Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Организация доставки товаров в магазины




Товары в магазины могут быть доставлены централизованно или децент­рализованно. При централизованном способе поставщики обеспечива­ют в необходимом количестве транспорт, ведут погрузочно-разгрузоч-ные работы, отвечают за сохранность товаров в пути и своевременную доставку товаров в магазины.

При децентрализованной доставке (самовывозе) все операции по завозу товаров, начиная с поиска транспорта, магазины берут на себя. Это ведет к росту издержек обращения, нерациональному использо­ванию автотранспорта, отвлечению торгового персонала от выполне­ния своих основных функций по обслуживанию покупателей.

Централизованную доставку применяют как при транзитном това­родвижении, так и при снабжении сети со складов оптовых и рознич­ных организаций.

Централизованная доставка товаров является одним из важнейших способов исполнения договора поставки. Суть ее состоит в том, что правовая обязанность по осуществлению доставки товаров к получа­телю (оптовому предприятию, магазину, столовой и др.) возлагается на поставщика, осуществляющего ее привлеченным им па договорных началах или собственным автотранспортом.

Централизованная доставка оформляется, как правило, двумя до­говорами: договором поставки, в котором предусматриваются права и обязанности поставщика и покупателя, и договором централизован­ной автомобильной перевозки грузов, в котором предусматриваются права и обязанности поставщика-отправителя грузов и автотранспорт­ного предприятия-перевозчика. В тех случаях, когда поставщик рас­полагает своим автотранспортом, то все условия централизованной доставки, в том числе касающиеся и транспортировки грузов, предусмат­риваются в договоре поставки.

Значение централизованной доставки состоит в том, что она позво­ляет рационально организовать весь процесс товароснабжения рознич­ной торговой сети и предприятий общественного питания, устранить лишние звенья в товароснабжении, сократить численность складского персонала, экспедиторов, грузчиков, улучшить использование авто­транспорта, снизить стоимость транспортировки товаров, а также со­здать условия для улучшения торгового обслуживания населения.

Следует иметь в виду, что централизованной считается только ко­нечная доставка товаров на предприятия розничной торговли и обще­ственного питания (в магазины, палатки, столовые, буфеты и др.), а в сельскую торговую сеть — доставка на склады и базы райпотребсою-зов. С правовой же точки зрения является централизованной и до­ставка товаров автомобильным транспортом с предприятия оптовой торговли на склады фирм, объединений и т. д.

Надлежащая организация централизованной доставки товаров позволяет ускорить товародвижение, обеспечить сохранность товаров при транспортировке и продаже.

Оптовые и розничные торговые объединения и предприятия при заключений договоров перевозки с автотранспортными предприятиями должны иметь в виду, что в автохозяйствах должны быть специализиро­ванные подразделения по обслуживанию предприятий розничной, опто­вой торговли и общественного питания, укомплектованные автомобиля­ми, приспособленными для перевозки различных товаров и, прежде всего, для перевозки товаров на поддонах и в специальных контейнерах (автомобилями с грузоподъемным бортом, консольным краном, сред­ствами передвижения грузов внутри кузова, специализированными охлаждаемыми и изотермическими автомобилями для перевозки полу­фабрикатов, кулинарных изделий и других скоропортящихся продук­тов). Поэтому в договорах следует оговаривать требования, предъявля­емые к виду автотранспортных средств па перевозку конкретных грузов. Централизованная доставка товаров в розничную торговую сеть может осуществляться как производственными объединениями пред­приятий и организациями-изготовителями, так и оптовыми торговы­ми организациями. При этом оптовые торговые организации могут осуществлять централизованную доставку товаров как со своих скла­дов, так и со складов производственных объединений, предприятий и организаций-изготовителей в порядке транзитного завоза.

Одним из центральных вопросом организации централизованной доставки товаров является порядок согласования количества и ассор­тимента, подлежащих очередной доставке товаров.

Возможны следующие способы определения количества товаров, завозимых получателям в очередную доставку:

а) по заказам получателей (магазинов, столовых и т. д.) на очеред­ную доставку необходимых им товаров по количеству и ассортименту.Сумма ежедневных или иной периодичности разовых заказов за опре­деленный период (месяц, квартал) должна соответствовать количе­ству товаров, предусмотренному договором.

Ассортимент товаров в представляемых заказах должен соответ­ствовать согласованной сторонами спецификации. В договоре может быть предусмотрено право получателя на представление поставщику заказов по количеству и ассортименту с отклонением от средней нор­мы товаров, полагающихся на очередную доставку.

При представлении заказов необходимо учитывать минимальные нормы доставки, которые определяются в договорах.

Договорной практикой выбраны три способа передачи заказов по­ставщику: 1) доставка письменного заказа; 2) передача заказа по теле­фону; 3) прием заказа представителем поставщика, доставляющим товар. Порядок представления заказов и их акцепта необходимо пре­дусматривать в договорах;

б) в соответствии с заказами покупателей по договору — объеди­нений, фирм, сетей и т. д. на очередную доставку товаров его торговым единицам — получателям товаров.

Для того чтобы заказы были обоснованными, покупатель должен знать требования каждого получателя с учетом спроса населения. С этой целью покупатель ежедневно или с иной периодичностью, в зависимости от графика доставки, предварительно получает и согла­совывает заказы от своих получателей, при необходимости корректи­рует и приводит их в соответствие с условиями договора, обобщает заказы всех получателей и обобщенный заказ представляет поставщи­ку is порядке, установленном договором;

в) но разнарядкам покупателей с указанием в них получателя то­варов и дней завоза. При этом способе покупатель ежемесячно, в зави­симости от условий договора, выдает поставщику разнарядку па това­ры, подлежащие централизованной доставке каждому получателю, с указанием количества, ассортимента товаров и диен доставки. Выпис­ка из разнарядки вручается каждому получателю, который, как и сам покупатель, может в установленные договором сроки уточнить коли­чество и ассортимент товаров, которые ему следует доставить с уче­том спроса населения на эти товары.

Такие разнарядки целесообразно применять в случаях доставки то­варов сравнительно узкого ассортимента;

г) доставка товаров, предварительно отобранных получателями.

При этом способе определение количества и ассортимента товаров, подлежащих очередной доставке получателю, осуществляется путем предварительной отборки товаров представителем получателя на предприятии оптовой торговли или на складе промышленного пред­приятия, после чего отобранный товар доставляется поставщиком по­лучателю. Этот способ применяется, как правило, при доставке непро­довольственных товаров сложного ассортимента.

Порядок отборки товаров устанавливается в договорах. Покупатель и поставщик согласовывают дни явки получателя для отборки товара, порядок производства отборки, оформление ее документами, взаим­ную ответственность сторон.

Изучение договорной практики показывает, что довольно часто в договорах поставки предусматриваются неоправданно высокие мини­мальные нормы доставки товаров. В результате значительное количе­ство товаров завозится не в магазины, а на склады фирм, что извращает смысл централизованной доставки, ведет к лишним перевалкам, пере­возкам, к росту издержек обращения, неоправданному использованию трудовых ресурсов на погрузку-разгрузку, приемку товаров, а нередко и к их порче.

Торговые организации и предприятия-покупатели при определе­нии в договоре количества подлежащих доставке товаров должны учитывать потребности непосредственных получателей товаров, их складские площади.

Поставщики, осуществляющие централизованную доставку това­ров, и покупатели — оптовые и розничные торговые предприятия и предприятия общественного питания должны совместно с автохозяй­ствами определять оптимальные экономичные маршруты завоза това­ров по кратчайшим расстояниям.

Существуют три вида маршрутов централизованной доставки. Одни вид маршрутов предполагает завоз товаров в автомашине пол­ной вместимости одному получателю (линейный маршрут). Это воз­можно в случаях, когда получатель является крупным по количеству причитающихся ему товаров, или в один день получателю завозится большое количество товаров на несколько дней, или когда доставля­ется крупногабаритный товар, или когда для перевозки используется малотоннажный автотранспорт. Другой вид маршрутов — это завоз товаров одним рейсом автомашины нескольким получателям, име­ющим на данный день или на определенную доставку в течение дня сравнительно небольшую норму доставки. При составлении такого рода маршрутов, называемых кольцевыми, следует предусматривать, чтобы за один рейс товары доставлялись расположенным поблизости получателям. Маятниковый маршрут применяется для автомашин с прицепами при перевозке грузов в одном направлении: прицеп оста­ется для разгрузки товаров в определенном торговом предприятии, а автомашина следует в другое. Затем, в обратном направлении после разгрузки автомашина возвращается за разгруженным прицепом.

При разработке рациональных маршрутов необходимо учитывать дислокацию торговой сети, объем одновременной партии товаров, за­возимой в предприятие торговли и общественного питания, и частоту завоза товара в магазин, столовую.

Работу по составлению маршрутов целесообразно производить с помощью компьютера. Можно также периодически производить фак­тические замеры расстояний перевозок по спидометрам автомобилей. Это дает значительный эффект, во многих случаях маршруты доставки сокращаются, а, следовательно, сокращаются и транспортные расходы.

Задачей совершенствования централизованной доставки товаров в настоящее время, когда парк автотранспорта насыщается машинами разной грузоподъемности, является обеспечение доставки товаров в каждый, даже небольшой магазин, столовую в данном городе, ликви­дация ненужных перевозок товаров на склады розничной торговли и общественного питания. Это сокращает расходы на доставку, товар­ные потери, уменьшает потребности в транспорте за счет устранения вторичных перевозок.

Установленные маршруты необходимо систематически проверять, так как расстояния и условия доставки могут изменяться. В тех пред­приятиях торговли, где уделяется внимание установлению оптималь­ных маршрутов доставки и систематической их проверке, это дает эко­номический эффект. Однако еще значительное число предприятий торговли и общественного питания не уделяют достаточного внима­ния определению рациональных маршрутов, а установленные марш­руты пересматриваются редко. Иногда маршруты доставки разраба­тываются не совместно сторонами договора, а только одной стороной — поставщиком или чаще — только перевозчиком.

Нее это нарушает интересы торговли, увеличивает транспортные расходы, которые ложатся на предприятия торговли и общественного питания.

В целях обеспечения ритмичности доставки товаров и предотвра­щения простоя автотранспорта стороны должны согласовывать гра­фики доставки.

В договорной практике по централизованной доставке, когда пере­возка товаров осуществляется транспортом привлеченного на дого­ворных началах автохозяйства, следует различать два вида графиков: транспортные и графики доставки товаров.

Транспортный график — это график подачи автотранспорта к по­ставщику для осуществления доставки товаров получателям. Он со­гласовывается поставщиком и перевозчиком. В транспортном графике предусматриваются часы работы, прибытия автомашин на склад по­ставщика, количество автомашин и срок окончания работы автотран­спорта в данные сутки. При согласовании транспортного графика сто­роны учитывают часы начала и окончания работы склада поставщика и автобазы, а также часы работы предприятий-получателей.

Графики подачи автотранспорта под погрузку обычно являются ступенчатыми, составляются с учетом фронта погрузки у поставщика. Отсутствие такого графика влечет за собой отрицательные послед­ствия: простои автомашин, неэффективное их использование, услож­нение погрузочно-разгрузочных операций и т. д.

Графики доставки товаров конкретным получателям согласовыва­ются поставщиком и покупателем. Они подразделяются на часовые (с указанием часов доставки товаров каждому покупателю) и суточ­ные графики (без указания часов завоза товаров).

В этих графиках следует указывать адреса торговых предприятий, куда должны быть доставлены товары, номера их телефонов, часы ра­боты, количество доставляемых товаров, дни и часы доставки товаров. Графики доставки товаров согласовываются поставщиком и покупа­телем на месяц или квартал (-иногда — на год) в зависимости от коле­баний в объемах поставки, сезонности товара, изменения, дислокации торговой сети и т. д. Целесообразно разрабатывать проект графика за определенное время до начала месяца или квартала (года). Целесооб­разно также предусматривать в графиках не только дни, но п часы за­воза товаров каждому получателю, и прежде всего при доставке про­довольственных, особенно скоропортящихся товаров. Чтобы иметь всегда в продаже свежие скоропортящиеся продукты, предотвратить их порчу, [рафики должны предусматривать 2- и,'5-разовые завозы таких товаров в течение суток.

В договорах целесообразно предусматривать допускаемые отклонения от графика (например 30 минут в ту или другую сторону), а также возможность изменения согласованных графиков доставки. Об изменениях графика покупатель должен сообщать поставщику заблаговременно.

Часовые графики доставки предотвращают одновременное прибы­тие нескольких автомашин от разных поставщиков и тем самым — сверхнормативные простои транспорта под разгрузкой. Получатель должен разгружать в первую очередь автомашины, прибывшие по гра­фику, и не несет ответственности за простой автомашин, прибывших с нарушением графика, если он не имел возможности принять товар ввиду прибытия другого автотранспорта в установленное графиком время. О времени прибытия автотранспорта к получателю и о време­ни его убытия после разгрузки делается отметка в товарно-транспорт­ной накладной и путевом листе.

Графики доставки товаров должны быть увязаны с транспортными графиками.

Должны быть также увязаны графики доставки товаров разными поставщиками в одно торговое предприятие.

При составлении графиков следует исходить из необходимости ра­боты автотранспорта в полторы и две смены, завоза товаров в пред­приятия розничной торговли и общественного питания не только в дневное, но в ряде случаев и в ночное время.

Графики доставки и маршруты завоза лучше всего разрабатывать в процессе решения транспортной задачи, которая с помощью компью­тера может контролироваться ежедневно.

Задача по доставке товаров в магазины торговых предприятий при­надлежит к типу транспортных для неделимого груза. Решать ее мож­но приближенными методами. Неделимость груза означает, что пред­назначенный к доставке в магазин п объем цп продуктов выполняется только одним автомобилем и не может дробиться при решении зада­чи. Конечно, при условии, что qn < Q, где Q — грузоподъемность авто­мобиля; q — объем заказа.

Обычно объем заказа магазинов на один завоз не превышает грузо­подъемности автомобилей, используемых для доставки продуктов и торговую сеть. Значит, продукты можно доставлять одним автомоби­лем нескольким магазинам по кольцевым маршрутам, и поставщик будет при этом являться начальным и конечным пунктом маршрута; каждый автомобиль в какой-то конкретный момент времени может быть использован не более чем на одном маршруте; следовательно, за­дача но доставке продуктов в магазины представляет собой транспор­тную задачу маршрутизации перевозок мелкопартионных грузов или сокращенно — задачу развозки.

Основное назначение задачи развозки состоит в получении опера­тивного плана перевозок однородного груза от поставщика в магази­ны. Требование однородности предполагает возможность выражения объема поставки в условных весовых единицах (пакетах, модулях и т. д.).

Торговые отделы розничных торговых предприятий, фирм могут вести повседневный контроль за снабжением магазинов товарами. На основе поступающих счетов-фактур определяют выполнение со­гласованного объема поставки каждым поставщиком как но срокам, так и по ассортименту.

Вопросы для выступления

1. Взаимосвязь экономических категорий «товародвижение» и «товароснабжение» (товародвижение, содержание организации товароснабжения розничной сети, планомерность снабжения, бесперебойность снабжения, ритмичность завоза товаров, принципы рационального товародвижения)

2. Факторы звенности товародвижения (несовпадение мест производства и мест (районов) личного потребления, различная степень концентра­ции производства и различная по радиусу зона потребления продук­ции данного производства, звенность опто­вой торговли различной экономической эффективности и различной складской звенности товародвижения, звенность в торговле, звенность в товародвижении, транспортные условия)

3. Организационно-экономические формы товародвижения и товароснабжения (организационные формы торговли, уровень организа­ции коммерческой работы производственных и торговых предприятий, транзит, понятия, связанные с терми­ном «транзит», транзитная форма товародвижения, прямые торговые связи, товары, характеризующиеся сезонностью производства, складская форма товародвижения, двухзвенное товародвижение, коэффициент звенности товародвижения)

4. Организация доставки товаров в магазины (централизованный способ, децентрализованная доставка, способы определения количества товаров, завозимых получателям в очередную доставку, виды маршрутов централизованной доставки, транспортный график)

Вопросы для рассуждения

Кейсы

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...