Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Уровни образования осужденных




В предыдущей главе мы попытались окунуться в социокулыур-ную среду мест лишения свободы, изучив причины и условия ее воз­никновения, рассмотрев наиболее типичные татуировки, послушав самые распространенные тюремные песни. Однако картина социо­культурной среды мест лишения свободы и се носителей лишь на ос­нове представлений о художественных интересах, потребностях и творчестве осужденных будет неполной. Изучение уровня образова­ния современных осужденных, а также их потребности в повышении общего и профессионального образования значительно расширит наше представление о носителях субкультуры преступного мира.

Социокультурные проблемы современного российского общест­ва наиболее рельефно проявляются на особом человеческом

контингенте     преступниках,   находящихся в исправительных


учреждениях. Одни из них испытывают потребность в реализации своего конституционного права на получение образования, другие не желают продолжать его.

Какова на сегодняшний день ситуация в области образования осу­жденных, каков уровень их образования, как много лиц, лишенных свободы, желающих продолжить свое образование и по какой специ­альности, много ли тех, кто остановился в своем развитии? Ответив на эти и другие вопросы, мы попытаемся наметить пути совершенст­вования системы образования в местах лишения свободы с целью бо­лее успешной социокультурной ресоциализации осужденных.

Общее и профессиональное образование - основа любого цивили­зованного общества. В преамбуле Закона РФ «Об образовании» (1992 г.) под образованием понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обу­чающимся) определенных государством образовательных уровней (образовательных цензов)1. Понятно, что с целью развития общества государство должно заботиться о повышении образовательного уров­ня каждого его члена, поскольку «образование - есть средство, с по­мощью которого общество постоянно воспроизводи'! условия своего собственного существования»-.

21 мая 1996 года Комитет по образованию и науке Государствен­ной Думы России провел парламентские слушания на тему: «Образо­вание и национальная безопасность России», где было отмечено, что содержание одного осужденного в специальных училищах в 10-12 раз дороже, чем содержание учащегося в обычном образовательном уч­реждении начального профессионального образования.

Сегодня состояние российского образования достигло такой чер­ты, за которой оно становится важнейшим фактором, дестабилизи­рующим государство, более разрушительным, чем положение в эко­номике.

Государство, согласно закону «Об образовании», признает, что со­держание образования должно обеспечивать каждому учащемуся адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества, интеграцию личности в национальную и мировую культу-РУ-

1 См.: Закон РФ «Об образовании». М., 1992. С.2

2 Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М., 1995. С.254.


Без тщательного анализа достигнутого уровня образования опре­деленной категории населения (правонарушители, преступники, осу­жденные), негативно влияющей на уровень культуры и образования в обществе, сложно определить стратегию государства в достижении мирового уровня образования.

Для решения названной государственной образовательной задачи, сформулированной в Законе применительно к преступникам, лишен­ным свободы, необходимо определить особенности и условия, при которых эта задача выполнима.

Уровень образования осужденных в местах лишения свободы оп­ределяется:

во-первых, уровнем общего и профессионального образования, полученного ими до осуждения;

во-вторых, уровнем общего и профессионального образования, которое исправительное учреждение может организовать и предос­тавить осужденному;

в-третьих, потребностью осужденного в повышении уровня сво­его образования;

в-четвертых, спецификой требований социокультурной среды в местах лишения свободы.

Закон Российской Федерации «Об образовании» (1992 г.) с после­дующими изменениями (1996 г.) закрепил обязательность для граж­дан лишь основного общего (9 классов) образования. Требование обязательности основного общего образования применительно к кон­кретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста пятнадцати лет, если соответствующее образование не было получе­но обучающимся ранее.

Предельный возраст обучающихся для получения основного об­щего образования в общеобразовательном учреждении по очной форме обучения - восемнадцать лет. Для осужденных этот возраст может быть увеличен (ч. 5 ст. 19 Закона). О среднем (полном) общем образовании сказано лишь то, что оно является третьей ступенью общего образования в нашей стране3. Эти и другие нововведения по­служили причиной снижения уровня образования в России. Естест­венно, такая ситуация отразилась как на уровне общего, так и про­фессионального образования осужденных.

В связи с отменой обязательности среднего (полного) общего об­разования возникли дополнительные проблемы в исправительных

"ч См.: О внесении изменений н дополнении в Закон Российской Федерации «Об образовании»//Собрание законодательства Российской Федерации. 1996, №3,15

янв С.704.


учреждениях с организацией и получением осужденными среднего и высшего профессионального образования, так как не все из заклю­ченных на сегодняшний день имеют среднее (полное) общее образо­вание.

С целью совершенствования организации системы общего и про­фессионального образования и профессиональной подготовки (обу­чения) осужденных требовалось специальное изучение существую­щих различий в уровне и качестве общего и профессионального об­разования осужденных.

По данным переписей осужденных, начиная с 1970 года (после принятия Закона об обязательном всеобщем полном среднем образо­вании) по 1989 год была отмечена тенденция постоянного роста их образовательного уровня, что являлось закономерным отражением политики государства того периода в области образования населения.

С конца 80-х годов началась перестройка нашего общества, что привело к смене приоритетов в социальной поли i икс. С легализацией и расширением коммерческой деятельности, с возможностью полу­чения сиюминутной прибыли в сфере торговли престиж образования стал падать. Такая ситуация в открытой среде отразилась и на обра­зовательном уровне лиц, лишенных свободы. Естественный в течение многих лет рост уровня образования осужденных в 1989 году прекра­тился, а в 1994-1995 годах начался его спад, который продолжается и сегодня.

Так, например, в 1989 году (по данным специальной переписи) доля отбывавших наказание осужденных с образованием до 9 или 9 классов в колониях общего и усиленного режимов составляла 36,2%, в колониях строгого режима - 29,4% (из-за небольшого процента осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях особого режима - 6,4%, исследования в данном виде режима нами не проводились); с образованием 11 классов соответственно - 53,0 и 65,7%; имели высшее образование - 1,7 и 0,5%.

А по данным Всероссийской контрольной переписи осужденных 1994 года, 40% из их числа в колониях общего режима имели до 9 или 9 классов (основное общее) образования и 26.1% из числа осуж­денных к лишению свободы в колониях строгого режима. Среднее общее (полное) образование получили 44,2% осужденных, находив­шихся в колониях общего режима, и 67% осужденных, содержавших­ся в колониях строгого режима. Высшее образование имели 1,2% осужденных к лишению свободы в колониях общего режима и 0,5% -

 


в колониях строгого режима.

Сравнивая эти показатели, можно констатировать, что в 1994 году по сравнению с 1989 годом количество осужденных (это число принимаем за 100%), имевших среднее общее (полное) образование в колониях общего режима, снизилось на 20,0%, а в колониях строгого режима их количество практически не изменилось. Такую ситуацию с осужденными, отбывавшими наказание в колониях строгого режима, на наш взгляд, можно объяснить неоднократным и (или) длительным пребыванием рецидивистов в учреждениях исправительной системы, где они ранее обязательно получали среднее образование.

Еще более удручающая картина резкого падения за последние го­ды уровня образования у несовершеннолетних осужденных. Пред­ставляется целесообразным более подробно остановиться на анализе уровня образования несовершеннолетних, поскольку ситуация в этой области существенно влияет на показатели рецидивной преступно­сти, и, в целом, на профилактику преступности несовершеннолетних в стране.

Так, если, по материалам переписи 1989 года, осужденные, отбы­вавшие наказание в воспитательно-трудовых колониях, имели: в пре­делах начального образования - 18,9%, неполное среднее - 69,5%, среднее общее - 10,6%, то уже. по данным переписи 1994 года, средний образовательный уровень (баллы) несовершеннолетних осужденных снизился на 10,7% и упал ниже уровня 1970 года (имеют в пределах начального образования - 34,6%, неполного сред­него - 58,5% и среднего - 6,1%).

Закон "Об образовании" (1992 г.), а также внесенные в него изме­нения и дополнения (1996 г.), законодательно закрепили снижение уровня обязательного образования в стране со среднего (полного) общего до основного общего образования.

Таким образом, государство, принуждавшее ранее к бесплатному всеобщему среднему полному образованию, предоставило гражданам свободный выбор в принятии решения о получении того или иного уровня образования. В результате этой, казалось бы, гуманно-демократической акции уже в 1996-1997 учебном году по различным причинам не сели за парты 800 тыс. школьников в возрасте 6-17 лет (из них около 300 тыс. в возрасте 6-15 лет), оказав­шись в свободное время на улице безнадзорными, что и привело мно­гих из них на скамью подсудимых, а затем и в колонию. С 1991 но 1996 годы количество осужденных к лишению свободы.(лиц школь-


ного возраста, которые нигде не учились и не работали) увеличилось в абсолютных цифрах в 2,5 раза. Распределение по юдам общего числа несовершеннолетних осужденных, не работавших и не учив­шихся, следующее: 1991 год-23,1%, 1992 год -27, 1%, 1993 год -34,5%, 1994 год - 38,2%, 1995 год - 40,1%, 1996 год - 40,6%, из них одна треть - неполучившис основного общего (9 классов) образова­ния.

В первом полугодии 2000 года количество несовершеннолетних, отбывающих наказание в воспитательных колониях, не работавших и не учившихся, т.е. без определенного рода занятий, составило 48,5%. Из всех воспитанников колоний 24,4% имели к моменту осу­ждения лишь начальное образование, 50,2% - основное общее,!9,0% - среднее (полное) общее образование, 5,7% - среднее профессио­нальное и только 0,7% - высшее.

По данным Государственной статистической отчетности Мини­стерства юстиции РФ (форма № 12), в среднем ежегодное увеличение количества несовершеннолетних осужденных за последние шесть лет составило 7,4%.

Как видно из объективных цифровых показателей, в последние годы абсолютное число категории осужденных несовершеннолет­них, нигде не учившихся и не работавших, неуклонно растет. Конеч­но, путь интеллектуального развития человека долог и труден, а ма­териальное вознаграждение за него не всегда сиюминутно, поэтому иные несовершеннолетние находят более быстрые способы 5арабо-тать, но, к сожалению, минуя закон.

Эта ситуация опасна уже потому, что может нарушиться баланс, допустимое равновесие между молодыми людьми, желающими полу­чить образование более высокого уровня, и теми, кто решил его за­кончить лишь на начальных стадиях. Дальнейшее расслоение нашего общества по уровню образования приведет к более глубоким и сложным социальным процессам. Например, к появлению небольших сообществ со своей субкультурой, а значит, образом мыслей, чувств, образцами поведения. Но, как мы уже знаем, не всегда такие сообще­ства позитивно настроены по отношению к другим согражданам страны и в целом общества. Недовольство, дискомфорт, несправед­ливость, зависть, бедность - материальная и духовная, жадность, психологическая незащищенность - это то, что по существу и являет­ся причинами преступности. Расслоение общества по уровню образо­вания, безусловно, способствует обострению всех этих негативных


качеств.

Сегодня темпы роста правонарушений среди несовершеннолетних в 15 раз опережают общие показатели темпов роста взрослой пре­ступности (в 198! г. в преступлениях участвовало 100 тыс. подрост­ков, в 1991 г. - 159 тыс., в 1993 г. - уже 203 тыс.)- В 1999 году закон­чился шестилетний период (1993-1998 гг.) некоторой стабилизации ситуации и даже снижения числа преступлений, совершаемых несо­вершеннолетними и при их соучастии. Количество преступлений почти сравнялось с уровнем 1995 года (209,8 тыс.) и составило 208,3 тыс. Однако по данным ГИЦ МВД России, по сравнению с 1998 годом, за 1999 год число преступлений, совершенных подрост­ками, возросло на 10% (со 189,3 до 208,3 тыс.), а количество несо­вершеннолетних участников преступлений - на 11,3% (со 164,8 до 183,4тыс.у.

Каждый четвертый несовершеннолетний правонарушитель сего­дня - учащийся школы, а каждый пятый - нигде не учился и не рабо­тал. С 1995 года по 1999 год число несовершеннолетних учащихся и студентов, принимавших участие в преступлениях, увеличилось на 7,3%. В ближайшее время можно ожидать еще более существенный рост этого показателя, так как на 54,1% (с 371,6 до 572,7 тыс.) увели­чилось количество учащихся общеобразовательных школ и на 50,5% (со 162,8 до 245,1 тыс.) - иных учебных заведений, доставленных в органы внутренних дел за противоправную деятельность. Более того, 49,3 тыс. подростков, доставленных в 1999 году в органы внутренних д'зл, не имели даже начального образования!

Тревожит и тот факт, что за последние пять лет число неработаю­щих и неучащихся несовершеннолетних - участников преступлений увеличилось на 2,0%. Резервом преступников указанной категории можно считать и возросшую на 9,4% армию неработающих и неуча­щихся подростков, доставленных в милицию по различным основа­ниям.

Кроме того, продолжает оставаться высокой криминальная актив­ность детей в возрасте до 14 лет: в 1999 году количество подростков, совершивших общественно опасные деяния, по которым уголовные дела были прекращены или в их возбуждении было отказано в связи с недостижением возраста привлечения к уголовной ответственности,

4 См Преступность несовершеннолетних в России (1995-1999 гг.) М ГИЦ

МВД России, 2000


составило 106,2 тыс. Следует отмстить, что по приговорам судов не все несовершеннолетние правонарушители осуждаются к лишению свободы, эта мера наказания применяется не более чем к 50% данной категории преступников. За последние шесть лет количество несо­вершеннолетних осужденных к лишению свободы выросло в 1,5 раза, рецидивная преступность среди несовершеннолетних за тот же пери­од возросла более чем в 3,5 раза!

Таков результат государственной политики в области образования, законодательно закрепленного снижения уровня обязательного обра­зования для граждан страны, что, безусловно, является показателем общей культуры подрастающего поколения.

Как видим, незанятость учебой из-за отсутствия потребности в обучении либо невозможности ее оплачивать, отсутствие достойной работы в силу возраста, а также низкого уровня общего и неполучен­ного профессионального образования приводят многих несовершен­нолетних к противоправному поведению, к «преступной» работе, влекущей за собой уголовное наказание в виде лишения свободы.

Пока, к сожалению, не изменило общей ситуации в стране и при­нятие в июне 1999 года Закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Принятие закона не может гарантировать быстрых и положительных результа­тов, поскольку на практике еще не отработаны механизмы взаимо­действия всех субъектов - органов и учреждений системы профилак­тики.

Как изменился уровень образования осужденных за последние годы?

Сравнительный анализ материалов Специальной переписи 1989 года и Всероссийской контрольной переписи осужденных 1994 года позволяет утверждать, что за период с 1989 по 1994 годы снизился образовательный уровень как взрослых, так и несовершен­нолетних осужденных.

Этот вывод соответствует итогам нашего исследования в исправи­тельных учреждениях.

Особый интерес представляют данные об уровне образования не­совершеннолетних правонарушителей, отбывавших наказание в вос­питательных колониях. Из общего количества обследованных (4503 осужденных) 68,1% не имеют основного общего образования, причем в некоторых регионах эта цифра значительно выше средних показателей. Так, в Краснодарском и Красноярском краях, а также в


Омской области число несовершеннолетних правонарушителей, не закончивших 9 классов, составляет соответственно 89,4, 83,6 и 80,5%. Лишь 3,7% от общего числа несовершеннолетних закончили 11 классов и получили аттестат о среднем (полном) общем образова­нии.

Эти цифры свидетельствуют в целом о низком уровне общего об­разования несовершеннолетних и его различиях. Понятно, что в этой ситуации (с целью выравнивания осужденных по уровню обще­го образования как обязательное условие их последующего профес­сионального роста) общеобразовательные школы в воспитательных колониях не только должны быть сохранены, но и организационно и методически усилены, с целью выполнения чрезвычайно важной за­дачи по ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей.

Тяжелый, болезненный переход страны к новым экономическим отношениям всех субъектов общества создаст все новые и новые про­блемы и в организации обучения, воспитания, жизни в местах лише­ния свободы.

Современная социально-экономическая ситуация в стране сущест­венно сказывается на работе всей уголовно-исполнительной системы. Несмотря на незначительное снижение (по официальной статистике) роста прсс!упности за последний год, количество убийств и других тяжких преступлений против ллчности неуклонно растет. Однако наше общество сегодня не готово инвестировать деньги в необходи­мом количестве на решение комплекса проблем, связанных с профи­лактикой и борьбой с преступностью, условиями содержания осуж­денных и совокупностью мероприятий, направленных на их рссо-циализацию. Именно поэтому в настоящее время в учреждениях уго­ловно-исполнительной системы осложнились условия для реализации осужденными своих конституционных прав, в том числе и на получе­ние профессионального образования

Произошла серьезная деформация системы подготовки, повыше­ния квалификации и переподготовки осужденных не только на про­изводстве, но и в сфере учреждений профессионального образования. Но, как не парадоксально, сегодня одни решают вопрос о необходи­мости профессионального образования и профессионального обуче­ния осужденных; другие убеждены в его обязательности, но не зна­ют, кому это надо. Какие категории осужденных по возрастным, психологическим особенностям, образовательному уровню, а также по режиму содержания испытывают потребность в дальнейшем про-


фсссиональном образовании?

Целью настоящего исследования являлось изучение условий, по­зволяющих эффективно функционировать системе профессионально­го образования осужденных, а также факторов, препятствующих дан­ному процессу. Кроме того, одной из задач научной работы было вы­явление профессиональных потребностей осужденных, отбывающих наказание в различных режимах содержания. Для этого были разра­ботаны: методика сбора информации, позволяющая изучить органи­зацию образовательного процесса в колониях, уровни общего и про­фессионального образования осужденных; персональный опросник для изучения профессиональных потребностей осужденных; специ­альный психологический тест для сопоставления объективных и субъективных данных о профессиональных возможностях осуж­денных. Исследование было организовано в различных регионах, информация была получена из 36 колоний 12 регионов России, обследовано 43538 осужденных.

На наш взгляд, изучение современных проблем организации об­щего и профессионального образования осужденных не может ограничиваться каким-либо одним уровнем проблем социологическим, экономическим, правовым или финансовым, психологическим или псдагошчсским. В основу научного анализа ситуации должен быть положен принцип системного подхода.

Изменилась правовая регламентация организации профессиональ­ного образования в исправительных учреждениях. В соответствии с Конституцией РФ государство гарантирует «общедоступность и бес­платность дошкольного, основного общего и среднего профессио­нального образования в государственных или муниципальных обра­зовательных учреждениях»5.

Закон Российской Федерации «Об образовании» (1992,1996 годы) «для граждан, содержащихся в воспитательно-трудовых и исправи­тельно-трудовых учреждениях, администрацией этих учреждений и государственными органами управления образованием создаются условия для получения основного общего и начального профессио­нального образования, профессиональной подготовки, а также само­образования»6.

3 Конституция Российской Федерации П 2 ст 43

''О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «Об образовании». М, 1996.

П- 12 ст. 50.


Более того, «государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального об­разования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего про­фессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципаль­ных образовательных учреждениях в пределах государственных об­разовательных стандартов, если образование данного уровня гражда­нин получает впервые»7. Данная правовая норма распространяется и на осужденных. Однако осужденные в нашей стране находятся в бо­лее выгодном положении по сравнению с обычными учащимися, по­скольку предельный возраст получения основного общего образова­ния законом не установлен и, более того, они могут бесплатно полу­чить профессиональное образование по нескольким специальностям, а единственным условием «конкурса» на зачисление в образователь­ное учреждение для них является судимость.

В свою очередь, в Законе Российской Федерации «Об учреждени­ях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» на уголовно-исполнительную систему возложена задача обеспечения общего профессионального образования и профессио­нального обучения осужденных8. Следовательно, «осуществлять об­щее и профессиональное образование и профессиональное обучение» осужденных должны учреждения, исполняющие наказания9. (Поня­тие «профессиональное образование» предполагает получение про­фессии в образовательном учреждении. Под термином «профессио­нальное обучение» понимается индивидуальное или бригадное обу­чение специальности непосредственно на производстве.)

Однако реализация конституционного права граждан в получении среднего профессионального образования в условиях исправитель­ных учреждений для большинства осужденных сегодня проблема­тична в силу ряда причин.

Во-первых, среднее профессиональное образование базируется на неоконченном среднем общем (9 классов), а также на полном сред-

7 О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «Об образовании». М., 1996. П. 3 ст. 5.

к См.. Закон РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы». П. 3 ст.2.

9 См.: Там же. П. 3 ст. 13.


нем общем образовании (11 классов), получение которого с 1992 года стало необязательным,

Во-вторых, снижение обязательного уровня общего образования, а также перестройка финансово-экономической системы в нашей стра­не повлекли за собой сокращение школ и ПТУ в учреждениях, ис­полняющих наказание (в 1994 году закрыто 4 ПТУ в УИС).

В-трстьих, «новые русские осужденные» имеют крайне низкий уровень общего образования (9 классов и менее), что не позволит им перейти к следующей ступени их профессионального роста.

В-четвертых, в настоящее время учебный процесс профессиональ­ных училищ колоний предполагает предоставление осужденным только начального профессионального образования независимо от уровня общего (9 или 31 классов).

По данным исследования, в колониях общего режима из 19591 осужденного 13% имеют неполное основное общее образование (до 9 классов), 30,2% - основное общее (9 классов), 52,5% осужден­ных успели получить среднее (полное) общее образование (II клас­сов), а 13,5% из них уже имеют среднее профессиональное образова­ние, лишь у 2,1% осужденных - высшее образование, оставшиеся 2,2% приходится на психически неполноценных и безграмотных.

Таким образом, потенциальных претендентов на получение сред­него профессионального образования - 39% из числа обследованных осужденных, находящихся в колониях общего режима. Однако, как показывают результаты анкетного опроса, не все из них хотели бы повысить свой профессиональный уровень. К сожалению, таких же­лающих оказалось ничтожно мало - 7,1% от числа осужденных, имеющих полное среднее образование и не имеющих среднего про­фессионального образования, что составляет 2,8% от числа обследо­ванных осужденных, отбывающих наказание в колониях общего ре­жима.

Анализ уровня образования осужденных в колониях строгого ре­жима позволяет утверждав, что из 19444 человек только 11,5% име­ют неоконченное основное общее (до 9 классов), 21,6% - основное общее образование (9 классов), 59,7% смогли получить среднее (пол­ное) общее образование (11 классов), а 10,0% из них имеют среднее профессиональное образование и у 0,9% осужденных - высшее обра­зование, 6,3% составляют психически неполноценные и безграмот­ные.

Следовательно, потенциальных претендентов на получение срсд-


него профессионального образования выявлено 49,7% из числа об­следованных осужденных, находящихся в колониях строгого режима. Но хотят получить среднее профессиональное образование, по дан­ным нашего анкетного опроса, лишь 18,6% от числа осужденных, имеющих полное среднее образование и не имеющих среднего про­фессионального образования, что составляет 9,2% от числа обследо­ванных осужденных, отбывающих наказание в колониях строгого режима.

В общем же, из 39035 опрошенных осужденных, находящихся в колониях общего и строгого режимов, лишь 12% хотели бы получить среднее профессиональное образование, имея для этого необходимую общеобразовательную базу, причем таких осужденных, содержащих­ся в строгом режиме, в 3,3 раза больше, чем в колониях общего ре­жима.

Задача повышения общекультурного, образовательного уровня осужденных осложняется и еще одним обстоятельством. Сравни­тельный анализ статистических данных показывает, что осужденные, отбывающие наказание в колониях строгого режима и желающие продолжить свое профессиональное образование по сравнению с осужденными, содержащимися в колониях общего режима, старше на 10 лет. Если в колонии общего режима возраст этой группы лиц 21-25 лет, то в колонии строгого режима - 31-35 лет.

Это различие, на наш взгляд, можно объяснить тем, что в колони­ях общего режима отбывает наказание более молодое поколение, вы­росшее в период перестройки. Оно пыталось зарабатывать деньги не ia счет своей профессиональной квалификации, а используя финан­сово-правовую нестабильность существующих рыночных отношений, в большинстве случаев его теневых сторон. Жить таким образом, по их мнению, можно и без образования. Многие из них, как показал наш анкетный опрос осужденных, желая работать после освобожде­ния в коммерческих структурах менеджерами, брокерами, фермерами и т.п., не считают для себя необходимым получить какую-нибудь профессию, повысить свой образовательный и культурный уровень.

Осужденные, отбывающие наказание в колониях строгого режима, относятся более серьезно к своему профессиональному образованию в силу большего жизненного опыта, осознания современной социаль­но-экономической ситуации и своего места в обществе.

Отказ подростков еще на свободе от посещения общеобразова­тельной школы и как одна из причин омоложение подростковой пре-


ступности - таковы последствия столь высокого процента малогра­мотных воспитанников колоний.

Целью нашего исследования являлся комплексный анализ общего и профессионального образования у лиц, отбывающих наказание. По данным исследования, 45,4% осужденных, находящихся в колониях общего режима, в данный момент не имеют профессии, из них 70% закончили не более 9 классов. Среди осужденных, отбывающих нака­зание в колониях строгого режима, 27,6% не определились профес­сионально, из них более 50% имеют общее образование до 9 классов.

Однако трудовые навыки по уже имеющимся профессиям, полу­ченные осужденными до лишения свободы или в колониях, при рас­пределении их по учреждениям для исполнения наказания, к сожале­нию, не учитываются. Включение осужденного в трудовой процесс, реализованная возможность продолжения его образования по вы­бранной ранее специальности - это и психологическая поддержка, и одобрение, и удовлетворение от осознания своей необходимости, это и уверенность в возвращении. Безусловно, использование уже имею­щегося общего и профессионального уровня у осужденных - одна из центральных задач на пути их социокультурной рссоциализации.

По данным исследования, среди осужденных, отбывающих нака­зание в колониях общего режима, имеющих общее среднее образо­вание и профессиональную подготовку, только 14,8% используются по специальности, полученной до осуждения. А среди лиц, имеющих полное среднее и среднее профессиональное образование, лишь 14,4% востребованы в трудовой деятельности по имеющейся у них специальности. Из числа осужденных с высшим образованием рабо­тают в колонии по специальности всего 18%. Аналогична информа­ция о трудоиспользовании по ранее полученным специальностям осужденных, находящихся в колониях строгого режима. Из осужден­ных, имеющих неоконченное среднее образование и профессиональ­ную подготовку, работают по специальности всего 17%. А из тех, кто завершил среднее общее образование и имеет профессиональную подготовку, работают по специальности, полученной до осуждения -21,4%. Осужденные, имеющие полное среднее и среднее профессио­нальное образование, используются по освоенной ими профессии -18,6%. Из числа осужденных с высшим образованием работают в колонии по своей специальности 24,3%.

Нельзя не отметить положительную тенденцию: как видно из при­веденных данных, процент предоставления работы по полученной


ранее специальности выше у лиц, имеющих высшее образование -специалисты нужны везде, что вполне закономерно.

В то же время государство, предоставляя осужденным возмож­ность получить иную, новую профессию, подчас вторую, третью и даже четвертую, и причем бесплатно, создает условия для превраще­ния осужденного во всесторонне развитую гармоническую личность с высоким уровнем профессионального образования по ряду профес­сий. Для государства это дорого, но, организуя систему образования в исправительных учреждениях таким образом, оно дает осужденным шанс избрать для себя путь скорейшей ресоциализации.

Одним из главных объектов совершенствования процесса образо­вания является обучаемый субъект - сам осужденный, его индивиду­ально-психологические особенности.

На личностном уровне было проведено психологическое тестиро­вание 200 осужденных (по случайной выборке), находящихся в коло­ниях общего и строгого режимов. Использован рисуночный тест, по­зволяющий на бессознательном уровне определить психологическую направленность личности на реализацию своих потенциальных спо­собностей в различных видах деятельности, т. е. выявляющий сов­падение психофизиологических возможностей осужденных с их про­фессиональными потребностями.

Было выделено шесть типов индивидуально-типологических раз­личий по характеру, активности и отношению к деятельности, в том числе и профессиональной. Из них к «доминирующему» типу можно отнести 25,4% осужденных, к «ответственным исполнителям» - 9,2%, «тревожно-мнительным» - 16,2%, к «рациональному» типу - 12,7%, к «интуитивному» - 14,5% и к «творческому» - 22,0%.

По характеру отношения к деятельности, профессиональной ак­тивности и, прежде всего, по желанию продолжить свое профессио­нальное образование выявлено следующее: преобладает «домини­рующий» тип - 64% осужденных, из них 14% не имеют профессии; на втором месте - «рациональный» - 59%, из них не имеют профессии -23%; на третьем - «тревожно-мнительный» - 57%, из этого количества 38% осужденных не имеют профессии; на четвертом - «интуитив­ный» - 56%, без профессии - 14%; на пятом - «ответственный испол­нитель» - 44%, все осужденные этого типа имеют профессию; и на шестом - «творческий» - 42%, из них 19% не имеют профессии.

Доминирующий тип - потенциальные руководители и они не стремятся приобрести рабочую специальность, большинство из них


хотят получить высшее образование и работать в коммерческих структурах (иметь свое дело, быть менеджером, брокером, фермером и т.п.). Среди осужденных этого типа, как показал анализ, 50% хотят получить иную профессию.

Рациональный тип - осужденные данного типа ориентированы на современные социально-экономические условия жизни, хотят полу­чить такую профессию, на которую в настоящее время есть спрос (специальности для работы в коммерческой структуре, программисты ЭВМ, водители и т.п.).

Из этих осужденных 36% желают получить вторую профессию. Тревожно-мнительный тип - те из них, кто не имеют профессии, стремятся получить хотя бы какую-нибудь, чтобы иметь средства к существованию, а те из них, у кого уже есть профессия (в большин­стве случаев не одна), хотели бы на всякий случай приобрести еще, так как представители этого типа легко могут поменять как место ра­боты, так и специальность (какую специальность хотят получить, они, как правило, не знают). Дополнительную профессию не прочь получить 19% осужденных этого типа.

Интуитивный тип - отлично понимают, что, не имея профессии или имея ту, на которую в настоящее время нет спроса, прожить дос­таточно сложно, поэтому стремятся получить конъюнктурную специ­альность (будет меняться спрос - будут менять профессию). Среди них 42% хотят поменять профессию.

Ответственный исполнитель - качественно и ответственно выпол­няют свою работу, редко меняют направление выбранной профессии, хотят повышать свою квалификацию и образовательный уровень. Среди тех, кто изъявил желание получить профессиональное образо­вание (44%), нет ни одного, кто не имел бы профессии.

Творческий тип - обладают творческими, художественными или иными способностями. Стремятся повысить свою квалификацию или получить образование, соответствующее их способностям. Среди них 23% хотят повысить образовательный уровень.

Результаты психологического тестирования подтвердили данные анкетирования осужденных, их осознанных ответов о своих профес­сиональных потребностях, а также статистических показателей ин­формации, полученной из двенадцати регионов России.

Однако следует учитывать, что выявленные типологические осо­бенности проявляются при нормальном развитии психики. В против­ном случае, индивидуальные особенности могут быть реализованы


антисоциальным, неприемлемым путем, вплоть до преступной дея­тельности, что может привести к рецидиву. В связи с этим количест­во осужденных, обладающих потенциальными возможностями ре­ально получить образование, будет значительно меньше, так как ано­мальное психическое развитие не позволит им реализовать свои про­фессиональные желания и потребности.

Характерно, что из всех 200 обследованных осужденных в Рес­публике Карелия 20% не имели профессии до осуждения. К этому стоит добавить и то, что из 2819 осужденных, отбывающих наказание в колониях общего и строгого режимов этой Республики, 59% (!) до осуждения не рабо(али. а значит, большая часть из них не имели средств к существованию. На первый взгляд, пар

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...