Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 2 Экспериментальная апробация возможности использования народной культуры в процессе становления гендерной толерантности у детей старшего дошкольного возраста




Организация опытно-поисковой работы. Анализ и интерпретация результатов начальной диагностики по определению уровня сформированности гендерной толерантности детей контрольной и экспериментальной групп

С целью экспериментальной проверки выдвинутой гипотезы и практического подтверждения возможности использования элементов народной культуры в процессе формирования гендерной толерантности у детей старшего дошкольного возраста нами была проведена опытно-поисковая работа.

Реализация обозначенной цели осуществлялась посредством решения следующих задач:

1. Конкретизировать основные параметры (компоненты, показатели, критерии оценки, уровни) гендерной толерантности, осуществить подбор диагностических методик.

2. Определить уровни сформированности гендерной толерантности детей старшего дошкольного возраста на констатирующем и контрольном этапах опытно-поисковой работы, проанализировать, сравнить, интерпретировать и обобщить полученные результаты.

3. Обосновать разработку модели формирования гендерной толерантности посредством народной культуры.

4. Разработать тематический план использования народной культуры в процессе решения задач формирования гендерной толерантности у детей старшего дошкольного возраста, осуществить его экспериментальную апробацию.

5. Определить эффективность использования народной культуры как средства формирования гендерной толерантности детей старшего дошкольного возраста.

Решение поставленных задач осуществлялось в процессе опытно-поисковой работы, включенной в педагогический процесс дошкольных учреждений, работающих в инновационном режиме по «Программе социального развития детей дошкольного возраста» Л.В.Коломийченко. [70] В экспериментальном исследовании приняло участие 120 детей подготовительных к школе групп, из них две группы (63 ребенка) экспериментальные и две группы (57 детей) контрольные.

Проведенный анализ теоретических исследований, посвященных изучению гендерной толерантности, полоролевой социализации, социального развития позволил выделить основные параметры (компоненты, показатели, критерии и уровни) гендерной толерантности детей старшего дошкольного возраста, которые разрабатывались на основе «Программы социального развития детей дошкольного возраста» Л.В.Коломийченко, исследований Конышевой Е.А., Овсянниковой О.А. [70, 75, 104]

Под гендерной толерантностью мы понимаем сложное личностное образование, проявляющееся в знаниях детей об особенностях внешних проявлений, личностных качествах сферах деятельности и поведения людей разного пола, о способах проявления понимающего, принимающего и уважительного отношения к представителям противоположного пола, вне зависимости от гендерной принадлежности; в наличии интереса и потребности в бесконфликтном взаимодействии с представителями противоположного пола; в проявлении понимающего, принимающего и уважительного отношения к представителям своего и противоположного пола.

Компоненты гендерной толерантности рассматриваются в нашем исследовании как структурные составляющие сложной системы, находящиеся в тесном взаимодействии и представлены в соответствии со сферами полоролевой социализации (когнитивной, эмоционально-чувственной и поведенческой).

Под показателем мы понимаем качественную характеристику объекта, описывающую какое-либо его свойство. Под критерием – признак, на основании которого производится оценка, определение степени выраженности показателя.

Показатели гендерной толерантности в нашем исследовании представлены по сферам личностного развития.

Когнитивная сфера

Ребенок имеет дифференцированные представления о:

§ внешнем виде, поведении, функциональных особенностях представителей своего и противоположного пола (общение, труд, отдых, интересы, увлечения);

§ способах поведения и особенностях взаимоотношений между представителями разного пола;

§ содержании идентичности представителей своего и противоположного пола, собственной половой идентичности;

§ способах реагирования на неблагополучие, оказания внимания, помощи и проявления симпатии к сверстникам своего и противоположного пола, вне зависимости от гендерной принадлежности;

§ различных качествах (привлекательных и непривлекательных) сверстников своего и противоположного пола;

§ перспективах своего развития как представителя определенного пола;

§ вариантах проявления качеств феминности и маскулинности в различных ситуациях межполового взаимодействия.

Критерии оценки:

· объем (соответствие программному содержанию);

· осознанность и глубина (умение аргументировать);

· гибкость стереотипов восприятия у детей поступков литературных героев в нестандартных ситуациях;

· отсутствие избирательности в оценке поведения людей разного пола в ситуациях нравственного выбора.

Эмоционально-чувственная сфера

Ребенок проявляет:

§ эмпатию, стремление помочь сверстникам своего и противоположного пола;

§ интерес к ситуациям взаимодействия людей разного пола;

§ интерес и потребность во взаимодействии со сверстниками противоположного пола.

Критерии оценки:

· устойчивость интересов;

· внешняя выраженность эмпатийных проявлений;

· отсутствие избирательности в общении по половому признаку;

· соотношение положительных и отрицательных выборов;

· наличие общих и взаимных выборов.

Поведенческая сфера

§ Ребенок владеет способами оказания помощи, поддержки в реальной ситуации взаимодействия со сверстником противоположного пола;

§ проявляет эмоциональные, поведенческие, речевые реакции в процессе взаимодействия со сверстником противоположного пола;

§ реагирует на эмоциональное состояние сверстника своего и противоположного пола.

Критерии оценки:

· самостоятельность;

· инициативность;

· осознанность;

· адекватность ситуации;

· направленность поведения (на себя, на другого, на ситуацию);

· характер взаимодействия (конфликтный, эмоционально-положительный, безразличный).

Соотношение показателей и критериев позволило определить уровни сформированности гендерной толерантности.

Высокий уровень. Ребенок владеет аргументированными представлениями о внешнем виде, поведении, функциональных особенностях представителей своего и противоположного пола (общение, труд, отдых, интересы, увлечения); о способах оказания внимания и проявления симпатии к сверстнику противоположного пола, о его привлекательных личностных качествах; о характере взаимодействия между людьми разного пола, имеющих определенную нравственную ценность. В его представлениях отсутствуют жесткие гендерные стереотипы и негативные характеристики при определении содержания идентичности мужчин и женщин, мальчиков и девочек, собственной идентичности. Испытывает чувство удовлетворенности в отношении собственной половой принадлежности, аргументировано обосновывает ее преимущества, не представляет возможным ее изменение. В качестве образца для подражания называет представителя своего пола, аргументирует сделанный выбор. Владеет гендерно нестереотипными, аргументированными, отличающимися отсутствием избирательности к детям своего и противоположного пола, адекватными ситуации взаимодействия представлениями о способах реагирования на неблагополучие и успешность сверстника. Проявляет готовность к игровому и личностному взаимодействию со сверстником своего и противоположного пола, направленному на помощь сверстнику и разрешение ситуации.

Проявляет интерес к ситуации взаимодействия людей разного пола, ярко выраженную (мимикой, пантомимикой), устойчивую, характеризующуюся отсутствием избирательности по отношению к людям своего и противоположного пола эмпатию. Испытывает устойчивый интерес и потребность к общению со сверстниками своего и противоположного пола. Проявляет готовность и способность к установлению положительных отношений со сверстниками как своего, так и противоположного пола. Отрицательные и положительные выборы не определяются половой принадлежностью ребенка. Отношения со сверстником основываются на взаимной симпатии.

При взаимодействии со сверстником противоположного пола устанавливает эмоционально-положительные отношения, проявляет инициативность, самостоятельность, эмпатию, адекватные ситуации эмоциональные и речевые реакции. Поведение направлено на оказание помощи сверстнику и разрешение ситуации.

Средний уровень. Ребенок владеет стереотипными и неаргументированными представлениями о внешнем виде, поведении представителей своего и противоположного пола, характере взаимодействия между ними - функциональных особенностях мужчин и женщин (общение, труд, отдых, интересы, увлечения); о привлекательных личностных качествах сверстника противоположного пола, о способах оказания внимания и проявления симпатии к нему. Устанавливает взаимосвязи между своей половой ролью и различными проявлениями маскулинности и фемининности. Представления о содержании идентичности мужчин и женщин, мальчиков и девочек, собственной идентичности отличаются отсутствием негативных оценок и характеристик и наличием достаточно жестких гендерных стереотипов. В качестве образца для подражания называет представителя только своего пола, аргументирует сделанный выбор. В определении собственных перспектив развития ориентируется на соответствующий полу, жестко стереотипный набор маскулинных или феминных качеств личности. Испытывает чувство удовлетворенности в отношении собственной половой принадлежности; при отсутствии аргументации или при аргументации ее преимуществ показывает негативные установки по отношению к противоположному полу; не реагирует на возможность ее изменения.

Проявляет интерес к ситуации взаимодействия людей разного пола, неустойчивую, характеризующуюся отсутствием избирательности по отношению к людям своего и противоположного пола эмпатию. Испытывает ситуативный интерес к общению со сверстниками противоположного пола. Проявляет готовность к установлению положительных отношений со сверстниками своего пола. В практическом выборе ориентируется в основном на половую принадлежность сверстника, аналогичную собственному пола.

Выбор характера взаимоотношений со сверстником противоположного пола ситуативен, ребенок устанавливает как эмоционально-положительные, так и конфликтные, безразличные отношения. Отсутствует самостоятельность и инициативность в установлении взаимоотношении со сверстником. Реагирует на неблагополучие сверстника только после просьбы о помощи.

Низкий уровень. Ребенок владеет неаргументированными представлениями о внешнем виде, поведении представителей своего и противоположного пола, о характере взаимодействия между ними. Не владеет представлениями о содержании взаимоотношений между мужчиной и женщиной, привлекательных личностных качествах сверстника противоположного пола. Испытывает затруднения при выделении функциональных особенностей мужчин и женщин (общение, труд, отдых, интересы, увлечения), установлении взаимосвязи между своей половой ролью и различными проявлениями маскулинности и фемининности. Не испытывает чувства удовлетворенности в отношении собственной половой принадлежности; в качестве предпочитаемой половой идентичности называет идентичность противоположного пола, представляет возможным ее изменение. Не имеет образца для подражания (или в качестве образца для подражания называет представителя противоположного пола); испытывает затруднения в определении собственных перспектив развития. Имеет достаточно жесткие гендерные стереотипы и проявляет негативное отношение к представителям противоположного пола, идентичности мужчин и женщин, мальчиков и девочек, собственной идентичности.

Отсутствует интерес к ситуации взаимодействия с детьми противоположного пола, проявление эмпатии по отношению к людям противоположного пола. Не испытывает интереса к общению со сверстниками противоположного пола. Отсутствует готовность к установлению положительных отношений со сверстниками противоположного пола. Проявляет жесткие гендерные стереотипы в выборе предпочитаемого сверстника.

При взаимодействии со сверстником противоположного пола устанавливает конфликтные или безразличные отношения, не проявляет инициативности и самостоятельности. Не реагирует на просьбы сверстника противоположного пола о помощи, не замечает его затруднений.

В определение уровня сформированности гендерной толерантности мы исходили из того, что правомерность диагностических процедур предопределяется грамотным и адекватным изучаемым показателям подбором методов. Методами педагогической диагностики в нашем исследовании представлены способы решения задач, направленных на изучение, анализ и интерпретацию результатов проявления разных сфер гендерной толерантности.

Подбор и модификация методов психолого-педагогической диагностики осуществлялись в соответствии с обозначенными показателями. Разнообразие используемых методов обусловлено доминирующими задачами диагностики, позволяющими определить объем и аргументированность знаний (беседы), ситуативность или стабильность, внешнюю выраженность эмоционально-чувственных проявлений (проблемные ситуации, наблюдения), самостоятельность и адекватность поведенческих реакций (наблюдение, решение проблемных ситуаций).

В соответствии с выделенными компонентами и показателями гендерной толерантности был разработан диагностический инструментарий, позволяющий изучить уровень сформированности разных сфер гендерной толерантности как сложного личностного образования.

Когнитивная сфера

Беседа с детьми №1. (приложение №3) Цель: выявить знания о внешнем виде, поведении и особенностях маскулинных и фемининных проявлений людей.

Беседа с детьми №2. (приложение №4) Цель: выявить знания о способах поведения и особенностях взаимоотношений между мужчинами и женщинами, мальчиками и девочками, проявление избирательности в соблюдении нравственных норм по отношению к представителям своего и противоположного пола.

Эмоциональная сфера

Социометрия. (приложение №5) Цель: изучить эмоциональные предпочтения детей, выявить наличие интереса и потребности к общению со сверстниками своего и противоположного пола, статус ребенка в группе. Определить количество общих взаимных выборов между мальчиками и девочками.

Чтение сказки и беседа по ее содержанию. (приложение №7) Цель: выявить уровень эмпатии детей по отношению к литературным героям своего и противоположного пола. Отмечаются реакции ребенка (вербальные, мимические, пантомимические).

Задается вопрос, как бы ты поступил на месте главного героя сказки? Сравнивается полученный ответ и реакции, показанные ребенком во время чтения сказки.

Модифицированная методика одномоментных срезов Т.А. Репиной. (приложение №2) Цель: выявить общую картину реального общения сверстников в микрообъединениях детей, которые возникают при свободном общении (в том числе наиболее устойчивые); определить численный и половой состав этих объединений, а также выявить детей, которые чаще остальных играют в одиночку [117].

Поведенческая сфера

Разрешение проблемной ситуации «Мытье стульев». (приложение №6) Цель: выявить наличие способов решения неблагополучной ситуации, способность к оказанию помощи, соучастию в реальной ситуации взаимодействия между детьми разного пола.

Наблюдение за проявлением эмпатии и поведением детей (модифицированный опросник "Характер проявлений эмпатических реакций и поведения у детей" А.М. Щетининой [164]), (приложение №1).

Соотношение критериев сформированности гендерной толерантности с методиками исследования представлено в таблице №1

Таблица №1 Соотношение критериев сформированности гендерной толерантности с методиками исследования

Сфера Критерий оценки Метод диагностики
Когнитивная сфера Объем знаний, их осознанность и умение аргументировать свою позицию Беседа
отсутствие стереотипов восприятия поступков литературных героев в нестандартных ситуациях Беседа  
Эмоциональная сфера отсутствие избирательности в оценке поведения людей разного пола в ситуациях нравственного выбора Беседа  
устойчивость интересов, выраженность эмпатийных проявлений Социометрия
Поведенческая сфера отсутствие избирательности, соотношение положительных и отрицательных выборов; наличие общих и взаимных выборов Социометрия Чтение сказок и беседа по ним
Самостоятельность, инициативность; адекватность ситуации, характер взаимодействия (конфликтный, эмоционально-положительный, безразличный), направленность поведения (на себя, на другого, на ситуацию) Проблемная ситуация   Наблюдение

 

Изучение гендерной толерантности на начальном этапе диагностики (констатирующий эксперимент) не показало существенных различий между детьми контрольных и экспериментальных групп (см. табл. №2).

Таблица №2. Результаты начальной диагностики уровня сформированности гендерной толерантности детей старшего дошкольного возраста (в %)

 

Группы Уровни Контрольные группы Экспериментальные группы
Высокий 26% 24%
Средний 60% 62%
Низкий 14% 14%

 

Соотношение показателей сфер личностного развития по результатам диагностики на констатирующем этапе эксперимента представлено на рисунке №1.

Контрольные группы

 

Экспериментальные группы

 

Рисунок №1. Результаты начальной диагностики уровня сформированности гендерной толерантности детей старшего дошкольного возраста по сферам личностного развития

Анализ полученных данных свидетельствует о том, что у большинства детей контрольных и экспериментальных групп выявлен средний уровень когнитивной сферы гендерной толерантности:

- существенная часть обследуемых детей владеет дифференцированными представлениями о своей половой принадлежности, об отдельных функциях членов семьи; внешнем виде, поведении, функциональных особенностях представителей своего и противоположного пола; способах реагирования на неблагополучие, оказания внимания, помощи и проявления симпатии к сверстникам своего и противоположного пола; привлекательных качествах сверстника своего и противоположного пола; перспективах своего развития как представителя определенного пола; вариантах проявления качеств феминности и маскулинности;

- большая часть детей индифферентна в отношении собственной половой принадлежности, не осознает относительности маскулинных и фемининных проявлений, затрудняется в определении перспектив своего взросления в соответствии с собственной половой ролью, ситуативно проявляет сопереживание, сочувствие в общении с детьми противоположного пола;

- у детей преобладают стереотипные представления о представителях своего и противоположного пола (например, большинство детей под мужскими качествами понимают силу и храбрость, а под женскими – красоту, нежность и хозяйственность); к женским профессиям в основном относят профессии воспитателя, продавца, врача;

- для большей части детей характерно наличие стереотипов в оценке полоролевого поведения и негативной оценки, критических замечаний в адрес сверстников противоположного пола (мальчики – «плохие, драчуны», девочки – «жалобы, ревы»).

Анализ результатов беседы, направленной на выявление знания о способах поведения и особенностях взаимоотношений между мужчинами и женщинами, мальчиками и девочками, показывает отсутствие избирательности в соблюдении нравственных норм по отношению к представителям своего и противоположного пола. Различия между уровнями проявления гендерной толерантности в когнитивной сфере находят отражение в содержании ответов: большинство детей не имеет представлений о способах помощи «успешному» сверстнику своего и противоположного пола, а также необходимости проявления положительных реакций на его поступки. Представления о помощи проявляются лишь в типичных ситуациях: обида или причинение боли.

По словесному описанию дети в общем одинаково взаимодействуют с представителями своего и противоположного пола, но при рассмотрении конкретных ситуаций проявляют избирательность в отношениях. При описании возможной помощи детям противоположного пола аппелируют к привлеканию сверстников. На вопрос: «Что ты будешь делать, если мальчик упадет?» большая часть девочек отвечали, что позовут мальчиков его поднять.

Достаточно высокие показатели когнитивной сферы мы связываем с рядом причин: работа с детьми контрольных и экспериментальных групп осуществляется по вариативной парциальной программе социального развития Л.В. Коломийченко, однако в организации педагогического процесса доминируют вербальные методы полового воспитания, способствующие формированию знаний (чтение литературных произведений, беседы и т.д.); воспитывающими детей родителями и педагогами часто декларируются нормативы гендерной культуры без обращения к их нравственной сущности и упражнения в специфическом полоролевом поведении.

Уровень сформированности эмоционального компонента гендерной толерантности определялся посредством использования диагностических методик, направленной на выявление эмпатии и потребности к взаимодействию со сверстником противоположного пола.

Анализ полученных результатов показал:

- у большинства детей чувство эмпатии, т.е. способности индивидов понимать и переживать эмоциональное состояние другого, сформировано на среднем уровне, что предположительно может быть объяснено ее проявлениями вне зависимости от половой принадлежности;

- в ситуации взаимных выборов дети отдают предпочтение представителям своего пола, аргументируя их более теплыми, дружескими отношениями, надеждой на взаимность, общностью игровых интересов, длительностью межличностных контактов и т.д.

Исследование поведенческой сферы гендерной толерантности осуществлялось посредством диагностических методик, направленных на изучение специфики взаимоотношений в специально созданных проблемных ситуациях и в процессе организованного наблюдения за непосредственным взаимодействием.

Анализ полученных результатов позволяет констатировать:

- уровень поведенческой сферы гендерной толерантности зависит от пола детей (у мальчиков его показатели значительно выше);

- поведенческие реакции девочек чаще сопровождаются яркими эмоциональными проявлениями, мальчики более склонны к рассудительному поведению.

Анализ данных, полученных в ходе констатирующего эксперимента, позволяет сделать следующие выводы:

- у детей старшего дошкольного возраста имеют место отдельные проявления когнитивной, эмоционально-чувственной и поведенческой сфер гендерной толерантности, что объясняется как стихийностью процесса полоролевой социализации, так и целенаправленной работой по реализации программы социального развития;

- большая часть детей экспериментальных и контрольных групп находится на среднем уровне гендерной толерантности, что может быть связанно с отсутствием целенаправленной работы по ее формированию;

- соотношение когнитивной, эмоционально-чувственной и поведенческой сфер гендерной толерантности не равномерно, что объясняется доминированием вербальных методов полового воспитания, декларированием нормативов гендерной культуры без обращения к их нравственной сущности и упражнения в специфическом полоролевом поведении.

Полученные результаты подтверждают необходимость поиска средств формирования гендерной толерантности, одним из которых в нашем исследовании рассматривается народная культура.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...