в.

 
Лазарь. Фреска церкви Сан Клементе де Тауль. Начало 12 в.

Живопись Италии стоит в искусстве Западной Европы несколько особняком. Она в большей степени оказалась подвержена влиянию раннехристианского искусства и искусства Византии. По количеству сохранившихся памятников XI–XII вв. Италия стоит на первом месте, особенно выделяются римская и южная (аббатство Монтекассино) школы. Особенности последней мы может отметить на примере церкви Сант-Анджело-ин-Формис близ Капуи (между 1072–1087 гг. ) — одного из главных памятников романского искусства в Италии. Программа росписи включает: сцены из Ветхого и Нового Заветов на стенах нефов, в апсиде - Христос во славе в окружении символов евангелистов (напоминающий византийские образцы — но не из мозаик, что было бы более характерно для Италии, а скорее из рукописей), а на западной стене - Страшный суд. Здесь тесно переплелись романские и византийские традиции, но в отличие от греческих памятников росписи Сант-Анджело выглядят более экспрессивными, хотя в то же время их формы отличаются большей тяжеловесностью — фигуры святых грузные, как бы слегка приплюснутые, объем передается при помощи тяжелых теней.

Восточная, в большинстве случаев сирийская, иконография, массивные романские формы, западные, обнаруживающие сходство с оттоновскими миниатюрами, лица, негреческие архитектурные формы — все эти элементы образуют сложный стилистический конгломерат, имеющий мало общего с чисто византийскими памятниками. Если искать аналогии этому оригинальному искусству, то их можно найти лишь в кругу провинциальных и восточнохристианских памятников, таких, например, как фрески крипты Хосиос Лукас. По-видимому, бенедиктинские монастыри в Кампании поддерживали активные связи с византийскими провинциальными монастырями, простонародная культура которых была им ближе, нежели утонченная придворная культура столицы.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...