Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Богословское обоснование правоохранительной деятельности.




Стих 1 Всякая душа властям придержащим да повинуется ибо нет власти не от бога существующие же власти от бога установлены.

Вот. Комментарий на первый стих Феодорита Кирского.

      (1) Всяка душа властем предержащым да повинуется. Иерей ли кто, или архиерей, или давший обет иноческой жизни, да покоряется тем, кому вверено начальство, если только, как очевидно, согласно сие с благочестием. Ибо противление заповедям Божиим не позволяет покоряться начальствующим.
      Несть бо власть, аще не от Бога: сущыя же власти от Бога учинены суть. И сие зависит от Божия Промысла, ибо Сам Бог, промышляя об общем благочинии, устроил, чтобы одни начальствовали, другие были подначальными, страх начальствующих, как некую узду, возложив на поступающих несправедливо. Должно же знать, что божественный Апостол поставил в зависимость от Божия Промысла то, чтобы были начальствующие и подначальные, а не то, чтобы начальствовал именно тот или другой. Ибо по Божию постановлению не власть притеснителей, но самое Домостроительство властвования. Если благоволит Бог, то дает начальников, почитающих справедливость. Ибо сказано: Дам вам пастыри, по сердцу Моему, и упасут вас разумом (Иер. 3: 15);

и еще: Приставлю судии твоя якоже прежде, и советники твоя, яко от начала (Ис. 1: 26). Но, чтобы вразумить погрешающих, попускает Бог начальствовать и злым начальникам. Ибо сказано: Поставлю юношы князи их, и ругателие господствовати будут ими (Ис. 3: 4).
    Итак вот две главные мысли этого Стиха во-первых Есть соответствующая властная иерархия в государстве и само государство Поскольку у нас государство христианское Третий Рим, соответственно власть в нем от бога установлена и Повиноваться ей есть обязанность каждого Христианина. Но благословляется при этом только сам институт власти и государство как токовое, а не каждый конкретный начальник.

Но ты естественно спросишь но почему же если институт власти благословен и благословенно государство начальники часто бывают то что феодорит назвал злые. А Феодорит уже ответил на твой вопрос злой христианский начальник это дополнительное испытание для христианина и то что начальник злой и несправедливый не отменяет обязанности христианина повиноваться этому начальнику. Но есть одно исключение если этот злой несправедливый начальник приказывает тебе то что противоречит интересам церкви ты имеешь права не выполнять этот приказ либо исказить его исполнение чтобы повернуть его на пользу церкви. Во всех остальных случаях христианин обязан подчиняться (повиноваться этому злому не справедливому начальнику (речь идет только о государственных органах учреждениях и организациях). При этом как обычные граждане обязаны беспрекословно повиноваться любому государственному начальнику так и сами госслужащие обязаны жесточайшим образом соблюдать властную иерархию в тех госорганах в которых работают независимо от того добрый у них начальник или злой они обязаны любой его приказ если только этот приказ не противоречит интересам церкви.

Ибо если граждане не повинуются (беспрекословно) а сами госслужащие не соблюдают субординацию или вообще игнорируют приказы начальства то наступают последствия описанные во втором третьем и четвертом стихе.

Стих второй Посему противящейся власти божию установлению противятся а противящееся сами навлекут на себя осуждение.

Вот толкование Лопухина на второй стих тринадцатой главы Послания Апостола Павла к Римлянам

Непослушные власти христиане справедливо подвергаются суду и осуждению. Это осуждение по мысли Апостола Павла изрекает против ослушников (непослушных христиан сам господь а приводят в исполнение правители (те самые начальники добрые либо злые).

Далее в третьем и четвертом стихе Апостол Павел продолжает свою мысль ибо начальствующие страшны не для добрых дел но для злых. Хочешь ли не боятся власти делай добро и получишь похвалу от нее. Ибо начальник есть божий слуга тебе на добро Если же делаешь зло бойся ибо он не напрасно носит меч: он божий слуга отмститель в наказание делающему злое.

Вот комментарий Лопухина на третий и четвертый стих тринадцатой главы Послания Апостола Павла к Римлянам

      Здесь Апостол обосновывает только что высказанную им мысль о том, что ослушник власти вредит себе самому. Он вызывает против себя кару, вместо того, чтобы получить ободрение от власти. – «Для добрых дел». Добрые дела, а также и злые у Ап. Павла здесь представляются как бы живыми лицами. Заметить нужно, что когда Апостол писал послание в Рим, там еще Нерон не свирепствовал против христиан, – это были первые три-четыре года по вступлении его на престол – лучшие дни его царствования. Да при том Апостол здесь опять говорит о власти с точки идеала. – «Не напрасно носит меч», т. е. не даром перед судиею в Риме и в Греции носили меч. Апостол допускает возможность, считает естественным, если судия или правитель и воспользуется мечом для совершения казни над преступником. Особенно это право меча – Jus gladii – употребления его в потребных случаях предоставлено было правителям римских провинций (Upiani Digest. II1–3).   Как мы видим государство За неповиновение ему не только вправе но и обязано применить к гражданину в том числе и к госслужащему либо сотруднику правоохранительных органов соответствующее наказание вплоть до смертной казни. Другое дело что исполнять все это есть важнейшая обязанность и тяжелейшая ответственность самих госслужащих но применять и исполнять это необходимо поскольку такова воля бога.

Следующим большим местом из священного писания говорящим о власти и об обязанности повиновения при этом повиновения не простого но повиновения рабского ей является 1 послание Святого Апостола Петра глава 2 стих 13-21 (в целях экономии времени я дам сразу комментарий на фрагмент.

На этот раз мы возьмем позицию Фиофилакта болгарского он жил в 11-12 веках

      Человеческим созданием называет начальников, поставленных царями, и даже самих царей, поскольку и они избираются или поставляются людьми, а писание называет иногда созданием и установление, как, например, в следующем месте: «дабы из двух создать одного нового человека» (Еф. 2: 15). Итак, говорит, будьте покорны мирским начальникам, но будьте покорны для Господа, как Господь заповедал. Что же Господь заповедал? «Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мф. 22: 21). Посему, если они приказывают что-либо противное установлению Божию, им не должно повиноваться. Так заповедовал Христос; то же заповедует теперь и ученик Его. Это для того, чтобы язычники не могли говорить, будто христианство привносит ниспровержение жизни гражданской, будто в нем причина неурядицы и возмущения. «Для Господа». Делает это прибавление и для верных. Некоторые из них могли сказать: сам же апостол обещает нам Царство Небесное (1 Петр. 1: 4), и чрез то приписывает нам великое достоинство. Зачем же опять унижает нас, подчиняя нас мирским начальникам? Итак, если кто-нибудь скажет это, тот пусть знает, говорит, что эта заповедь не от меня собственно, но от Самого Господа. Сам апостол Петр и указал, которым и каким начальникам должно повиноваться, именно тем, которые воздают должное. Прибавляет и причину: во-первых, такова воля Божия; во-вторых, наша покорность начальникам доказывает наше благоповедение и, сверх сего, посрамляет неверных. Ибо когда они злословят нас как гордых, а видят, что мы смиренны и, в чем следует, покорны, то чрез это более пристыжаются.

1Пет. 2: 16. как свободные,

      Связь речи такая. Будьте покорны, как свободные, как рабы Божии. Не только начальников, но и всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя чтите. «Как свободные». Слова эти Иоанн Златоуст объясняет так: «Дабы не сказали: мы освободились от мира, стали гражданами неба; зачем опять подчиняешь нас начальникам и велишь повиноваться им? Для сего и говорит: покоряйтесь как свободные, то есть как верующие в Освободившего вас, и однако же Заповедавшего подчинение. Ибо этим вы покажете, что свободу, по которой отказываетесь от покорности, вы не употребляете для прикрытия намеренной злобы, то есть непокорности и непослушания». Можно об этом выражении («как свободные») сказать нечто и в другом смысле. Свободен в Господе тот, кто не подчиняется ничему безнравственному. Жить лицемерно свойственно не свободному, а тому, кто в рабстве у страстей, например, предан человекоугодию или иной какой-либо постыдной страсти. А рабы Божии должны быть далеки и чужды страстей. Посему ныне заповедует оказывать подчинение властям добродушное и искреннее, без неприязни к ним и не по принуждению, не питая в сердце злобы, не прикидываясь искренними и простыми, оказывать повиновение не наружно только, а с расположением сердечным.

не как употребляющие свободу для прикрытия зла,

      Это кратко может быть выражено так: наружно представляясь простыми и искренними, как бы под прикрытием свободы, а при испытании оказываясь страшными и совсем другими, чем каковы по наружности.

но как рабы Божии.

1Пет. 2: 17. Всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя чтите.

1Пет. 2: 18. Слуги, со всяким страхом повинуйтесь господам, не только добрым и кротким, но и суровым.

1Пет. 2: 19. Ибо то угодно Богу, если кто, помышляя о Боге, переносит скорби, страдая несправедливо.

1Пет. 2: 20. Ибо что за похвала, если вы терпите, когда вас бьют за проступки? Но если, делая добро и страдая, терпите, это угодно Богу.

1Пет. 2: 21. Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его.

1Пет. 2: 22. Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его.

      Смотри, какая точность. Богу говорит, воздавайте страх, а царю честь. Если же должно иметь страх пред Богом, могущим погубить «и душу и тело» (Мф. 10: 28), то мы не должны повиноваться царям, когда они, приказывают нам что-либо безнравственное. Ибо страх Божий умеет побеждать и почтение к царям, а когда принуждают его к худому, то он даже и лишает их чести, по словам святого: «уничижен пред ним лукавнующий» (Пс. 14: 4). Слово «страх» употребляется в различных значениях. Страхом называется, во-первых, страх сознательный; его апостол же называет теперь совестью; он же называется и благоговением. Страхом называется, во-вторых, страх, исполненный страсти, испытываемый при предстоящем наказании; этот страх замечается и в зверях. Страхом, в-третьих, называется страх первоначальный, который бывает у приступающих к Господу вследствие сознания, что за многие свои, проступки они достойны наказания; таким страхом побуждаемая, пришла ко Господу упоминаемая в Евангелии блудница (Лк. 7 ). Страхом еще называется страх совершенный, который всегда присущ всем святым. Ибо они боятся, чтобы у них не оказалось недостатка в чем-либо таком, что должно быть у проникнутых совершенной любовью. Апостол, убеждающий слуг повиноваться господам «со всяким страхом», не устраняет той мысли, что слуги должны относиться к господам «со страхом» во всех помянутых значениях. Ибо первоначальный и совершенный страх, если они имеют оный, располагает их к хорошему поведению: первый побуждает их остерегаться проступков, чтобы не потерпеть за них чего-либо неприятного; другой внушает, чтобы они и не думали сделать своим господам что-либо неприятное. Итак, здесь апостол говорит о страхе по совести, то есть по сознанию долга. Он наводится бесчестными господами на слуг их даже и тогда, когда сии ни в чем не виноваты. Одобряя сей страх, апостол заповедует переносить все с терпением. Поскольку боящиеся потерпеть за грехи, совершенные на деле или от совершения которых убереглись, если что-нибудь пострадают за оные, обнаруживают в себе рабов благоразумных и склонных к исправлению. Но несравненно выше любомудрие того, кто, не сознавая сам за собой ничего худого, переносит все с благодарностью. Это великий подвиг, совершаемый немногими и низводящий особенное благоволение Божие, так как человек сей соревнует страданиям Христовым, так как и Христос страдал не за Свои Собственные грехи, ибо Он «не сделал греха» (Ис. 53: 9), но страдал за нас и за наши грехи. «За преступления народа Моего претерпел казнь», говорит пророк (Ис. 53: 8). Сей похвальный страх предлагает апостол, но не менее желает, чтобы слуги водились и прочими страхами. И это видно из слов его: «со всяким страхом». Впрочем, выше прочих страхов поставил страх за совесть, и самым ясным образом выразил, что только этот страх достоин хвалы; поскольку прочие страхи имеют причину для гнева господ на слуг, а этот не имеет ее.

 Обязанность граждан в Христианском Государстве рабски повиноваться властям корреспондирует с обязанностью государства заботиться о своих гражданах. А от произвола отдельных работников правоохранительных органов граждан защищает во- первых божья воля во- вторых нравственный уровень самих сотрудников правоохранительных органов потому что сотрудник правоохранительных лишивший жизни заведомо невиновного будет отвечать перед богом и ответственность будет высочайшей душа его после второго пришествия христа и окончательной победы над злом будет уничтожена богом. И в третьих на земле гражданина защищает от произвола сотрудников правоохранительных органов само государство.

К тому же для гражданина в том что он невинно пострадал если его не дай бог убили или покалечили вреда нет поскольку сотрудник правоохранительных органов может убить лишь тело человека но не душу. А для души невинные страданья тела (разнообразные физические увечья несправедливое осуждение или даже несправедливая смерть от государства являются очень полезным, потому что приводят очищению души поскольку это есть до некоторой степени подражание самим страданиям христа).

Но остается последний вопрос Если христианское государства начинает идти против Христианской же церкви уничтожая священников отбирая у церкви имущество разрушая храмы монастыри или иным образом препятствует работе и существованию церкви. что надлежит делать христианину и каким образом реагировать отдельному государственному служащему. Ответ следующий отдельный госслужащий, в том числе и сотрудник правоохранительных органов должен всеми силами стараться минимизировать вред для церкви, в том числе и нарушая законы государства. Но госслужащий не имеет право на восстание (прямой вооруженный конфликт с государством) ровно до тех пор, пока его к этому восстанию не призовет глава Православной Церкви правда в этом случае призыв будет уже обращен ко всему православному народу а не только к госслужащим. В Российской Истории мы дважды были очень близки к этому в первый раз при Петре Первом. Второй раз в 1917 году (тогда особенно близко) я напомню, что Патриарх Тихон в своем Послании Совету Народных Комисаров очень четко говорил о том, что коммунисты обманывают народ и указывал на многие их недостатки. Единственное чего он не сделал, он не обвинил коммунистов в том, что власть безбожная и от сатаны, а также он не приказал в своем послании Православным Христианам подниматься напрямую вооруженную борьбу.

Пока же Глава Церкви не призвал к вооруженному противостоянию обязанность госслужащих армии правоохранительных органов и служб подавлять любое выступление против государства самым жестким образом.  

 Надо сказать, что церковь и государство пытаются заставить гражданина повиноваться и мирным путем, например, через воспитание и обучение.

Но в тех случаях когда это не получается или получается недостаточно эффективно в дело приходится вмешиваться сотрудникам правоохранительных органов.

Церковное понятье враг отечества и понятье враг церкви и юридическое понятье враг государства.

1. Враг Отечества под отечеством я разумею одновременно церковь и государство. Враги отечества разделяются на две большие группы:

1. 1. Внешние враги это государства либо люди с которыми христианское государство воюет или находится в состоянии мира.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...