Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

I часть. Главная партия. Побочная партия. III часть. Соната для фортепиано № 8 c-moll (до минор) «Патетическая». I часть. Тема вступления




I часть. Главная партия

Побочная партия

III часть

IV часть

Джульетта Гвичарди Доротея Эртман лучшая исполнительница произведений Бетховена Тереза Брунсвик

Соната для фортепиано № 8 c-moll (до минор) «Патетическая»

Бетховен создал 32 сонаты для фортепиано. Среди них такие известные как «Лунная», «Патетическая», «Аппассионата», «Аврора». Индивидуальность Бетховена, новизна его дарования раньше всего раскрылась именно в фортепианных сочинениях. Совершенное владение инструментом создавало особенно широкие возможности для творческих поисков и дерзаний композитора.

«Патетическая соната» (№8) написана Бетховеном в 1798 году. Название «Большая патетическая соната» принадлежит самому композитору. «Патетическая», от греческого «пафос», означает «с приподнятым возвышенным настроением».

 

Часть Темп Тональность Форма Размер Образ/жанр
1 часть Очень медленно. Очень быстро, с жаром.  До минор Сонатная со вступлением   С Столкновение образов: мятежного, страстного и лирически-скорбного.
2 часть Adagio cantabile. Медленно, певуче. Ля-бемоль мажор. Трёхчастная. 2/4 Глубоко-возвышенная, мудрая, благородная, величественная.
3 часть Allegro. До минор. Рондо-соната. С Лирически-взволнованная.

I часть. Тема вступления

Главная партия

Симфоническая увертюра «Эгмонт». Увертюра (франц. ) - открытие, начало. Это инструментальное вступление к крупному произведению: балету, опере, оратории, театральному спектаклю. В творчестве Бетховена увертюра стала самостоятельным музыкальным произведением. В 1810 году Бетховеном была написана музыка к трагедии Гёте «Эгмонт». Увертюра «Эгмонт» - первый из десяти номеров этой музыки. В трагедии Гёте рассказывалось о событиях XVI века, когда народ Нидерландов восстал против своих поработителей испанцев.  

 

Борьбу народа возглавил граф Эгмонт, смелый и мужественный человек, Эгмонт гибнет, но нидерландский народ одержал победу. Трагедия Гёте «Эгмонт» привлекла Бетховена своим героическим содержанием. Симфоническая увертюра - одночастное произведение в сонатной форме со вступлением и кодой.

 

Тема Темп Тональность Размер Образ/жанр
1тема вступления Sostenuto ma non troppo Сдержанно, но не слишком медленно Фа минор 3/2 Торжественно, мрачно, властно, зловеще. Сарабанда.
2тема вступления Sosnenuto ma non troppo До минор 3/2 Скорбный характер. Просьба, жалоба.
Главная партия Allegro Быстро Фа минор 3/4 Волевой, героический характер.
Побочная партия Allegro Ля-бемоль мажор 3/4 Торжественно, победно.
Тема коды Быстро, с огнём Фа мажор С Торжественно, ликующе, победно.

Тема вступления

Главная партия

Побочная партия

Памятник в Бонне Мемориальная табличка в Праге Мемориальная доска в Вене Памятник Бетховена Могила Бетховена

 

Сочинения

Вокально-инструментальные Инструментальные Симфонические Музыкально-театральные
14 ораторий, в том числе «Сотворение мира» и «Времена года» Обработки шотландских, валлийских и ирландских песен «Торжественная месса» 52 сонаты для фортепиано 16 струнных квартетов 5 концертов для фортепиано с оркестром 9 симфоний 11 увертюр   Опера «Фиделио»

Франц Шуберт (1797 – 1828)

Национальность – австриец. Эпоха – романтизм.

Франц Шуберт Шубертиады  

 

Годы Город Род занятий Интересные факты Сочинения
Лихтенталь Его отец, школьный учитель, обладая некоторыми музыкальными познаниями и навыками, старался передать их своим детям. Франц обучался игре на скрипке, фортепиано, пел в хоре. Большую роль в музыкальном развитии Шуберта сыграли квартетные вечера в доме отца: братья Шуберта, Фердинанд и Игнац, играли партии 1-й и 2-й скрипки, сам Шуберт - партию альта, а его отец - партию виолончели. Участвуя в хоре мальчиков Лихтентальской церкви, Шуберт выступал также солистом, поражая слушателей красотой голоса и выразительностью пения. В одиннадцать лет начинает сочинять небольшие песни, струнные квартеты, фортепианные пьесы.
(11 лет) Вена Шуберт был принят в число " певчих мальчиков" Придворной капеллы; как и прочие " певчие мальчики", он стал жить и учиться в венском конвикте (род пансионата и школы-интерната). Здесь педагогами Шуберта по музыкальным предметам были Ружичка и Антонио Сальери. Играя в ученическом оркестре конвикта, Шуберт на практике познакомился с музыкой Гайдна, Моцарта и Бетховена. В возрасте 13 лет Шуберт уже был автором ряда произведений. Его первое крупное сочинение - фантазия для фортепиано в 4 руки, написанная в 1810 году. В последующие три года он создает песни, вокальные баллады (в т. ч. " Кубок" на слова Шиллера), вокальные квартеты, некоторые струнные квартеты, 1-ю симфонию.
(16 лет)   После мутации голоса Шуберт оставил конвикт, не закончив среднего образования. В соответствии с семейными традициями, по настоянию отца, он поступил в учительскую семинарию. Работая школьным учителем, он все свободные часы посвящал творчеству. Попытки Франца Шуберта и его друзей добиться издания его сочинений в эти годы не имели успеха, о его творческих достижениях знал лишь узкий круг друзей и почитателей. Лишь после того как в 1817 году песнями его заинтересовался великолепный певец, артист венской оперы Михаэль Фогль, начавший исполнять их, имя Шуберта стало приобретать все большую известность в Вене. В 1814 году была написана песня " Маргарита за прялкой" на слова из " Фауста" Гёте, в 1815 году баллада " Лесной царь" на слова того же поэта, в 1817 - " Форель" (слова Д. Шубарта). Наряду с шедеврами вокальной лирики Шуберт создает в этот период (1814-1817) много произведений, охватывающих все виды и жанры музыкального искусства - от опер, месс и симфоний до фортепианных миниатюр.
  Вена Решает прекратить работу школьного учителя даже ценой материальных лишений и разрыва с отцом. Около двух лет он прожил в одной комнате со своим другом поэтом Майрхофером, около 4-5 лет находил приют в квартире своего друга поэта-любителя Шобера. Друзья проявляли о нем заботу и добывали ему частные уроки музыки. Часто по вечерам друзья развлекались танцами под звуки шубертовских вальсов, которые он тут же импровизировал. Время от времени устраивались вечера в дружеском кругу, на которых звучали сочинения Шуберта (вечера эти получили название " шубертиад" ). Трагична была жизнь Шуберта, трагична судьба его огромного творческого наследия. Музыка его при жизни не получила широкого распространения и была почти неизвестна за пределами узкого круга близких людей. Лишь незадолго до смерти друзья Шуберта организовали концерт из его произведений, прошедший с большим успехом. Большинство гениальных сочинений оставались неизданными многие годы и не появлялись в концертных программах. Достаточно сказать, что капитальнейшая симфония До мажор впервые прозвучала под управлением Ф. Мендельсона в лейпцигском " Гевандхаузе" лишь в 1839 году. А " Неоконченная" симфония, партитура которой хранилась у друга Шуберта А. Хюттенбреннера, впервые исполнена в Вене лишь в 1865 году - почти через серок лет после смерти ее творца. В 1822 году было создано одно из самых значительных сочинений Шуберта - " Неоконченная" симфония, а в 1823 году написан вокальный цикл " Прекрасная мельничиха" (на стихи немецкого поэта В. Мюллера). В 1827 году был написан " Зимний путь", второй вокальный цикл Шуберта на слова Мюллера - одно из самых печальных и скорбных его произведений. В год смерти Шубертом были написаны песни, изданные впоследствии в виде сборника " Лебединая песня". Сюда вошли шесть песен на слова Гейне, составившие самостоятельный трагический цикл внутри этого сборника (" Двойник", " Город" и др. ), а также песни на тексты Рельштаба и Зейдля.
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...