Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Управление занятости населения: понятие и механизмы реализации в РФ.




Теория занятости и основные подходы к ее понимаю.Резюме.

1. У Вас единственный шанс преуспеть с помощью резюме в тот момент, когда его читают в первый раз. Как правило, на просмотр резюме затрачивается не более 2-3 минут. Если внимание привлечь не удалось - значит, резюме не сработало.

2. При написании резюме следуйте принципу избирательности. Информацию для резюме следует отбирать, исходя из его целей. Другими словами, в резюме стоит включать описание именно тех аспектов Вашего опыта, которые значимы для позиции, на которую Вы претендуете. Например, если Вы занимались научной работой и одновременно консультированием, в резюме, направленном на получение работы в области комерции, не стоит описывать Ваши научные достижения и приводить список Ваших научных трудов. Лучше перечислить те конкретные навыки и знания, которые Вы получили в процессе консультационной деятельности.

3. Удачное резюме может стать поводом для интервью, т.е. личной встречи с работодателем или его представителем, но еще не гарантирует получение работы. Ваша цель - добиться, чтобы читающий захотел встретиться с Вами лично.

Резюме состоит из следующих блоков:

Ваше имя, адрес, номер телефона (включая код города).

Цель (не обязательно, но желательно): краткое описание того, на получение какой должности и почему Вы претендуете (не более 6 строк, а лучше 2-3).

Трудовой опыт в обратном хронологическом порядке (сначала указывается последнее место работы). Это часть основная. Укажите даты начала и окончания работы, наименование организации, название должности (их может быть несколько, если Ваша карьера развивалась успешно), и кратко опишите должностные обязанности и производственные достижения, если они у Вас были. При описании Ваших достижений используйте глаголы действия, такие как: развивал, сэкономил, увеличил или сократил.

Образование (чем больше прошло времени после окончания учебного заведения, тем меньше места этот пункт должен занимать в резюме; для выпускников и студентов следует помещать его перед предыдущим, так как опыт работы если и есть, он менее значителен. Можно сообщить о наградах, подчеркнуть те изученные дисциплины, которые соответствуют Вашей цели).

Дополнительная информация: владение иностранными языками и компьютером, наличие водительских прав, членство в профессиональных организациях и т.п. (хобби следует упоминать только в том случае, если оно тесно связано с желаемой работой).

Указание на возможность предоставления рекомендаций.

 

Понятие виды и сферы занятости населения.

По методологии МОТ занятыми считаются лица, которые в течение отчетного периода времени выполняют работу, приносящую доход в денежных и натуральных формах.

Трудоспособное население – лица в возрасте

муж с 16 -59 лет

жен с 16 – 54 лет

Экономически активное население (ЭАН) – это лица в возрасте установленном для измерения эконом. активности населения, которые считаются занятыми или безработными. Возраст 15 – 72 года.

Законод-во РФ ФЗ «О занятости населения в рф» 19 апр 1991

Занятость – деятельность граждан связанная с удовлетворением их личных и общественных потребностейне противоречащих закон-ву и приносящая доход или иной заработок.

К занятым в РФ относятся категории:

- работающие по трудовому договору

- учащиеся очной формы обучения ВПО СПО НПО

- ИП

- работающие по договору гражданско-правового хар-ра(найма,подряда,лизинга)

- военнослужащие проходящие службу альтернативную гражданскую службу и службу в правоохранительных органах

- лица временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, декретом, повышением квалификация

- лица яв-ся учредителями организации за исключением некоторых НКО

- занятие в подсобных промыслах и реализ.продукции по договорам.

Сферы занятости:

1) Дореформенный - Все занятое население делится на 2 категории материальная (рабочие и крестьяне) и сфера бслуживания

2) Рыночный – работающие в частном или гос-венном секторе.

 

Структура занятости населения: основные черты, и анализ состояния в РФ.

Структура – это целостный механизм включающий в себя различные элементы.

В структуре занятости определяется структура рабочих мест ее специфика и основные тенденции.

Население РФ – 144 млн чл

ЭАН – 87млн ч 60%

Трудоспособные - 70 млн чел 48%

Занятые – 65 млн ч 42%

старше трудоспособного возраста - 29,8 млн чел 20%

моложе трудоспособного – 27,8 млн чел 19 % (до 16 лет)

В структуре занятости можно выделить след элементы:

- соц структура

существуют 2 проблемы в определении соц структуры: проблема соц критериев определения страты и проблема разницы между стратами.

- регионально-территориальная структура

РФ представлена 8 федеральными округами:

северо-западный, центральный, приволжский, южный, северо-кавказский, уральский, сибирский, дальневосточный

и 83 субьекта федерации

Каждый регион отличается по своим соц-эконом возможностям и внутри его существуют большие различия в качестве жизни населения. Только в 4 федеальных округах ЭАН превышает 50%

- отраслевая структура

Глубокое воздействие на изменение отраслевой структуры занятости оказывает кризисное состояние экономики страны, уменьшается количество работников труда и увеличивается традиц отрасли экономики а так же отрасли нуждающиея в новейших научных разработках.

 

- государственно-частная структура

+ гос-ва

соц гарантии

режим труда и отдыха

- гос-ва

низкая зарплата

затрудненный карьерный рост

доход фиксированный

+ частное

гибкий график

быстрый карьерный рост

высокая зарплата

- частного

отсутствие и необходимость соц гарантий

эконм риск

 

- Половозрастная сфера

проблемы: демографическое, границы трудового возраста

 

- профессионально-квалификацоинная структура

Проблема несоответствия рынка труда и выпуск специалистов

Высокая квалификация не всегда означает высокий уровень зарплаты

лица имеющие впо – 27,8 %

начальное и неим начального образования – 0,4 %

 

- Национальная

отражает нац особенности трудящегося населения.В многонац странах должны учитываться этнические особенности.

 

- семейная

занятое население по семейному признаку

среди всего занятого населения были

семейными 69.3

холост-не замужем 15.9

вдовы вдовцы – 3.9

разведенные 10.9

Проблемы:

большое кол-во разводов, муж больше зарабатывают дискриминация

домоозяева-домохозяйки

 

Управление занятости населения: понятие и механизмы реализации в РФ.

Анализ государственного управления сферой труда и занятости населения
2.1 Правовая база

В Российской Федерации создана основательная правовая база по вопросам регулирования труда и занятости населения. Эти вопросы находят свое отражение в Конституции РФ, в Трудовом кодексе РФ и в Законе РФ «О занятости населения в РФ». В статье 37 Конституции РФ установлены основы занятости населения о свободе труда, запрещении принудительного труда, о вознаграждении за труд без какой-либо дискриминации, о праве свободно распоряжаться способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

Основные направления политики российского государства по содействию реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость закреплены в ст. 5 Закона о занятости среди которых, частности, следующие:

- развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности, защита национального рынка труда;

- обеспечение равных возможностей всем гражданам РФ независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости;

- создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;

- поддержка трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду;

- осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы;

- предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы;

- поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места прежде всего для граждан, испытывающих трудности в поиске работы;

- объединение усилий участников рынка труда и согласованность их действий при реализации мероприятий по содействию занятости населения;

- координация деятельности государственных органов, профессиональных союзов, иных представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения;

- международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая вопросы, связанные с трудовой деятельностью граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и иностранных граждан на территории Российской Федерации, соблюдение международных трудовых норм.

Приведенные выше направления государственной политики, как правило, получают свое развитие в иных нормативных правовых актах (прежде всего - федеральных и территориальных программах содействия занятости), а также в коллективных соглашениях с участием органов государства.

В зависимости от содержания основных направлений государственной политики в сфере занятости можно выделить два ее вида:

1. активную государственную политику в сфере занятости;

2. пассивную государственную политику в сфере занятости.

Активной политике свойственно наличие форм обеспечения занятости, направленных на скорейшее подыскание работы, а также на переобучение и профессиональное обучение безработных, то есть государство устанавливает дополнительные стимулы для тех, кто пытается получить работу.

Пассивной политике свойственно наличие повышенных размеров пособий по безработице и иных мер оказания материальной помощи безработным, то есть поддержание жизненного уровня граждан в период безработицы. [1]

 

2.1 Программа занятости: концептуальные подходы.

Государственное управление рынком труда – это целенаправленное, планомерно организованное воздействие государства на рынок труда с целью его оптимального функционирования и развития.

В современных условиях исходным постулатом стратегии государства на рынке труда должен стать принцип достижения и поддержания эффективной занятости, допускающий безработицу в социально приемлемых пределах.

Социально допустимый уровень безработицы определяется по двум критериям:

- финансовому, в соответствии с которым средства внебюджетного государственного Фонда занятости вместе с целевыми ассигнованиями из бюджетной системы обеспечивают финансирование программ содействия занятости населения;

- социальному, в соответствии с которым общество устанавливает порог естественного уровня безработицы (складывающегося за счет ее структурной и фрикционной форм), непревышение которого должно стать целью государственной политики занятости.

Функции государственного управления рынком труда заключаются в обеспечении государством нормальной работы его институтов, инфраструктуры, а также современной корректировки действий внутренних рыночных механизмов и внешних факторов с учетом складывающейся ситуации.

В связи с этим государство осуществляет на рынке труда следующие основные функции:

- гарантии занятости населения;

- активное противодействие безработице;

- социальная защита безработных.

Главным приоритетом экономической политики государства в части регулирования рынка труда в настоящее время становится обеспечение скоординированного функционирования рынка труда и капитала, отлаживание механизма государственного регулирования процессов формирования и движения инвестиций по территории России с учетом интересов занятости.

Основными формами государственного регулирования рынка труда являются:

- сохранение, поддержание и создание рабочих мест;

- регулирование и регламентация высвобождения рабочей силы;

- предоставление государственных гарантий занятости.

Инструментом реализации государственной политики занятости на всех уровнях управления являются федеральная, территориальные и местные (городские, районные) программы содействия занятости населения.

Регулируемый рынок труда предполагает проведение гибкой государственной политики занятости, которая должна быть направлена на создание новой модели занятости.

Основными стратегическими направлениями деятельности государства по созданию новой модели занятости должны стать:

- содействие становлению многосекторного хозяйства, расширяющего масштабы занятости и возможности выбора работниками соответствующих видов занятости, отвечающих способностям и интересам каждого;

- целенаправленное формирование государственного сектора экономики, его предпринимательского и непредпринимательского сегментов для сохранения рабочих мест;

- реальная и повсеместная поддержка малого и среднего предпринимательства;

- становление и развитие муниципальной собственности;

- совершенствование законодательства в сфере занятости;

- разработка комплексной и региональных программ создания и сохранения рабочих мест, подготовка организационных и нормативно-правовых основ для их реализации;

- введение обязательной социальной экспертизы всех разрабатываемых программ для оценки их влияния на условия занятости и смягчения социальных проблем регионов;

- совершенствование отношений социального партнерства за счет включения в договоры всех уровней мероприятий по созданию и сохранению рабочих мест, содействие адаптации персонала к изменению их структуры и качества, расширение практики общественных работ.

Основное направление корректировки стратегии управления рынком труда состоит в ее переориентации с изыскания источников финансовых средств для социальной помощи малообеспеченным (пассивная политика предполагает неизбежность роста безработицы) на активную политику обеспечения занятости населения, поддержания создания и сохранения экономически эффективных рабочих мест в количестве, достаточном для снятия угрозы деградации населения. В большинстве западных стран на активные мероприятия, главным образом на создание рабочих мест и переквалификацию, приходится 25–30 % всех расходов, осуществляемых в рамках политики на рынке труда (в Швеции в начале 90-х годов эта цифра приблизилась к 70 %).

Активная политика на рынке труда – совокупность правовых, организационных и экономических мер, проводимых с целью снижения уровня безработицы. Такая политика включает:

- мероприятия, связанные с предотвращением увольнений работников;

- обучение, переподготовку и повышение квалификации лиц, ищущих работу;

- активный поиск и подбор рабочих мест;

- субсидирование создания новых рабочих мест (как на существующих предприятиях, так и путем развития самозанятости);

- организацию новых рабочих мест через систему общественных работ.

В конечном счете, активная государственная политика должна быть направлена не столько на существующую безработицу, сколько на создание экономических условий для формирования более совершенной модели занятости.

Новая модель занятости заключается в переходе от избыточной занятости с низкой производительностью труда к сочетанию низкого уровня безработицы с высокопроизводительной занятостью. Поэтому при разработке стратегии активной политики занятости необходимо обратить внимание на повышение качества рабочей силы

Пассивная политика на рынке труда – совокупность мероприятий, направленных на сглаживание негативных последствий безработицы. Она, как правило, включает выплату:

- гарантированного государством пособия по безработице;

- доплат на иждивенцев.

Альтернативой сложившейся системе выплат пособий по безработице могла бы стать модель, основанная на страховых принципах – страхование от безработицы, с иными принципами аккумулирования средств, критериями и условиями выплаты пособия по безработице.

3. Предложения по управлению рынком труда и меры по увеличению занятости населения.

К ключевым направлениям действий по управлению рынком труда относятся:

- преодоление дефицита рабочих мест посредством проведения сбалансированной инвестиционной и налоговой политики, стимулирующей более полное использование имеющихся рабочих мест, развитие малых предприятий, направление капитальных вложений как в перспективные развивающиеся отрасли, так и в отрасли традиционной занятости;

- экономическое стимулирование развития малого и среднего бизнеса, индивидуальной предпринимательской деятельности, прежде всего на территориях с напряженной ситуацией на рынке труда;

- разработка механизма прогнозирования спроса на рабочую силу;

- оптимизация масштабов занятости в негосударственном секторе экономики, обеспечение государственного контроля за соблюдением трудового законодательства в этой сфере;

- разработка специальных программ по стабилизации занятости на территориях с напряженной ситуацией на рынке труда;

- развитие гибких форм занятости;

- последовательная стабилизация уровня жизни, усиление адресности социальной поддержки населения;

- дальнейшее развитие системы непрерывного образования как наиболее прогрессивного средства формирования высокого качества рабочей силы;

- улучшение качества рабочей среды, включая вопросы условий труда, заработной платы и использования рабочего времени;

- сохранение на предприятиях кадрового потенциала высококвалифицированных работников, эффективное использование имеющихся рабочих мест;

- проведение взвешенной миграционной политики, направленной на позитивное территориальное перемещение населения, обустройство мигрантов, защиту российского рынка труда;

- развитие и повышение эффективности программ и услуг, реализуемых через государственную службу занятости населения и направленных на предотвращение массовой безработицы и возвращение лиц, не имеющих работы, к активному труду;

- создание мобильного резерва рабочей силы.

Приоритетные направления активной политики занятости предполагают следующие меры:

- уделять особое внимание повышению качества рабочей силы на рынке труда, совершенствовать систему начального, среднего, высшего и дополнительного образования, ее ориентацию на потребности работодателей и изменения спроса и предложения на рынке труда;

- снижать риск безработицы среди выпускников учебных заведений, корректировать объемы и профили подготовки кадров в образовательных учреждениях;

- обеспечить выделение работодателями необходимых средств на подготовку кадров, а также опережающую переподготовку высвобожденных работников для новых сфер приложения труда;

- обеспечить развитие и совершенствование гибкой, ориентированной на трудоустройство, системы профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения, адекватную потребностям рыночной экономики;

- развивать систему непрерывного образования, включая обучение на рабочем месте, развитие возможностей самообучения;

- развивать систему профориентации и психологической поддержки населения;

- уделять особое внимание сохранению эффективно используемых и созданию новых рабочих мест, включая льготные налогообложение и кредитование, поддержку конкурентоспособных производств, поддержку малого бизнеса, стимулирование предпринимательской деятельности населения;

- в соответствии с программой структурной перестройки экономики предусмотреть меры по переподготовке и трудоустройству высвобожденных работников;

- содействовать трудоустройству слабозащищенных слоев населения (инвалиды, женщины, молодежь, беженцы, вынужденные переселенцы и др.), развивать общественные работы, разрабатывать и реализовывать целевые программы для молодежи, стимулировать работодателей, принимающих на работу выпускников школ и профессиональных учебных заведений.

На занятость населения, проживающего в сельской местности, существенное влияние оказывает ряд специфических моментов:

- ограниченность сферы приложения труда;

- территориальная разбросанность сельских поселений;

- отсутствие нормального транспортного сообщения, снижающего возможность поиска работы и трудоустройства в других населенных пунктах;

- сезонные колебания в спросе на рабочую силу в агропромышленном комплексе.

Содействию занятости населения, проживающего в сельской местности, будет способствовать принятие и реализация следующих мер:

- создание благоприятных условий для развития частных и кооперативных форм деятельности в сфере социально-бытового обслуживания;

- расширение системы имеющихся социально-деловых центров, бизнес-инкубаторов, центров развития бизнеса для выполнения функций менеджмента в целях развития сельского предпринимательства;

- организация специального обучения сельских жителей, изъявивших желание заняться предпринимательской деятельностью и самозанятостью;

- распространение всех форм и методов государственной поддержки малого бизнеса на развитие ремесленных производств и народных промыслов;

- осуществление подготовки кадров по интегрированным профессиям для аграрного комплекса, социальной сферы с ориентацией на их профессиональную мобильность;

- внедрение в сельской местности дистанционных форм обучения безработных граждан и незанятого населения.

 

Вопрс.Рынок труда

В общем виде рынок хар-ся как сов-ть отношений, склад-ся между людьми по поводу обмена результатов их деятельности.

По мнению ряда авторов стр-ра рынка труда состоит из 3 блоков

1) блок рыночных отношений

2) блок государственного управления и регулирования

3) б. соц защиты населения.

Рынок труда - это система отношений и соц-эконом механизм взаимодействия работодателей наемных работников и соц поартнеров по согласованию условий найма распределений и обменов рабочей силы на жизненное средство.

Классификация:

1) по объекту регулирования:

Внутренний

Внешний

2) по фактору занятости населения

открытый(свободный поиск раб мест)

закрытый (скрытый)

3)по степени развития рынка труда

Регулируемый (разраб управ-я механизма, соц-ориент хар-р, работающая нормативная база)

Нерегулируемый (отс-т механизм соц защиты, охраны труда, теневая экономика)

Организованный (развитая экономика, наличие развитых упр-х мех-в на общегос-веных, региональных и муниципальных)

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...