Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Определение, задачи и структура Государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.




Занятие 3.

Тема 2.2 Государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Вступление.

Для того чтобы понять необходимость создания системы ГСЧС, вернемся в ис­торию. По мере роста угроз и опасностей менялись целые государственные системы защиты. Так, бурное развитие авиации в первой половине 20 века, усиление опасно­сти нанесения ударов по тыловым объектам страны обусловило образование в 1932 году систему местной противовоздушной обороны (МПВО). Эта система защиты населения оправдала себя во время вой­ны 1941-1945 г.г.

Появление в середине века ядерного оружия, создание ракетных средств его доставки резко обострили проблему защиты населения и территорий от оружия мас­сового поражения. Возникла жизненная потребность в преобразовании МПВО в качественно иную систему, т.к. существующая уже не отвечала новым требованиям. Местный характер ее мероприятий, ограниченное количество сил и средств не по­зволяли надежно защитить население и обеспечить устойчивость функционирова­ния н/х в условиях атомной войны. Все это привело к образованию в 1961 г. Граж­данской обороны (ГО).

В целом новая система защиты населения в то время предназначалась для реше­ния задач военного времени, но органам управления и силам ГО приходилось прак­тически участвовать в ликвидации последствий различных чрезвычайных ситуаций (ЧС). Уже в 70-е годы жизнь начала поворачивать ГО от чисто оборонных меро­приятий к решению задач мирного времени. Формированиям ГО приходилось ту­шить лесные и торфяные пожары, участвовать в ликвидации последствий землетря­сений. Пришлось серьезно задуматься над местом и ролью этой системы. Дело за­ключалась в том, что существующие формирования ГО были не готовы к эффектив­ному ведению борьбы со стихией. В связи с этим в 1972 г. были созданы невоенизи­рованные формирования повышенной готовности.

Одновременно со всем этим в первой половине 80-х годов в деятельности ГО, как и в стране в целом, стали накапливаться негативные процессы. Особенно остро они проявились при ликвидации последствий Спитакского землетрясения и аварии на ЧАЭС. Выяснилось, что уровень готовности системы ГО не обеспечивает выпол­нения внезапно возникающих задач мирного времени.

В конце XX века наблюдается бурный рост чрезвычайных ситуаций как техногенного, так и природного характера. В 1990-1992 гг. среднее ежегодное количество катастроф возросло по отношению к 1965-1969 гг. в 3,2 раза. В последние годы (после 1992 г.) рост числа крупных катастроф продолжался. В 1998 г. в мире произошло 707 крупных природных катастроф. Это в 1,3 раза больше по сравнению с количеством ежегодных катастроф в 1990-1992 гг.

Все большую остроту приобретали глобальные проблемы как источники ЧС. Несмотря на определенное смягчение в последние годы международной обста­новки, военная опасность для большинства стран планеты продолжала сохраняться, наблюдался даже рост количества вооруженных конфликтов.

Появились и новые, нетрадиционные виды опасностей - в информационной сфе­ре, новые виды заболеваний, терроризм.

Так назрела необходимость в создании единой системы быстрого реагирования, которая могла бы своевременно и организованно проводить мероприятия по преду­преждению ЧС, а в случае их возникновения - обеспечить безопасность населения, уменьшить экономический ущерб и ликвидировать последствия ЧС. Вот почему в 24.02.93 г. Совет Министров РБ принял Постановление «О создании Республиканской системы по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях» (РСЧС). В 1998 г. Постановлением Совета Министров РСЧС переименована в Государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, которую мы в дальнейшем будем сокращенно называть ГСЧС.

Определение, задачи и структура Государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

ГСЧС – это система, включающая в себя органы управления, силы и средства министерств и ведомств, местных исполнительных органов власти, обеспечивающих на основе реализации комплекса экономических, социальных, организационных, научно-технических и правовых мер защиту от чрезвычайных ситуаций различного характера.

Предназначение ГСЧС заключается в организации и осуществлении мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, а в случае их возникновения — проведение мероприятий по защите населения, умень­шения ущерба народному хозяйству и ликвидации последствий.

В связи с предназначением на ГСЧС возложены следующие задачи и функции, которые определены Законом РБ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 1998 года.

• разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от ЧС;

• осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения в ЧС;

• обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации ЧС;

• создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликви­дации ЧС;

• подготовка населения к действиям в ЧС;

• сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты на­селения и территорий от ЧС;

• прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС;

• осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС;

• ликвидация ЧС;

• осуществление мероприятий по социальной защите населения по­страдавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций;

• реализация прав и обязанностей населения в области защиты от ЧС, а также лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;

• международное сотрудничество в области защиты населения и тер­риторий от ЧС.

Общие принципы организации ГСЧС.

Нормативные документы, которые определяют принципы построения ГСЧС:

- Закон Республики Беларусь «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 1998 года с дополнениями от 2005 года.

- постановление Совета Министров Республики Беларусь от 10 апреля 2001 года № 495 «О Государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» и утверждены:

• положение о ГСЧС, где определены принципы построения, состав сил и средств, задачи, порядок функционирования и взаимодействия основных элементов ГСЧС;

• функции министерств, других республиканских органов государст­венного управления, объединений, подчиненных правительству Республи­ки Беларусь, по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

• структура ГСЧС;

• организационная схема органов управления, сил и средств ГСЧС.

- В декабре 2005 года принято Постановление Совета Министров № 1405 «О внесении изменений в Постановление Совета Министров № 495 от 10.04.2001 г. «О государственной системе предупреждения и ликвида­ции чрезвычайных ситуаций», более точно определяющее задачи некоторых структурных подразделений ГСЧС.

- В ноябре 2006 года принят Закон Республики Беларусь №183-3 «О Гражданской обороне». В нем определены правовые основы гражданской обороны в Республике Беларусь, полномочия государственных органов, иных организаций, прав и обязанностей граждан в этой сфере, а также сил, привлекаемых для решения задач гражданской обороны.

Построение ГСЧС осуществляется:

- по территориальному

- от­раслевому и

- производственному принципам.

ГСЧС образуют:

• комиссия по чрезвычайным ситуациям при Совете Министров РБ;

• Министерство по чрезвычайным ситуациям;

• территориальные и отраслевые подсистемы, входящие в них звенья.

Территориальные подсистемы ГСЧС создаются исполнительными и распорядительными органами областей и г. Минска для организации ме­роприятий по предупреждению и ликвидации ЧС в пределах их террито­рий, состоят из звеньев, соответствующих принятому в республике адми­нистративно-территориальному делению.

Задачи, структура, состав сил и средств, порядок функционирования территориальных подсистем ГСЧС определяются положениями об этих под­системах, утверждаемыми исполнительными и распорядительными органами областей по согласованию с Министерством по чрезвычайным ситуациям.

Отраслевые подсистемы ГСЧС создаются министерствами, другими республиканскими органами государственного управления, объединения­ми (учреждениями), подчиненными Правительству РБ, для организации и осуществления работы по защите подведомственных организаций от ЧС.

Задачи, структура, состав сил и средств, порядок функционирования отраслевых подсистем ГСЧС определяются положениями об этих системах, утверждаемыми министерствами, другими республиканскими орга­нами государственного управления, объединениями (учреждениями), подчиненными Правительству РБ, по согласованию с Министерством по ЧС.

ГСЧС имеет четыре уровня:

1. республиканский,

2. территориаль­ный,

3. местный

4. объектовый.

Каждый уровень ГСЧС имеет:

- руководящие органы (комиссии по ЧС);

- органы повседневного управления (штабы и управления ГО);

- силы и средства наблюдения и контроля за состоянием природной среды и потенциально опасных объектов;

- силы и средства ликвидации последствий ЧС;

- системы связи и информационного обеспечения;

- резервы медицинского оборудования и препаратов, продовольствия, средств жизнеобеспечения и других материально-технических средств.

К руководящим органам относятся:

- комиссия Совета Министров по ЧС (КЧС);

- министерство по ЧС и защите населения, пострадавшего от последствий катастрофы на ЧАЭС;

- управление ГО;

- комиссии по ЧС исполнительных комитетов всех уровней (областных, городских, районных), министерств и ведомств;

- Центр координационных действий военно-медицинских учреждений по ликвидации последствий террористических актов и катастроф на базе 432-го Главного военного клинического госпиталя (ГВКГ)

Органы повседневного управления по ЧС.

- на республиканском уровне – МЧС, отделы по ЧС министерств и ведомств.

- на территориальном уровне – областные и Минское город­ское управления МЧС;

- на местном уровне – районные (городские) отделы по ЧС областных и Минского городского управле­ний МЧС;

- на объектовом уровне – структурные подразделения орга­низации (объекта): отделы, секторы или отдельные работники, за­нимающиеся вопросами чрезвычайных ситуаций.

Силы и средства наблюдения и контроля за состоянием окру­жающей среды и потенциально опасных объектов организационно входят в состав Министерства природных ресурсов и охраны окру­жающей среды, Государственного комитета по гидрометеорологии, Комитета по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и атомной энергетике при МЧС, институтов Национальной академии наук Беларуси, Ми­нистерства здравоохранения, Государственной лесной охраны Ми­нистерства лесного хозяйства, ветеринарной службы и станций за­щиты растений Министерства сельского хозяйства и продовольст­вия, организаций (подразделений) наблюдения и лабораторного контроля, а также профильных научно-исследователь­ских органи­заций республиканских органов государственного управления, осу­ществляющих контроль за состоянием окружающей среды.

Силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций состоят из:

- органов и подразделений Министерства по чрезвычайным ситуациям;

- территориальных и объектовых невоенизированных форми­рований гражданской обороны;

- организаций и подразделений экстренной медицинской по­мощи (медицины катастроф) Министерства здравоохранения;

- штатных аварийно-спасательных, аварийно-восстанови­тельных подразделений и формирований министерств, ведомств;

- учреждений ветеринарной службы и станций защиты расте­ний Министерства сельского хозяйства и продовольствия;

- территориальных и объектовых аварийно-спасательных формирований;

- специализированных подразделений, создаваемых на базе объединений, организаций строительного комплекса.

Решениями руководителей организаций на базе существую­щих специализированных подразделений могут создаваться не­штатные аварийно-спасательные формирования, предназначенные для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Аварийно-спасательные формирования должны иметь матери­ально-технические ресурсы, обеспечивающие работу в автономном режиме в течение не менее трех суток. Кроме того, по плану взаи­модействия для ликвидации чрезвычайных ситуаций в уста­новленном порядке могут привлекаться воинские подразделения.

Руководство и обеспечение проведения работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Руководство работами по ликвидации ЧС осуществляют в случае возникновения:

• локальных и объектовых ЧС, распространение которых ограничено территорией конкретного объекта — комиссии по ЧС организаций (объектов) и органы повседневного управления по ЧС с участием, при необходимости, опера­тивных групп комиссий по ЧС территориальных и отраслевых подсистем;

• местных ЧС, распространение которых ограничено территорией района (города), иного населенного пункта — комиссии по ЧС при мест­ных исполнительных и распорядительных органах и органы повседневного управления по ЧС с участием, при необходимости, оперативных групп ко­миссий по ЧС территориальных и отраслевых подсистем;

• региональных ЧС, распространение которых ограничено территори­ей области — территориальные комиссии по ЧС и органы повседневного управления по ЧС с участием, при необходимости, оперативных групп Комиссии по ЧС при Совете Министров Республики Беларусь, Министер­ства по ЧС и комиссий по ЧС отраслевых подсистем ГСЧС;

• республиканской (государственной) ЧС, распространение которой охватывает территорию двух и более областей — Министерство по ЧС, комиссии по ЧС отраслевых подсистем с участием оперативной группы Комиссии по ЧС при Совете Министров Республики Беларусь;

• трансграничной ЧС, распространение которой охватывает террито­рию республики и сопредельных государств — комиссия по ЧС при Сове­те Министров РБ, Министерства по ЧС, комиссии по ЧС территориальных и отраслевых подсистем ГСЧС.

Комиссии по ЧС и органы повседневного управления по ЧС всех уровней организуют выполнение аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных работ в ходе ликвидации ЧС, а планово-восстановительные работы осуществляются силами местных испол­нительных и распорядительных органов в установленном порядке.

Если масштабы ЧС таковы, что имеющимися силами и средствами локализовать или ликвидировать ее невозможно, комиссии обращаются за помощью к вышестоящей комиссии по ЧС. Вышестоящая комиссия по ЧС может взять на себя координацию или руководство работами по ликвида­ции этой ЧС и оказать необходимую помощь.

При необходимости имеющихся сил и средств в установленном по­рядке привлекаются силы и средства республиканских органов государст­венного управления, объединений (учреждений), подчиненных Правитель­ству Республики Беларусь.

В отдельных случаях для ликвидации ЧС и ее последствий может быть образована правительственная комиссия.

Для выяснения складывающейся вследствие ЧС обстановки, решения неотложных задач могут формироваться соответствующие оперативные группы Министерства по ЧС, комиссий по ЧС всех уровней. Состав этих оперативных групп определяется в зависимости от типа, характера и масштабов ЧС.

В случае недостаточности собственных ресурсов для ликвидации возникшей ЧС они выделяются в установленном порядке из других резерве ГСЧС по ходатайству комиссии по ЧС организации, района (города), области, Министерства по ЧС.

Общественные объединения могут участвовать в ликвидации ЧС под руководством соответствующих органов повседневного управления по ЧС при наличии лицензий на выполнение аварийно-спасательных работ.

Финансирование мероприятий по предупреждению ЧС, материально-техническому оснащению сил и средств, входящих в состав аварийно-спасательной службы ГСЧС, мероприятий по осуществлению аварийно-спасательных, восстановительных и других неотложных работ по устранению опасности для жизни и здоровья людей, оказанию финансовой поддержки юридическим и физическим лицам, имуществу которых причинен вред в результате стихийных бедствий, аварий и катастроф, иных расходов, связанных с ликвидацией ЧС, осуществляется за счет средств министерств, других органов государственного управления, объединений (учреждений), подчиненных Правительству Республики Беларусь, организации, а также за счет средств республиканского и областных фондов финансирования расходов, связанных со стихийными бедствиями, авариями катастрофами, страховых фондов и других источников.

Оплата расходов организаций, привлекаемых к ликвидации ЧС, производится в установленном порядке за счет средств организаций, по вине которых произошла авария или катастрофа, а также за счет средств министерств, других республиканских органов государственного управления, объединений (учреждений), подчиненных Правительству Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов, а в случае стихийных бедствий – из средств республиканского и областных фондов финансирования расходов, связанных со стихийными бедствиями, авариями, катастрофами, страховых фондов в порядке, определяемом Правительством Республики Беларусь.

При отсутствии или недостаточности указанных средств, источники финансирования необходимых мероприятий определяются Правительством Республики Беларусь.

Обучение населения способам защиты от воздействия ЧС осуществляется на занятиях, тренировках по месту работы, учебы и жительства через средства массовой информации и в ходе специальных занятий, а также самостоятельно.

В целях заблаговременного проведения мероприятий по предупрежде­нию ЧС и максимально возможного снижения размеров ущерба и потерь от них, планирование действий в рамках ГСЧС осуществляется на основе организационно-методических указаний и плана мероприятий по организации функционирования гражданской обороны и ГСЧС на очередной год, планов защиты населения и территорий от ЧС, разрабатываемых республиканскими органами государственного управления, объединениями (учреждениями), подчиненными Правительству Республики Беларусь, а также исполнитель­ными и распорядительными органами областей, районов (городов) и планов ликвидации аварийных ситуаций в организациях (на объектах).

Объем и содержание мероприятий в указанных планах определяются исходя из принципов необходимой достаточности и максимально возмож­ного использования имеющихся сил и средств.

В целях совершенствования организации ГСЧС, проверки готовности и уровня подготовки органов повседневного управления, сил и средств ГСЧС в подсистемах и звеньях ежегодно планируются и проводятся учения и тренировки.

Режимы функционирования системы и порядок их введения.

В зависимости от обстановки выделяют 3 режима функционирования системы предупреждения и ликвидации ЧС.

Режим повседневной деятельности – функционирование системы при нормаль­ной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотии и эпифитотий. Планомерное осуществление меро­приятий по предупреждению ЧС и повышению готовности органов управления, сил и средств к ликвидации возможных аварий, катастроф, стихийных и экологических бедствий.

Режим повышенной готовности – функционирование системы при ухудшении производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бак­териологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановки, при полу­чении прогноза о возможности возникновения ЧС. В этом режиме КЧС обязана оценить возможные угрозы, вероятные сценарии развития обстановки, принять ме­ры к усилению дежурно-диспетчерской службы, контроля и наблюдения по приве­дению в готовность сил и средств и уточнению планов их действий.

Чрезвычайный режим – функционирование системы при возникновении и лик­видации последствий ЧС различного характера.

При введении этого режима до населения, находящегося в районе ЧС с исполь­зованием всех средств оповещения и связи доводится порядок его действий, и принимаются меры по его защите. В районы возникновения ЧС высылаются оператив­ные группы, проводится разведка. При необходимости проводится эвакуация насе­ления, вывоз материальных и других ценностей. Аварийно-спасательные мероприя­тия приводятся в готовность и направляются в районы возникновения ЧС.

Таким образом, мы рассмотрели задачи и общие принципы организации и структуру ГСЧС, режимы функционирова­ния системы и порядок их введения. В больницах или в поликлиниках, где вы будете работать после окончания ВУЗа, обяза­тельно будут созданы комиссии по ЧС, а в состав объектового уровня ГСЧС будут входить штаб ГО, силы и средства ГСЧС и ГО.

Отраслевая подсистема Государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Министерства здравоохранения Республики Беларусь: задачи, принципы построения, организационная структура, основные мероприятия, осуществляемые при различных режимах функционирования.

В мире, кроме войн, по данным ВОЗ, в результате стихийных бедствий, аварий, катастроф, пожаров, несчастных случаев в быту и на производстве ежегодно гибнет около двух и получает травмы около десяти миллионов человек.

Все чрезвычайные ситуации такого рода нередко представляют значительную проблему для служб гражданского здравоохранения, так как они создают неожиданный поток пострадавших, зачастую превосходящий возможности учреждений здравоохранения.

Поэтому в последнее время интенсивно развивается и непрерывно совершенствуется самостоятельное научно-практическое направление, получившее название «медицина катастроф», а в программу обучения по медицинским специальностям введен курс медицины экстремальных ситуаций.

Сцелью своевременного и организованного проведения мероприятий по преду­преждению природного, техногенного или другого вида ЧС, обеспечения постоян­ной готовности органов управления и сил к оперативным и эффективным действиям при возникновении различных видов ЧС В феврале 1993 года вышло постановление СМ РБ № 95 «О Республиканской системе по предупреждению и действиям населе­ния в ЧС».

В марте 1993 года вышло постановление СМ РБ № 117 «О создании службы экс­тренной медицинской помощи Республиканской системы по предупреждению и действиям в ЧС».

На основании этих постановлений был издан приказ МЗ РБ № 102 от 31.05.93г. «О создании в Республике Беларусь службы экстренной медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях».

Однако по прошествии некоторого времени с момента создания этой службы смысл понятия ЭМП принял совсем другое выражение - служба медицины катаст­роф (СМК). В ее состав органически входит экстренная медицинская помощь. Служба медицины катастроф (СМК) - неотъемлемая составная часть здравоохранения со своим руководством, орга­нами управления, силами, средствами, формами и методами работы, обеспечивающими своевременное оказание медико-са­нитарной помощи населению в чрезвычайных условиях.

В настоящее время СМК следует рассматривать как отраслевую функциональную подсистему ГСЧС РБ (ОП ГСЧС МЗ РБ) и руководствоваться постановлением МЗ РБ № 111 от 28.06.2008 «О некоторых вопросах деятельности отраслевой подсистемы государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Министерства здравоохранения Республики Беларусь», которое определяет основные задачи, функции, структуру, состав сил и средств, порядок функционирования отраслевой подсистемы государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Министерства здравоохранения Республики Беларусь. Она функционально объединяет медицинские силы и средства Министерства здравоохранения, Министерства обо­роны, МВД, Белорусской железной дороги, общества Красно­го Креста, которые предназначены для ликвидации медико-са­нитарных последствий ЧС различного характера.

ОП ГСЧС МЗ РБ является составной частью государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и предназначена для:

• организации и осуществления работы по защите организаций здравоохранения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

• предупреждения и ликвидации медико-санитарных последствий ЧС;

• подготовки к проведению мероприятий гражданской обороны в системе здравоохранения.

Основными задачами ОП ГСЧС МЗ РБ являются:

- обеспечение готовности и организация работы службы экстренной медицинской помощи по оказанию медицинской помощи в районах ЧС;

- координация работ по эвакуации пострадавших из зон ЧС;

- сбор, обобщение, анализ и представление органам управления по ЧС данных о пострадавших и больных в зонах ЧС;

- организация и осуществление надзора за санитарно-гигиенической и эпидемиологической обстановкой в республике;

- прогнозирование и оценка эпидемиологической обстановки в районах ЧС, разработка и осуществление противоэпидемических мероприятий;

- проведение наблюдения, анализа и оценки состояния и изменения источников ЧС в рамках системы мониторинга и прогнозирования ЧС;

- создание резерва лекарственных средств, медицинской техники и изделий медицинского назначения для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС, а также резерва материальных ресурсов для ликвидации ЧС в организациях здравоохранения;

- организация и осуществление мер по подготовке к проведению мероприятий гражданской обороны в системе здравоохранения;

- методическое обеспечение, участие в подготовке, координация и контроль деятельности медицинских формирований гражданской обороны;

- участие в разработке методических основ обучения, подготовке населения к навыкам оказания медицинской помощи пострадавшим при ЧС;

- осуществление мероприятий по социальной защите работников организаций здравоохранения, непосредственно участвовавших и пострадавших при оказании медицинской помощи в ЧС;

- международное сотрудничество в пределах своей компетенции в области защиты населения и территорий при ЧС.

В основе деятельности службы медицины катастроф лежат следующие принци­пы:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...