Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Токката и фуга d-moll (ре минор) для органа




Токката и фуга d-moll (ре минор) для органа

Токка́ та (итал. toccata от toccare — трогать, толкать) — инструментальная пьеса быстрого, чёткого движения равными короткими длительностями.

Эта токката — яркий пример импровизационно-токкатных пьес времён И. С. Баха. Она характеризуется моторным движением вперед и аккордовой техникой.  

Токката

ФУГА (лат. – бег, бегство, быстрое течение) – полифоническое произведение, как правило, состоящее из трех разделов: экспозиция, разработка, реприза, в которых тема проводится по очереди во всех голосах.

ТЕМА ФУГИ – одноголосная мелодия, с которой начинается фуга.

Фуга ре минор для органа имеет 4 голоса, в каждом из которых проходит и развивается тема –

Тема фуги

 

  «Хорошо темперированный клавир» («ХТК») – произведение для клавесина в 2х томах,  состоящее из 48 двухчастных циклов «Прелюдия и Фуга» (по 24 в каждом томе) во всех мажорных и минорных тональностях, расположенных по хроматической гамме. Это сочинение положило начало широкому распространению равномерной темперации (октава делится на 12 равных отрезков-полутонов) в мире.

ПРЕЛЮДИЯ (лат. – играю предварительно, делаю вступление) – небольшая инструментальная пьеса импровизационного характера, представляющая собой вступление к основной пьесе (фуге, сюите).

Прелюдия и фуга c-moll, ХТК I том.

Части цикла контрастны по характеру. Прелюдия – драматическая, напряженная, стремительная, в непрерывном движении.

Фуга (3-голосная) – грациозная, танцевальная.

 

 
 

Французская сюита № 2 c-moll

СЮИТА (ряд, последовательность) – инструментальный цикл, состоящий из четырех обязательных танцев (Аллеманда, Куранта, Сарабанда и Жига). Между Сарабандой и Жигой могли появиться Ария или Менуэт.

 

название размер темп страна
Аллеманда четырехдольный умеренный немецкий
Куранта трехдольный подвижный французский
Сарабанда трехдольный медленный испанский
Жига 3/8, 6/8, 12/8 быстрый английский

Танцы в картинках

Аллеманда Куранта
Сарабанда Жига

Аллеманда Куранта

Сарабанда

Жига

МЕССА – церковное вокально-хоровое произведение на латинском языке, состоящее из пяти частей: «Господи, помилуй» (Kyrie), «Слава» (Gloria), «Верую» (Credo), «Благословен будь» (Sanctus), «Агнец» (Agnus Dei).  

Сочинения

Вокально-инструментальные Органные Клавирные (для клавесина) Оркестровые (для камерного оркестра)
-кантата около 200 светских и духовных кантат -токката и фуга Токката и фуга ре минор -сюита 6 «Французских» и 6 «Английских» сюит -концерт 6 «Бранденбургских концертов»
-месса Месса си минор и др.

также произведения в жанрах

-прелюдия

-фантазия

-прелюдия и фуга -48 прелюдий и фуг «ХТК» (2 тома)  

-сюита

4 сюиты

-пассион «Страсти по Матфею» и «Страсти по Иоанну» -инвенция 15 двухголосных инвенций и 15 трехголосных инвенций

Йозеф Гайдн   (1732-1809)

Национальность – австриец. Эпоха – классицизм.

                                                                                                           

Годы Город Род занятий Интересные факты Сочинения
1732. 31. 03 Рорау Родился в семье ремесленника. Отец Гайдна прекрасно пел и играл на арфе.  
Хайнбург Пение в хоре, начал учиться играть на клавире и скрипке. Занимался у школьного учителя И. М. Франка.    
Вена Пел в капелле Св. Стефана, учился играть на органе. Став певчим в хоре мальчиков, юный Гайдн работал по 16 часов в день, а то и по восемнадцать.  
1749-1759 Вена Создание первых крупных произведений. Изучение  основ композиции. Не имея средств платить за уроки, Гайдн поступил к известному итальянскому педагогу, композитору и певцу Никколо Порпора работать аккомпаниатором. Одновременно ему приходилось и исполнять обязанности лакея. За это Порпора учил его основам композиции. Зингшпиль «Хромой бес», струнные квартеты.
1759-1761 Имение Лукавице Служба у чешского графа Морцина.   Создание первых симфоний.
1761-1791 Эйзенштадт Служба у князя П. И. Эстергази. Первое исполнение симфоний Гайдна в Америке. Встречи с Моцартом. Однажды музыканты долго жили в летнем дворце. Они страдали от болезней, от разлуки с семьями, но князь не хотел ничего замечать. Гайдн своеобразно напомнил об этом хозяину. Он написал симфонию, которая потом получила название «Прощальной». Во время исполнения музыканты один за одним покидали оркестр и гасили свечи. В конце остались двое скрипачей, которые закончили симфонию и то же ушли со сцены. Князь понял намёк и разрешил музыкантам уехать домой. Создание симфоний («Прощальная», «Детская», «Школьный учитель и т. д. ), опер, квартетов, сонат, «Парижских» симфоний.
1791-1795 Лондон Поездки в Англию. Посещение Бонна, встреча с Бетховеном. Бетховен становится учеником Гайдна. Гайдну присуждена степень почетного доктора Оксфордского университета. И избран почетным членом филармонического общества в Петербурге. «Лондонские симфонии», оратории «Времена года» и «Сотворение мира»
1809 1. 05 Вена Смерть композитора.    

 

            

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...