Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

непрерывное образование для устойчивого развития»




6-7 июня 2008 года в Санкт-Петербурге состоялась шестая международ-

ная конференция «Образование через всю жизнь: непрерывное образование для

устойчивого развития». Ее организаторы – Межпарламентская Ассамблея Евра-

зийского экономического сообщества, Российская академия образования, Ле-

нинградский государственный университет имени А.С.Пушкина, Белорусский

государственный университет имени М.Танка, общественная организация Рос-

сийской Федерации «Непрерывное образование для всех». Пленарное заседание

проходило 6 июня в Таврическом дворце – штаб-квартире Межпарламентской

Ассамблеи Евразийского экономического сообщества; заседания секций и за-

ключительное пленарное заседание (7 июня) – в главном корпусе Ленинград-

ского государственного университета имени А.С.Пушкина.

В работе конференции приняли участие депутаты националь ных парла-

ментов, представители законодательных и исполнительных государственных

органов, учебных заведений и общественных организаций государств – членов

Евразийского экономического сообщества, а также видные ученые и специали-

сты в области непрерывного образования, представители крупнейших учебных

заведений России, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Узбеки-

стана, Украины, Литвы, Германии, Польши, Дании, Швеции и США.

Участники международной конференции обсудили вопросы становления

и развития непрерывного образования как общемирового процесса, отметив,

что концепция «Образование через всю жизнь: непрерывное образование для

устойчивого развития» последовательно переходит из сферы теоретических

дискуссий в область практических действий, и все большее число стран рас-

сматривают этот процесс как самостоятельное направление государственной

политики. Присоединение стран к Болонскому процессу открыло дополнитель-

ные возможности практического осуществления данной концепции, способст- вовало формированию общего образовательного пространства. В ходе состо-

явшихся дискуссий обсуждались направления и перспективы интеграционного

взаимодействия в области непрерывного образования в рамках единого образо-

вательного пространства. 2

Участники международной конференции отметили, что имеются значи-

тельные расхождения в теоретическом понимании содержания понятия «непре-

рывное образование», в практике осуществления этого глобального социально-

го процесса, что в определенной мере связано с историческими и националь-

ными традициями развития образования в тех или иных странах. Тем не менее,

участники конференции были единодушны в своей позиции относительно роли

и места непрерывного образования в мировом образовательном процессе и со- гласились с тем, что в ХХI веке непрерывному образованию нет альтернативы.

Одним из важнейших выводов, к которому пришли участники международной

конференции, явилось политическое, экономическое и социальное понимание

того факта, что создание государственной системы непрерывного образования

– это не только важнейшее условие устойчивого развития национальных эко-

номик и роста благосостояния населения, но и одно из условий национальной

безопасности этих стран. В большинстве докладов и сообщений обращалось

внимание, что переход к непрерывному образованию как системному процессу

оказывает позитивное влияние на все стороны образовательного процесса, спо-

собствует сохранению конкурентоспособности работника на протяжении всей

его трудовой жизни. Непрерывное образование обращено к людям всех возрас-

тов и ставит цель – активно использовать весь образовательный потенциал об-

щества. Оно открывает новые возможности для использования инновационных

образовательных технологий в образовательной деятельности и служит всесто-

роннему развитию личности.

Принцип непрерывного образования – образование через всю жизнь –

впервые был сформулирован международным сообществом в 1965 году на фо-

руме ЮНЕСКО и определен как непрерывный процесс, продолжающийся в те-

чение всей жизни человека и охватывающий все формы, типы и уровни образо- вание гибко и своевременно реагирует на профессионально-квалификационные

изменения на рынке труда и рынке образовательных услуг.

Вместе с тем, во многих странах этот принцип пока не получил необхо-

димой государственной поддержки, не нашел нормативного отражения в на-

циональных законодательствах об образовании, что сдерживает расширение

практики применения непрерывного образования в отраслях экономики этих

стран и вовлечение различных социальных слоев трудоспособного населения в 3

сферу реальной трудовой деятельности. Экономические и социальные послед-

ствия этих явлений очевидны.

Участники международной конференции отмечают значительный поли-

тико-правовой вклад Межпарламентской Ассамблеи Евразийского экономиче-

ского сообщества, а также большой научный и организационный вклад Ленин -

градского государственного университета имени А.С.Пушкина в теорию и

практику обобщения международного опыта в области непрерывного образова-

ния для устойчивого развития. Проводимые университетом конференции – са-

мые крупные международные форумы по этой проблематике. В этом году он

проводится в шестой раз.

Участники конференции определили следующие общие для стран при-

оритеты и условия становления и развития системы непрерывного образования

для устойчивого развития, в том числе и в рамках общего евразийского образо-

вательного пространства:

распространение практики применения основополагающего принципа не-

прерывного образования объективно предъявляет новые требования к унифика-

ции национальных систем образования, предполагает создание общего для этих

стран образовательного пространства и способствует преодолению значитель-

ных различий в организационной структуре, правовом регулировании, качестве

подготовки специалистов по отдельным отраслям научных знаний и т. д.;

расширение сферы применения непрерывного образования в рамках еди-

ного образовательного пространства должно опираться на общепризнанные

международные нормы, обеспечивающие права, свободы и равные возможно-

сти для продолжения образования всем социальным слоям населения этих

стран, способствовать достижению нового качества образовательного процесса

и конкурентоспособности выпускников профессиональных учебных заведений

на национальных и международных рынках труда;

становление непрерывного профессионального образования как системо-

образующего условия и фактора экономической интеграции стран, роста их на-

циональных экономик и благосостояния населения этих стран.

Обсудив наиболее важные вопросы становления и развития непрерывно-

го образования, в том числе и в рамках единого евразийского образовательного

пространства, участники конференции

р е к о м е н д у ю т: 1. Приоритетным направлением при формировании непрерывного обра-

зования в рамках общего образовательного пространства считать сближение

(гармонизацию, унификацию) правовых условий функционирования нацио-

нальных образовательных систем. При этом национальные традиции в области

образования следует рассматривать как национальное достояние этих стран,

что требует особого к ним отношения в процессе вхождения в общемировое

образовательное пространство, в том числе и европейскую образовательную

систему, опирающуюся на требования Болонского процесса.

2. Продолжить работу по проведению сравнительно-правового анализа

законодательств государств в области образования, в том числе членов Евра-

зийского экономического сообщества и Евросоюза, с целью создания междуна-

родно-правовых основ системы непрерывного образования, что окажет несо-

мненную пользу всему мировому сообществу.

3. Провести сравнительно-правовой анализ проблематики становления и

развития системы непрерывного образования в рамках единого образователь-

ного пространства ЕврАзЭС, для чего необходимо:

- провести исследование по вопросам интеграции образовательных сис-

тем государств – членов ЕврАзЭС;

- определить степень и направления модернизации образования в госу-

дарствах Сообщества;

- составить кадастр специальностей, для которых будут разработаны от-

крытые образовательные стандарты в рамках ЕврАзЭС.

4. Для унификации понятийного аппарата в области непрерывного обра-

зования использовать основные понятия, толкование которых изложено в Крат-

ком словаре, подготовленном Научно-исследовательским институтом социаль-

но-экономических и педагогических проблем непрерывного образования ЛГУ

им. А.С. Пушкина.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...