Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ратифицировать, нельзя отказаться




В России по отношению к Соглашению 1990 г. сложилось несколько групп «заинтересованных лиц».

Самая сплоченная группа сторонников ратификации Соглашения 1990 г. состоит из сотрудников МИД и связанных с ним организаций. Основным аргументом сторонников Соглашения 1990 г. является утверждение, что его подготовка была произведена «в полном соответствии с нормами международного права» и само соглашение этим нормам соответствует. Но так ли это?

В 1982 г. в Монтего-Бей (Ямайка) и СССР, и США подписали Конвенцию ООН 1982 г. Ни одна статья или положение этой конвенции не указывают конкретный метод разграничения морских пространств, но ставят цель – достижение справедливого решения17.

Международный суд ООН не устает повторять в своих решениях, что право государства на морские пространства основывается на принципе «суша главенствует над морем» и при делимитации морских пространств «сухопутная территория является источником возможности осуществления государством прав в отношении продолжения суши в направлении моря»18.

Так еще в 1969 году Международный суд в деле о Северном море19 отметил «…фактор, который должен приниматься во внимание, – элемент приемлемой пропорциональности, которую делимитация… должна создать между площадями морских пространств, принадлежащих заинтересованным государствам, и длинами их соответствующих побережий, которые измеряются в соответствии с их общим направлением, для того, чтобы установить необходимый баланс между государствами с прямыми и государствами с заметно вогнутыми или выпуклыми берегами или для того, чтобы привести очень беспорядочные береговые линии к более правильным пропорциям…».

То есть каждое прибрежное государство при разграничении имеет право на площади прилегающих к нему морских пространств пропорционально протяженности его побережья. Это логичное и исполненное здравого смысла положение выразилось во введении в обиход критерия пропорциональности, который используется в качестве одной из оценок справедливости разграничения.

При наличии специальных знаний и опыта, программного обеспечения, времени и финансирования можно достаточно точно рассчитать и аргументированно обосновать соотношение побережий России и США в Беринговом море. Однако и без этого из рис. 1 очевидно, что протяженность побережий России и США примерно одинакова. Протяженность побережья России даже несколько больше. Будем условно считать, что протяженность побережий России и США соотносится в соотношении 1: 1 (50% на 50%)20.

Но Соглашение 1990 г. разграничивает морские пространства Берингова моря в соотношении 30% – России и 70% – США (т. е. в соотношении 1: 2, 3). О каком соблюдении норм международного права и принципа справедливого результата разграничения, зафиксированного в Конвенции ООН 1982 г., говорят сторонники Соглашения 1990 г.? Не говоря уже о том, что никаких переговоров о разграничении, в соответствии с нормами международного права и межгосударственной практикой, не было. Все «решилось» за один месяц (24 января 1977 г. – 24 февраля 1977 г. ) путем обмена дипломатическими нотами.

Другой «аргумент» сторонников Соглашения 1990 г. заключается в утверждениях, что отказ от соглашения ухудшит российско-американские отношения и негативно скажется на международном имидже России. Но как можно ухудшить отношения, которые, как признает даже президент США, и так хуже некуда? Причем не по вине России.

Что касается имиджа, то это смотря с какой стороны его оценивать. В 90-х годах тогдашняя власть, проводя «дипломатию уступок», сделала многое для создания имиджа России как совершенно открытой, либерально-демократической страны, стремящейся влиться в ряды западной демократии. Ради такого «имиджа» уничтожалось вооружение, даже в ущерб национальной безопасности и обороноспособности России21, за бесценок вывозились из страны природные богатства и даже стратегическое сырье22. Последствия этого «имиджа» еще долго придется изживать России.

Сегодня если смотреть со стороны западного политикума, то Россия – агрессор, оккупант, страна с авторитарным режимом, где в городах по улицам бродят медведи. А если смотреть глазами миллионов иностранных болельщиков, посетивших ЧМ-2018, то Россия – самая лучшая страна в мире.

Времена и мир изменились, но сторонники Соглашения 1990 г. по-прежнему считают, что в заголовке статьи запятую надо ставить сразу после первого слова:

«Ратифицировать, нельзя отказаться».

Есть группа, так сказать, «середнячков». Ее представители в свое время активно выступали против Соглашения 1990 г., за выход из него и прекращение «временного применения». Но с госчиновниками бороться очень трудно, и со временем позиция таких экспертов свелась к следующему «видению» проблемы – что ж поделать, придется признать и ратифицировать Соглашение 1990 г., но при условии урегулирования и договоренности с США по двум аспектам: а) решения вопросов рыболовства; б) восстановления 200-мильной зоны России в полном объеме на тех участках, где она была уменьшена на величину менее, чем допускается по Конвенции ООН 1982 г. 23. Причем решение второго «аспекта» невозможно без пересмотра Соглашения 1990 г.

Основной аргумент противников Соглашения 1990 г. – ущемление национальных интересов России. Аргумент безусловно важный, подкрепляемый данными о реальных пространственных потерях и экономическом ущербе, уже нанесенных России и предполагаемых в будущем. Согласно выводам Счетной палаты24, только за период с 1991 по 2002 год потери России составили 1, 6-1, 9 млн тонн рыбы, что эквивалентно $1, 8-2, 2 млрд. То есть в среднем 200 млн в год, и, соответственно, на сегодняшний день убытки России только в рыбопромысловой отрасли составили около $5, 5 млрд.

А в остальном претензии противников соглашения сводятся то к неаутентичности текстов, то к якобы отсутствию в межгосударственной практике понятия «морские пространства» и т. п. Автор полагает, что в данной статье приведет ряд фактов и аргументов, позволяющих более обоснованно сформулировать необходимость выхода России из Соглашения 1990 г.

За долгие годы ситуация вокруг Соглашения 1990 г. обросла целым рядом «мифов». Эти «мифы», присутствуя в аргументации противников соглашения, дают «карты в руки» сторонникам соглашения и позволяют легко разбить и отвергнуть всю позицию противников целиком, даже если в ней содержатся элементы здравого смысла и норм международного права. Чем быстрее противники Соглашения 1990 г. откажутся от «мифов», тем прочнее будут их позиции. Рассмотрим некоторые из этих мифов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...