Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

В теории и практике А.С. Макаренко




Анализируя возможные пути социокультурной рссоциализации преступников, возвращение к научно-практическому наследию совет­ского педагога А.С. Макаренко обусловлено, с одной стороны, его большим, самоотверженным трудом по теоретическому осмыслению н практической реализации системы перевоспитания молодежи. С другой - движением перестроечных процессов в жизни нашего обще­ства, приводящих к необходимости поиска иных подходов к процессу исправления не только несовершеннолетних правонарушителей, но и


взрослых осужденных, а также реформой уголовно-исполнительной системы России.

Сегодня общепризнанно, что А.С. Макаренко явился одним из ос­новоположников теории исправления и перевоспитания правонару­шителей. Ею псдаго! ические идеи были полностью им реализованы в работе с беспризорниками, бродягами, правонарушителями в коло­нии им М. I орького и в коммуне им. Ф.Э. Дзержинского в 20 - 30-с годы XIX столетия.

В теории, и даже в большей степени на практике, Антон Семено­вич большое внимание уделял проблемам использования по!снциала искусства, кулыуры, эстетики в решении стоящих перед ним много­трудных задач по исправлению правонарушителей. Его коллеги часто не понимали, не принимали, искажали, а порой и препятствовали распространению его идей и опыта. И это не случайно - ведь он опе­редил время.

Сегодня. спус1я более полувека, нельзя утверждать, чю интерес­нейший опыт педагога в данной области хорошо изучен. Выводы о том, что А.С. Макаренко внес существенный вклад в развито теории и практики политического, трудового, нравственного, правового, фи­зического и эстетического воспитания, оали банальностью. Однако его опыт по использованию искусства, культуры, эстетики в работе с правонарушителями изучен недостаточно, а подчас односторонне

Б.Т. Лихачев и Л.Ю. Гордин, Б.В. Кумарин и В.А. Ширяев. Е.Н. Медынский и В.А. Сухомлинский. В.Е. Гмурман и др. в первую очередь обращали внимание на идею А.С. Макаренко о воспитатель-; ном коллективе как основу целостной системы формирования "ком­мунистической" личности. Безусловно, понимание коллектива не как объекта воспитания, а как субъекта в целостном педагогическом про­цессе явилось открытием, а детально разработанная методика органи­зации такого коллектива стала реальным воплощением его в практи­ку.

"Практическая реализация идеи воспитательного коллектива по­ставила на повестку дня и позволила принципиально по-новому ре­шить целый комплекс новых и традиционных проблем воспитания-диалектики цели и средств формирования личности; соотношения теории морали и упражнений в нравственном поведении; воспитания сознательной дисциплины и развития ученического самоуправления, соединения в целостном педагогическом процессе учения, труда, об­щественно-политической, физкультурно-спортивной, клубной изби­рательной творческой деятельности воспитанников, организации их


культурного быта и здорового образа жизни»11.

Исправительно-трудовая педагогика, конечно, изучала его опыт и развивала концепцию педагога.

Положения А.С. Макаренко о том, что к исправлению и перевос­питанию каждого правонарушителя необходимо подходить с опти­мистических позиций; перевоспитание возможно в коллективе и че­рез коллектив; труд является одним из основных средств исправления и перевоспитания правонарушителей, стали близки и понятны со­трудникам исправительно-трудовых учреждений.

Однако взгляды и убеждения А.С. Макаренко в области социо­культурной ресоциализации воспитанников исправительных учреж­дений изучены пока недостаточно. В свое время, когда А.С, Мака­ренко, после долгих лет забвения, вдруг стал «цитируемым», в книге "Теория коммунистического воспитания" Б.Т. Лихачев9 лишь харак­теризует представления А.С. Макаренко о проблемах эстетического воспитания, более подробно останавливаясь лишь на опыте органи­зации клубной работы в колонии им. М. Горького.

На исправительно-трудовую педагогику и исправительные учреж­дения богатейший опьп эстетического воздействия на правонаруши­телей как средство их перевоспитания не оказал.

По существу, серьезных научных работ, обобщающих взгляды и убеждения А.С. Макаренко в области социокультурной ресоциализа­ции правонарушителей, нет

Вместе с тем, на наш взгляд, Антон Семенович создал основу сис­темы социокультурной ресоциализации правонарушителей, как нс-огъемлемой, но достаточно самостоятельной части всего многослож­ного процесса их перевоспитания.

Критикуя педологов за отсутствие какой-либо цели в их деятель­ности, А.С. Макаренко придавал этому огромное значение. Он не принимал размытые и нечеткие цели воспитания, предлагаемые в то время Наробразом: «В начале революции наши педагогические писа-1сли и ораторы, разогнавшись на западноевропейских педагогиче­ских трамплинах, прыгали очень высоко и легко "брали" такие идеа­лы, как "гармоническая личность". Потом они заменили гармониче­скую личность "человеком-коммунистом", в глубине души успокаи-

* Развитие идей АС. Макаренко в теории и методике воспитания / Пол ред. R М. Коротова М.: Педагогика, 1989. С. 5

9 Лихачев Б.Т. Теория коммунистического воспитания: Опыт методологического

исследования М Педагогика, 1974.

 


вая себя соображением, что это "все равно". Иногда они расширяли идеал и возглашали, что мы должны воспитывать "борца, полного инициативы"1".

Макаренко понимал, что педагогу-практику такие цели были бес­полезны, а «практическое использование подобных цслсвыражсний делалось совершенно невозможным. Абстрактный идеал, как цель воспитания, неудобен для нас не только потому, что идеал вообще недостижим, но и потому, что в сфере поступка очень запутаны меж­дуидеальные отношения»11. Он был убежден, что подобные выраже­ния цели воспитания являлись лишь доказательством "полного отры­ва от всякой практики" и ничего не могли создать "в живой жизни и в живой нашей работе".

В своей же деятельности, перед единомышленниками, А.С. Мака­ренко выдвигал конкретные, понятные, реально выполнимые цели воспитания на основании заказа общества. "Я убежден, - писал А.С. Макаренко, - что цель нашего воспитания заключается не только в том, чтобы воспитать человека-творца, человека-гражданина, спо­собного с наибольшим эффектом участвовать в строительстве госу­дарства. Мы должны воспитать человека, который обязан быть сча­стливым"12. И далее все было разложено Макаренко на близкие и да­лекие цели и перспективы без "общих возгласов, патетических вос­клицаний и "революционных" фраз", хотя сам искренне и горячо ве­рил в необходимость "коммунистического воспитания", "коммуни­стического поведения, нравственности".

Итак, цель определена, она относилась ко всему сложному про­цессу исправления и воспитания.

Конечная цель воспитания "нового человека" у А.С. Макаренко эстетична по своему содержанию. "Человек-творец" - таков желае­мый и возможный итог воздействия "совокупности разнообразных средств и методов, пробуждающих и развивающих в человеке эсте­тическое отношение к жизни, к литературе и искусству, способность предъявлять к ним высокие требования"1', творить, эстетически пре­образуя окружающую действительность, совершенствуя продукты производства, человеческие отношения.

10 Макаренко А.С. Соч. Т. 5. С. 325.

11 Там же. С. 442.

12 Там же. С. 308.

3 Основы эстетического воспитания: Пособие для учителя / Под ред. Н.А. Ку-

шаева. М.: Просвещение. 1986. С.7.

 


Человек-гражданин, способный с наибольшим эффектом участво­вать в строительстве государства, лишь тот, считал А.С. Макаренко, кто эстетически и художественно развит: неординарность и творче-скость мышления приносят человеку успех и в области общественно-политических отношений.

«Счастливый человек» прежде всего эстетичен, сочетающий в се­бе духовное богатство (высокоразвитые духовно-практические, тео­ретические, эстетические способности), моральную чистоту и физи­ческое совершенство»'4, он гармоничен, а потому свободен и раско­ван.

Удивительно, но макарснковская трактовка цели воспитания под­растающего поколения (в данном случае он не считал необходимым выделять правонарушителей) 20 - 30-х годов чрезвычайно актуальна и в современных условиях.

Очень важно и то, что А.С. Макаренко хотел видеть в этом конеч­ный результат педагогического воздействия не только обычных школьников, но и правонарушителей, бродяг, беспризорных.

Очевидно, сегодняшние правонарушители - воспитанники специ­альных школ, специальных училищ, колоний - в большинстве своем несравнимы с голодными, бездомными, раздетыми (хшя уже есть и такие) мальчиками и девочками 20 - 30-х годов. Они воспринимали пребывание в макаренковских колонии и коммуне как поддержку, как протянутую руку помощи в виде иных, несравненно лучших ус­ловий их жизни, труда, быта. Направление же ссюдня преступника в исправительное учреждение является для него тяжким наказанием, позорящим его на всю жизнь фактом, атом общественного осужде­ния и вынужденной изоляции.

Безусловно то, hi о объединяет всех правонарушителей во все вре­мена, в любом обществе - это его отторжение и отчуждение от обще­ства, и на этой почве прогрессирующие душевный дискомфорт, эмо­циональная нестабильность, озлобленность, подавленность, агрессия, жестокость, апатия.

Понимая и остро чувствуя это, А.С. Макаренко сначала должен был "вправлять души" у правонарушителей, "сделать их вместимыми в жизни, то сеть подлечить, наложить заплаты на характеры... '"5 Он считал обязательным создание "мажорного" тона в коллективе.

Там же. С- 7.

11 Макаренко Л.С. Соч., 1957. Т. 5. С. 438.

 


Однако этого было недостаточно. Для него еще важно было, что­бы каждый воспитанник видел и ощущал не только сегодняшнюю, но и завтрашнюю радость: "Даже самый никчемный человечишка, ес­ли видит перед собой...пусть и самую скромную перспективу... начи­нает и себя раскладывать по определенным этапикам, веселее смот­рит вперед"16. Объяснить, показать, "заразить" реальной перспекти­вой, смыслом жизни, а затем, преодолевая трудности, двигаться к этой цели бодро и весело, в "мажорном" тоне - так стояла самая эсте­тичная задача перевоспитания несовершеннолетних правонарушите­лей, которую А.С. Макаренко успешно реализовывал на практике, благодаря, по существу, системности эстетического воздействия.

Сам А.С. Макаренко не говорил о своей системе эстетическою воздействия на несовершеннолетних правонарушителей. Однако эс­тетическое, художественное культурное воспитание и образование пронизывало всю жизнь колонистов и коммунаров макаренковских исправительных учреждений. Рассмотрение же системы эстетическо­го воздействия у Макаренко в отрыве от его целостной педагогиче­ской теории обусловлено необходимостью как в теоретическом, так и в практическом плане специального, тщательного изучения ориги­нальных идей социокультурного характера.

В педагогической концепции А.С. Макаренко обязательными и глубоко продуманными были: эстетика и культура быта воспитанни­ков, эстетика их трудовой деятельности, культура общения, поведе­ния, внешнего вида. Художественное воспитание, образование счита­лось важнейшим фактором целенаправленного эстетического воздей­ствия на личность правонарушителя. Рассмотрим более подробно ка­ждое направление в этой системе.

Знаменитый макарснковский метод "взрыва" первоначально был основан на использовании силы эстетического воздействия комплек­са средств по организации социокультурной среды. Метод "взрыва" был впервые применен им по отношению к новичкам, "как мгновен­ное воздействие, переворачивающее все желания человека, все сю стремления"12.

К приему нового пополнения усердно готовились, продумывалась каждая мелочь, необходимая деталь спальни, рабочие места, классы, цветы, зеркала и т. д, Собирали беспризорных ночью, «а на другой день, в 12 часов, вся коммуна с оркестром (у нас был очень хороший

6 Там же. С. 439.

2 Макаренко А.С. Соч.. 1997. Т. 5. С. 250.


большой оркестр, 60 белых труб) со знаменем, в парадных костюмах с белыми воротниками, с наивысшим шиком, с вензелями и т.д., вы­страивалась в шеренгу у вокзала, и, когда этот отряд, запахивая свои кафтаны, семеня босыми ногами, выходил на площадь, сразу разда­валась музыка... Когда их приводили в коммуну, они отправлялись в баню и выходили оттуда подстриженные, вымытые, одетые в такие же парадные костюмы с белыми воротниками. Затем на тачке приво­зилась их прежняя одежда, поливалась бензином и торжественно сжигалась»13. Такой прием, костер, новые спальни, уважительное об­ращение, новая дисциплина, не лишенная красоты, удивляли и навсе­гда оставляли сильное впечатление в начале пути к своей реальной перспективе.

Именно так начинался у А.С. Макаренко процесс перевоспитания правонарушителя: с помощью эстетики и метода "взрыва", который с первых же минут поднимал, возвышал и пробуждал в нем духовное человеческое начало.

В современных исправительных учреждениях также существует ритуал приема новичков: и сегодня тщательно убраны спальни, рабо­чие места, классы, но, как правило, без цветов и зеркал. Однако сего­дня поражает внешний вид воспитанников в одежде черно-сине-серо-утрюмого цвета без белых воротничков и уж, конечно, без "наивыс­шего шика". Также удивляет дисциплина, но не эстетикой, а своим жестко-грубо-наказующим характером. К сожалению, и сегодня «срабатывает» метод «взрыва», однако, будучи не связанным с эсте­тикой, красотой, он даст прямо противоположный эффект - сильней­ший стресс, угнетающий и подавляющий осужденных.

А.С. Макаренко первым из советских педагогов ввел понятие эс­тетики дисциплины. "Дисциплина, - писал он, - украшает коллектив, Эта сторона дисциплины - «красота дисциплины», эстетика дисци­плины является очень значительной и обязательно предполагает единство и слияние интересов коллектива и личности.... Как сделать дисциплину приятной, увлекающей, задевающей за живое, является вопросом просто педагогической техники. Есть опасность, чтобы дисциплина не была просто внешним украшением. Нужно, чтобы красота дисциплины вытекала из се сущности. Эта эстетичность бу­дет последней филигранной работой дисциплинированности.... Это

Там же. С. 252.

 


значит, что вопросы дисциплинированности и воспитания доведены до известного удовлетворительного предела"14.

Итак, высшим сознательным проявлением дисциплины в макарен-ковских коллективах всегда выступала эстетичность как результат воспитания, а не как средство в отличие от режима.

Сегодня же дисциплина в исправительных учреждениях рассмат­ривается лишь как средство исправления, а потому не может быть доведена до ее искреннего осознания в се необходимости, в упорядо­чении жизни человека. Эстетичность же дисциплины как наивысший результат воспитания возможна при условии естественносги ее вы­полнения. В современных условиях исправительного учреждения дисциплина является формой наказания и подавления, объективно вызывающая сопротивление осужденных.

Говоря о коллективе в исправительных учреждениях. А.С. Мака­ренко в первую очередь отмечал необходимость создания мажорного тона во взаимоотношениях. "Постоянная бодрость, никаких су­мрачных лиц. никаких кислых выражений, постоянная готовность к действию, радужное настроение, именно мажорное, веселое, бодрое настроение, но вовсе не истеричность. Готовность к полезным дейст­виям, к действиям интересным, к действиям с содержанием, со смыс­лом, но ни в косм случае не к бестолочи, визгу, крику, не к бестолко­вым зоологическим действиям....Этот мажор не может, конечно, соз­даваться специальными методами, это результат всей работы коллек­тива"15. Так создавалась необходимая основа социокультурной среды в исправительном учреждении.

Антон Семенович утверждал, что подобный тон должен основы­ваться на ощущении собственного достоинства, "способности тормо­жения", уступчивости.

К сожалению, в настоящее время педагоги исправительных учре­ждений не считают обязательным практику создания мажорного тона в своих коллективах. Более того, сегодня в большинстве подобных учреждений создастся наказующс-сурово-нсотвратимый тон обще­ния. Такая атмосфера в коллективе мало способствует выпрямлению осужденных, осознанию им чувства собственного достоинства, а зна­чит, уверенности. Мало кто из педагогов задумывается специально о необходимости работы над такой способностью человека, как тор­можение, уступчивость. Педагогическое воздействие в этом направ-

14 Макаренко Л.С. Соч., 1997. Т. 5. С. 141, 143. "Там же. С. 210-211.

 


лснии сводится, как правило, к длинным внушениям, нотациям, заме­чаниям, окрикам и т. и. мерам, далеким от понятия "красота обще­ния", "эстетика общения".

Большое значение А.С. Макаренко придавал красоте, эстетике повседневной жизни коллектива. Это и внешний вид воспитанников, их одежда, прическа; эю и эстетичность окружающей среды. "Кол­лектив надо украшать и внешним образом, - убеждал Антон Семено­вич, - поэтому я даже тогда, когда коллектив наш был очень беден, первым долгом всегда строил оранжерею... И обязательно розы, хри­зантемы. И я, и мои ребята кохались в этих цветах до предела....Не только в спальнях, столовых, классах, кабинетах стояли цветы, но даже на лестницах. Мы делали из жести специальные корзинки и вес бордюры лестницы уставляли цветами. Это очень важно. Причем ка­ждый отряд вовсе не получал цветы по какому-нибудь наряду, а про­сто завял цветок, он идет в оранжерею и берет себе следующий гор­шок или два""'.

Сегодня многие руководители исправительных учреждений под­держивают идею Макаренко о необходимости большого количества цветов, правда, не всегда с такой же убежденностью и любовью. Ви­димо, щшому редко можно встретить цветы на лестницах и тем бо­лее в холлах.

Определенное отношение было у А.С. Макаренко и к прическе.
''Ношение причесок очень жслагсльно, но с необходимым условием,
чтобы они содержались всегда в полном порядке и чистоте и имели
вполне культурный и соответствующий возрасту вид. Аккуратные
красивые прически улучшают общий внешний стиль коллектива.
Старшие воспитанники должны быть всегда ицатсльно и

чисто выбриты"17.

Похожее требование существует и сейчас: сегодняшние обитате­ли исправительных учреждений в подавляющем большинстве тоже аккуратно пострижены (даже, порой, слишком), иногда, правда, вы­полненную стрижку нельзя назвать прической, украшающей вла­дельца. Однако eeib отличительная черта в подходе к стрижке: Мака­ренко волновала красота, аккуратность и гигиена, сегодня - одна ги­гиена.

Весьма поучителен и такой опыт А.С. Макаренко. "Можно поло­жить клеенку - хорошо, гигиенично, можно что угодно положить, а

й Там же. С. 218.

7 Макаренко Л.С. Соч.. 1957. Т. 5. С. 32

 


потом вымыл, и чисто. Нет. только белая скатерть, только белая ска­терть может научить есть аккуратно, а клеенка развращение. Ска­терть в первые дни всегда будет грязная, вся в пятнах, а через полго­да она станет чистая. Невозможно воспитать умение аккуратно есть, если вы не дадите белой скатерти"1*. Удивительное по своей точности замечание. Однако сегодня практически невозможно встретить по­следователей этой идеи в исправительных учреждениях.

Невероятным кажется суждение и о том, чтобы "в столовой раз­давали наемные подавальщицы. Чрезмерное увлечение так называе­мым самообслуживанием в этом деле приносит только вред: дети бьют много посуды, не умеют подавать еду, делают это неряшливо, вызывают различные справедливые протесты... Не надо требовать в столовой абсолютной тишины, но нужно всегда бороться с шумом и с отдельными выкриками. Необходимо приучать воспитанников есть аккуратно и красиво, без громкого проглатывания и жевания, без жадности, пользоваться правильно ложкой, ножом, вилкой... Культу­ра еды это очень важная область общей культуры человека, се надо настойчиво воспитывать"1''. Какое неожиданное для нас требование -учить пользоваться ножом и вилкой в исправительном учреждении!

Особой заботой Антона Семеновича был внешний вид, чистота, аккуратность и красота одежды. Тщательно и подробно описывает он свой опыт по созданию санкомиссии. работа которой заключалась в поддержании чистоты, аккуратности и порядка всего, что окружало воспитанников и их самих. Каждодневные усилия воспитанников и педагогов в этом направлении приводят к тому, что "красивее стано­вится быт и жизнь коллектива: повышается санитарно-гигиеническое состояние всего учреждения людей и помещений, создаются необхо­димые культурным людям навыки в этой области.... Не только зубы, но и ботинки должны быть всегда почищены, без этого какое может быть воспитание"2"? Требования сегодняшних членов санкомиссии исправительных учреждений также разнообразны, однако в боль­шинстве случаев они не доводятся до уровня совершенства, до бле­ска, а значит, до эстетичности. Проверяющего удовлетворяет сам факт наличия всех пуговиц на рубашке несовершеннолетнего, одна­ко то, что пуговицы пришиты разного цвета и размера на строгую

18 Там же. С. 219.

14 Макаренко А.С. Соч., 1997. Т. 5. С. 62. 20 Там же. С. 33,216.


школьную рубашку, остается без необходимого внимания и требова­ния перешить во имя красоты и гармонии.

А.С. Макаренко же большое значение придавал одежде своих вос­питанников, учитывая при этом даже возраст и естественную для не­го потребность в игре."... в костюме, может быть, в какой-то пугови­це, в какой-то выпушке, в каком-то покрое должна быть игра. Мы знаем, что в нее играют не только маленькие, но и взрослые: многие носят форму, а многие мечтают, что будут когда-нибудь носить, женщины носят страусовые перья. В этом есть что-то приятное.... И совсем не нужно для этого никаких дорогих материй, и разговоры о том, что у нас ист сукна, совершенно излишни"21.

Удивительно, как современно звучат макарснковские слова из да­леких тридцатых годов. Макаренко был убежден, что "внешняя под­тянутость, чувство формы, оно определяет и внутреннее содержание поведения. Трудно представить себе человека грязного неряшливого, чтобы он мог следить за своими поступками"". Одежда - это лишь внешняя форма того, что есть внутри, однако и она способна повли­ять на внутреннее содержание. Именно в детском исправительном учреждении следовало бы одежде придавать особое значение. "Я считаю, что дети должны быть так красиво, так красочно одеты, что­бы они вызывали удивление. В старые века красиво одевались вой­ска. Это было пышностью привилегированных классов. У нас таким привилегированным слоем общества, коюрый имеет право красиво одеваться, должны быть дети. Я не остановился бы ни перед чем, я бы дал каждой школе очень красивую форму. Это очень хороший клей для коллектива. В известной мере я шел по этому направлению, но меня подстригали. У меня были вснзсли золотые и серебряные, расшитые тюбетейки, отглаженные белые пикейные воротники и т.д. Коллектив, который вы хорошо одеваете, на 50% у вас в руках"23. Может быть, сегодня стоит прислушаться к проверенному многолет­ним опытом совету талантливого педагога? Хотя и кажется это сего­дня невыполнимым.

Высокие требования А.С. Макаренко предъявлял и к педагогам, воспитателям, мастерам, ибо во многом жизнь в детском коллективе зависит от культуры, таланта и характера педагогического состава исправительных учреждений. И начинал он всегда с самого се-

21 Макаренко Л.С. Соч., 1997. Т. 5. С. 234-235. " Там же. С. 215.

23 Там же. С. 129.


бя: "... с ребятами я должен добавить немного этого мажора и остро­умия и улыбки, не подыгрывающейся улыбки, но просто приветли­вой улыбки, достаточно наполненной воображением. Я должен быть таким членом коллектива, который не только довлел бы над коллек­тивом, но который также радовал коллектив. Я должен быть эстети­чески выразителен, поэтому я ни разу не вышел с нспочищенными сапогами или без пояса. Я тоже должен иметь какой-то блеск, по силе и возможности конечно. Я тоже должен быть таким же радостным, как коллектив. Я никогда не позволял себе иметь печальную физио­номию, грустное лицо.... Я не допускал к уроку учителя, неряшливо одетого. Поэтому у нас вошло в обыкновение ходить на работу в лучшем своем костюме. И я сам выходил на работу в лучшем своем костюме, который у меня был. Так что все наши педагоги, инженер и архитектор ходили франтами"24.

Макаренко заполняет многие страницы требованиями к персоналу исправительных учреждений, доходя, порой, до незначительных де­талей, каких-либо мелочей. Однако в исправительной педагогике нет мелочей, все они как раз и создают ту эстетику жизни, красоту мыс­лен и поступков, о которой мечтал педагог. Как и от воспитанников, так и от педагогов и других работников учреждения А.С. Макаренко требовал "полного порядка и чистоты в костюмах, удовлетворитель­ного состояния прически, усов и бороды, чистоты обуви, чистоты рук, остриженных ногтей и наличия носового платка.

Так же точно, как и воспитанники, педагогический персонал, должен говорить тогда, когда нужно, и столько, сколько нужно, не должен валиться на стены и столы, не разваливаться на диванах, не плевать, не бросать окурков, не стряхивать на пол пепел, не ходить в помещениях в шапках и пальто"ь. Вероятно, написанное можно чи­тать с улыбкой, если не знать подобных проблем с сегодняшним пер­соналом исправительных учреждений.

Итак, все сферы жизнедеятельности макарсиковских коммун и ко­лоний находились под пристальным, ежеминутным вниманием педа­гога, убежденного в том, что коллективы "должны поражать красо­той". Важнейшей задачей Антон Семенович считал формирование "чувства красоты", вкладывая в это понятие не только воспитание чувства красоты неба, картины, одежды, а и красоту поступков, эсте­тику поступков", ибо поступки могут быть красивыми или некраси-

24 Макаренко А.С. Соч., 1957. Т. 5. С. 217.

25 Там же. С 87


выми. Эта генеральная идея - как путь к цели всего процесса пере­воспитания - нравственное через эстетическое остается и по сей день чрезвычайно актуальной, но нереализованной на практике и недоста­точно разработанной в теории с учетом современных условий.

Макаренко всегда подчеркивал, что не может быть отдельно взя­той внешняя красота чего-либо, но она есть выражение гармонии, силы духа и внутренней свободы. Он убеждает нас в том, что "нельзя пренебрегать эстетическими сторонами жизни. А как раз мы, педаго­ги, очень часто страдаем некоторым нигилизмом по отношению к эстетике.

Эстетика костюма, комнаты, лестницы, станка имеет нисколько не меньшее значение, чем эстетика поведения. А что такое эстетика по­ведения? Это именно поведение, оформленное, получившее какую-то форму. Форму сама является признаком более высокой культуры," Таким образом, эстетичность определяется уровнем совершенства того или иного дела, поступка, явления; она рассматривается как наи­высший результат любой человеческой деятельности.

В воспитании может и должен наступить такой момент (по из­вестному закону перехода количества в качество), когда «эстетиче­ские детали и мелочи, которые стали возможны, благодаря педагоги­ческому воздействию, требованию, дадут некий совокупный резуль­тат, способный выступать уже средством в достижении еще более высокого результата. Приходя к эстетике как к результату стиля, как показателю стиля, мы эту эстетику потом начинаем рассматривать и как фактор, сам по себе воспитывающий"21'.

К сожалению, сегодня работа педагогов в области эстетического воспитания в исправительных учреждениях заканчивается на пути к достижению хоть небольшого результата, подчас даже единичного (пришиты пуювицы сегодня, аккуратная голова завтра, а послезав­тра, может быть, бодрое, мажорное настроение). Эстетика, красота, гармония еще не выступают постоянными величинами, организуя жизнь современных осужденных. Усилия педагогов, воспитателей пока недостаточны, ибо в результате их деятельности не рождается той совокупности, того количества, которое само способно воспиты­вать, т.е. выступать средством.

В исправительных учреждениях пока отсутствует система требо­ваний и четкое их выполнение осужденными и сотрудниками в об-

"Тамже С. 216.


ласти эстетики, культуры. Они должны охватывать вес сферы дея­тельности таких сложных коллективов.

"Я не могу вам перечислить всех норм красивой жизни, но эта кра­сивая жизни должна быть обязательной. И красивая жизнь детей это не то, что красивая жизнь взрослых. Дети имеют свой тип эмо­циональности, свою степень выразительности духовных движений"27. В этом важном положении видится еще одно условие успешности эстетического воспитания - понимание и учет особенностей возраста, характера, условий исправительного учреждения.

Системообразующим компонентом эстетического воспитания у А.С, Макаренко выступало воздействие искусством, художественное воспитание и образование правонарушителей. Прежде всего Антон Семенович являл собой пример художественно образованного чело­века, страстно любил музыку. Б. Балабанович, автор книги "Антон Семенович Макаренко", писал: "Он самоучкой выучился играть на скрипке, недурно играл на мандолине, пел и даже руководил хором в школе. Увлекался театром. Летние каникулы он всячески старался использовать для расширения своего художественного кругозора... Утром слушал репетиции симфонического оркестра, занимался рабо­той, вечером шел в театр"251. Далеко не вес сегодня руководители ис­правительных учреждении считают для себя обязательным дальней­шее художественное самообразование, расширение художественного кругозора.

Исходя из опыта перевоспитания несовершеннолетних в колонии имени A.M. Горького и в коммуне имени Ф.Э. Дзержинского, Мака­ренко рекомендовал и доказывал целесообразность организации большого числа художественных кружков. Так, в коммуне имени Ф.Э. Дзержинского Макаренко организовал около двадцати (!) худо­жественных кружков и секций: духовой и джазовый оркестры, дра­матический, хореографический, литературный и другие кружки, счи­тая приобщение к искусству, внесение художественного начала в са­мый процесс жизни воспитанников одним из необходимых условий воспитания и перевоспитания несовершеннолетних. "Наша клубная работа представляет собой очень разветвленную систему, имеющую точный календарный план...постоянная изобретательность, огромная активность главных кадров превратили план и учет в целую симфо-

7 Там же. С. 216.

2S Бал аба нови ч Е.З., Макаренко Л.С. М., 1951. С. 22.


нию разных работ и выдумок. Кружковая работа благодаря этим выдумкам стала у нас живым и веселым делом""9.

Из всех художественных кружков Макаренко особо выделял хоро­вой коллектив, духовой оркестр, оркестр струнных инструментов, оперу-театр, то есть музыкальные виды деятельности колонистов. "Первое оркестр! На Украине, а может быть, и в Союзе, наша коло­ния (первой) завела эту хорошую вещь..."30 С какой гордостью и убе­жденностью в необходимости такого начинания говорит об оркестре Макаренко! Позднее он тщательно изучил и дал в статье "Методика организации воспитательного процесса" основные предпосылки и условия создания оркестра в исправительном учреждения. "...Около 30 труб белого металла составили первое музыкальное богатство коммунаров. Появился и В.Т. Лсвшаков несменяемый с тех пор ка­пельмейстер. Первые звуки музыкантов причинили много страданий всему коллективу: некуда было спрятаться or душераздирающих зву­ков.

В насюящее время коммунарский оркестр, один из лучших само­деятельных оркестров в Харькове и на Украине, исполняет Бетхове­на, Шуберта, Листа, Моцарта, Мусоргского"31.

Сегодня трудно назвать исправительные учреждения, где бы ор­кестр мог профессионально играть сложную классическую музыку. Макаренко же в рассказе "Симфония Шуберта" не без гордости пи­сал: "Дирижер отделывает симфонию Шуберта.... Пять лет назад он создавал этот замечательный оркестр, который считается теперь од­ним из лучших в стране.

Сорок мальчиков, сорок бывших бродяжек, играют Шуберта. ОНИ поглядывают на Захарова (заведующий колонией - ред.) и. вероятно, волнуются...»32.

В работе музыкальных коллективов, и в частности духового орке­стра, как в фокусе, сконцентрированы педагогические идеи Антона Семеновича.

Прежде всего оркестр являл собой образец коллектив, который достигал своего совершенства тогда, когда наряду с общими задача­ми решались и индивидуальные. Это значит, что всякий момент вос-

29 Макаренко Л.С. Соч., 1957. Т. 2. С. 107. 3(1 Там же. Т. 1.С. 592. 31 Там же. С. 420.

: Там же. С. 420.


питательно-познавательного воздействия на коллектив оркестра по­ложительно сказывался на каждом музыканте.

Кроме того, коллектив макарснковского оркестра органично вхо­дил в весь большой коллектив исправительного учреждения. Это бы­ло вторым требованием Макаренко: "Вообще оркестр должен быть в полном подчинении у Совета коллектива и выполнять все его распо­ряжения беспрекословно, показывая всем остальным воспитанникам образец дисциплины»43.

Коллективная форма музыкальной деятельности наилучшим обра­зом способствует самосовершенствованию, поскольку несовершен­нолетние не только должны знать о том, как нужно поступать, но и реально, систематически вырабатывают в хоре, оркестре привычку поступать правильно. Дисциплина в хоре, оркестре необходима и в то же время совершенно естественна, так как вес его члены убеждены в полезности их дела для всего коллектива. Таким образом дисциплина в оркестре приобретает характер сознательной и, следовательно, ее можно и должно довести до совершенства, до эстетики дисциплины.

Именно это и поражало очевидцев. Вот как описывает встречу ор­кестра один из товарищей Макаренко: "В последний раз мне при­шлось встретиться с А.С. Макаренко, уже известным педагогом, в курортном г. Бердянске на берегу Азовского моря в начале 30-х гг. В жизни тихого курортного города необычайное событие. На курорт для отдыха прибыла колония им. Дзержинского во главе с се руково­дителем Макаренко. Жители города и все куроршики вышли встре­чать колонистов. Все они шли стройными рядами в белых костюмах с вензелями на рукавах. Впереди гремел серебряный оркестр. Во главе колонны стройным шагом, с военной выправкой, шел Макаренко.

Вечером в местном саду оркестр колонии давал концерт»".

В хоре, оркестре, в труппе музыкального театра воспитанникам Макаренко давали различные общественные поручения. И каждый мог проявить нс только свои музыкальные способности и умения, но и организаторские, постановочные, художественно-оформительские, г. с. были созданы такие условия, при которых личность несовершен­нолетних развивалась эстетически, художественно, но свободно и гармонично.

м Макаренко Л.С. О воспитании молодежи / Под общ. ред. Г.С'. Макаренко. М., 1951.С. 197.

^ Ведмппкий Л.В. В Полтаиском учительском инетнтуте (отрывки из очерка) //

Л.С. Макаренко. Львов, 1949. С. 136.


Макаренко, будучи ярым противником выступлений оркестров с целью подработки, писал: "Такая политика является худшей формой разложения коллектива и отдельных воспитанников, из которых в лучшем случае воспитываются обыкновенные и невежественные хал­турщики.... Гордость оркестра должна состоять в том, что он служит прежде всего коллективу воспитанников, помогает ему веселее и кра­сивее жить'"\

Особо трепетно относился Макаренко к театру. Один из его пи­томцев всп

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...