Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Шестой международной конференции




Ксения Игоревна Стрелец, старший преподаватель кафедры «Технология, организация и экономика строительства» инженерно-строительного факультета ГОУ СПбГПУ; начальник Отделения дополнительного образования по направлению «Строительство»

 

Концепция непрерывного образования и ее реализация в современном вузе

Качественное образование – основная гарантия устойчивого образа жизни. Сегодня основополагающей идеей является «образование через всю жизнь». В эпоху информационного взрыва, когда объем информации в мире удваивается каждый год, постоянное обучение становится необходимым для выживания.

Идея непрерывного образования возникла как ответ на динамичные изменения в науке и производстве. В большинстве стран ее связывали прежде всего с обучением, однако впоследствии была выдвинута как равноправная мысль о необходимости развития личности в процессе непрерывного образования.

Развитие системы непрерывного образования – одно из важных направлений инновационной образовательной деятельности, предполагающее непрерывность процессов в системах общего среднего, начального, среднего, высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образования. Эффективность такой системы образования определяется системными связями между различными стадиями инновационного цикла, т.е. не только между образовательными учреждениями, но и между, например, вузами и фирмами.

Как же система непрерывного образования реализуется на практике? В Политехническом университете сейчас идет становление этого процесса. Начинается он с установления связи с предыдущей ступенью образования – школой. Существуют такие прочные связи, как физико-техническая школа при физико-техническом факультете. На инженерно-строительном факультете эти связи более свободные: это подготовительные курсы, на которых в том числе проводится профориентация, помогающая абитуриентам выбрать подходящее направление обучения. Это в целом активная работа с абитуриентами, которые могут попробовать свои силы, скажем, в архитектурном проектировании, еще до поступления в вуз.

Концепция непрерывного образования может быть реализована и внутри одной «ступени обучения» - высшего образования. На кафедре ТОЭС инженерно-строительного факультета существует два предмета, обеспечивающих целостность всего обучения: это комплексный курсовой проект (ККП) и научно-исследовательская работа студентов (НИРС). ККП студенты выполняют начиная со второго курса каждый семестр. С каждым годом проект все более усложняется, систематизируя и обобщая знания и навыки, полученные на разных предметах. НИРС начинается у наших студентов со второго семестра первого курса. Система та же: научная задача с каждым годам усложняется, и в итоге студент приходит к защите диплома или магистерской диссертации. НИРС – основа непрерывного образования в вузе: студент может продолжить вести научную работу в магистратуре, затем в аспирантуре.

Концепция «образование через всю жизнь» дает современному человеку не только объем знаний, но и необходимое ему умение учиться: искать и находить необходимую информацию, чтобы решить те или иные проблемы, использовать разнообразные источники информации для решения этих проблем, постоянно приобретать дополнительные знания.

Непрерывное образование предполагает многоуровневость образовательных программ, которая позволяет учесть в построении образовательной траектории такие существенные характеристики, как начальный уровень обучающихся, их возможности, объем необходимых знаний и т.п. Эта часть относится, прежде всего, к послевузовскому и дополнительному образованию.

На инженерно-строительном факультете существует Отделение дополнительного образования по направлению «Строительство». Система образовательных программ строится именно по этому принципу: для каждой категории слушателей свой вид программ. Основные категории для вуза это:

1) Слушатели с высшим специальным (строительным) образованием;

2) Слушатели с высшим техническим (нестроительным) образованием;

3) Слушатели с высшим нетехническим образованием, имеющие опыт работы в строительстве;

4) Слушатели с высшим нетехническим образованием, не имеющие опыта работы в строительстве.

Для первой группы предназначены, прежде всего, курсы повышения квалификации – краткосрочное обучение, предполагающее получение новой информации в специальной области, обновление базовых знаний, получение навыков работы с новыми технологиями и программными комплексами. Эти программы подойдут и для специалистов, не имеющих специального образования, но имеющих большой опыт работы в данной области. Это такие программы как «Контроль качества строительства», «Проектирование и монтаж систем вентиляции», «Разработка проектов организации строительства» и т.п.

Другой вид программ ориентирован на вторую и третью группы. Поскольку такие специалисты составляют на данный момент большую часть инженерно-технических и руководящих работников в строительстве, популярность этих программ постоянно растет. Это переподготовка специалистов, дающая основные специальные знания в определенной области. На инженерно-строительном факультете таких программ четыре: «Промышленное и гражданское строительство», «Экономика и управление в строительстве», «Инженерные системы зданий и сооружений» и «Проектирование и конструирование зданий и сооружений». Переподготовка специалистов – долгосрочное обучение и занимает 500 часов (1 семестр).

Для второй, третьей и четвертой группы подходит такая традиционная программа, как второе высшее образование. В Политехническом университете оно также многоуровневое: в зависимости от первого образования меняется срок обучения и его программа.

Новое направление в работе отделения – это магистратура. Разработка программы «Организация и управление инвестиционно-строительными проектами» представляет собой пример еще одного компонента концепции непрерывного образования – активное взаимодействие создателя образовательной программы и ее заказчика. В данном случае заказчиком выступала Ассоциация профессиональных управляющих инвестиционно-строительными проектами (АПУИСП). Одна из основных целей АПУИСП – создание системы профессиональной подготовки и аттестации менеджеров инвестиционно-строительных проектов. Магистерская программа разрабатывалась в Политехническом университете в соответствии с профессиональным стандартом, включающим знания, умения и навыки менеджера проекта. Этот стандарт был разработан в АПУИСП. Таким образом, была разработана программа, максимально отвечающая запросам бизнес-сообщества.

Еще одной особенностью концепции непрерывного образования является гибкость и динамичность программ. Любая программа курса должна постоянно корректироваться, дополняться самыми актуальными темами, представляться наиболее осведомленными лекторами. Для поддержания актуальности обучения Политехнический университет ведет постоянную работу с профессиональными союзами и организациями: Некоммерческое партнерство «Союзпетрострой» и Саморегулируемая организация «Союзпетрострой-Стандарт», Союз строительных объединений и организаций, Некоммерческое Партнерство «Инженеры по отоплению, вентиляции, кондиционированию воздуха, теплоснабжению и строительной теплофизике» (НП АВОК), Ассоциация профессиональных управляющих инвестиционно-строительными проектами (АПУИСП) и т.п.

Создание системы всеобщего непрерывного образования, соответствующего потребностям страны и тенденциям мирового рынка труда, рассматривается сегодня как одна из основных стратегических задач российской системы образования. В условиях формирования информационного общества, динамичного наращивания потребностей и вхождения в постиндустриальную эпоху, только непрерывное образование способно решить проблему отставания профессионального образования от запросов общества.

 

Литература:

1. Можаева Г.В. Философско-антропологические аспекты информатизации образования. Томск, 2007.

2. Ватин Н.И. Подготовка и повышение квалификации специалистов строительного комплекса в Санкт-Петербургском государственном политехническом университете. // Материалы Международной научно-практической конференции «Строительное образование – 2009». СПб, 2009. С. 11-12.

3. Ватин Н.И. Исследования и образование – основа устойчивого развития строительной отрасли // Сборник материалов Международной конференции «Энергия, здания, строительство и устойчивое развитие». СПб, 2009. С. 15-17.

 

Р Е К О М Е Н Д А Ц И И

шестой международной конференции

«Образование через всю жизнь:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...