Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Теоретические основания, организация и проведение формирующего этапа опытно-поисковой деятельности




 

Организация и проведение работы, направленной на формирование гендерной толерантности детей старшего дошкольного возраста посредством народной культуры, осуществлялось в соответствии с рядом теоретических позиций, раскрывающих основные подходы к построению педагогического процесса. Признавая возможность формирования гендерной толерантности в ходе специально организованной целенаправленной деятельности, в определении содержания и логики формирующего этапа опытно-поисковой работы нами обозначен ряд подходов, реализация которых предположительно обеспечивает результативность полового воспитания в контексте реализации исследовательских задач.

Подход в нашем исследовании рассматривается как совокупность основополагающих идей, предопределяющих общую ориентацию педагогов в целевых, содержательных и технологических аспектах воспитания, обеспечивающую успешность педагогической деятельности.

Методологической основой понимания воспитания как целостного педагогического процесса является системный подход. Воспитание в нем рассматривается как упорядоченное множество взаимосвязанных (целевых, содержательных, технологических, оценочно-результативных) компонентов, способствующих личностному развитию ребенка. Согласованность всех компонентов воспитательной системы обеспечивает целостность педагогического процесса, создает оптимальные условия для мониторинга и своевременной коррекции результатов.

Реализация системного подхода в нашем исследовании предполагала организацию педагогического процесса как целостной воспитательной системы, в которой все ее компоненты взаимосвязаны, взаимообусловлены: ее цель рассматривается как содействие формированию гендерной толерантности, содержание включает элементы народной культуры, отражающие специфику межполовых взаимоотношений, технологические аспекты предопределяются генезисом полоролевой социализации в культурологической парадигме образования (от приобщения к социокультурным ценностям и их интериоризации в разных видах деятельности и от них – к культуротворчеству), контрольно-оценочный компонент предполагает отслеживание результатов по основным компонентам гендерной толерантности как сложного личностного образования.

Реализация личностно-ориентированного подхода в нашем исследовании предполагает: признание субъектных социально значимых отношений человека к представителям своего и противоположного пола в качестве основной цели и смысла формирования гендерной толерантности; взаимодействие когнитивной, эмоционально-чувственной и поведенческой сфер личностного развития в качестве основного условия формирующихся отношений; ориентацию на процессы самопознания и самореализации ребенка как на доминирующие достижения личностного развития, становление неповторимой индивидуальности.

С позиции личностно-ориентированного подхода процесс формирования гендерной толерантности рассматривается в нашем исследовании как важнейший фактор полоролевой социализации, опосредующий те качественные и количественные изменения, которые происходят с ребенком в процессе приобщения к ценностям народной культуры, характеризующим специфику межполовых отношений, их интериоризации и культуротворчества. В контексте решения задач нашего исследования основной его целью является формирование принимающего, понимающего и уважительного отношения к представителям противоположного пола, т.е. – гендерной толерантности как сложного личностного образования. Личность мы рассматриваем как совокупность свойств и качеств индивида, характеризующих его социальную сущность и систему отношений к окружающему. Становление этих отношений возможно при условии единства трех сфер личностного развития: сознания, чувств и поведения.

Результативность формирования гендерной толерантности предопределяется реализацией деятельностного подхода, основной смысл которого состоит в признании деятельности в качестве средства становления и развития субъектности ребенка. Онтогенетические аспекты деятельности обусловлены трансформацией ее функций, связанных с порождением культуры в жизни человека, включенности деятельности в саму культуру и ее «превращения» в культуру как среду, которая растит и питает личность.

Рассматривая личность через призму ее отношений к окружающему, опосредованных единством сознания, чувств и поведения, следует отметить доминирующее значение разных видов деятельности в становлении когнитивной, эмоционально-чувственной и поведенческой сфер гендерной толерантности. Так, познавательная деятельность в большей мере способствует формированию представлений о ценностях народной культуры, характеризующих специфику межполовых отношений, художественно-творческая – актуализирует эмоции, чувства, переживания по отношению к ним, игровая – способствует проявлению поведенческих реакций.

С позиций культурологического подхода стратегическая цель воспитания рассматривается как формирование ценностного отношения человека к культуре. Как содержательный феномен воспитания культура представлена системой ценностей взаимодействия человека с миром. По отношению к содержанию процесса формирования гендерной толерантности эти ценности сконцентрированы в разных элементах народной культуры, характеризующих специфику межполовых отношений.

В рамках данного подхода обозначается ряд основополагающих позиций: признание детства как культурного феномена; отношение к ребенку как к субъекту жизнедеятельности, способному к культурному саморазвитию и самоизменению; отношение к воспитанию как к процессу, обеспечивающему приобщение к культурным ценностям, их освоение, усвоение и интериоризацию; отношение к образовательному учреждению как к целостному культурно-образовательному пространству, где воссоздаются идеалы культурных взаимоотношений детей и взрослых, происходят культурные события, культуротворчество и воспитание человека культуры.

Программно-целевые аспекты педагогического процесса определяются в нашем исследовании в соответствии с общими теоретическими основаниями и связаны с организацией работы, направленной на достижение соответствующего возрастным возможностям ребенка уровня гендерной толерантности. Реализация обозначенной цели осуществляется посредством приобщения детей старшего дошкольного возраста к содержанию народной культуры, характеризующему специфику межполовых отношений в соответствии с возрастными возможностями и спецификой половой идентификации.

Признание народной культуры, характеризующей специфику межполовых отношений в качестве целеполагающего основания гендерной толерантности, позволило нам выделить ее основные элементы в содержании проводимой работы: традиционные представления о внешнем виде и особенностях полоролевого поведения (одежда, прическа, аксессуары, преобладающие интересы, увлечения, виды труда); специфика нестандартных полоролевых взаимоотношений и межполового взаимодействия, представленная в устном народном творчестве, народных гуляниях; доминирующие личностные качества и проявления в социальной сфере, нашедшие отражение в малых формах фольклора, проявления достоинства и благородства, имеющее место в характеристике героев эпических произведений, социальные роли в семье, раскрытые в народных сказках и малых формах устного народного творчества.

Отбор содержания различных элементов народной культуры, характеризующих специфику межполовых отношений осуществлен в соответствии со следующими принципами:

- доступности, обеспечивающим его адаптацию к специфике возрастных и половых особенностей развития детей старшего дошкольного возраста;

- прогностичности, ориентирующим на осознанное восприятие детьми предлагаемого содержания, на возможное его использование в качестве аргументов в объяснении своих поступков и отношений; на проявление потребностей и мотивов социально значимого и одобряемого (как традиционного, так и нестандартного) поведения в сфере межполового взаимодействия;

- интегративности, предусматривающим возможность использования содержания народной культуры, отражающего специфику межполового взаимодействия в разных разделах воспитания (трудовом, эстетическом, физическом, и т.д.), и его реализацию в разных видах деятельности (познавательной, речевой, игровой, коммуникативной, двигательной, театрализованной, конструктивной, изобразительной, трудовой);

- культуросообразности, обеспечивающим становление различных сфер самосознания ребенка на основе культуры своего народа.

Операциональный компонент педагогической системы формирования гендерной толерантности представлен в нашем исследовании совокупностью методов и форм организации взаимодействия педагога с детьми в разных видах деятельности. Ориентируясь на реализацию основополагающих идей культурологического подхода, мы рассматриваем народную культуру, характеризующую специфику межполовых отношений не только в качестве содержательно-целевого, но и технологического ориентира формирования гендерной толерантности, что предполагает:

- учет генезиса оснований культурологической идентификации (от видовой – к родовой – к половой и т.д.);

- учет логики освоения элементов культуры (от первоначального приобщения – к интериоризации ее ценностей в разных видах деятельности и далее – к культуротворчеству).

Разработка технологического сопровождения формирования гендерной толерантности посредством народной культуры осуществлялась в соответствии со следующими принципами:

- субъектности – направленности социальных влияний на сознание ребенка, актуализацию интереса к своему «я», установление связи себя с окружающим миром, создание ситуаций осознанного выбора; активное включение ребенка в постижение ценностей народной культуры, характеризующих специфику межполовых отношений; развитие культуротворчества;

- диалогичности в приобщении к разным элементам народной культуры, характеризующим специфику межполовых отношений, в установлении межличностного взаимодействия с детьми противоположного пола;

- единства сознания, чувств и поведения, опосредующего формирование понимающего, принимающего и уважительного отношения к детям противоположного пола;

- соответствия мотивации и рефлексии деятельности доминирующим возрастным потребностям и возможностям ребенка;

- доверия, индивидуальной комфортности, эмоционального благополучия.

Реализация контрольно-оценочного компонента формирования гендерной толерантности осуществлялась в соответствии со следующими принципами:

- надежности и валидности диагностических методик;

- психологической комфортности при проведении диагностических процедур;

- профессиональной компетентности диагностов;

- объективной определенности основных параметров гендерной толерантности (компонентов, показателей, критериев, уровней).

Совокупность теоретических позиций, раскрывающих методологические основания прикладной части исследования, обеспечила построение модели формирования гендерной толерантности посредством народной культуры. (см. рис №2)

Программно-целевой компонент
Операциональный компонент
Контрольно -оценочный компонент

Рисунок №2 Системно-структурная модель организации педагогического процесса по формированию гендерной толерантности детей старшего дошкольного возраста средствами народной культуры

 

Цель взаимодействия педагога с детьми определяется нами как содействие процессу формирования гендерной толерантности детей старшего дошкольного возраста путем приобщения их к элементам народной культуры, характеризующих специфику межполовых отношений.

Задачи:

1.Формировать представления:

- о своей половой принадлежности, о взаимосвязях между своей половой ролью и различными проявлениями маскулинности и фемининности (одежда, прическа, телосложение, эмоциональные реакции, правила поведения, проявление достоинства);

- о традиционном и вариативном поведении в разных жизненных ситуациях;

- о доминирующих видах деятельности и увлечениях людей разного возраста и пола в традиционной и современной культуре;

- о различных социальных ролях людей разного пола в семье (мальчик – сын, брат, папа, дядя, дедушка; девочка – дочь, сестра, мама, тетя, бабушка)вариативных проявлений и специфике их традиционных и;

- о собственных чертах характера, привычках, способах передачи своих желаний, чувств, настроений, о собственных фемининных (маскулинных) качествах и различных их проявлениях в зависимости от ситуации социального взаимодействия;

- о традиционных функциях людей разного пола в семье (коммуникативная, фелицитарная, трудовая, экономическая, репродуктивная);

- об относительности традиционного набора мужских и женских черт характера, традиционных ролей мужчины и женщины в семье и обществе, о возможности обогащения и дополнения их содержания;

- о специфике взаимоотношений, нормах, обычаях и традициях в русской народной культуре;

- о необходимости и значимости проявления дружеских, уважительных отношений между детьми разного пола, понимания между ними;

- о значимости и красоте семейных обычаев, традиций, жилища;

- о нормах и правилах взаимоотношений, приемлемых в русской народной культуре.

2.Воспитывать толерантное отношение, интерес, симпатию и уважение к представителям своего и противоположного пола, стремление к познавательно-личностному общению с ними.

3.Способствовать проявлению:

- интереса к людям своего и противоположного пола;

- потребности в выполнении норм и правил поведения, соответствующих своему возрасту и полу;

- чувства удовлетворенности в отношении собственной половой принадлежности;

- симпатий по отношению к представителям противоположного пола.

4.Способствовать принятию ситуативных состояний, нехарактерных фемининной и маскулинной направленности (мальчик может плакать от жалости, девочка – стойко переносить неприятности).

5.Содействовать становлению:

- способов проявления понимающего, принимающего, уважительного, доброжелательного, заботливого отношения к людям разного пола.

Решение обозначенных задач предполагало определенную логику в отборе содержания и технологического построения взаимодействия педагога с детьми:

- отбор содержания при реализации различных форм и методов работы с детьми строился на основе последовательного изложения материала - от близкого витагенному опыту детей к материалу более отдаленному. Т.е. изначально дети были вовлечены в воспитательно-образовательный процесс на материале, который им близок и знаком (известные сказки, фольклор, танцы, песни и др.), затем дети обогащали свои знания с помощью или нового материала или при нестандартной обработке ранее известного;

- в основу технологического построения педагогического процесса легли механизмы идентификации и дифференциации. Т.е. изначально ребенок идентифицирует себя с определенным полом и перенимает механизмы социального поведения в соответствии с половой ролью, а затем дифференцирует модели и стили поведения, как себя, так и сверстников своего и противоположного пола и способен давать качественную оценку в рамках социального взаимодействия;

- работа с детьми строилась по трем путям личностного развития – социализация, индивидуализация и культуротворчество. Т.е. изначально дети знакомились и приобщалась к элементам народной культуры, которые более ярко отражают специфику межполового взаимодействия, затем, используя уже знакомый материал они воспроизводили его содержание в разных формах деятельности. Третий путь реализовывался при помощи организации творческой деятельности детей по использованию элементов народной культуры, отражающих специфику межполового взаимодействия.

Реализация тематического плана осуществлялась с привлечением многих специалистов: воспитателей, руководителей по изобразительной и двигательной деятельности, музыкального руководителя, специалистов по разделам «Человек в истории» и «Человек в культуре», в соответствии с определенными ранее тремя направлениями:приобщение детей к элементам народной культуры, отражающим специфику межполового взаимодействия;

отражение элементов народной культуры в разных видах деятельности; организация творческой деятельности по вариативному их использованию.

Распределение форм организации детской деятельности по направлениям представлено достаточно условно, что связано с интегративным характером их воспитательного потенциала.

Реализация предложенной модели проводилась в соответствии с тематическим планом, отражающим цель, задачи, содержание и последовательность форм и методов работы с детьми в разных видах деятельности. Получение начальной информации, ее конкретизация, дополнение, уточнение, направленные на становление когнитивной сферы гендерной толерантности осуществлялось в процессе организации познавательной деятельности, проводимой в форме чтения литературных произведений, бесед, рассматривания иллюстраций и т.д.

Тематический план формирования гендерной толерантности у детей старшего дошкольного возраста:

Программное содержание Основные направления реализации форм и методов работы с детьми в разных видах деятельности
Тема: «Мальчишки и девчонки»
Каждый ребенок - представитель определенного пола. Половой принадлежностью обусловлено социальное поведение и проявление феминности/маскулинности (одежда, прическа, телосложение, эмоциональные реакции, правила поведения, проявление достоинства) человека. Но в жизни каждого ребенка бывают ситуации, в которых его поведение не соотносится с общепринятыми представлениями о мужских и женских качествах (мальчик может оказаться слабым, а девочка – сильной). Каждый ребенок осознает и гордится своей половой принадлежностью. Проявление симпатии к детям противоположного пола – одна из особенностей поведения. Настроение у мальчиков и девочек может проявляться по-разному, но есть ситуации, когда дети могут вести не в соответствии с половой принадлежностью, что вполне допустимо, и к этому нужно относится с пониманием 1. Приобщение детей к элементам народной культуры, отражающим специфику межполового взаимодействия: - чтение сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Гуси-лебеди», «Морозко», «Иван-царевич и Серый волк»; - беседы по содержанию прочитанных сказок; - рассматривание мужских и женских народных костюмов; - дидактические игры на сопоставление народных костюмов и ремесел; - чтение и разучивание малых форм фольклора; - беседа о традиционных ремеслах; - беседа о традиционных праздниках, о том, как люди их встречали и отмечали. 2. Отражение элементов народной культуры в разных видах деятельности: - обыгрывание народной песни «Во кузнице» (для мальчиков); - рисование «Мальчики и девочки в крестьянских семьях»; - сюжетно-ролевые игры «Один день из жизни детворы» и по мотивам народных сказок; - исполнение народных танцев и песен; - рисование «Люди в праздниках и быту»; - подвижные игры для создания положительного микроклимата группы. 3. Организация творческой деятельности по вариативному использованию элементов народной культуры, отражающих специфику межполового взаимодействия: - творческое рассказывание по мотивам сказок с измененным ролевым поведением; - подвижные, хороводные и целовальные народные игры с оригинальным и измененным ролевым поведением; - проведение развлечений по тематике традиционных праздников.
Тема: «О дружбе и любви»
Взаимодействие с детьми противоположного пола очень интересно и увлекательно. Уважение и симпатия к другим детям проявляется не в зависимости от пола, а от его человеческих качеств. Доброжелательность, забота, уважение, понимание и принятие – основа дружеских отношений. Способы проявления симпатии проявляются у мальчиков и девочек по-разному: мальчики делятся игрушками, сладостями, рассказывают интересную историю, дарят цветы; девочка может привлечь внимание заботой, добротой, аккуратностью, тем, как она следит за собой, своим внешним видом. Но иногда дети ведут себя по отношению друг к другу не стереотипно (не так как принято) – девочки здороваются за руку, мальчики целуются при встрече. Такое поведение не свойственно для традиционного понимания системы взаимоотношений людей. Но оно допустимо и требует разъяснения и понимания. Дружеские и понимающие отношения необходимы и важны для того, чтобы все дети в группе жили в мире и согласии, могли уважать и понимать друг друга. 1. Приобщение детей к элементам народной культуры, отражающим специфику межполового взаимодействия: - чтение произведений художественной литературы, рассказывание сказок, просмотр и обсуждение мультфильмов: «Иван-царевич и Серый волк», «Василиса Прекрасная», «Сивка-Бурка», «Царевна-лягушка»; - беседа «О дружбе». 2. Отражение элементов народной культуры в разных видах деятельности: - изготовление подарков для друзей и подруг с использованием элементов традиционных узоров: ручной труд; конструирование из бумаги; изготовление поделок из бросового материала; - исполнение частушек о любви и дружбе; - рассматривание иллюстраций к сказкам и беседа о проявлениях дружбы. 3. Организация творческой деятельности по вариативному использованию элементов народной культуры, отражающих специфику межполового взаимодействия: - конкурс исполнения пословиц и поговорок о любви и дружбе; - дискуссия по содержанию сказок и мультфильмов (на материалах произведений народной культуры); - парные танцы; - целовальные и хороводные игры.
Тема: «Кто в семье главный?»
Каждая семья имеет свои обычаи и традиции. Для каждого человека очень важно сохранить их и передать следующим поколениям. Мужчины и женщины отличаются не только внешне, но и личностными качествами. В жизни они выполняют разные роли и трудовые обязанности. Мужчины чаще всего выполняют работу, связанную с силой, выносливостью, решительностью, отвечают за благополучие семьи, принимают решения, а женщины – с добротой, заботой, аккуратностью. В семье женщины и мужчины так же выполняют разные роли (дедушка, брат, папа, бабушка, сестра, мама и др.) и функции (экономическая, трудовая, репродуктивная и др.) В русской культуре семье уделялось большое значение. В традиционном фольклоре находят свое отражение нормы и правила взаимоотношений в семье: уважение старших, забота о младших и т.д. Через поколения передавался опыт выполнения будущих социальных ролей в семье. 1. Приобщение детей к элементам народной культуры, отражающим специфику межполового взаимодействия: - Чтение сказки «Морозко»; - разучивание пословиц и поговорок о семье и особенностях поведения людей разного пола в семейных отношениях; - чтение сказок «Крошечка-ховрошечка», «Забава-Путятишна». 2. Отражение элементов народной культуры в разных видах деятельности: - занятие «Месяц ненастья – начало семейного счастья»; - развлечение «День семьи» с выставкой поделок, рукоделия, дегустацией традиционных кулинарных изделий, чаепитием, концертом семейных номеров; - ручной труд:изготовление подарков членам семьи. 3. Организация творческой деятельности по вариативному использованию элементов народной культуры, отражающих специфику межполового взаимодействия: - сюжетно-ролевая игра «Семья»; - дискуссия по сказке «Морозко»; - занятие «Кто в семье главный?»; - дидактические игры «Кому что нужно»; - Занятие «Ходит сон близ окон».
Тема: «Народные ремесла и труд»
Основным трудом наших предков было земледелие, поэтому они жили в селе, в деревне. Традиционно труд разделялся на мужской и женский. Однако, не редко можно было встретить людей которые занимались делом, не свойственным для представителей его пола. (В помощниках у кузница могли быть его дочери. Роспись по дереву или керамике велась как мужчинами, так и женщинами и т.д.) 1. Приобщение детей к элементам народной культуры, отражающим специфику межполового взаимодействия: - Чтение сказки «Зимовье зверей»; - рассматривание картин и составление рассказов по темам «Труд людей в селе», «Труд людей в городе»; - прослушивание песни «Песня жниц». 2. Отражение элементов народной культуры в разных видах деятельности: - занятие «О труде крестьян»; - занятие «Дары осени»; - исполнение песни «Урожайная», «Во кузнице»; - дидактические игры «Ремесла на Руси», «Кто где работает». 3. Организация творческой деятельности по вариативному использованию элементов народной культуры, отражающих специфику межполового взаимодействия: - дискуссия по сказке «Зимовье зверей»; - разучивание и вождение хороводов «Земелюшка-чернозем», «А мы просо сеяли»; - народные игры «Плетень», «Огородник», «Вейся, капустка», «Пахари и жнецы», «Мельница», «Ворон», «А мы просо сеяли»; - Занятие «Зеленеет месяц май, скоро летечко встречай».
Тема: «Традиционная одежда»
Русские люди прежде отличались от других народов своей одеждой. Со временем одежда менялась. Во многом это зависело от того, где жил (в городе, в деревне), кем работал (мастеровой, ремесленник, служащий) человек, был ли он богат или беден. Сейчас в России традиционную одежду надевают в дни особых торжеств, праздников, при встрече гостей из других стран, чтобы показать красоту и необычность русского костюма. Традиционный наряд используется при исполнении народных песен, танцев, хороводов. Одежда мужчин и женщин отличалась очень сильно, но в то же время узоры, которые присутствовали на элементах одежды были одинаковыми, они несли не только эстетическую функцию, но и защитную. Специфика нанесенных узоров не носила гендерной специфики, а была обусловлена особенностями проживания людей. Во время традиционных праздников довольно часто люди переодевались («Ряжение») и это было традицией и не вызывало общественного порицания. 1. Приобщение детей к элементам народной культуры, отражающим специфику межполового взаимодействия: - экскурсия в музей«Традиционная одежда мужчин и женщин»; - занятие «Русский народный костюм»; - рассматривание образцов различных тканей и ниток; - просмотр диафильмов: сказка «Про Ленивую и Радивую», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»; - рассматривание репродукций картин: Аргунова «Портрет неизвестной в русском костюме», Венецианова «На пашне», «Весна», «Жница», Сурикова «Русская красавица». 2. Отражение элементов народной культуры в разных видах деятельности: - рисование орнаментов русских костюмов; - аппликация «Кокошник»; - составление описательных рассказов по аксессуарам мужской и женской одежды; - дидактические игры: «Одень Машеньку», «Мужская и женская русская одежда». 3. Организация творческой деятельности по вариативному использованию элементов народной культуры, отражающих специфику межполового взаимодействия: - вышивка платочков, плетение коврика, пояса; - разучивание и исполнение песен«Прялица», «Во кузнице»; - хоровод «Со вьюном я хожу»; - пляска «Камаринская»; - народные игры «Ткачиха», «Клубок»; - развлечение «Колядки»; - слушание народных музыкальных произведений«Колпачок», «Валенки», «Крутись, веретенце».

С целью актуализации эмоционально-чувственной и поведенческой сфер гендерной толерантности полученная ребенком информация находила отражение в других видах деятельности: изобразительной (рисование, аппликации), конструктивной, музыкальной (разучивание и исполнение песен, танцев, хороводных игр), театрализованной (детские постановки), трудовой (элементы традиционных ремесел), двигательной (подвижные народные игры) и др. Многообразие используемых нами методов и форм способствовало реализации личностно-ориентированного подхода, интериоризации ценностей народной культуры, характеризующих специфику межполовых отношений, культуротворчеству.

Приобщение детей к элементам народной культуры, отражающих специфику межполового взаимодействия осуществлялось с помощью чтения и рассказывания народных сказок, разучивания малых форм фольклора, дидактических игр, бесед, просмотра и обсуждения содержания мультфильмов и диафильмов, бесед-диалогов, рассматривания картин и составления рассказов, прослушивания песен, проведения экскурсий в музей, занятий, рассматривания образцов и результатов ремесленного творчества.

В процессе работы по данному направлению особое внимание было уделено тем элементам народной культуры, в которых отражались гендерно нестереотипные свойства личности, поведенческие проявления, интересы, увлечения, виды труда. В беседах по литературным произведениям акцент делался на вариативных позициях в поведении героев соответственно жизненной ситуации; к анализу привлекался социальный опыт детей, поощрялись рассуждения дискуссионного порядка, апеллирование к собственным переживаниям.

Выбор литературных произведений осуществлялся по принципу отраженности в них различных характеристик межполовых отношений, возможности изменения (при творческом рассказывании) полоролевого поведения или характеристик героя (возраст, характер и т.д.), наполненности отношений людей разного пола толерантным содержанием, возможности реализации в них гендерно нестереотипных моделей поведения.

Например, в сказках, используемых в теме «О дружбе и любви», в соответствии с тематическим планом («Иван-царевич и Серый волк», «Василиса Прекрасная», «Сивка-Бурка», «Царевна-лягушка»), находят отражение яркие проявления дружеских и уважительных отношений между людьми разного пола, задаются модели взаимодействия в конкретных жизненных ситуациях, демонстрируются эталоны нравственных поступков, гендерно стереотипного и нестереотипного поведения.

Особое внимание в подборе народных сказок, былин было уделено образам героев, проявляющих неспецифическое полоролевое поведение (сильная, мужественная Забава-Путятишна, бедный и испуганный заяц в сказке «Заюшкина избушка»).

Процесс знакомства детей с произведениями и дальнейшие беседы по прочитанному в основном были направлены на формирование когнитивного компонента гендерной толерантности, а также на стимулирование эмоциональных проявлений в восприятии и оценке поведения героев. Обсуждение поступков, системы взаимоотношений и личностных качеств литературных персонажей способствовало формированию эмоциональной идентификации, эмпатии; осознанию нравственных эталонов поведения.

Например, после чтения сказки «Царевна-Лягушка» детям предлагалось ответить на следующие проблемные вопросы: почему Иван-Царевич сжег шкурку лягушки? Можно ли сказать, что он предал дружбу? Осознал ли он свой поступок? Что он сделал, чтобы исправить свою ошибку? А если бы он не отправился спасать Царевну, что было бы? Как бы вы вели себя на месте Ивана? Какие поступки Ивана-Царевича позволяют говорить о том, что он поступил как настоящий, сильный мужчина? Простила ли Царевна-Лягушка Ивана-Царевича? Можно ли назвать царевну слабой женщиной? Всегда ли можно простить человека, если он ведет себя не так, как мы ожидали? Прощаете ли вы своих друзей? Что вы им прощаете?

После чтения сказки «Сивка-Бурка» проводилось обсуждение специфики полоролевого поведения литературных героев:

Ребята, что значит заботиться о другом? Заботилась ли Сивка-Бурка об Иване? В чем проявлялась ее забота? Что вы можете рассказать о Сивке, какая она? Почему Сивка-Бурка заботилась об Иване? Был ли Иван добр и милосерден к Сивке-Бурке? В чем это проявлялось? Как вы думаете, можно ли сравнить Сивку-Бурку с девушкой-другом и почему? Какие качества Сивки-Бурки вам нравятся? Можно ли сказать, что она поступила как настоящая женщина? Кто из ваших друзей мог бы поступить так же благородно, как Сивка-Бурка?

В ходе обсуждения литературных произведений внимание детей концентрировалось на особенностях маскулинных и фемининных проявлениях литературных героев в разных жизненных ситуациях, созвучных витагенному опыту детей; конкретизировались представления о «настоящих» мужских и женских поступках («благородство», «достоинство», что предусмотрено в программе Л.В.Коломийченко), возможности вариантов поведения в измененных условиях.

Обогащение информационного поля в области элементов народной культуры, отражающих специфику межполового взаимодействия, осуществлялось также в процессе знакомства с традициями и обрядами, включенными в праздничные гуляния. Наряду с традиционными формами поведения, предусматривающими дифференцирование ритуальных позиций по половому признаку (например, на масленицу мужчины строили снежные городки и ездили по ярмаркам, а женщины готовили всевозможные угощения), детям демонстрировались образцы нестандартного поведения. Так, например, во время народных гуляний, связанных с рождественской неделей проводились с переодеванием (ряженьем). В традиционной культуре этот обряд связан с тем, что Ряженые колядовщики, которые ходили по дворам, исполняя специальные песни — колядки, исполняли свои песни во славу бога Коляды, который символизировал новое рождение солнца, поэтому Солнце (Коло) в традиционном понимании это праздника представлялось в образе ребенка. Поэтому и угощения— это скорее задабривание Коляды, чтобы новый год был плодородным, урожайным. Образ ребенка не носил половой идентификации, поэтому дети переодевались. Нарядиться означало скрыть свое истинное лицо, быть не узнанным, потому что под масками и личинами скрывались отнюдь не соседские парни или девчата, а некий собирательный образ детства, всего нового, юного.

Восприятие детьми образцов нестандартного поведения на материале обрядовых действий способствовало осознанию возможности вариативных форм проявления ценностно-смысловых ориентиров народной культуры.

Существенное место в формировании представлений детей о неспецифичном полоролевом поведении было отведено малым формам фольклора: дразнилкам, пословицам, поговоркам, частушкам. Наполненные народным искрометным юмором, задающие ориентиры межполовых отношений, эти элементы народной культуры не ограничиваются функцией обогащения информационного поля, а однозначно способствуют становлению эмоционально-чувственной сферы гендерной толерантности, неспецифического полоролевого поведения. Так, например, «Без друга на сердце вьюга». «Дружба – как стекло: разобьешь – не сложишь». «Доброе братство дороже богатства». «Для друга выпрягать из плуга» и др.

Большой интерес дети проявляли к процессу исполнения частушек о дружбе и любви. Прежде всего, это связано с тем, что частушки являются катализатором хорошего настроения, но так же они несут большую смысловую нагрузку. Дети с радостью исполняли частушки в парах со сверстником противоположного пола. Широко использовалось инсценирование содержания частушек, предполагающее смену полоролевых позиций. Яркие примеры таких частушек представлены в приложении №8.

Обогащение знаний детей по элементам народной культуры, отражающих специфику межполового взаимодействия, осуществлялось также в процессе знакомства с традиционными ремеслами и трудом, раскрывающими специфику не только однозначно заданных, дифференцированных по половому признаку действий, но и особенностей взаимодополняющих позиций в разных видах труда. Так, к примеру, в сельскохозяйственном труде было четкое разграничение обязанностей: мужчина пашет и боронит землю, женщина сеет и пропалывает, мужчина выкапывает урожай, женщина собирает, мужчина уносит. В тоже время имели место ситуации, когда в связи с объе

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...