Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1.3. Состав священно- и церковнослужителей




Причтовые должности к концу XIX века в Сибири занимались по распоряжению Епархии (исследуемая территория не знала ни принципа выборности, ни наследственного занятия церковных должностей, как это было в европейской России). Перед церковнослужителями ставилась задача в первую очередь «примером личной жизни укреплять прихожан в православной вере и полностью подчиняться государственным законам»[67]. Большое количество вакантных мест в сибирских епархиях заставляло государство поощрять перемещения священно- и церковнослужителей из Европейской России. Пожелавшим переехать выделялись «сверх обычных прогонов по 60 копеек в сутки и 300 рублей на первоначальное обзаведение»[68]. Анализ состава священнослужителей изучаемой территории в 1897-1915 годах (Приложение 1, табл. 18) показывает, что менее половины священников (6 из 15) были уроженцами сибирских и дальневосточных губерний и областей, остальные перевелись из Тамбовской, Рязанской, Псковской, Могилевской, Архангельской, Харьковской и Вятской губерний. Показателен пример первого священника Михайло-Архангельского храма в Ключах (еще как приписного к Бор-Форпостовскому) иерея Иоанна Разумова. Уроженец села Ростоши Борисоглебского уезда Тамбовской губернии, сын священника, он в 1870 году по окончанию курса Тамбовской духовной семинарии был определен учителем в сельское училище, в1872 году посвящен в священники Вознесенской церкви села Алексеевки Кирсановского уезда Тамбовской епархии, а в 1896 году принят на службу в Томскую епархию и назначен священником Бор-Форпостовской церкви. К моменту переезда иерей Иоанн был уже награжден набедренником, скуфьею, благодарностью епархиального начальства и серебряной медалью в память царствования Александра III. Абсолютное большинство псаломщиков (15 из 17), (Приложение 1, табл. 19) были уроженцами Томской губернии, или переселились в нее до начала служения.

Средний возраст священника в момент назначения в церкви ключевских приходов составлял 35 лет. Пятеро закончили полный курс обучения в духовных семинариях (Томской, Тамбовской, Рязанской, Псковской). Трое стали священниками, не закончив полного обучения. В 1885 году епархиям было разрешено рукополагать в священный сан лиц, не окончивших полный курс богословских наук в семинариях, но соответствующих данному званию по уровню знаний, благочестию[69]. Еще три священника получили образование учителя, двое - псаломщика, один закончил классическую гимназию и один обычную школу грамоты.

Средний срок нахождения на должности в конкретном храме был невелик, у большинства священников составлял два года. Исключение составляют иерей Владимир Калугин, прослуживший в Михайлово-Архангельском храме в Ключах 11 лет, иерей Константин Пивоваров, 5 лет служивший в Каипском и 2 года в Новополтавском храме и иерей Валериан Тимофеев, служивший в Каипском храме 5 лет (до своей смерти).

По происхождению трое священников продолжали дело родителей, двое были из дворянских семей, один из мещанской, один – сын обер-офицера, один - личного гражданина.

Все священники были женаты, только у одного еще не было детей, в среднем в семье священника в период служения на изучаемой территории было 4 ребенка. Старшие дети обучались в городских учебных заведениях. Так, у иерея Константина Пивоварова старший сын состоял на службе в Санкт-Петербургской городской думе, старшая дочь училась в Санкт-Петербургской фельдшерской школе, младшая – в Барнаульской женской гимназии, младший сын – в частной гимназии госпожи Красулиной. Сыновья священника Александра Лисицына обучались в Томском университете, Казанском ветеринарном институте и Томской мужской гимназии.

Чуть подробнее расскажем о Владимире Яковлевиче Калугине, первом священнике самостоятельного причта Михайло-Архангельской церкви в Ключах. Сын золотопромышленника, он родился 29 сентября 1875 году в городе Енисейске. Обучался в Томской Духовной Семинарии, по прошению был уволен из VI класса 1 февраля 1897 года и определен псаломщиком Пророко-Ильинской церкви в с. Ново-Чемровское Бийского уезда. Указом Томской Духовной Консистории 4 апреля 1899 года был переведен к Градо-Томской Воскресенской церкви и рукоположен в диаконы. Рукоположен в сан пресвитера к Казанской церкви станицы Чарышской 7 июня 1899 года. Указом Томской Духовной Консистории от 10 июня 1899 года перемещен для пользы службы к Николаевской церкви села Борового Форпоста на вакансию штатного диакона в помощь настоятелю местной церкви впредь до отделения от Борового Форпостского прихода другого самостоятельного. Указом той же Консистории от 20 сентября 1899 года для исправления пастырских обязанностей переведен в село Ключевое к приписной Михайло Архангельской церкви с принадлежащими к ней деревнями прихода села Борового Форпоста, с открытием самостоятельного прихода и штата. Указом Святейшего Синода от 25 октября 1899 года утвержден в штатной должности. Съездом духовенства Благочиния № 37 12 октября 1900 года избран следователем благочиния и миссионером. С 1 января 1905 года по сентябрь 1906 год состоял на должности миссионера-помощника наблюдателя церковных школ грамоты Барнаульского уезда, за недостатком свободного времени отказался от этой должности. С 1910 года – клирик Богоявленского храма села Камня Барнаульского уезда (ныне город Камень-на-Оби). Преподавал Закон Божий в Каменской частной гимназии, служил в гимназической церкви. Женат иерей Владимир был на дочери мещанина Анне Григорьевне, имеющей диплом учителя и права акушерки. Первый ребенок в семье умер на первом году жизни, дочь Клавдия родилась в 1901 году в Павлодаре, в 1904 и 1908 годах родились сыновья Владимир и Борис. В 1903 и 1904 годах иерей Владимир награждался архипастырским благословением (второй раз – за труды по церковному школьному делу), в 1905 году набедренником. В 1900 году приход посетил Преосвященный Макарий. В отчете о его поездке, опубликованном Томскими епархиальными ведомостями дается такая характеристика: «Священник Владимир Калугин, из VI-го класса семинарии, весьма деятелен и к обязанностям своим усерден: поучения и проповеди произносит неопустительно, заботится о благоукрашении храма, о заведении и надлежащей постановке церковных школ – открыл уже и приходское попечительство, и с увлечением отдался делу борьбы с распространенным в его приходе расколом, в особен­ности же молоканством»[70]. Сложно сказать, что повлияло на последующее преображение отца Владимира, недостаточное содержание причта или длительная служба на одном и том же месте. В написанной в конце 1960-х годов местным краеведом Н. М. Авдеенко «Истории Ключевского района» есть такой абзац: «За 10 лет эксплуатации труда батраков сельский священник села Ключи Калугин приобрел мельницу, кожевенный завод и много скота. Он имел двух постоянных работников и одну работницу, поповская земельная руга (надел) насчитывала 200 десятин земли и находилась в урочище Ракиты. Жил он в двух крестовых домах (впоследствии в них была размещена школа по улице Р. Люксембург, раньше они стояли на месте Дома пионеров (в центре села)»[71]. Можно было бы скептически отнестись к строкам, написанным в советское время, однако они подтверждаются документально, причем церковными источниками. Томские епархиальные ведомости в сентябре 1910 года публикуют «Предложение» архиепископа Макария, где с плохо скрываемым гневом заявляется по поводу дел в Ключевском приходе: «приходский священник, увлекшись хозяйственными и крупными торговыми предприятиями, просмотрел надвинувшуюся на его приход опасность со стороны сектантства и тем дал возможность сектантству окрепнуть. … А потому священник, как проявивший крайнюю небрежность во вверенном ему пастырском служении и поставивший свои материальные расчеты выше духовных нужд своей паствы, увольняется за штат»[72]. Через год после увольнения иерея Владимира 1 сентября 1911 года был подписан любопытный договор: Анна Григорьевна Калугина (жена священника) и Анна Алексеевна Любимцева (жена бессменного при иерее Владимире и ушедшего вместе с ним церковного старосты крестьянина Михаила Любимцева) взяли в аренду земельную оброчную статью Шерстобитовскую близ села Ключевского под паровую мукомольную мельницу в 43 десятины с годовой платой 119 рублей 50 копеек. Правда через год в контракте осталась только подпись Любимцевой[73].

Практически любая статья об истории села Северки включает упоминание о первом священнике Богородице-Рождественской церкви, иерее Александре Лисицыне (правда, чаще не как о священнике, а как об учителе церковно-приходской школы). Александр Михайлович родился 20 октября 1867 года в семье священника. По окончанию 4-х классов Рязанской Духовной семинарии в 1888 году был определен на псаломщическое место в село Жерновицы Спасского уезда Рязанской губернии. В 1889 году был рукоположен в диакона, в этом же году во пресвитера с принятием в Томскую епархию и назначен на священническое место к Христо-Рождественской церкви села Феодосовское (Федосовское) благочиния № 16. Был утвержден депутатом от благочиния на окружной и обще-епархиальный съезды 1904-1907 годов. В 1910 году был перемещен к Петро‑ Павловской церкви села Чингизского благочиния № 43, утвержден депутатом от благочиния на общеепархиальные съезды 1913 года. За труды по обустройству нового храма в селе Феодосовском награжден набедренником в 1903 году, за ревностное исполнение пастырских обязанностей в 1907 году награждён скуфьею, за труды по церковно-школьному делу в 1909 году архипастырским благословением, за усердную и полезную службу в 1912 году – камилавкою. Что произошло в 1915 году не очень понятно (почерк в клировой ведомости неразборчив), но указом № 481 от 26. 06. 1915 года иерей Александр был оштрафован Томской Духовной Консисторией на 30 рублей и переведен на сверхштатное священническое место к Богородице-Рождественской церкви села Северного благочиния № 53[74]. Дочь отца Александра Мария работала учительницей в Ключевской Церковно-Приходской Школы (ЦПШ).

Большим уважением прихожан пользовался первый Васильчуковский священник Ермил Мазаев (Приложение 2, рис. 2, 4). Он родился в 1872 году в семье крестьянина Семена Мазаева в селе Красный Яр Барнаульского уезда Томской губернии. Окончил курс в Ординской второклассной учительской школе в 1900 году и 12 лет прослужил учителем. В 1908 году назначен псаломщиком в Свято-Духовской церкви села Селиверстово. В 1913 году рукоположен в диакона, а в 1914 год - в сан пресвитера в село Васильчуково[75]. Брат Ермила Яков тоже стал священником (Приложение, рис. 3)[76], а сын Михаил уже в советское время начинал свой учительский путь в Васильчуках. Внук Ермила, родившийся в этом же селе, стал известным сибирским писателем. Владимир Михайлович Мазаев, Заслуженный работник культуры РСФСР, долгие годы возглавлявший Кемеровскую писательскую организацию, до своей смерти в 2015 году поддерживал отношения с земляками, собирал материалы по истории семьи[77].

Каждому причту по штату положен был псаломщик. Согласно распоряжению Томской Духовной Консистории от 23 декабря 1899 года «Псаломщические места предоставлены будут только тем, кто прослужит в школе грамоты или церковно-приходской школе не менее 3 лет при вполне одобрительном поведении; из них предпочтение будет отдаваться окончившим курс в семинарии, в духовном училище, Бийском катехизаторском училище и учительской школе; окончившим курс во второклассной школе, в одноклассной церковно-приходской школе будут предоставляться псаломщические места только после служения в должности учителя не менее 5 лет, после вполне удовлетворительной сдачи экзамена по псаломщической программе и при совершенно безукоризненном поведении»[78]. Из 16 известных нам псаломщиков (Приложение 1, табл. 19) на исследуемой территории в досоветский период, трое были из семьи священника, шестеро из крестьянской семьи, один из мещанской, об остальных – сведений нет. Два человека учились в Томской духовной семинарии (ушли с I и IIкурсов), один в Барнаульском духовном училище (ушел из 3 класса), трое закончили миссионерское катехизаторское училище (Бийское и Улалинское), четверо - учительские школы и училища, пятеро двухклассные, одноклассные и церковно-приходскую школы, один получил домашнее образование. Практически все действительно прошли через работу в должности учителя, успешно выдержали экзамен на псаломщика. Средний возраст назначения на должность в ключевском храме - 25 лет. 12 человек начинали службу в Ключевской и Каипской волостях семейными людьми, четверо - холостыми. У шестерых уже были дети, причем у пятерых 3 и больше ребенка в семье. Мало кто служил в одном храме больше 2 лет. Исключение опять составляет Михайло-Архангельский храм в Ключах. Михаил Архипович Несмеянов, начав служить в нем в 16-летнем возрасте, прослужил бессменно 13 лет. Михаил родился в православной крестьянской семье Архипа Ивановича и Пелагии Игнатьевны Несмеяновых 11 января 1884 года в селе Заплавном Бузулукского уезда Самарской губернии, обучался в двухклассной школе при Томском Архиерейском доме, окончил курс в 1897 году. Указом Томской Духовной Консистории был назначен учителем школы грамоты деревни Цыгановой Мариинского уезда, Зырянского прихода, благочиния № 10. Указом той же Консистории от 30 августа 1900 года назначен к Михайло-Архангельской церкви в селе Ключевском псаломщиком и учителем школы грамоты. Экзамен на псаломщика сдал в июле 1900 года, а в 1902 году был утвержден в звании псаломщика и принят в духовное звание. Имел диплом учителя церковно-приходской школы. 6 августа 1905 года был благословен на стихарь[79]. К отбыванию воинской повинности призывался в 1905 году, но как учитель церковно-приходской школы освобожден. Учителем церковно-приходской школы состоял до 1910 года. Мы не знаем, как Михаил Архипович попал из Самарской губернии в Сибирь, скорее всего уехал за старшим братом. Дмитрий Архипович Несмеянов, кандидат богословия, известный миссионер и член Священного Собора Русской Православной Церкви 1917-1918 годов, родившийся в том же селе Заплавном, в 1902 году закончил Томскую духовную семинарию по  первому разряду. С 1907 года, после окончания Казанской духовной академии, Дмитрий Архипович был переведен в Омскую епархию на должность епархиального миссионера, по долгу службы посещал Павлодарский уезд, мог встречаться с братом Михаилом. Начиная с 1925 года Дмитрий Несмеянов преследовался властями, а в 1931 году был приговорен к высшей мере наказания как «руководитель Оренбургской городской ячейки церковно-монархической контрреволюционной организации «Истинные»»[80]. Мы ничего не знаем о судьбе Михаила (в 1913 году он был переведен псаломщиком к церкви села Славгородского[81]), но, если бы он дожил до 1930-х годов, наверняка был бы репрессирован по делу брата.

Важную роль в жизни прихода играл церковный староста. Эта должность стала обязательной еще в XVIII веке. Согласно инструкции от 12 июня 1890 года церковный    староста - это «поверенный прихода, избираемый к каждой приходской церкви для совместного с причтом приобретения, хранения и употребления церковных денег и всякого церковного имущества, под надзором и руководством благочинного и епархиального начальства»[82]. Староста отвечал перед епархиальным и местным начальством за состояние храма. Должность эта была выборная, избран мог быть мужчина не моложе 25 лет, благочестивый, по возможности грамотный, исключались для участия в качестве кандидата сектанты; лица, не бывающие у исповеди и причастия; находившиеся под судом и следствием; несостоятельные должники; лица, торгующие спиртными напитками; деятели местного самоуправления[83]. Известия о дате выборов и список кандидатов сообщались прихожанам за месяц до выборов. Выборы проходили в храме, присутствовал причт и благочинный. Староста избирался на три года, утверждался епархиальным начальством. В его обязанности входило: «1) сбор денег в церковный кошелек или кружку, прием вкладов и приношений, получение доходов от оброчных статей и процентов с церковных капиталов (прим. - последнее на изучаемой территории не осуществлялось); 2) продажа церковных свечей и огарков; 3) покупка по указанию причта необходимого церковного имущества; 4) ведение приходно-расходных книг; 5) наблюдение за исправным состоянием церкви и церковного имущества, церковных зданий, кладбищ и так далее; 6) контроль за исправностью исполнения своих обязанностей сторожей, просвирен и другое; 7) наблюдение за исправностью церковных домов; 8) поддержание порядка во время богослужения и крестных ходов[84]. Жалования староста не получал, но крестьяне (а 8 из 10 старост на изучаемой территории были крестьянами), (Приложение 1, табл. 20) на время пребывания в этой должности освобождались от всех нарядов и работ. Первым и самым известным старостой в Ключевской и Каипской волостях был Михаил Андреевич Любимцев. В 27-летнем возрасте в 1899 году он был избран церковным старостой Михайло-Архангельского храма в Ключах, и исполнял эти обязанности до 1910 года, то есть был избран на четвертое трехлетие. Был женат, воспитывал четверых детей. Награждался Архипастырским благословением за усердие к благосостоянию храма Божия и пожертвования из личных средств. Ушел в отставку одновременно с увольнением из штата иерея Владимира по описанным выше обстоятельствам. Похвальным листом за усердную службу в 1913 году награждался староста Пророко-Ильинской церкви в Петухах Иван Иосифович Гусев[85].

К 1914 году в Благочиние № 37 входили уже 32 самостоятельных прихода, поэтому журнальным определением Томской Духовной Консистории, утвержденном Преосвященнейшим Мефодием, 5 марта 1914 года, оно было разделено на три благочинных округа. В новый 53-й благочиннический округ были выделены в том числе приходы Ключевской, Каипский, Новополтавский и приписные церкви деревень Васильчиковой и Северной[86].

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...