Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Этнопедагогика – традиционная педагогическая культура как

ЭТНОПЕДАГОГИКА

 

Учебно-методический комплекс курса

Для специальностей 050703.65 – «Дошкольная педагогика и психология»,

050715.65 – «Логопедия»

 

Пермь

пгпу


УДК 37.035.6

ББК 74.65

Э 91

 

 

Р е ц е н з е н т :

 

Старший преподаватель кафедры дошкольной педагогики и психологии

Пермского государственного педагогического университета Л.В. Коломийченко

 

 

Автор-составитель: канд. пед. наук, доцент Л.В. Любимова

 

Э 91   Этнопедагогика:Учеб.-метод. комплекс курса. Специальности 050703.65 – «Дошкольная педагогика и психология», 050715.65 – «Логопедия» / Авт.-сост. Л.В. Любимова; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2008. – 28 с.  

 

Учебно-методический комплекс по курсу «Этнопедагогика» составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и включает пояснительную записку, учебно-тематический план курса, программу курса, планы практических и семинарских занятий, темы рефератов, экзаменационные вопросы по курсу, глоссарий, учебно-методическое обеспечение курса, включающее список литературы, информационный электронный ресурс и методические указания студентам и преподавателям.

Адресовано студентам дневного отделения, обучающимся по специальностям «Дошкольная педагогика и психология», «Логопед».

 

УДК 37.035.6

ББК74.65

 

 

Печатается по решению учебно-методического совета

Пермского государственного педагогического университета

 

© Любимова Л.В., составление, 2008

© ГОУ ВПО «Пермский государственный педагогический университет», 2008


Содержание

I. Рабочая программа дисциплины.. 4

1. Цели и задачи изучения дисциплины.. 4

2. Требования к уровню освоения дисциплины.. 4

3. Объем дисциплины.. 6

3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы.. 6

3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы.. 7

4. Содержание курса. 8

5. Темы практических и/или семинарских занятий. 11

6. Тематика курсовых, рефератов и методические указания. 16

по их выполнению.. 16

7. Вопросы к экзамену (зачету) 22

8. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.. 23

8.1. Литература. 23

8.2. Материально-техническое и/или информационное обеспечение дисциплин. 25

II. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций. 25

 


I. Рабочая программа дисциплины

 

1. Цели и задачи изучения дисциплины

 

Курс «Этнопедагогика» вводится на потоке студентов, обучающихся по специальности 050703.65 «Дошкольная педагогика и психология» и 050715.65 «Логопедия».

Цель данной дисциплины –способствовать формированию этнического самосознания и толерантного отношения к элементам народной культуры студентов путем приобщения их к национальной культуре; обучению их методам и формам работы в данном направлении с детьми дошкольного возраста.

Задачи:

1. Формировать целостное представление о содержании, функциях, видах, основных элементах народной культуры, ее воспитательного потенциала.

2. Способствовать овладению умениями решать актуальные проблемы образования с учетом национальных традиций воспитания, идей и опыта народной педагогики.

3. Содействовать формированию практических навыков использования элементов культуры в работе с детьми.

4. Формировать у студентов устойчивый интерес к использованию элементов народной культуры в учебном процессе.

Цели и задачи изучения дисциплины соотносятся с общими целями ГОУ ВПО по направлению подготовки.

Программа курса «Этнопедагогика» предполагает как теоретические, так и практические занятия. Основная часть курса отведена изучению средств, форм и методов, функций традиционной педагогической культуры, народной педагогики русского народа, ее особенностей.

Практические занятия приблизят студентов непосредственно к накоплению знаний, умений, навыков изучения традиционной педагогической культуры и народной педагогики России и Пермского края.

Данная программа допускает вариативность в выборе содержания, организованных форм занятий, методов и приемов работы студентов в зависимости от цели и задач всего курса и отдельных занятий.

 

2. Требования к уровню освоения дисциплины

 

Первое десятилетие ХХI века объявлено ЮНЕСКО десятилетием культуры мира и ненасилия, поэтому для обеспечения мира необходимо воспитание в каждом человеке не только межконфессиональной и межнациональной толерантности, но и интереса к культуре всех народов Земли.

Этнопедагогика – наука, которая изучает эмпирический опыт этнических групп в области воспитания и образования детей, морально-этнических воззрений на исконные ценности семьи, рода, племени, народности, нации, т.е. этнической общности в целом.

Данный курс имеет концептуальную теоретическую основу, что позволило отобрать содержание различных аспектов этнопедагогики в соответствии с принципами:

· научности,

· доступности предлагаемого материала,

· систематичности и последовательности подачи материала,

· культуросообразности и регионализма,

· «Диалога культур».

Общие концептуальные подходы проблемы строятся на исследованиях академика РАН Г.Н. Волкова, который теоретически обосновал этнопедагогическое образование подрастающего поколения.

Данная дисциплина имеет особенность – она знакомит студентов с историческими явлениями, средствами, факторами, формами и методами традиционной педагогической культуры народов России и Прикамья, которые позволяют обеспечить развитие ребенка с учетом национально-исторических особенностей. Это попытка этнокультурного подхода к воспитанию.

 

В результате изучения дисциплины студенты должны

иметь представление:

· об особенностях обучения и воспитания в семьях, исповедующих различные верования и живущих в различных природных условиях региона;

знать:

· истоки этнопедагогики;

· нормы общечеловеческой морали, являющиеся основой народной педагогики;

· особенности обрядности в различных этнических группах и общинах;

· основы народной дипломатии, народный этикет, народную медицину и др.;

· историю народонаселения и этнографию России и Пермского края;

  • конфессиональную их принадлежность или ориентации; этические нормы христианства, ислама как верований, распространенных в Пермском крае;

уметь:

· формировать экологическую культуру, используя народный календарь и народные приметы;

· учить детей этическим нормам поведения в среде с любой конфессиональной ориентацией;

· формировать уважение к труду;

приобрести навыки:

· формирования чувства красоты и трепетного отношения к искусству, уважения к личности;

владеть, иметь опыт:

· использования народной мудрости, народного искусства при формировании культуры межэтнических отношений.

 

Программа рассчитана на 72 часа.

Основными формами контроля являются написание реферата, зачет и экзамен.

Реализация программы требует методического и дидактического сопровождения. Для этого необходима видео- и мультимедиа аппаратура.

Логика, содержание и формы учебных занятий могут быть определены следующим учебно-тематическим планом.

 

3. Объем дисциплины

 

3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Форма обучения очная

 

 

Вид учебной работы Количество часов по специальностям
050703.65 – «Дошкольная педагогика и психология» 050715.65 – «Логопедия»
Номера семестров Семестр – 9  
Аудиторные занятия:
лекции
практические и семинарские занятия
лабораторные работы (лабораторный практикум)   кум)    
самостоятельная работа
Всего часов на дисциплину
Текущий контроль (количество и вид текущего контроля, № семестров)    
Курсовая работа (№ семестра)    
Виды промежуточного контроля (экзамен, зачет) – № семестров Экзамен – 9 Зачет – 9

Форма обучения заочная

 

Вид учебной работы Количество часов по специальностям
050703.65 – «Дошкольная педагогика и психология» 050715.65 – «Логопедия»
Номера семестров Семестр 10 Семестр 10
Аудиторные занятия:
лекции
практические и семинарские занятия
лабораторные работы (лабораторный практикум)   кум)    
самостоятельная работа
Всего часов на дисциплину
Текущий контроль (количество и вид текущего контроля, № семестров)    
Курсовая работа (№ семестра)    
Виды промежуточного контроля (экзамен, зачет) – № семестров Зачет – 10 семестр Зачет – 10

 

3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы

Форма обучения очная

 

050703.65 – «Дошкольная педагогика и психология»

 

 

Названия разделов и тем Всего часов по учебному плану Виды учебных занятий
    Аудиторные занятия, в том числе Самостоятельная работа
    лекции практич. занятия, семинары лабор. работы
Раздел 1.Этнопедагогика – традиционная педагогическая культура как совокупность знаний, умений и навыков воспитания
1. Введение. Предмет, задачи, структура курса «Этнопедагогика»  
2. Сущность народной педагогики    
3. Факторы воспитания – основа традиционной педагогической культуры  
4. Основные сферы и средства народной педагогики  
Раздел 2. Отражение в этнопедагогике исторически сложившихся идеалов воспитания
5. Православная народная педагогика  
6.Особенности народной педагогики  
7.Проблемы детства и воспитательные традиции в народной педагогике  
8. Общечеловеческие ценности в народной педагогике  
ИТОГО:  
             

4. Содержание курса

 

Раздел 1

Этнопедагогика – традиционная педагогическая культура как





©2015- 2017 megalektsii.ru Права всех материалов защищены законодательством РФ.