Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Jack Washington, Оператор сверлильного станка (in Experiment 2) 24 глава




Здесь уже видно, как четко он разделяет Самолюбие ДТПЭ и истинное Я КТ, и насколько хорошо понимает, что истинное величие и истинная сила принадлежат силовому полю КТ. Тот упор, который Кьеркегор делает на Выборе, как решающем моменте, свидетельствующем о переходе на силовое поле КТ, указывает на то, что он видит связь Интеллектуального Контроля с полем Добра и Зла, как сам он называет Этическое мировоззрение. Переход на Этическое поле и отказ от Конечного (цикличного ДТПЭ) и Эстетического (шизоидного ДТПЭ) возможно только путем отказа от своего Эго, потому находится "по ту сторону" Эгосистемы и шкалы тщеславия.

"такая дорога как раз тебе подходит — дорога, которая через отчаяние в Я приведет тебя к твоему Я. …надо разбить свое Я, чтобы стать собою, а потому перестань отчаиваться в этом"Болезнь к смерти Кьеркегор

Эрих Фромм, равно как и Рассел признавали своим духовным отцом Спинозу. Фромм провел резкую черту между Шкалой Тщеславия и истинным Самоуважением в виде разделения "Силы-господства" (ФК) с одной стороны и "силы – способности" (ИК) с другой стороны.

Наконец, одной из самых ярких фигур в развитие теории ПЭ следует признать Карен Хорни, работы которой демонстрируют глубокое понимание антагонизма двух качественно различных психических токов, управляемых законом сохранения силы. Стремление к объективности и развитию своих способностей у здоровых людей и стремление к власти и престижу у нездоровых людей – она четко разделяет эти процессы как качественно различные токи психической энергии, которые не могут одновременно сосуществовать в психике и являются "центральным внутренним конфликтом".

"Невротический процесс – это особая форма человеческого развития, чрезвычайно неудачная из-за растраты творческой энергии, на которую она обрекает человека. Она не только качественно отличается от здорового взросления и роста, но и прямо противоположна ему во многих отношениях, причем в гораздо большей степени, чем мы думаем. При благоприятных условиях энергия людей идет на осуществление их собственного потенциала, то есть на воплощение в действительность всей совокупности возможностей, которые потенциально им присущи. ….Однако под действием внутреннего принуждения человек может начать отчуждаться от того, что ему свойственно на самом деле. И тогда главная часть его сил и энергии смещается на выполнение другой задачи: превращения себя в абсолютное совершенство посредством жесткой системы внутренних предписаний. Ничто меньшее, чем богоподобное совершенство, не удовлетворяет его идеальному образу себя и не утоляет его гордости теми возвышенными достоинствами, которыми (как он считает) он обладает, мог бы обладать или должен обладать. Но главная причина ее (идеализации) поистине революционного эффекта лежит в другом неявном смысле этого шага. Энергия, питающая движение к самоосуществлению, обращается на другую цель – на воплощение в действительность идеального себя. Этот сдвиг означает не более и не менее, чем смену курса всей жизни и развития человека" Невроз и личностный рост Карен Хорни

Адлер подошел очень близко к пониманию сущности силовых полей КТ и ДТПЭ, но он так и не понял основного – их качественного различия и их одновременного существования в психике в виде антагонизма. Он считал, что человек живет либо ДТПЭ в случае чрезмерного комплекса неполноценности и стремления к сверхкомпенсации в виде власти вследствие этого, либо КТ в случае среднего комплекса неполноценности и стремления к сдержанной компенсации в виде сотрудничества, так что различие между болезненным поиском престижа и власти и здоровым поиском компетентности и сотрудничества всего лишь количественное. И потому нет никаких двух противоборствующих систем в психике одновременно.

Шкала тщеславия не только дает ложное чувство силы, она еще и никогда не дает стабильности в ощущении этой ложной силы. Циклы маниакально-депрессивных расстройств связанны с этой имманентной неустойчивостью цикличного ДТПЭ, легко ввергающего человека из максимальных уровней шкалы в нулевые и обратно. Колебания от самоуничижения до мании величия – это нормальное природное состояние ДТПЭ, но это ненормальное состояние для основного базисного тока человека, имеющего доступ к устойчивому ощущению своей силы в виде самоуважения при наличие контроля своего взаимодействия со средой. Поэтому основной мотивацией людей с активным цикличным ДТПЭ становится потребность в Самооценке, а ненасыщаемость этой потребности и постоянный голод в ощущении своей силы и значимости гарантируют непрерывность течения детерминированной энергии психики.

Следует однако, оговориться, что шизоидное ДТПЭ имеет устойчивую Самооценку через включение Интеллекта в Эгозащиту. В этой связи Шкала тщеславия циклотимиков, с ее колебаниями от комплекса неполноценности до мании величия в данном случае превращается в устойчивую манию величия. Эту стабильность самооценки шизоиды ощущают как качественное отличие от колебаний тщеславия циклотимиков. Это различие состоит прежде всего в том, тщеславие циклотимиков проявляется в Физической Эгозащите, а значит зависит от внешнего мира, от статуса, престижа, успеха, мнения других, что и делает его неустойчивым; величие шизоидов, как у Ницше например, всецело основывается на способности их интеллекта доказать им всесилие их Эго логически, и потому имеет внутренний, независимый от внешнего мира источник. Логика и самостоятельность делают Интеллектуальную Эгозащиту устойчивой и необратимой.

"К вещам, быть может менее всего доступным пониманию знатного человека, относится тщеславие: он пытается отрицать его даже там, где люди другого сорта не сомневаются в его очевидности. Для него является проблемой представить себе таких людей, которые стараются внушить о себе хорошее мнение, хотя сами о себе его не имеют - и, стало быть, также не "заслуживают", - и которые затем сами проникаются верой в это хорошее мнение. …Тщеславный человек радуется каждому хорошему мнению, которое он слышит о себе (совершенно независимо от его полезности, а также не обращая внимания на его истинность или ложность), точно так же как от

всякого дурного мнения он страдает: ибо он подчиняется обоим, он чувствует себя подвластным им в силу того древнейшего инстинкта подчинения, который проявляется в нем. - Это "раб" сказывается в крови тщеславца, это остаток лукавства раба - а сколько "рабского" осталось, например, еще до сих пор в женщине! - силится соблазнить на хорошее мнение о себе, и тот же раб падает тотчас же ниц перед этими мнениями, как будто не сам он вызвал их. – И говоря еще раз: тщеславие есть атавизм". По ту сторону добра и зла Ницше

Интеллектуальная Защита Эго действительно вносит качественные отличия в течение ДТПЭ, что и подвигло Кречмера классифицировать все психозы на две подгруппы: шизофрению и циклотимию, а здоровых людей на шизоидов и циклотимиков в зависимости от предрасположения к тому или иному виду психоза. Мы поддерживаем эту классификацию и обозначили два обнаруженных нами ДТПЭ в соответсвии с классификацией Кречмера – цикличным ДТПЭ и шизоидным ДТПЭ. При этом следует иметь ввиду, что энергетически смысл устойчивой Эгозащиты на ДТПЭ на самом деле глубоко драматичен, так как он ломает природных мотор детерминированных токов, устроенный как циклы дисбалансов и коротких балансов. Достижение равновесия на ДТПЭ означает поломку его "мотора", что собственно и объясняет взрывчатость и необратимость шизофренических психозов в отличие от циклотимических психозов (Шнайдер).

Однако, это устойчивое ощущение ложной силы, не существующей в действительности, в результате чего шизоидам очень скоро приходится столкнуться с реальностью, которая отрицает их манию величия и не желает ее признавать. Так, Ницше пришлось столкнуться со всеобщим бойкотом его сумасшедших произведений о художниках тиранах, превращающих массы недоделанных и неполноценных в рабов (классический пример интеллектуальной Эгозащиты). Циклотимики в таких случаях всегда имели выход в ретировании к самоуничижению на шкале тщеславия и к нижней Эгозащите в виде Влюбленности. Именно это делает цикличное ДТПЭ жизнеспособным, а вовсе не то, что циклотимики, или иначе "филистины и мещане" являются здоровыми людьми в отличие от шизоидов. И те и другие больны ДТПЭ и потребностью в Эгозащите вместо Потребности в ИК и общем Я человечества. Однако, циклотимики имеют гибкое ДТПЭ с переходами между Влюбленностью и Самолюбием, а шизоиды только одно устойчивое Самолюбие и однажды доказав себе, что они "художники – тираны", они уже не могут вернуться к роли рабов, что относительно несложно для циклотимиков. Так что ложность Эгосистемы более не может быть завуалирована видимостью приспособления к силе и становится особенно выпуклой у шизоидов. Чтобы четко представлять себе различия между объективным Интеллектом здоровых людей, и субъективным Интеллектом ДТПЭ, помните, что Интеллектуальное пространство КТ существует в виде знаний законов природы между полюсами Активного и Пассивного интеллекта, и потому отражает реальность; а Интеллектуальное пространство ДТПЭ существует между полюсами Эгосистемы в виде дедукции и логических абстракций никак не связанных с реальностью законов природы.

Итак, силовое поле КТ никогда не имеет мотивацию в качестве Потребности в Самооценки, но имеет мотивацию в качестве потребности в Контроле, которая порождает продуктивную активность в виде построения Интеллектуального пространства знаний и преобразования окружающего мира с целью доступа к энергии космоса. Самооценка является побочным продуктом ощущения силы контроля энергии космоса и стабильности общего Я человечества. В тоже время силовое поле ДТПЭ имеет мотивацию в виде Потребности в Самооценке, которую мы переживаем как Шкалу тщеславия, колеблющуюся от комплекса неполноценности и самоуничижения до мании величия. Эта потребность в ощущении ложной сверхъестественной силы, отражаемой Эгосистемой ненасыщаема. Она порождает непродуктивную активность растраты энергии интеллекта своего истинного Я на напряжения чужого и мертвого тока.

 

 

Глава 18. Защита Эгодевственности

 

"Сила" Эго определяется своим отношением к отрицательному полюсу Эгосистемы, отражающему "Силу Вселенной" как всемогущую и сверхъестественную. Так или иначе, но Эго всегда приходится приспосабливаться к Супер-Эго. Если в роли Супер-Эго выступает мир девственной природы, как у абориген, то Эго черпает силы в ассоциации себя с животными и растениями через институт Тотемизма, через колдовство в форме попыток присвоить себе силу животных через подражание их телодвижениям, ношение шкур и перьев, попытки воздействовать на них через части их тел, ношение талисманов и амулетов из их частей. Если в роли Супер-Эго выступает социальный мир, превращаясь из энергии интеллекта и любви к познанию в сверхъестественную Соцсилу, то Эго старается приспособиться к этой Соцсиле путем карабканья вверх по социальной лестнице, путем подчинения тем, кто находится выше и подражания им с одной стороны и путем господства и присвоения результатов труда тех, кто находиться ниже с другой стороны. Погоня за "престижем" и за "статусом", не имеющие никакого рационального объяснения наряду с институтом Потлача например, на самом деле объясняются погоней Эго за Супер-Эго в роли сверхъестественной Соцсилы. При этом подобно тому, как аборигены считали, что овладевают силой животных путем идентификации себя с ними, в чем и заключался смысл Тотемизма, так и люди с Супер-Эго в роли Соцсилы считают, что овладевают ею путем идентификации с социальными позициями, которые они занимают. Они видят свою силу не в наличие понимания и контроля ситуации, ни в сплоченном коллективе общего Я человечества, а в уровне приспособления к Вертикали Соцсилы: чем выше они забрались, тем выше их личная сила и наоборот.

"Идентификация со службой или титулом действительно очень привлекательна – вот почему так много людей представляют собой один только декорум предоставленный им обществом. Было бы напрасно искать под этой оболочкой личность. В самом низу под набивкой, можно отыскать лишь очень мелкое ограниченное создание. Вот почему служба – или что-то еще что может быть такой оболочкой – так привлекательна: она предлагает легкую компенсацию личной маломерности" Карл Юнг

Таким образом Шкала Тщеславия Самооценки ДТПЭ отражает уровень приспособления Эго к Супер-Эго. Если такого приспособления вообще не существует и Шкала Тщеславия равна нулю – мы наблюдаем острое состояние тревоги, переживаемое как страх сверхъестественных сил. Состояние глубоко болезненное, парализующее ДТПЭ и следовательно активность его носителей. Если приспособление чрезвычайно успешное и приводит случайно или намерено к вершинам Соцсилы, то мы имеем эйфорию мании величия и полную потерю ощущения реальности. Эти два крайних полюса чрезвычайно стрессовые и образуют полюса маниакально-депрессивных расстройств. В этом смысле Олпорт несомненно прав, когда речь идет об Эгосистеме, в том что крайние полюса Самооценки можно обозначить как патологию. Тем не менее, тоже самое относится и к уровням среднего приспособления к Супер-Эго, хотя в этом случае стресс и страдания действительно не так бросаются в глаза.

Специфику Эгозащиты, как приспособление Эго к Супер-Эго, очень подробно отразил в своих трудах Фрейд.

"Если что-нибудь в "Эго" совпадает с "Идеалом Эго", всегда будет присутствовать ощущение триумфа. Чувство виновности (и чувство неполноценности) может также быть понято как выражение напряженности между "Эго" и Супер-Эго". Фрейд

Абсолютно точно: низкая самооценка есть следствие расхождения с Супер-Эго, тогда как высокая самооценка есть следствие единения с всемогущей силой Супер-Эго. И если первое переживается как страх сверхъестественных сил и неконтролируемая тревожность, то второе переживается как эйфория и бред величия. И тут Фрейд опять таки совершенно справедливо сравнивает психику психопатов и аборигенов, как склонную к бреду величия в виде активности Эгосистемы и у тех и у других.

"В этом отношении нам дает указание бред величия при этой болезни. Он образовался за счет либидо объектов…Третьим источником такого, как мне кажется, вполне законченного дальнейшего развития теории либидо являются наши наблюдения над душевной жизнью примитивных народов и детей и наше понимание их психики. У примитивных народов мы наблюдаем черты, которые могли бы быть приняты за проявления бреда величия, если бы встречались лишь в единичных случаях. Сюда относится громадная переоценка примитивными народами могущества их желаний и душевных движений, «всемогущество мысли», вера в сверхъестественную силу слова, приемы воздействия на внешний мир, составляющие «магию» и производящие впечатление последовательного проведения в жизнь представлений о собственном величии и всемогуществе". Фрейд

Несмотря на различные уровни приспособления к Супер-Эго, Эгозащита предлагает только два вида Притяжения в отношении к внешнему миру – Влюбленность или Самолюбие. Люди с цикличным ДТПЭ, как правило имеют оба Притяжения в отношении различных людей и различных вещей. Люди и объекты, которые находится выше них на вертикали Супер-Эго признаются авторитетами, которым они безоговорочно подчиняются. Это Притяжение Влюбленности. Люди и объекты, которые находятся ниже, признаются источником собственной высокой самооценки через подчинение их своей власти. Это Притяжение Самолюбия.

Переходы с притяжений Влюбленности на притяжения Самолюбия и обратно составляют основную жизненную динамику людей на силовом поле ДТПЭ и в обоих случаях имеют цель овладения силой Супер-Эго. Только в случае нижней Эгозащиты овладение видится в том, чтобы верно служить этой силе и этим заработать право считать себя ее частью (Влюбленность), а в случае верхней Эгозащиты овладение силой Супер-Эго видится в идентификации ее силы со своей силой, в отождествлении Эго и Супер-Эго. Так рождается Самолюбие. В данном случае действие Закона Сохранения Силы ничуть не нарушается на обоих Притяжениях: и лидеры и подчиненные видят свою линию поведения как возможность сохранения силы.

"Импульс власти имеет две формы: явную, в лидерах, и неявную, в их последователях. Когда люди по доброй воле подчиняются лидеру, они делают это с целью обретения власти через группу, которой он руководит, и они считают его триумф своим триумфом" Власть Рассел

"мы видим, что с объектом обращаются как с собственным "Эго", что, значит, при влюбленности большая часть нарцистического либидо перетекает на объект. В некоторых формах любовного выбора очевиден даже факт, что объект служит заменой никогда не достигнутого собственного "Супер-Эго". Его любят за совершенства, которых хотелось достигнуть в собственном "Эго" и которые этим окольным путем хотят приобрести для удовлетворения собственного нарциссизма. " Эго" делается все нетребовательнее и скромнее, а объект все великолепнее и ценнее; в конце концов он делается частью общего себялюбия "Эго", и самопожертвование этого "Эго" представляется естественным следствием. Объект, так сказать, поглотил "Эго". Черты смирения, ограничение нарциссизма, причинение себе вреда имеются во всех случаях влюбленности" Фрейд

И Влюбленность и Самолюбие можно объяснить как Защиту Эгодевственности в смысле охраны некой "девственной плевы" от удара. Разница состоит лишь в том, какой из двух полюсов Эгосистемы – Эго или Супер-Эго – охраняются. Эти два пятна на теле КТ, образующие силовое поле ДТПЭ, оказываются той самой девственной плевой, защите которой посвящается вся жизнь людей с активным ДТПЭ. Причем сами они ощущают разницу между тираном и рабом масштабом в космос – от повелителя вселенной до нулевой силы раба. На самом же деле разница между рабом и тираном состоит лишь в том, какому из двух пятен на теле своего реального Я человек посвящает свою жизнь: охраняет ли он положительный полюс Эгосистемы в виде Эго или отрицательный полюс Эгосистемы в виде Супер-Эго. В первом случае он ощущает притяжение Самолюбия, во втором случае он ощущает притяжение Влюбленности. Первое есть притяжение господ, второе есть притяжение рабов. Таким образом, так называемые "классовые отношения" имеют своим источником вовсе не экономические основания, а притяжения ДТПЭ, и пока эти притяжения существуют, люди будут делиться на рабов и господ, как бы богаты или бедны они не были.

Самолюбие, то есть охрана девственности Эго, обычно выражается в том трепетном отношении к "репутации", к "статусу", к "престижу", к "авторитету", которое наиболее выпукло проступает в преступной этике, и в этике так называемых "боссов". Я согласна с Расселом, что между преступниками и завоевателями очень часто значительно меньше разницы, чем принято считать, хотя он адресовал это замечание только выдающимся людям на обоих концах социальной лестницы.

"Возможно, между серьезными преступниками и великими государственными деятелями меньше разницы, чем принято считать. Капитан Кид и Александр Великий скорее всего сумели бы прожить жизни друг друга, если бы волшебница поменяла их местами при рождении". Власть и индивид, Рассел

Яркий пример идентичности идеологии боссов и преступников можно найти в работах Роберта Грина и Стенли Бинга об "играх власти". Там со всей подробностью рассказывается как научиться манипулировать людьми, используя самые низкие и подлые методы, включающие угрозы жизни и давление на "страх и ужас", и преуспеть таким образом в бизнесе и политике. Также весьма симптоматична та частота, с которой "начальников" разных уровней разоблачают в совершении уголовных и других тяжких преступлений. Наконец, общей для преступников, боссов и завоевателей является также этика в отношении любого труда, как квалифицированного так и неквалифицированного. Гитлер прямо заявлял, что труд – это удел рабов, но никак не расы господ. Грин рекомендует спихивать работу на подчиненных и подписывать по возможности результаты их трудов своим именем. "Смысл в том, говорит он, - чтобы жить эстетически, а не тратить свою жизнь на труд". Видимо поэтому, труд считается в его работах настолько зазорным мероприятием, что один из главных "законов власти" никому под страхом смерти не говорить,, что ваши успехи стоили вам труда! То же самое говорит и Стенли Бинг – заставьте людей работать на себя, а сами наслаждайтесь результатами их труда. Наконец, "боссы" из сравниваемых компаний в исследованиях Пораса и Коллинза предпочитали поглощать другие компании вместо развития научно-технического и кадрового потенциала собственных компаний. Не говоря уже о том, что деятельность таких знаменитых завоевателей как Александр Великий, Цезарь, Наполеон и особенно Гитлер, являлась в полном смысле слова преступной деятельностью и ничем больше. Вооруженный захват чужих земель – это всегда преступление против человечества, которое в случае с Гитлером приняло невиданные масштабы перехода всех границ человечности. Объяснить это пересечение путей боссов и преступников очень просто – агрессия и жестокость, наряду с ослаблением человеческих чувств есть следствие сильного притяжения ДТПЭ, Самолюбия. И именно на этом ДТПЭ находятся большинство преступников и "начальников". Однако, это вовсе не значит, что все "начальники" преступники. Махатма Ганди и Бертран Рассел были выдающимися политиками, но при этом они оставались святыми в людьми в смысле чистоты совести и посвящения себя служению человечеству до самых последних дней своих жизней. Тоже можно сказать о Михаиле Горбачеве или о Джоне Перкинсе, который хоть и проявил вначале слабость, но зато в конечном итоге смыл со своей совести все поведение ДТПЭ путем раскаяния и чистосердечной исповеди. И конечно же, такими же управленцами, с общим Я человечества были люди, описанные в работах Пораса и Коллинза в качестве основателей великих компаний или их преемников.

Но возвращаясь к притяжению Самолюбия, мы находим ровно противоположную картину – агрессии направленной против всего прочего человеческого рода в поисках единоличного господства. Притяжение Влюбленности, то есть охрана девственности Супер-Эго, имеет противоположную цель – полную самоотдачу для идентификации себя с великой силой, которой они служат. Это хорошо известный в психологии случай конформизма и подчинения авторитетам, когда в основу поведения людей ложится рабская покорность и полная утрата собственной индивидуальности. Однако, как правильно замечают Рассел и Адлер, и Влюбленность в том числе нисколько не расходится с Законом Сохранения Силы – люди на притяжении Влюбленности вовсе не считают себя наносящими себе ущерб, напротив они гордятся близостью к силе, которой они служат и идентифицируют себя с ней. Таким образом, охрана девственности Эго переживается как бдительный контроль за личным "авторитетом" силы, как репутация "мачо" и господина в то время как охрана девственности Супер-Эго переживается как бдительный контроль за послушанием внешней неличной силе, как полный отказ от собственной силы в пользу исполнения приказов авторитета. В первом случае удары по девственной плеве переживаются как острая боль Стыда и позора и ведут к физической защите "чести" в виде "смывания стыда кровью", в виде жестоких расправ с целью вернуть себе утраченную девственность человека с репутацией "силы". Во втором случае удары по девственной плеве переживаются как Вина, как неспособность себя простить за несоответствие ожиданиям боготворимого авторитета, как страх и тревожность. "Начальники" (Самолюбия) как правило хорошо об этом знают, и манипулируют чувством вины, когда хотят добиться каких-то особых результатов от Влюбленных в них людей. Если у Самолюбий преобладает болезненность ударов по Эго, то у Влюбленностей преобладает страх и тревожность, хотя в целом и то и другое не чуждо обоим притяжениям ДТПЭ. Таким образом, подверженность "стыду и вине", открытая Фрейдом в качестве основного симптома наличия расстройства, есть не больше не меньше, чем охрана Эгодевственности различных полюсов Эгосистемы: стыд в случае Самолюбия и вина в случае Влюбленности. Надо ли повторять, что при отсутствие притяжений ДТПЭ, люди приобретают устойчивое самоуважение вместо подверженности стыду и вине.

Способность маневрировать между притяжениями Самолюбия и Влюбленности превращает цикличный ДТПЭ в весьма гибкий механизм реагирования (но только не шизоидный ДТПЭ, где возврат к Влюбленности блокируется прочной Эгозащитой интеллекта). Эгосистема, будучи источником абсурда человеческого существования из-за кривизны своих зеркал, чудовищно искажающих действительность, компенсируется отчасти этой маневренностью переходов между сильным и слабым притяжениями ДТПЭ. Это создает иллюзию "разумности" поведения "мещан и филистин", умеющих "приспосабливаться" к жизни. Грин называет это способностью "быть придворным", где все знали, что значит преклонить голову перед царственными особами и их приближенными и в тоже время умели быть вельможами с нижестоящими и предупреждает: люди остались все теми же королями и королевами и они также нуждаются в лести и ублажении своего Самолюбия. В этом он абсолютно прав: притяжения Влюбленности и Самолюбия, которые понуждали придворных к этому идиотскому обезьянничанию друг перед другом, никуда не делись до сих пор, продолжая править миром недалеких людей. Гоголь, с его остротой сатирой, говорит о важных чиновниках, которые способны "обернуться комариком" при входе в кабинет вышестоящего начальника.

"Характеры некоторых людей расположены только к лидерству, другие напротив всегда подчиняются; между этими крайностями лежит масса средних людей, которым в некоторых ситуациях нравится командовать, но в других они предпочитают подчиняться" Власть Рассел

"мы все же уже начинаем понимать, что нарцистическая стадия никогда не исчезает полностью. В известной степени человек остается нарцистичным даже после того, как нашел внешний объект для своего либидо; найденный им объект представляет собой как бы эманацию оставшегося при «Эго» либидо, и возможно обратное возвращение к последнему. Столь замечательное в психологическом отношении состояние влюбленности, нормальный прообраз психозов, соответствует высшему состоянию этих эманации в сравнении с уровнем любви к «Эго» Фрейд

Несмотря на тот факт, что люди с цикличным ДТПЭ чаще всего способны на переходы между сильным и слабым притяжениями Самолюбия и Влюбленности, все же обычно человеку бывает более свойственно какое-то одно из этих двух притяжений. Так простые, непосредственные люди с низким социальным положением почти всегда пребывают на притяжении Влюбленности. В тоже время хитрые люди, с активным уже интеллектом, пусть и не объективным и не научным, как правило значительно больше времени проводят на притяжении Самолюбия. В этой связи малая психиатрия классифицирует психопатии в зависимости от преобладающего притяжения, так что на сильном притяжении оказываются люди с болезненным Эго, то есть параноики, астеники, истерики, фанатики и конечно шизоиды, а на слабом притяжении Влюбленности оказываются так называемые конституционально – глупые и неустойчивые (Ганнушкин, Клиника психопатий). Тем не менее, Ганнушкин указывает в частности в отношении истероидов, что "гордый и высокомерный, он подчас готов на всевозможные унижения; неуступчивый, упрямый, вплоть до негативизма, он становится в иных случаях согласным на все, послушным, готовым подчиниться чему угодно". Это классический случай переходов между притяжениями Самолюбия и Влюбленности, который невозможно наблюдать в уравновешенном конструктивизме здоровых людей, не способных ни на надменность, ни на унижения, а только на стабильное уважение к себе и к другим людям одновременно. Для шизоидов, прочно осваивающих сильные притяжения ДТПЭ – Самолюбие и Самовлюбленность – возврат к слабому притяжению Влюбленности также оказывается закрыт навсегда. Неуклюжесть и потеря жизнеспособности шизоидов в противовес маневренности гибких филистинов, умеющих в нужный момент поклониться и унизиться, со всей очевидностью высвечивает несовместимость интеллекта с детерминированным током. Попытка "всерьез защитить Эго" проваливается с треском в устойчивых Самолюбиях шизоидов.

Карл Леонгард, разделяя психопатии на выражено "эгоистические" и так называемые "альтруистические", на самом деле говорит о двух притяжениях ДТПЭ – Самолюбие (эгоизм) и Влюбленность (альтруизм). Если для здоровых людей с любовью общего Я КТ разделение на любовь к себе и любовь к другим немыслимо, так как это одно и тоже, то для притяжений ДТПЭ – это норма: либо притяжение к Эго (эгоизм), либо притяжение к Супер-Эго (альтруизм в смысле самоотдачи Влюбленности). Только вот Леонгард этого не видит, и в понятие альтруизм вкладывает реальное противопоставление к истинной любви к себе вместо охраны девственности Эго.

"Весьма интересно и существенно с психологической точки зрения то, что застревающие личности обнаруживают проявления эгоистических чувств (честолюбия, болезненной обидчивости), а педантические – проявления альтруистические, в частности чувство долга. Следует подчеркнуть что черты застревания взаимосвязаны в основном с эгоистическими чувствами, а черты сомнения, постоянных колебаний (ананкастические) – с чувствами альтруистического порядка. Чем больше человек колеблется в своих решениях, тем сильнее альтруистические чувства завладевают сознанием и воздействуют на принятие решения. Еще больше бросается в глаза контраст при сравнении анакастической личности не с застревающей, а с истерической, поскольку истерики еще больше склонны к эгоизму" Леонгард Акцентуированные личности

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...