Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Jack Washington, Оператор сверлильного станка (in Experiment 2) 21 глава




 

Однако, как вы вероятно уже догадались, мы говорили о мотивации, создаваемой силовым полем КТ. Именно полюса Активного и Пассивного Интеллекта порождают потребность в знаниях, ощущаемую нами как любознательность и интерес. И эта потребность может быть как дефицитарной, то есть переживаться болезненно, так как и мотивацией роста, то есть ощущаться как стремление к получению удовольствия, а не к снятию боли. В данном случае все зависит от уровня образованности и компетентности человека, а также от уровня здоровья общества, от наличия в нем единого ИК и сотрудничества, которые открывают возможности для творческого труда всем гражданам. Необразованный человек может ощущать потребность в знаниях крайне болезненно, но человек обладающий знаниями хотя бы законов собственной энергетики и знаниями, позволяющими ему поддерживать свое существование уже будет ощущать некоторый непоколебимый баланс, который раз и навсегда снимет острую болезненность его потребности в знаниях. Но это вовсе не значит, что он перестанет стремиться к развитию и росту в расширении своего интеллектуального пространства. Просто теперь мотивация дефицита станет переживаться как мотивация удовольствия и роста. " Тяжело в учении, легко в бою" – в данном случае эта поговорка говорит о том, что закладывание базы знаний дается трудно и исходит из болезненной мотивации, в то время как развитие уже заложенной базы знаний и применение этих знаний в работе уже напротив приносят одно только удовольствие.

Мы можем заключить таким образом, что во всем что касается силового поля КТ сложный вопрос о болезненной и радостной мотивациях и о насыщаемости потребностей разрешается самым благополучным образом, гарантируя человечеству насыщаемость в снятии боли и неистощимый мотор интереса и наслаждения познания ненасыщаемой мотивации роста. Насыщение боли, избавляет нас от мук, а ненасыщаемость радости интереса и любознательности, удовольствия контроля (продуктивного труда) гарантируют высокую мощность и активность нашей энергетики! И все вместе обеспечивает доступ к счастью. О чем еще мечтать! Решены одновременно и проблема устойчивого баланса и проблема активности нашей энергетики.

"Многие почитают богатого человека, мужественного или мудрого, так что в удовольствии от почета все имеют опыт и знают, что это такое. А какое удовольствие доставляет созерцание бытия, этого никому, кроме философа, вкусить не дано. Итак, поскольку имеются три вида удовольствий, значит, то из них, что соответствует познающей части души, будет наиболее полным, и, в ком из нас эта часть преобладает, у того и жизнь будет всего приятнее" Государство Платон

Однако, существует еще второе силовое поле детерминированного психического тока, и с этим полем все обстоит совершенно иначе. Будучи заурядной детерминированной энергией, ДТПЭ не способно к достижению устойчивого равновесия и может существовать только в виде циклов коротких балансов и дисбалансов. А это значит, что от болезненности, образуемой Притяжениями полюсов Эгосистемы, избавиться в принципе невозможно. Мотивация ДТПЭ – это мотивация острой болезненности ударов по Эго, которую мы ощущаем как Комплекс неполноценности Адлера, как страх сверхъестественных сил Леви-Брюля, как вину и позор перед Супер-Эго Фрейда, как страх позора Хорни, как страх перед силами нечеловеческого происхождения Рассела, как страх невежды Спинозы, страх отчаяния Кьеркегора и тд и тп.

Знаменитый Комплекс неполноценности Адлера действительно мотивирует поведение людей, и действительно является ненасыщаемым, то есть неснимаемым, по крайней мере для людей, которые стараются его удовлетворить, вместо того, чтобы вообще перестать его считать своей потребностью. Но этот комплекс неполноценности или иначе потребность в Самооценке вовсе не являются универсальными, как утверждал Адлер и Фрейд. Комплекс неполноценности и потребность в Самооценке движут только людьми с активным ДТПЭ в виде стремления к Эгозащите. Именно угроза, нависшая над Эго в качестве Супер-Эго и ощущаются нами как комплекс неполноценности и потребность в самооценке, а вне Эгосистемы эти потребности попросту отсутствуют. Мы еще рассмотрим ниже этот вопрос подробнее. Сейчас нам важно заострить внимание на том факте, что Потребность в познание и в контроле (продуктивном труде) и Потребность в Самооценке – это две совершенно различные системы мотивации в психике, которые не только не дополняют одна другую, но напротив, будучи силовыми полями различных психических токов отрицают друг друга. И если Потребность в познании и контроле мы можем удовлетворить доступом к истине, к знанию законов энергий, то Потребность к Самооценке ненасыщаема и остается глубоко болезненной при любой "успешности" Эгозащиты. Более того, стремление снять болезненность притяжений ДТПЭ через их удовлетворение ведет к обратному результату, усиливая порочные круги ДТПЭ. Единственный способ избавится от острого дискомфорта мотивации ДТПЭ – это отказ от Эгозащиты, что поведет к остановке ДТПЭ и ее болезненных напряжений. Добиваться же снятия дискомфорта через усиленную Эгозащиту значит только интенсифицировать этой дискомфорт.

"Тот кто знает рок-песню "Пристрастившийся к любви" (Addicted to love), не удивятся узнав, что любовь-страсть по своему воздействию на человека аналогична привыканию к кофе, алкоголю и другим наркотикам. Поначалу наркотик возбуждает, порой даже очень сильно. При частом употреблении нарастают противоположные эмоции и вырабатывается привыкание. Количества, которое когда-то вызывало сильное возбуждение более недостаточно. Однако, если вы даже прекратите принимать его, это вовсе не значит что вы вернетесь в свое исходное состояние, в котором находились до того как впервые попробовали наркотик. Более вероятно, что у вас появятся все признаки "ломки" – недомогание, депрессия и тп. То же самое нередко происходит и в любви. Страсть не может длиться вечно. Сначала утратившие свой пыл отношения воспринимаются как нечто само собой разумеющееся, а затем и вовсе прекращаются". Социальная психология Майерс

"при некоторой удаче честолюбцам действительно удается достичь славы, почестей, влиятельности. Но, с другой стороны, добившись на самом деле больших денег, знаков отличия, власти, они, вместе с тем, приходят к ощущению полной тщетности своей погони. Они не достигают мира в душе, внутреннего спокойствия, довольства жизнью. Внутреннее напряжение, ради ослабления которого они и гнались за призраком славы, не ослабевает ни на йоту. И поскольку это не несчастный случай, а неизбежный результат, мы будем правы, заключив, что нереалистичность всей этой погони за успехом – ее неотъемлемое свойство". Хорни

Фромм совершенно справедливо сравнивает физиологические потребности с потребностями ДТПЭ – и биологическая энергия и ДТПЭ одинаково детерминированные энергии природы и могут существовать только в виде гомеостаза. В этом смысле Фрейд был прав, указывая, что психика функционирует на основе гомеостаза (но только в части ДТПЭ!) Подобно тому, как животный мир движется от боли голода к временному равновесию насыщения, так и человек с активным ДТПЭ движется от боли Ударов по Эго в виде страха неполноценности, стыда и вины к временным равновесиям в виде подражания другим или подчинения авторитетам или насилия над другими, чтобы почувствовать безопасность или силу своего Эго. Как наш биологический уровень, так и наш детерминированный ток психики активны через боль потребностей и короткие циклы равновесий, который обязательно возвращаются к болезненности дисбаланса. Однако, в отличие от животных, мы все же способны удовлетворить свои биологические потребности путем развития экономики и техники, так что хотя мы будем продолжать нуждаться в пище и крове, мы уже больше не будем страдать имея пищу и кров в достаточных количествах. Это нам позволяет сделать КТ, своей неограниченной способностью к постижению законов природы и их контролю. Да, мы не можем изменить цикличности потребностей своего организма и раз и навсегда снять все его потребности, но мы можем создать условия для воспроизводства достаточного количества пищи, жилища и прочих материальных удобств и даже получать удовольствие от удовлетворения некогда болезненных потребностей – это и называется контролировать, а не быть всемогущим. Но не так обстоит дело с потребностями ДТПЭ. Мы не должны забывать, что в отличие от нашего организма (тела), ДТПЭ не есть отдельная от нашего Я энергия, но паразит на нашем Я, и его потребности – это потребности разрушения нашего Я. Вот почему Фромм называет потребности Эгозащиты Иррациональными, и говорит, что в их основе желание того, что вредно. Это абсолютно справедливо. Эгозащита – это затраты нашего реального Я на конвульсии чужого, мертвого тока, и желая удовлетворить Влюбленность или Самолюбие, мы желаем смерти своей истинной Любви. Именно паразитический характер ДТПЭ делает какой-либо компромисс в удовлетворении его потребностей невозможным. Вся его активность основана на транжировании эмоциональной ткани КТ и на блокировании его интеллектуальных возможностей.

"Иррациональное желание также проистекает из дефицита, но из дефицита другого рода: из неуверенности и тревоги, которые заставляют человека ненавидеть, завидовать или покорствовать; удовольствия, получаемые от исполнения этих страстных желаний, берут свое начало в исходном отсутствии плодотворности. И физиологические {БЭ}, и иррациональные психические потребности {ДТПЭ} входят в систему дефицита. Но кроме сферы дефицита существует еще сфера избытка {КТ}. Хотя даже у животных наличествует излишек энергии и выражается он в игре, сфера избытка - это по существу человеческий феномен. Это сфера плодотворности, внутренней деятельности. Она возможна лишь там, где человеку не приходится трудиться только ради добывания средств к существованию и истощать таким образом большую часть своей энергии. Для эволюции человеческого рода характерно расширение сферы избытка, излишка энергии, расходуемой на достижение чего-то большего, чем простое выживание. Все специфически человеческие достижения имеют своим источником избыток". Человек для себя Фромм

Иррациональность потребностей Эгозащиты, отмечает также Майерс, указывая на тот факт, что некоторые мотивы не удовлетворяют ни физической, ни интеллектуальной потребности и при этом остаются совершенно ненасыщаемыми.

"Существуют мотивы, которые похоже не удовлетворяют никакой физической потребности. Миллиардеры стремятся заработать еще больше денег, кинозвезды стать еще более знаменитыми, политики – добиться еще большей власти, сорвиголовы – ощутить еще больший азарт. Подобные мотивы похоже не уменьшаются по мере их удовлетворения. Чем больше мы достигаем, тем еще больше желаем достичь" Майерс Психология 2008

Противопоставляя биологические дефицитарные потребности психическим дефицитарным потребностям, Фромм стремиться доказать, что в то время как биологические напряжения голода и холода являются естественными, психические напряжения зависти, ревности, страха и стыда являются ненормальными, и связанны с деформацией нормальной мотивации удовольствия и роста человека (то есть с паразитом ДТПЭ на теле КТ). Болезненная мотивация ДТПЭ рождается вследствие уродования эмоциональной ткани КТ напряжениями Притяжений ДТПЭ. Свободный поток эмоций КТ мы ощущаем как удовольствие, но стоит активироваться полюсам Эгосистемы и разделить мир на противостояния сил Эго и Сверхъестественных сил среды, как болезненные притяжения Влюбленности и Самолюбия искажают наше спокойное наслаждение жизнью и открытость к слиянию с другими энергиями среды. Поэтому эти уродования и искажения, эти деформации ткани КТ можно трактовать на математическом языке, как мотивацию возврата от "минуса" приченного ущерба к "нулю" исходного состояния. В тоже время мотивация удовольствия – роста КТ есть мотивация "плюса" в виде продуцирования новых эмоций радости и интереса жизни КТ.

"Человеку может казаться, что некое желание вызвано телесными нуждами, в то время как в действительности оно обусловлено иррациональными психическими потребностями. Человек может испытывать сильный голод, вызванный не нормальной физиологической потребностью организма, а психической потребностью заглушить тревогу или депрессию. Хорошо известно, что потребность в питье часто бывает вызвана не жаждой, а состоянием психики. Сильное сексуальное желание также может быть обусловлено не физиологическими, а психическими потребностями. Неуверенный в себе человек, обладающий настойчивой потребностью уверить самого себя в собственной ценности, показать другим, какой он неотразимый, или подчинить себе других людей, "завоевывая" их сексуально, легко будет испытывать сильные сексуальные желания и болезненное напряжение в случае их неудовлетворения. Он будет склонен считать, что силой своих желаний обязан потребностям своего тела, тогда как на самом деле эти потребности являются проявлением его психических потребностей. Невротическая сонливость представляет собой другой пример желания, которое кажется вызванным телесными причинами вроде нормальной усталости, а на самом деле бывает вызвано такими психическими причинами, как подавленная тревожность, страх или раздражение. Эти желания похожи на нормальные физиологические потребности, поскольку и те, и другие берут начало в некоей нехватке или дефиците. В первом случае в основе дефицита лежат нормальные химические процессы внутри организма; во втором случае желания являются результатом психической дисфункции. В обоих случаях дефицит является причиной напряжения, а избавление от напряжения является причиной удовольствия. Все прочие иррациональные желания, такие, как жажда славы, власти, подчинения или зависть и ревность, не принимающие форму телесных потребностей, также коренятся в складе характера человека и порождены каким-нибудь искажением или деформацией личности. Удовольствие, испытываемое от удовлетворения этих страстей, также порождено избавлением от психического напряжения, как и в случае невротических физических желаний". Человек для себя Фромм

Мы должны запомнить, что если на физиологическом уровне дефицитарные желания составляют норму, и их болезненность наш Интеллект способен не только свети к нулю, но и сделать источником удовольствия, то дефицитарность на психическом уровне нормой не является и ее болезненность только растет со временем. Связанно это с паразитическим характером ДТПЭ, болезненные потребности которого удовлетворяются за счет ткани счастливого и уравновешенного КТ. Есть только один способ избавиться от болезненности потребностей ДТПЭ, которые невозможно удовлетворить – остановить ДТПЭ, дезактивировать его потребности.

"Наполеон завидовал Цезарю, Цезарь завидовал Александру, а Александр, осмелюсь предположить, завидовал Гераклу, которого никогда не существовало. Следовательно, вы не можете избежать зависти посредством лишь успеха, потому что в истории или в легенде всегда найдется человек удачливее вас" Борьба за счастье Рассел

"Кроме того, нам известно, что удовлетворение невротических потребностей не ведет к здоровью, в отличие от удовлетворения врожденных базовых потребностей. Если мы дадим страдающему неврозом, который жаждет власти, всю власть, к которой он стремится, это не излечит его от невроза и возможно даже не удовлетворит его невротическую потребность властвовать. Как его не насыщай он остается голодным (поскольку на самом деле он ищет совсем иного). Удовлетворение или подавление невротических потребностей практически не сказывается на состоянии здоровья. Когда речь идет о базовых потребностях, таких как потребность в любви или в безопасности, дело обстоит совершенно иначе. Их удовлетворение оказывает несомненно влияние на состояние здоровья, их насыщение действительно возможно, их фрустрация на самом деле вызывает болезнь. То же самое можно сказать и о потенциальных возможностях личности, таких как интеллект или устойчивая склонность к определенной деятельности. (В данном случае мы располагаем только клиническими данными). Такая склонность проявляется как влечение, которое требует реализации. Удовлетворив его, человек будет развиваться нормально; в случае же его подавления и блокирования у человека начинают возникать разного рода странные проблемы, многие из которых пока еще не слишком понятны" Мотивация и личность Маслоу

Действительно, ненасыщаемость потребностей ДТПЭ о всемогуществе каждого его носителя гарантированна всеобщей борьбой за звание всемогущего, или как минимум борьбой враждебных групп, организованных Самолюбиями и подчиненными ими Влюбленностями. Превращая психическую энергию общества в хаос всеобщего противостояния, где каждый желает единоличного господства, ДТПЭ таким образом гарантирует ненасыщаемость своих болезненных напряжений Самолюбия и быстротечную гибель Влюбленностей на службе у амбициозных Самолюбий.

"А вот иррациональные желания ненасытимы. Желания завистника, собственника, садиста не исчезают с их удовлетворением, разве что на какой-то момент. По самой своей природе эти иррациональные желания не могут быть "удовлетворены". Они вызваны внутренней неудовлетворенностью человека. Отсутствие плодотворности и порожденное им бессилие и страх - вот источник этих страстных влечений и иррациональных желаний. Даже если б человек мог удовлетворить все свои желания власти и разрушения, это не избавило бы его от страха и одиночества, а, значит, и от напряжения. Благо воображения оборачивается бедствием; будучи не в состоянии освободиться от своих страхов, человек рисует в своем воображении все больше удовольствий, какие удовлетворят его алчность и восстановят его внутреннее равновесие. Но алчность - бездонная пропасть, а идея освобождения от алчности путем ее удовлетворения - мираж. Источник алчности - конечно же не животная природа человека, как часто считают, этот источник - его ум и воображение".Фромм Человек для себя

 

 

Если же мы вернемся к энергетическому существу болезненной мотивации ДТПЭ, то увидим противостояние полюсов силового поля ДТПЭ в виде двух фигур Эгосистемы. Ясно, что там где болезненность Эго мы ощущаем в результате нависшей угрозы от отрицательного полюса в виде Супер-Эго, нет ни малейшей надежды избавиться от этой боли в рамках ДТПЭ, так как реальная защита Эго означала бы крах силового поля ДТПЭ. Удары по Эго – это нормальная динамика сосуществования полюсов Эгосистемы, которые только вместе образуют систему силового поля ДТПЭ и не могут существовать по отдельности. Так что чтобы избавиться от болезненности отребностей ДТПЭ нужно вместо усиления Эгозащиты, напротив снять эту Эгозащиту вообще.

"Когда обстоятельства не так плохи, человек должен быть способен чувствовать счастье, при условии, что его чувства и интересы направлены вовне, а не внутрь. Это значит, что мы должны приложить усилия, как в образовании, так и в приспособлении к окружающему миру, нацеленные на отход от эгоцентризма, и на приобретение отношений и интересов, которые сберегут нас от прозябания на мыслях о самих себе. Людям, как правило, не свойственно быть счастливыми в тюрьме, а чувства, которые заточают нас в нас самих – одна из худших тюрем, которые только можно вообразить. К таким чувствам относятся страх, зависть, вина, жалость к себе, и самолюбование. Каждое из них есть следствие зацикленности на самом себе: нет искреннего интереса к окружению, а только страх пострадать от него или же получить недостаточно пищи для самолюбования.Что же должен предпринять человек, если он несчастлив из-за клетки своего эго? Пока он продолжает думать о причинах своего несчастья, он остается эгоцентричным и потому не способен сойти с порочного круга; чтобы реально выйти за этот порочный круг надо найти в себе искренний интерес к окружающему миру, но интерес этот должен быть настоящий, живой, а не только симулирование интереса для излечения от эгоцентризма" Борьба за счастье Рассел

Кьеркегор ввел блестящий оборот для объяснения разности пространств силовых полей КТ и ДТПЭ: когда он хочет сказать, что проблемы Эго не могут быть разрешены в границах силового поля ДТПЭ, и что для снятия болезненности Ударов по Эго надо перейти на силовое поле истинного Я и отказаться таким образом вообще от Защиты Эго, он называет это быть "по ту сторону" эстетической мотивации. Обратный процесс соответственно он именует "По ту сторону добра и зла", выражение заимствованное Ницше вместе с поставленной Кьеркегором проблематикой соотнесения двух силовых полей ПЭ. Таким образом, решить проблемы Эго можно только находясь "по ту сторону" от него самого, только на поле КТ, но никак невозможно в рамках его собственного силового поля.

"Но растрачивает себя понапрасну только сознание, которое столь обольщено радостями и печалями жизни, что оно никогда не приходит как к решающему приобретению вечности, к сознанию того, что оно есть дух, Я, иначе говоря, никогда не замечает и не ощущает в глубине существования Бога или же того, что само оно, это Я, существует ради этого Бога. Однако такое сознание, такое обретение вечности достижимо лишь по ту сторону отчаяния. А это иное горе!" Болезнь к смерти Кьеркегор

"Возможно тебе и без того удастся осуществить многое; возможно, ты сумеешь даже привести в изумление мир (я ведь не молочен); и все же тебе будет недоставать высшего, единственного, что поистине сообщает жизни смысл, - ты можешь приобрести весь мир и потерять себя" Или-или Кьеркегор

Фромм также указывает на тот факт, что достижение целей Эгозащиты приносит только удовлетворение в виде самовнушения, оставляя человека глубоко несчастным на самом деле. Как правило, такая несчастливость проявляется в навязчивом ощущении, что "чего-то не хватает", так как человек уверен, что все то главное, что составляет счастье у него есть. На самом деле эта "малость", которой не хватает оказывается "потерей самого себя", от которой не спасает даже приобретение "целого мира", как метко замечает Кьеркегор. До тех пор, пока остается активным ДТПЭ, человек ощущает всю болезненность и ненасыщаемость его мотивации, и всю мертвенность его притяжений, закрытых для слияния с энергий среды и других людей.

"Удовольствие и счастье, существующие только в голове человека, но не являющиеся состоянием его личности, я предлагаю называть псевдо-удовольствием и псевдо-счастьем. Например, человек предпринимает путешествие и на уровне сознания он счастлив; он может испытывать это чувство уже потому, что именно счастья-то он и ждал от приятного путешествия; а на деле он бессознательно разочарован и несчастлив. Сон может открыть ему истину; или, возможно, позднее он осознает, что его счастье не было настоящим. Во многих ситуациях, где печаль или несчастье предполагаются самой ситуацией и потому испытываются людьми, можно наблюдать псевдо-страдание. Псевдо-удовольствие и псевдо-страдание - это в действительности лишь вымышленные чувства, они являются скорее мыслями о чувствах, чем подлинными эмоциональными переживаниями" Человек для себя Фромм

Спиноза не обошел вниманием и этот важнейший момент характеристик силовых полей КТ и ДТПЭ. Равновесие КТ, как удовлетворенность и бытие, и болезненная ненасыщаемая мотивация дисбалансов ДТПЭ – как неудовлетворенность и небытие. "Когда перестает страдать перестает и существовать" – в этой фразе в полной мере содержится существо дисбалансов ДТПЭ, ибо этот ток течет только через острую болезненность, если же стало возможно равновесие, то он как любой другой детерминированный ток прекратил бы свое существование. Таким образом, КТ имеет и равновесие и удовлетворенность и высокую мощь активности, а ДТПЭ не имеет ни равновесия, ни удовлетворенности, и как только перестает быть болезненным перестает и существовать.

"Из сказанного становится ясно, насколько мудрый сильнее и могущественнее невежды, действующего единственно под влиянием страсти. Ибо невежда, не говоря уже о том, что находится под самым разнообразным действием внешних причин и никогда не обладает истинным душевным удовлетворением, живет, кроме того, как бы не зная. себя самого, Бога и вещей, и, как только перестает страдать, перестает и существовать. Наоборот, мудрый как таковой едва ли подвергается какому-либо душевному волнению; познавая с некоторой вечной необходимостью себя самого, Бога и вещи, он никогда не прекращает своего существования, но всегда обладает истинным душевным удовлетворением" Этика Спиноза

Чтобы не запутаться и не сбиться с мысли важно помнить, что ненасыщаемость имеет прямо противоположное значение для дефицитарной (болезненной) мотивации ДТПЭ и для мотивации удовольствия -роста КТ. В первом случае ненасыщаемость означает неспособность снять боль и обрести покой удовлетворения, во втором случае ненасыщаемость означает гарантию непрерывности потока КТ, его ненасытное желание к росту и развитию, его способность к неограниченному наращиванию своего силового и эмоционального потенциала, к способности глубоко переживать радость и интерес жизни. Мы не должны забывать, что Эго – это всего лишь положительный полюс силового поля ДТПЭ, но даже не само ДТПЭ. Поэтому мы не можем ощущать Эго иначе как болезненность его противостояния отрицательному полюсу, иначе как мотивацию снятия угрозы и страха. В тоже время наше истинное Я – это уже сам ток, который течет между полюсами Интеллекта, это уже та самая энергия "избытка и роста" которая продуцируется в огромных количествах при активности мышления и которую мы ощущаем как страсть к познанию, как радость и интерес жизни. В нашем потоке Я нет ничего, что несло бы в себе дисгармонию болезненности, это не полюс противостоящий противоположному полюсу подобно Эго, это свободный поток неиссякаемого источника интеллектуальной энергии, имеющий своей основой избыток, в не дефицит.

"Удовлетворение от ликвидации дефицита, как правило, бывает эпизодическим и скоротечным. Наиболее часто встречается следующая схема: в начале имеет место побуждающее, мотивирующее состояние, которое дает толчок мотивированному поведению, задача которого заключается в достижении желаемого состояния, которое, при постепенном и постоянном росте возбуждения и желания, в конце концов, достигает пика в момент успеха и свершения. С этой вершины кривая желания, возбуждения и удовольствия резко опускается на равнину покоя, расслабленности и отсутствия мотивации. Эта схема, хотя и не является универсальной, явно не соответствует мотивации развития личности, для которого характерно отсутствие высшей точки или момента завершения, "оргазма", конечного состояния: здесь нет даже цели, если понимать ее как итог. Напротив, "развитие" это постоянное, более или менее непрерывное, движение вперед или вверх. Чем больше индивид получает, тем большего ему хочется, поэтому желание такого рода бесконечно и никогда не может быть удовлетворено". Маслоу

Рассмотрев особенности мотивации ДТПЭ и КТ, мы теперь вполне можем сформулировать определение Счастья. Прежде всего, мы уже знаем, чем Счастье не является. Счастьем не может быть удовлетворение только физиологических потребностей, и счастья нельзя искать в удовлетворение потребностей Эгозащиты, так как последние вообще нельзя удовлетворить.

"Средний американец сейчас вдвое богаче, но не счастливее. В 1957 году примерно 35% утверждало, что они "очень счастливы", как почти столько же – 30% - в 1996 году. Действительно, судя по удвоенному количеству разводов, утроенному количеству самоубийств среди подростков и увеличивающейся депрессии, современные американцы часто выглядят несчастными. То же самое справедливо в отношении европейских стран и Японии: в них люди лучше питаются, имеют лучшее медицинское обслуживание, образование и науку, и они в чем-то счастливее людей, живущих в очень бедных странах. Однако увеличение реальных доходов не приводит к увеличению счастья. Эти примеры не в пользу материализма: экономический рост в богатых странах не привел к очевидному всплеску нравственности и благополучия " Майерс Психология 2008

"Нужно наглядно представить себе всю грандиозность Больших Надежд, поразительные материальные и духовные достижения индустриального века, чтобы понять, какую травму наносит людям в наши дни сознание того, что эти Большие Надежды терпят крах. Ибо индустриальный век действительно не сумел выполнить свои Великие Обещания, и все большее число людей начинают осознавать, что неограниченное удовлетворение всех желаний не способствует благоденствию, оно не может быть путем к счастью или даже получению максимума удовольствия". Иметь или Быть Фромм

Следовательно, мы имеем полное право заключить, что Счастье – это ни какая-то абстрактная величина, а вполне конкретный физический феномен, означающий равновесие Контрольного Тока ПЭ, свободного от болезненных напряжений ДТПЭ. И следовательно, задача достижения Счастья есть наша задача по избавлению человечества от метастаз ДТПЭ, что станет возможным с распространением информации о его механизмах и о способах снятия Эгозащиты. Счастье – это развитие Интеллектуального Контроля и выключение Физического Контроля ЗСС ПЭ в виде снятия Эгозащиты.

"Счастье - не какой-то божий дар, а достижение, какого человек добивается своей внутренней плодотворностью. Счастье и радость - не в удовлетворении потребности, возникающей в результате физиологического или психологического дефицита; они являются не освобождением от напряжения, а спутниками всякой плодотворной активности - в мысли, чувстве, поступке. Радость и счастье - это не различные по качеству состояния; они различаются только в том смысле, что радость соответствует единичному акту, а счастье -это, можно сказать, непрерывное и полное переживание радости; мы можем говорить о "радостях" - во множественном числе, а о "счастье" - лишь в единственном. Мы убедились, что удовольствия, получаемые от удовлетворения …невротических желаний, являются результатом устранения болезненного напряжения. Но …удовольствия второго типа в лучшем случае приносят временное избавление от потребности и свидетельствуют о патологическом нарушении и глубинной несчастности. Я предлагаю удовольствие, получаемое от исполнения иррациональных желаний, называть "иррациональным удовольствием" Фромм.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...