Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности личности и межличностных отношений




При характеристике особенностей личности младшего школьника отмечалось, что дети этого возраста отличаются повышенной впечатлительностью и внушаемостью; у них слабо развита самостоятельность. Самостоятельность начинает ярко проявляться именно в подростковом возрасте. В этот период учащиеся многое могут делать самостоятельно и стремятся расширить сферу такой деятельности. В этом они находят возможность удовлетворения бурно развивающейся потребности быть и считаться взрослым. Потребность быть и считаться взрослым превращается в этот период в доминирующую. Прежде всего это проявляется в стремлении подростка приобщиться к жизни и деятельности взрослых. При этом в первую очередь перенимаются более доступные, чувственно воспринимаемые стороны взрослости: внешний облик и манера поведения (виды отдыха, развлечения, косметика, различные украшения, лексикон и др.). Усвоение внешних признаков «мужской» или «женской» взрослости делает его в рослым в собственных глазах, а также, как ему кажется, и в глазах окружающих, что очень существенно в плане самосознания. Такая взрослость приобретается путем подражания. И это самый легкий способ достижения ощутимой взрослости. Часто это идет за счет усвоения чужого опыта из средств массовой информации (кино, телевидение и т д.). Стремление быть взрослым очень ярко проявляется и во взаимоотношениях со старшими. Подросток стремится расширить свои права и ограничить права взрослых в отношении его личности, что часто приводит к возникновению конфликтов, если наблюдается полное расхождение в стремлении взрослого и подростка. Потребность быть и считаться взрослым тесно связана с потребностью в самоутверждении, что побуждает его во всех поступках ориентироваться на мнение товарищей. Учитель же для подростка не является таким непререкаемым авторитетом, как для младшего школьника Стремление занять достойное место в коллективе сверстников — один из доминирующих мотивов его поведения и деятельности. Потребность в самоутверждении настолько сильна в этом возрасте, что во имя признания товарищей подросток готов на к многое: он может даже поступиться своими взглядами и убеждениями, совершить действия, которые расходятся с его моральными установками. Потребностью в самоутверждении можно объяснить и многочисленные нарушения норм и правил поведения так называемыми трудными подростками. Потерять авторитет в глазах товарищей, уронить свою честь и достоинство — это самая большая трагедия для подростка. Вот почему он бурно реагирует на нетактичные замечания, которые ему делает учитель в присутствии товарищей. Такое замечание рассматривается им как унижение своей личности (аналогичные явления наблюдаются и в реакциях подростков на замечания товарищей и родителей). На этой основе нередко возникают конфликты между подростками и учителем, и они становятся «трудными».

В подростковом возрасте быстро развиваются такие личностные качества, как самосознание исамооценка. Если младший школьник в оценке своей деятельности и качеств своей личности доверяется учителю, то подросток стремится иметь свою оценку, собственное мнение. Если в младшем возрасте самооценка отличается неустойчивостью, то у подростков она носит относительно устойчивый характер. Поведение и деятельность подростка во многом определяются особенностями самооценки. Так, при завышенной самооценке у него часто возникают конфликты с окружающими. Самооценка оказывает влияние на самовоспитание подростка. Оценивая свои особенности и возможности по сравнению с другими, он может намечать программу самовоспитания.

Начало развития самосознания как перенесенной внутрь формы самопознания. Основные закономерности формирования самосознания. Проблема оценки и самооценки.

Вступление ребенка в подростковый период знаменуется качественным сдвигом в развитии самосознания. Подросток встает в новое отношение к окружающей действительности, осознает себя личностью, которая обладает, подобно всем взрослым людям, правом на уважение, самостоятельность и доверие. Он интенсивно усваивает из мира взрослых различные ценности, нормы и способы поведения, которые составляют новое содержание сознания и превращаются в требования к поведению другого человека и собственному, в критерии оценки и самооценки. По своему содержанию самосознание является социальным сознанием, перенесенным внутрь (по определению Выготского).

Представление младшего школьника о себе и его самооценка строятся главным образом на оценочных суждениях взрослых. Возникновение потребности в знании собственных потребностей, интереса к себе и размышлений о себе является характерной особенностью детей подросткового возраста. Потребность осознать свои недостатки и особенности возникает из необходимости ответить на предъявляемые другими людьми и собственные требования, урегулировать отношения с окружающими. Социально-регуляторная функция размышлений о себе отчетливо проявляется в том, что подросток сначала обращен на свои недостатки и испытывает потребность в их устранении, а позже – на особенности личности в целом и старается отдать себе отчет в собственных возможностях, достоинствах. Особое внимание к недостаткам сохраняется на протяжении всего подросткового возраста.

Важнейший стимул в возникновении у подростка размышлений о себе – его потребность занимать уважаемое положение в кругу сверстников и стремление найти близкого друга. Часто он начинает думать о себе в процессе размышлений о взаимоотношениях с кем-то из товарищей. Именно сверстник выступает в качестве объекта сравнения с собой и образца, на который подросток равняется. Взрослый – это образец, практически трудно досягаемый, а сверстник – это мерка, которая позволяет подростку оценить себя на уровне реальных возможностей.

К началу подросткового возраста дети лучше и правильнее осознают и оценивают собственные особенности, связанные с учебной деятельностью. С возрастом представление о себе расширяется и углубляется, возрастает самостоятельность в суждениях о себе. Однако у многих подростков самооценка положительных качеств завышена и уровень притязаний выше реальных возможностей. От характера самооценки зависит стремление подростка к самовоспитанию. При переоценке потребность в усовершенствовании себя не является для личности настоятельной. С возрастом самооценка подростков становится все более адекватной.

Подростки оценивают других полнее и правильнее чем себя. Постепенно все большее значение приобретают черты, характеризующие психологический склад личности. Приоритет качеств, связанных с внешностью и учением неуклонно падает.

 

Учебная деятельность подростков. Формирование познавательных мотивов. Учебные и внеучебные интересы. Новая система требований к учителю. Избирательное отношение к учебным предметам.

Школа и учение занимают большое место в жизни подростков, но не одинаковое у разных детей, несмотря на осознание всеми важности и необходимости учения. Для многих привлекательность школы возрастает из-за возможности широкого общения со сверстниками, но само учение от этого нередко страдает. Обогащение и расширение жизни, связей с окружающим миром и людьми уменьшают поглощенность подростка учением в школе. Учебная деятельность протекает в иных, чем раньше, условиях. При переходе в среднюю школу сразу значительно осложняется учебная работа подростков: вместо одного учителя появляется 5-6 новых. Появляется дифференцированное отношение к учителям, выделение «любимых» и «нелюбимых», развиваются средства познания другого человека, формируются новые критерии оценки деятельности и личности. Одна группа критериев касается качеств преподавания, другая - особенностей отношения учителя к подросткам. Подростки ценят учителей знающих и строгих, но справедливых, доброжелательных, тактичных, которые умеют понятно и интересно объяснять материал, организовать работу на уроке, вовлечь в нее учащихся.

У младших подростков отношение к учебному предмету, прежде всего, зависит от отношения к учителю и получаемых отметок. Дифференцировка учебных предметов на «интересные» и «неинтересные» во многом определяется качеством преподавания и личными интересами подростка, а деление уроков на «нужные» и «ненужные» связано с формированием профессиональных намерений.

Содержание понятия «учение» расширяется в подростковом периоде, так как именно в этом возрасте приобретение знаний уже нередко выходит за пределы школы, учебных программ и осуществляется не только самостоятельно, но и целенаправленно.

Именно в подростковом возрасте появляются мотивы учения, связанные с формированием жизненной перспективы и идеала, профессиональных намерений и самосознания. Учение приобретает личный смысл и превращается в самообразование. В понятие «готовность к обучению в средней школе» входят следующие составляющие:
• Сформированность основных компонентов учебной деятельности, успешное усвоение программного материала.
• Новообразования младшего школьного возраста — произвольность, рефлексия, мышление в понятиях (в соответствующих возрасту формах).
• Качественно иной более «взрослый» тип взаимоотношений с учителями и одноклассниками».
В учебной деятельности подростка имеются свои трудности и противоречия, но есть и свои преимущества, на которые может и должен опираться педагог. Последние, по мысли педагогических психологов, заключаются в избирательной готовности, в повышении восприимчивости (сензитивности) к тем или иным сторонам обучения. Большое достоинство подростка — его готовность ко всем видам учебной деятельности, которые делают его взрослым в собственных глазах. Также его привлекают самостоятельные формы организации занятий на уроке, сложный учебный материал, возможность самому строить свою познавательную деятельность за пределами школы. Беда же подростка состоит в том, что эту готовность он еще не умеет реализовать, так как не владеет способами выполнения новых форм учебной деятельности. Обучать этим способам, не дать угаснуть интересу к ним — главная задача педагога. В самом деле, кто не наблюдал, как он эмоционально реагирует на новый учебный предмет и как у некоторых эта реакция довольно быстро исчезает. Нередко у подростков снижается и общий интерес к учению, к школе, происходит внутренний отход от нее (Н.Леонтьев). Этот отход выражается в том, что школа перестает быть для ученика центром его духовной жизни. Как показывают психологические исследования, основная причина такого «отхода от школы» заключается в несформированности у детей учебной деятельности, что не дает возможности удовлетворить актуальную потребность возраста - потребность в самоутверждении. Сформированной учебной деятельностью считается такая деятельность учащихся, когда они, побуждаясь прямыми мотивами самого учения, могут самостоятельно определять учебные задачи, выбирать рациональные приемы и способы их решения, контролировать и оценивать свою работу. Одним из резервов повышения эффективности обучения подростков является целенаправленное формирование мотивов учения.
Формирование мотивов учения непосредственно связано с удовлетворением доминирующих потребностей возраста. Одна из таких потребностей подростка — познавательная. При ее удовлетворении у него формируются устойчивые познавательные интересы, которые определяют его положительные отношения к учебным предметам. Подростков привлекает возможность расширить, обогатить свои знания, проникнуть в
часть изучаемых явлений, установить причинно-следственные связи. Они испытывают эмоциональное удовлетворение от исследовательской деятельности. Им нравиться делать самостоятельные открытия. Неудовлетворение познавательной потребности и познавательных интересов вызывает у подростков не только состояние скуки, апатии, безразличия, но порой и резко отрицательное отношение к «неинтересным» предметам. При этом для них в равной степени имеет значение, как содержание, так и процесс, способы, приемы овладения знаниями.
Наряду с познавательными интересами первостепенное значение при положительном отношении подростков к учению имеет понимание значимости знаний. Для них очень важно осознать, осмыслить жизненное значение знаний и, прежде всего их значение для развития личности. Это связано с усилением роста самосознания современного подростка. Многие предметы ему нравятся потому, что они отвечают его потребностям не только много знать, но и уметь, быть культурным, всесторонне развитым человеком. Нужно поддерживать убеждение подростков в том, что только образованный человек может быть по-настоящему полезным обществу человеком. Убеждения и интересы, сливаясь воедино, создают у них повышенный эмоциональный тонус и определяют их активное отношение к учению. Если же подросток не видит жизненного значения знаний, то у него могут сформироваться негативные убеждения и отрицательное отношение к существующим учебным предметам. Так, некоторые ученики не учат правила грамматики, так как считают, что и без знания правил, они пишут грамотно. Существенное значение при отрицательном отношении подростков к учению имеет осознание и переживание ими неуспехов в овладении теми или иными учебными предметами. Неуспех, как правило, вызывает у них бурные отрицательные эмоции и нежелание выполнять трудное учебное задание. И если неуспех повторится, то у подростков закрепляется отрицательное отношение к предмету. Наоборот, благоприятной ситуацией учения для них является успех, который обеспечивает им эмоциональное благополучие. Страх перед неуспехом, боязнь поражения порой приводят их к поиску благовидных причин, чтобы не пойти в школу или уйти с урока. Эмоциональное благополучие подростка во многом зависит от оценки учебной деятельности взрослыми. Оценка для него имеет различный смысл. В одних случаях оценка дает возможность подростку выполнить свой долг, занять достойное место среди товарищей, в других — заслужить уважение учителя и родителей. Нередко же смысл оценки для него выступает в стремлении добиться успеха в учебном процессе и тем самым получить уверенность в своих умственных способностях и возможностях. Это связано с такой доминирующей потребностью возраста, как потребность осознать, оценить себя как личность, свои сильные и слабые стороны. И в этом плане наибольшее значение имеет не только оценка деятельности учащегося и его умственных возможностей со стороны других, но и самооценка. Как показывают исследования, именно в подростковом возрасте доминирующую роль начинает играть самооценка. Для эмоционального благополучия подростка очень важно, чтобы оценка и самооценка совпадали. Только при этом условии они могут выступать как мотивы, действующие в одном направлении и усиливающие друг друга. В противном случае возникает внутренний, а иногда и внешний конфликт. Учителю надо знать не только мотивы учения, но и условия их формирования. Исследования показывают, что отношение подростков к учению обусловлено, прежде всего, качеством работы учителя и его отношением к детям. Многие учащиеся при ответах на вопрос, «При каких условиях учились бы в полную меру своих способностей?» указывали на умение учителя заинтересовать своим предметом, на его уважение к ним. Многие при ответах отмечали: «Если бы учитель обращался с нами, как с хорошими друзьями, заинтересовал нас, если бы ученики не боялись плохо ответить, то они учились бы в полную меру своих способностей». При этом подростки считают, что многое зависит от них самих, и, прежде всего от их настойчивости. Но настойчивость, по их мнению, легче проявляется тогда, «когда учительхотя и требовательный, но добрый», когда он «справедливый и чуткий».

Опосредованность, осознанность и произвольность познавательных процессов. Развитие творческого воображения, начальных форм творческого рассуждающего мышления.

В средних классах учащиеся приступают к изучению и усвоению основ наук. Им предстоит овладеть большим объемом знаний. Материал, подлежащий усвоению, с одной стороны, требует высокого, чем раньше, уровня учебно-познавательной и мыслительной деятельности, а с другой – направлен на их развитие. Учащиеся должны овладеть системой научных понятий, особой системой знаков, которые существуют в математике, физике, химии, и научиться рассуждать в теоретическом плане. Появляются новые требования к способам усвоения знаний, учебные предметы направлены на развитие интеллекта высшего уровня – теоретического, формального, рефлексивного мышления. Такое мышление характерно для юношеского возраста, но начинает оно развиваться с 11-12 лет. У подростка появляется способность рассуждать гипотетико – дедуктивно, т.е. на основе одних общих предпосылок. На этом уровне все рассуждение, вплоть до заключения, идет в вербальном плане, поскольку непосредственным содержанием такого рассуждения являются высказывания.

Новое в развитии интеллекта подростка заключается в изменении его отношения к познавательным задачам как к таким, которые требуют, прежде всего, их предварительного мысленного решения через построение различных гипотез и их проверку. Важнейшее приобретение подростка в анализе действительности – это умение оперировать гипотезами в решении интеллектуальных задач. Мышление предположениями является отличительным инструментом научного рассуждения. Своеобразие этого уровня развития мышления заключается не только в развитии абстракции, но и в том, что предметом анализа, внимания и оценки подростка становятся его собственные интеллектуальные операции. Поэтому такое мышление называется рефлексивным. Теоретическое мышление может сформироваться не только при овладении школьными знаниями. В целом для этого уровня мышления характерно осознание подростком собственных интеллектуальных операций и управление ими. Этот процесс становится характерным и для других психических функций. Контролируемой и управляемой становится речь. Именно в подростковом возрасте развивается умение длительное время удерживать внимание на отвлеченном, логически организованном материале.

Интеллектуализация процессов восприятия является необходимым условием успешного усвоения любого учебного материала, в том числе наглядного: схем, чертежей, рисунков. Совершенно необходимо создавать и развивать у подростков установку на размышление и отыскивание, выделение значимых и существенных связей и причинно-следственных зависимостей при работе с любым материалом.

Распространенный дефект самостоятельной работы младших подростков – установка на запоминание материала (а не понимание) и привычка заучивать путем неоднократного повторения. Однако именно в подростковом периоде развитие памяти в направлении ее интеллектуализации.

Умение логически обрабатывать материал часто развивается у подростков стихийно. Развитие таких умений должно стать специальной задачей учителя. От этого зависит не только успеваемость, глубина и прочность знаний, но и возможность дальнейшего развития интеллекта и способностей подростка.

 

12. Психология юношеского возраста.

Юность как социально-историческое явление. Проблема ведущей деятельности. Профессиональная направленность как ведущее новообразование юношеского возраста. Учебная деятельность в юношеском возрасте. Развитие потребности в общественной жизни и формы участия юношества в общественных организациях.

Развитие личности в юношеском возрасте. Развитие самосознания и образа «Я». Мотивы и ценностные ориентации личности. Мечты и идеалы в юношеском возрасте

 

Юность как социально-историческое явление. Психологические теории юности в зарубежной (Ж.Ж.Руссо, Э.Шпрангер, Ст. Холл, Э.Кречмер, К.Левин, К.Бюлер, Ш.Бюлер, З.Фрейд, Э.Эриксон, Л.Колберг) и отечественной (Л.C. Выготский, Л.И.Божович, Д.Б.Эльконин, И. С. Кон, А.В.Мудрик) психологии.

В возрастной психологии юность обычно определяется как стадия развития, начинающаяся с полового созревания и заканчивающаяся наступлением взрослости.

Старший школьный возраст — начальная стадия физической зрелости и одновременно стадия завершения полового развития. В физическом отношении — это период спокойного развития. Прирост веса становится больше относительно увеличения роста. Нет диспропорции отдельных частей тела, нет свойственной подростку неуклюжести и несоразмерности движений. Интенсивно идет развитие мускулатуры (рост мышц в длину и ширину). В 8 лет вес мускулатуры составляет 27% от веса тела, в 15 – 32%, в 17 — 44%. В связи с этим наблюдается прирост силы. Продолжается развитие мозга, происходят процессы внутриклеточного усложнения, а значит, и развитие соответствующих функций. Все это определяет готовность старшего школьника к физическим и умственным нагрузкам. Физическое развитие благоприятствует формированию навыков и умений в труде, спорте, открывает широкие возможности для выбора профессии. Наряду с этим оно также оказывает влияние на развитие некоторых качеств личности. Осознание своей физической силы, привлекательности, здоровья влияет на формирование у и девушек высокой самооценки, уверенности в себе, жизнерадостности и т.п., и, наоборот, осознание своей физической слабости вызывает порой у них замкнутость, неверие в собственные силы, пессимизм. Вместе с тем половая зрелость не означает еще зрелости социальной. В сущности, юность и есть не что иное, как переход от чисто физической зрелости к зрелости социальной. Главное ее содержание — вовлечение во «взрослую» жизнь, усвоение тех норм и правил, которые существуют в обществе. Старший школьник (период ранней юности) стоит на пороге вступления в самостоятельную жизнь. Это создает совершенно новую социальную ситуацию развития. Перед ним возникает необходимость самоопределения, выбора своего жизненного пути как задача первостепенной жизненной важности. Выбор профессии становится психологическим центром ситуации развития старших школьников, создавая у них своеобразную внутреннюю позицию. Новая социальная позиция старшеклассника изменяет для него и значимость учения, его задач, целей, содержания. Старшие школьники оценивают учебный процесс с точки зрения того, что он дает для их будущего.

Существует множество теорий юности. Биологическая теория рассматривает юность, прежде всего, как определенный этап эволюции организма, полагая, что именно биологические процессы роста детерминируют все остальное. Психологические теории фиксируют внимание на закономерностях психической эволюции, характерных чертах внутреннего мира и самопознания. Психоаналитические теории видят в юности определенный этап психосексуального развития. Социологические теории юности рассматривают ее, прежде всего, как определенный этап социализации, как переход от детства к самостоятельной и ответственной деятельности взрослого.

Отправной точкой теоретических размышлений психологов конца 19 – первой четверти 20 веков была романическая концепция юности, общие контуры которой были сформулированы еще Ж-Ж. Руссо. Ему принадлежит трактат «Эмиль, или о воспитании», где были развиты идеи о росте социальной автономии молодежи от старших и индивидуального самоопределения, представления о юности как об эпохе «второго рождения», «бури и натиска».Хотя одни авторы развивали, а другие опровергали ее, они не сомневались с стадиальном характере развития человека и в том, что юность занимает в этом процессе особое, привилегированное место. Спор шел главным образом о том, какие именно факторы – биологические, социальные или биографические – определяют содержание и характер протекания юности и обязательно ли она является драматичной и кризисной.

Биогенетические теории обращали главное внимание на биологические детерминанты развития, из которых вытекают или с которыми соотносятся социально – психологические свойства. Родоначальник этого направления – американский психолог С.Холл – главным законом психологии развития считал биогенетический «закон рекапитуляции», согласно которому индивидуальное развитие – онтогенез – повторяет главные стадии филогенеза. Младенчество воспроизводит животную фазу развития. Детство соответствует эпохе, когда главным занятием древнего человека были охота и рыболовство. Период от8 до 12 лет, который иногда называют предподростковым, соответствует концу дикости и началу цивилизации, а юность охватывает период от начала полового созревания (12-13 лет) до наступления взрослости (22-25 лет), эквивалентна эпохе романтизма. Это период внутренних и внешних конфликтов, в ходе которых у человека появляется «чувство индивидуальности».

Другой вариант биогенетической концепции представлен Э. Кречмером, который разрабатывал проблемы типологии личности на основе некоторых биологических факторов (тип телосложения и т.д.), предположил, что между физическим типом человека и особенностями его развития должна существовать какая-то связь. Он считал, что всех людей можно расположить по оси, на одном полюсе которой стоит циклоидный (легковозбудимый, непосредственный, крайне неустойчивый по настроению), а на другом – шизоидный (замкнутый, неконтактный, эмоционально скованный) типы. Предподростковый возраст с его бурными вспышками является преимущественно «циклоидным», а юность с ее тягой к самоанализу – «шизоидным» периодами.

Американский психолог А.Геззел ориентировался на биологическую модель развития, в которой чередуются циклы обновления, интеграции и равновесия. Юношеский возраст, т.е. переход от детства к взрослости, продолжается, по Геззелу, от11 до 21 года, из которых особенно важны первые 5 лет (от11 до 16). В 11 лет начинается перестройка организма, ребенок становится импульсивным, появляется негативизм, частая сена настроения, ссоры со сверстниками, бунт против родителей. В 12 лет ребенок становится более позитивным, растет автономия подростка от семьи и одновременно – влияние сверстников. Главные черты этого возраста: разумность, терпимость, охотно проявляется инициатива, начинает заботиться о внешности, интересоваться представителями противоположного пола. Ведущее свойство 13-летнего – обращение внутрь, подросток становится более интровертированным, он склонен к уходу в себя, самокритичен, частые колебания настроения. В 14 лет интроверсия сменяется экстраверсией, подросток энергичен, общителен, возрастает его уверенность в себе. В 15 лет – растет независимость, жажда свободы от внешнего контроля сочетается с ростом самоконтроля. В 16 лет наступает равновесие: мятежность уступает место жизнерадостности, значительно увеличивается внутренняя самостоятельность, эмоциональная уравновешенность, общительность.

Антипод биогенетической теории – концепция персонологической (личностной ориентации), согласно которой внутренний мир индивида принципиально несводим к каким бы то ни было природным или социальным детерминантам. Ярче всего эта ориентация выражена в немецкой психологии 1920-1930 годов.

По мнению немецкого философа и психолога Э. Шпрангера, главная задача психологии – познание внутреннего мира личности. Юношеский возраст тянется у девочек с 13 до 19, а у мальчиков с 14 до 22 лет, - прежде всего стадия духовного развития. Главное новообразование этого возраста, по Шпрангеру, - открытие «Я», развитие рефлексии, осознание собственной индивидуальности; появление жизненного плана. Процесс этот идет изнутри вовне: от открытия «Я» к практическому включению в различные виды жизнедеятельности. Шпрангер делит юность на 2 фазы. Главная проблема 14-17 летних – кризис, связанный со стремлением к освобождению от детских отношений зависимости; у 17-21 летних на первый план выступает «кризис оторванности», чувство одиночества. Он подробно описал исторические условия и социальное положение юношества, его нравственное развитие, политическую активность, выбор профессии, становление мировоззрения. Положил начало систематическому исследованию юношеского самосознания и ценностных ориентаций.

Теория Шпрангера была конкретизирована и развита Шарлоттой Бюллер, уделившей особое внимание разграничению биологического и культурного созревания, которые ни совпадают не по срокам, ни по содержанию. Связывая биологическое и культурное созревание с особенностями протекания психических процессов, она выделяет 2 фазы переходного возраста: негативную и позитивную.

Негативная фаза начинается еще в допубертатный период. Ее характерные черты – беспокойство, тревога, раздражительность, диспропорция в физическом и психическом развитии, агрессивность и т.д. Это период метаний, противоречивых чувств, меланхолии, снижения работоспособности.

Позитивная фаза наступает постепенно и выражается в том, что подросток начинает ощущать близость с природой, по-новому воспринимать искусство, появляется новый мир ценностей, потребность в интимной человеческой близости.

Важнейший вклад в понимание юношеской психологии внес представитель гештальтпсихологии К. Левин. Он исходил из того, что человеческое поведение есть функция, с одной стороны, личности, с другой – окружающей ее среды. Свойства личности и свойства среды взаимосвязаны. Важнейшими процессами переходного возраста он считает расширение жизненного мира личности, круга ее общения, групповой принадлежности и типа людей, на которых она ориентируется. Поведение подростка определяется, прежде всего, маргинальностью (промежуточностью) его положения. Он рассматривал юность как социально психологическое явление, связывая психическое развитие личности с изменением ее социального положения.

Сильное влияние на теорию юности оказал психоанализ. Его родоначальник – австрийский психиатр З.Фрейд – не создал систематической теории юношеского возраста, но выдвинул целый ряд важнейших положений о природе юношеской сексуальности эмоциональных процессов и особенностях развития юношеской личности.

Самым влиятельным представителем неофрейдизма в психологии развития вообще и юношеского возраста был американский психолог Э.Эриксон. Развитие человека, по Эриксону, складывается их 3 взаимосвязанных, хотя и автономных процессов: соматического развития, изучаемого биологией, развития сознательного «Я», изучаемого психологией, и социального развития, изучаемого общественными науками. Основной закон развития – «эпигенетический принцип», согласно которому на каждом новом этапе развития возникают новые явления и свойства, которых не было на предшествующих стадиях развития. Считал, что юношеская фаза характеризуется появлением чувства своей неповторимости, индивидуальности, непохожести на других, в отрицательном же варианте возникает расплывчатое «Я», ролевая и личностная неопределенность. Типичная черта этой фазы развития – «ролевой мораторий»: диапазон выполняемых ролей расширяется, но юноша не усваивает эти роли всерьез и окончательно, а как бы пробует, примеряет их на себя.

Среди отечественных психологов большое влияние оказали лекции Л.С.Выготского «Педология подростка», где содержался подробный обзор отечественной и зарубежной литературы о переходном возрасте, анализ физиологии и психологии полового созревания, типичных возрастных конфликтов и т.д. Согласно его теории развития высших психических функций, «всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах, сперва – социальном, потом – психологическом, сперва между людьми, как категория интерпсихическая, затем внутри ребенка, как категория интрапсихическая». Социальная ситуация развития представляет собой исходный момент для всех динамических изменений, происходящих в развитии в течение данного периода. Она определяет целиком и полностью те формы и тот путь, следуя по которому ребенок приобретает новые свойства личности.

Д.Б.Эльконин называет период от11 до 17 лет «подростничеством», подразделяя его на 2 фазы. Ведущей деятельностью 11-15-летних (средний школьный возраст) он считает общение в системе общественно полезной деятельности, включающей такие ее коллективно выполняемые формы, как общественно-организационная, спортивная, художественная и трудовая. У 15-17-летних (старший школьный возраст) ведущей становится учебно-профессиональная деятельность, благодаря которой у старшеклассников формируются определенные познавательные и профессиональные интересы, элементы исследовательских умений, способность строить жизненные планы и вырабатывать нравственные идеалы, самосознание.

Л.И.Божович в описании юношеского возраста главное внимание сосредотачивает на развитии мотивационной сферы личности: определении своего места в жизни, формировании мировоззрения и его влиянии на познавательную деятельность, самосознание и моральное сознание. Решающее значение придается динамике «внутренней позиции» формирующейся личности. «Внутренняя позиция» складывается из того, как ребенок на основе своего предшествующего опыта, своих возможностей, своих ранее возникших потребностей и стремлений относится к тому объективному положению, которое он занимает в жизни в настоящее время и какое хотел бы занимать.

Варианты развития личности в юношеском возрасте.

1. плавное и постепенное продвижение к переломному моменту в своей жизни, отсутствие романтических порывов, ориентировка на оценку окружающих, на авторитет. Хорошие отношения с родителями и учителями.

2. малая самостоятельность, пассивность, поверхностность в привязанностях и увлечениях. К полноценному становлению личности приводят поиски и сомнения, характерные для юношеского возраста. Такие дети более независимы, творчески относятся к делу, обладают более гибким мышлением.

3. быстрые, скачкообразные изменения, которые, благодаря высокому уровню саморегуляции, хорошо контролируются, не вызывая резких эмоциональных сдвигов. Дети рано определяют свои жизненные цели и настойчиво стремятся к их достижению.

4. мучительные поиски своего пути. Такие дети неуверенны в себе и плохо себя понимают.

Проблема ведущей деятельности. Профессиональная направленность как ведущее новообразование юношеского возраста. Психологические особенности выбора профессии.

Ведущая деятельность ранней юности – учебно-профессиональная деятельность. Старшеклассники начинают рассматривать учебу как необходимую базу, предпосылку будущей деятельности. Это влечет и изменение учебной мотивации: начинают интересовать те предметы, которые будут необходимы для продолжения образования.

В старшем школьном возрасте устанавливается довольно прочная связь между профессиональными и учебными интересами. Если у подростка учебные интересы определяют выбор профессии, то у старших школьников наблюдается обратное: выбор профессии способствует формированию учебных интересов, они начинают интересоваться теми предметами, которые им нужны в связи с выбранной профессией. Выбор профессий способствует изменению отношения к учебной деятельности. Все это создает благоприятные условия для ознакомления учащихся с психологической характеристикой профессии, т.е. теми требованиями, которые предъявляются к вниманию, наблюдательности, мышлению, воле, характеру и другим психологическим особенностям человека в той или другой профессии.
Старшеклассники начинают рассматривать учебу как необходимую базу, предпосылку будущей профессиональной деятельности. Наибольший интерес проявляют к тем предметам, которые будут важны в выбранной профессии. Значимым становится фактор успеваемости по этим предметам (если старшеклассники решили продолжить образование после школы). Подчеркнем, что центральным новообразованием периода ранней юности становится самоопределение — профессиональное и личностное. Старшеклассник решает, кем быть в своей будущей жизни.
Заметим, что в психологии развития профессиональное самоопределение подразделяется на несколько

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...