Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1.2. Формирование приходов и строительство церквей и молитвенных домов




Рост населения в Алтайском округе вызвал необходимость увеличения количества церковных приходов. До 1899 года жители деревень изучаемой нами территории принадлежали к приходу Бор-Форпостовской церкви (ныне село Бор-Форпост Михайловского района). В 1895 году жители Ключейстали инициаторами постройки храма. По сложившейся традиции «община подавала ходатайство архиерею с указанием причин, вызвавших необходимость строительства, и обязательствами в деле постройки церкви: постройка церкви собственным коштом, избрание священно- и церковнослужителей, гарантия содержания церкви и причта»[27]. Согласно Уставу духовной консистории 1833 году к строительству церквей предъявлялись следующие требования: «строить там, где имеется надобность; место избиралось бы на площади; строительство без промедления и из прочных материалов; достаточное количество прихожан; определить размеры содержания причта; обязательное устройство причтовых домов»[28]. Все эти условия ключевцами были выполнены. Количество прихожан с 1897 по 1899 годы выросло со 185 до 851[29]. Место было выбрано в самом центре села, где и сегодня располагается центральная площадь. Вспоминает один из старейших жителей района Павел Иванович Гуков: «Церковь стояла, где сейчас райисполком (прим. – здание администрации). Кругом было пусто, даже в начале 1930-х годов никаких строений не было. Церковь строил наш дед (прим. - Гуков Василий Иванович), он был в составе церковного совета. Они нанимали, ездили, в Павлодаре бригаду. Место выбрали более-менее высокое. Строили два года. Строили за деньги населения Ключей. Вокруг не было ничего, кроме церкви, поэтому она была, как скала. Были красивые крест, купола, колокольня»[30].

О прочности материала говорит тот факт, что здание после трех перестроек и одном переносе на новое место, до сих пор стоит (является жилым многоквартирным домом). Как и большинство сельских храмов Кулундинской степи, церковь во имя Архистратига Божия Михаила в селе Ключевском была деревянной в одной связи с таковою же колокольней, однопрестольной. Строительство было закончено в 1897 году, 4 ноября 1897 года с благословения Преосвященнейшего Макария, епископа Томского и Барнаульского, церковь была освящена благочинным благочиния № 37священником Иоанном Разумовым[31], однако еще два года церковь была приписной к Бор-Форпостовской. Указом Святейшего Синода № 6618 от 25 октября 1899 года в Ключах был открыт самостоятельный приход, причта по штату положено священник и псаломщик[32]. В 1900 году храм был обнесен деревянной оградой, в 1902 году обшит тесом и окрашен в белый цвет. Внутри оштукатурен и выкрашен в голубой цвет. По стенам внутри храма имелись иконы из Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Содержание причту было определено стандартное (600 рублей священнику и 200 рублей псаломщику; руги (плата причту в виде жалованья или помощи хлебом от прихожан) священнику 350 пудов, псаломщику 125 пудов и кроме того причт пользовался доброхотными даяниями от прихожан за требоисправления)[33]. Для причта прихожанами были построены в 1897 году новые дома со всеми надворными постройками. К сожалению, пока не удалось найти информацию, какой проект из числа одобренных Святейшим Синодом был взят за основу при сооружении храма. Не сохранилось ни одной фотографии, запечатлевшей образ Михайло-Архангельской церкви до ее закрытия и перестройки в районный дом культуры в 1936 году. Попытаться реконструировать вид церкви можно на основе данных по страхованию церквей 1910 году (Приложение 1, табл. 15): «Михайло-Архангельская церковь в селе Ключевском деревянная, на кирпичном цоколе, снаружи обшита тесом и выкрашена, внутри оштукатурена и выкрашена, покрыта железом, окрашенным масляною краскою. Длина церкви с колокольнею 142/3 саженей, ширина 5 саженей, высота 41/3 саж., на церкви имеются одна большая и одна малая главки, окон в церкви 14 шт., дверей наружных створчатых 3, внутренних 4. Иконостас: длина 42/3 саж., высота 31/3 саж. Церковь отапливается двумя печами контрамарками (прим. – печь круглой формы). Колокольня в два яруса, общей высотой до верхнего карниза 52/3 сажени. Ближайшая к сей церкви постройка - жилой дом - находится с юго-восточной стороны на расстоянии 25 саженей. Церковь построена в 1897 году, строение сохранилось хорошо»[34].

Вторым храмом на изучаемой территории стала Михайло-Архангельская церковь в селе Каип. Она была заложена в июне 1897года. Строилась на средства прихожан, по «высочайше утвержденному чертежу под № 9»[35] (Приложение 2, рис. 1), постройка была окончена в декабре 1899 года, 29 декабря освящена по благословению Преосвященнейшего Макария благочинным священником Иоанном Разумовым[36]. В клировых ведомостях неоднократно подчеркнуто: «во всем крепкая», «зданием сия церковь крепка и поместительна»[37]. В окна были вставлены железные решетки, крыша крыта железом. В отличие от купеческого дома в Каипе, здание церкви не сохранилось, на этом месте сейчас пустырь. Причта по штату, высочайше утвержденному 30 октября 1900года, было положено: один священник и один псаломщик. Из страхового документа: «Михайло-Архангельская церковь в селе Каипском деревянная, на кирпичном цоколе, снаружи обшита тесом и выкрашена, внутри оштукатурена и выкрашена, покрыта железом, окрашенным масляною краскою. Длина церкви с колокольнею 15 саженей, ширина 6 саженей, высота 2 2/3 саж., на церкви имеются две большие главки, окон больших 12, малых вверху 4, дверей наружных створчатых 3, внутренних двустворчатых 5. Иконостас: длина 51/3 саж., высота 21/3 саж. Церковь отапливается тремя печами контрамарками. Колокольня в два яруса, высота 4 сажени»[38].

У третьей по времени открытия церкви была особая судьба. Весной 1897 года Алтайский горный округ отмечал 150-летний юбилей. В рамках празднования юбилея Император Николай II повелел выделить 20 тысяч рублей на постройку церквей в десяти переселенческих поселках округа, по 2 тысячи рублей на каждый[39]. Предпочтение отдавалось более бедным селениям, но владыка Макарий высказал необходимость соблюдения следующих условий: «1. Жителями этих поселков общественным приговором должно быть выражено желание иметь у себя церковь с отводом установленного количества земли причту. 2. Избраны попечители для сбора добровольных пожертвований. 3. Принята обязанность, кроме высочайше пожертвованных 2 000 рублей, постройки своими силами как церкви, так и домов для причта и содержание их, как-то: отопление, освещение, ремонт и караул. 4. Представлен план церкви, утвержденным Строительным отделением с Высочайше утвержденных чертежей и засвидетельствованный техником, имеющим на это право»[40]. В итоге были утверждены только те поселки, где крестьяне приняли эти обязательства. Среди них была и деревня Новая Полтава Покровской волости. В 1897 году в ней проживало 170 человек в 17 дворах[41]. Церковь начала строиться после получения императорских денег попечителям на местах от Главного управления Алтайского округа и разрешения от Томской епархии в 1899 году. За основу был взят тот же чертеж № 9, что и у Каипской церкви (созданный специально для постройки в селениях Томской и Тобольской губерний). Проект был рассчитан на 300 человек, но обществу давалось право увеличения размера при необходимости. Этим правом ново-полтавцы воспользовались. В рапорте помощника техника в Главное Управление Алтайского округа от 15 июня 1904 года сообщалось, что церковь почти построена и увеличена по отношению к чертежу № 9 в средней частина 1, 75 аршина (1, 24 метра)[42]. В том же рапорте сообщается, что иконостас церкви пожертвован «каким-то курским помещиком». За всю постройку было уплачено подрядчику 4 500 руб. Пособие от Кабинета было выдано крестьянам на постройку этой церкви 3 500 руб. [43]. В клировой ведомости сообщается, что церковь была «освящена 20 мая 1904 года благочинным № 37 священником Василием Дмитриевым по благословению Преосвященнейшего Макария, Епископа Томского и Барнаульского. Зданием деревянная, с таковою же в одной связи колокольнею, обшита тесом снаружи и окрашена белой краской, а внутри оштукатурена и побелена известкой. Обнесена оградой деревянной, которая также окрашена. На каменном фундаменте, крыта железом. Дома для священно- и церковнослужителей на церковной усадебной земле имеются. Построены тщанием прихожан в 1904 году (в двух ведомостях написано в 1909 году) и являются собственностью крестьян села Ново-Полтавского. Другие здания, принадлежащие церкви: церковная караулка»[44]. До 1910 года церковь была приписной к Михайло-Архангельскому храму в Ключах, затем открывается самостоятельный приход.

Церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы в селе Северском построена в 1909 году тщанием прихожан и посторонних благотворителей, разрешена была к постройке Указом Томской Духовной Консистории от 18 января 1905 года за № 513[45]. Зданием деревянная в виде связи с таковою же колокольней на деревянных столбах. До 1915 года была приписной, поэтому дома для причта не были построены, в 1915 году священник и псаломщик жили в наемных квартирах[46].

Еще в трех селах были построены молитвенные дома (всего в Барнаульском уезде в 1914 году их было 21[47]). Молитвенный дом в селе Петуховском (Петухи) построен в 1902 году тщанием прихожан на их средства. Здание деревянное, первоначально без колокольни (колокольня в ведомостях появляется в 1913 году). В 1908 году обнесен деревянной оградой. Престол один во имя Святого Пророка Илии, освящен в 1909 году. В 1912 году поставлен временный иконостас походной церкви села Ключевского[48].

Молитвенный дом в деревне Васильчиковой (Васильчуки) был построен в 1911 году тщанием жителей, по записям 1914-1915 годов в клировых ведомостях – не освящен. Зданием деревянный, колокольня на деревянных столбах добавлена в 1914 году. Престол один – в честь Казанской иконы Божией Матери. Дома для священно- и церковнослужителей на церковной усадебной земле построены тщанием прихожан в 1915 году и составляли собственность церкви[49].

О молитвенном доме в Покровке нам известно только то, что в 1915 году он был приписан к Северской церкви[50].

Здания храмов и молельных домов ни в одном населенном пункте не сохранились, внешний облик неизвестен, как и номера проектов, по которым они были выстроены (за исключением уже упомянутых Каипа и Новополтавы). К другим зданиям, принадлежащим церкви, относились сторожки в Ключах, Новополтаве и Васильчуках. В Ключах к церковной собственности относились еще два деревянных дома, в одном помещалась церковно-приходская школа, во втором в 1910 году находился на правах аренды фельдшерский переселенческий пункт, с 1911 года по постановлению сельского приговора помещалась школа Министерства Народного Просвещения бесплатно и без согласия на то церковного прихода[51].

Дома, построенные для причта, не всегда были удобны или быстро ветшали. Так в Ключах они были выстроены в 1897 году, а уже в 1910 году нуждались в капитальном ремонте, в 1912 году начали нуждаться в ремонте и надворные постройки[52]. В Каипе дома сразу были построены очень неудобными: дом священника «малопоместителен», дом же псаломщика совершенно холодный. Надворные постройки, как у священника, так и псаломщика к 1914 году стали «совершенно никуда негодными. Стены сгнили, крыши текут и валятся заплаты»[53]. Состояние домов причта в Новополтаве в 1910 году расценивалось как: «священника - удовлетворительное, псаломщика - неудобен за малостью и дальностью расположения», в 1912 году – «для жилья хотя удобны, но необходимо перестроить печи», в 1914 году – «неудовлетворительное, священнический дом пришел в ветхость, в пожарном отношении не безопасен благодаря плохим печам», в 1915 году - «неудовлетворительное, необходим капитальный ремонт как домов, так и надворных построек, нет кладовых, нет погреба, весьма нужного при всяких жилых постройках»[54]. Дом священника в Петухах был холодным, без надворных построек, псаломщик жил в нанимаемой за свой счет квартире[55]. В Васильчуках состояние только что построенных домов в 1915 году уже расценивалось как неудовлетворительное, в Северке причт жил в наемных квартирах.

Церковной утварью большинство храмов были достаточны. Для примера, в ключевском храме к 1909 году священнических риз было шестнадцать (девять новых, семь ветхих), подризников - пятнадцать (девять новых и семь ветхих), ковчегов - два (один новый и другой старый, оба сребровызолоченные), напрестольных Евангелий - три и одно малое для треб, напрестольных крестов - четыре сребровызолоченные и для треб - два сребровызолоченные и два металлические[56]. Как правило, бедны утварью были только вновь открывшиеся храмы.

Отведенная церкви прихожанами земля делилась на усадебную, пахотную и сенокосную части. Средний размер церковной земли на изучаемой территории – около 100 десятин, большая часть из которых была отведена под пахотную (Приложение 1, табл. 16). Земля располагалась на расстоянии от 6 до 15 верст от церкви, качества была в основном среднего или плохого, доход церкви приносила небольшой, от 25 до 70 рублей в год. Об использовании земли мы можем судить по храму в селе Петуховском, где причт отдавал землю в аренду за арендную плату в 1 рубль за десятину.

В клировых ведомостях за 1909 год можно обнаружить записи о «запасной» церковной земле в размере 99 десятин. Дело в том, что 31 мая 1899 года было «Высочайше утверждено» мнение Государственного Совета Российской империи о поземельном устройстве крестьян и инородцев Алтайского округа, которое, в том числе определяло порядок внесения в списки тех селений, «в коих должны быть отведены запасные участки для могущих быть открытыми впоследствии церквей»[57]. Присутствие Томского Губернского управления, решая вопрос о выделении земельных участков, предлагало «указанными… считать те селения, кои отдалены от существующей церкви не ближе 15 верст и имеющие населения не менее 200 душ мужского пола; прочие селения, расположенные ближе 15 верст к селению, в коем будет признано необходимым открытие церкви, входят в состав нового планируемого прихода»[58]. Однако Преосвященнейший Макарий, епископ Томский и Барнаульский не согласился с проектом. Приведем аргументация Владыки полностью: «… Не могу при этом изъявить своего согласия, чтобы селение это находилось от приходской церкви не менее 15 верст, по следующим причинам:

1) церковь должны посещать все православные христиане без различия пола и возраста, присутствовать при Богослужении в дни праздничные и воскресные… а в дни поста освящаться таинствами исповеди и Святого Причастия. Обязанности эти без всякого затруднения могут быть исполнены лишь в том случае, когда церковь находится в одном с ними селении или, по крайней мере, в расстоянии 5 или немного больше верст, при большем же расстоянии они являются неисполнимыми и особенно теми из прихожан, которые по бедности своей не имеют у себя собственной лошади.

2) Существующее ныне в простом народе невежество в знании истин Православной веры, усиление в нем грубых пороков и распространение среди него раскола есть последствия дальнего расстояния селений от церквей, редкого посещения или даже совершенного непосещения их.

3) Приходский священник обязан знать всех своих прихожан и, кроме отправления Богослужения и проповеди в церкви учить всех своих пасомых вере и правилам нравственности и с этой целью как можно чаще посещать свои приходские селения, но при разбросанности последних и притом дальнем расстоянии, которое проектируется Присутствием Губернского Управления это является ему непосильным и даже невозможным. …

Кроме того, приходский священник есть еще и законоучитель в народных школах, обязанный каждую школу в своем приходе посещать не менее 2 раз в неделю, а их у него может быть не одна. Расстояние между церковью, где имеет место жительства священник, и приходскою деревней, проектируемое Присутствием Губернского Управления опять является для священника препятствием, ничем не устранимым в отношении успешного преподавания им в школах Закона Божия, а последствием его может быть недостаточное успевание учеников в знании оного, что и бывает на самом деле там, где в приходе священник один, а школ много. Я мнением своим полагал бы: селения, которые могут быть признаваемы подлежащим внесению в список селений, в коих должны быть отведены на случай открытия в них самостоятельных церквей, запасные церковные участки земли суть те, которые имеют в себе не менее 200 душ мужского пола и которые находятся от приходской церкви и одна от другой в расстоянии не ближе 5 и не далее 8 верст, за исключением тех из них, которым в сообщении с церковью препятствует река или где заметно усиление раскола др. лжеучителей; такие селения при меньшем расстоянии могут быть признаны подлежащими внесению в сказанный список[59]. Общее присутствие согласилось с предложением Его Преосвященства. Однако только через 9 лет вопрос перешел в практическую плоскость. Министерство внутренних дел Томского губернатора по губернскому управлению 15 мая 1909 года предоставило Заведующему землеустройством Алтайского округа список селений Барнаульского, Кузнецкого и Змеиногорского уездов, в которых при землеустройстве в текущем году желательно отвести запасные земельные и лесные участки для могущих быть открытыми впоследствии церквей, учтя новые предложения Архиепископа Томского и Алтайского, по которым«на селение, имеющее больше 2000 жителей обоего пола, нужно отвести согласно приложенному списку вторые и третьи запасные земельные участки по расчету: каждый участок на 2000 душ, так как в этих селениях, как показывает опыт, в самом непродолжительном времени могут быть открыты или несколько церквей, или, если и одна церковь, то с двух штатным или по величине селения и трехштатным причтом, а также необходимо кроме пахотной и сенокосной в состав запасных церковных участков обязательно отводить площади для церквей и усадебные места для причтов»[60]. В прилагаемом списке были практически все населенные пункты Каипской и Ключевской волостей. Для сел Ключевского и Северского предусматривалось, что «сверх участка для существующего при церкви причта необходим отвод одного участка для второго штата причта, имеющего быть открытым при сей церкви», для Истимиса, Покровки, Петухов, Новополтавы, Васильчуков - что «необходим отвод двух участков земли для двухштатного причта», для Каипа - «необходим отвод трех участков земли для трехштатного причта»[61]. Земли были отведены, но планам строительства новых церквей или выделения новых штатов осуществиться в полной мере не было дано.

Содержание церквей возлагалось на прихожан, и в большинстве сел оставляло желать лучшего. Уже упоминавшееся стандартное жалование в 600 рублей для священника и 200 рублей для псаломщика с учетом руги можно было бы считать удовлетворительным, если бы прихожане его исправно платили. Когда же от ключевского прихода отделились в 1910 году сразу три села (Новополтава, Истимис и Петухи), прихожане просто отказались жалование платить, ситуация чуть улучшилась только в 1913 году[62]. Другими источниками доходов церкви были: «единственно хождение с иконами, да и то ввиду сектантского брожения в приходе, источник сей весьма ненадежный»[63] (Ключи); «плата добровольная от прихожан для требы исправления 400-450 руб. в год»[64] (Каип); «крестный ход по приходским домам с иконами, за который причт получил 60 руб. »[65] (Новополтава). Если даже в богатом Каипе руга от общества не платилась в урожайном 1913 году, что можно говорить о других селах. Церковная казна формировалась из добровольных пожертвований прихожан, платы за исполнение треб, свечных, кружечных и кошельковых сборов (Приложение 1, табл. 17). Деньги шли на обеспечение богослужения (свечи, вино для причастия, ладан и т. д. ). В каждой церкви велась приходо-расходная книга, выдаваемая Томской Духовной консисторией, скрепленная шнуром и печатью. За осуществлением денежных операций следили священник и церковный староста.

В Ключах и Каипе также были созданы органы церковно-приходского попечительства. Согласно Положению 1864 года перед ними ставилась задача «попечительства о благоустройстве и благосостоянии церквей и причта, первоначальном обучении детей, благотворительности»[66]. В их состав входили священнослужители, церковные старосты, представители местного самоуправления и прихожан. Попечительства занимались сбором и расходованием средств, помощью бедным и неимущим, пострадавшим от эпидемий и пожаров, школам. К сожалению, в клировых ведомостях отсутствуют подробные росписи как пожертвований, так и целевых трат, мы можем увидеть только общие суммы (Приложение 1, табл. 17).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...