Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Очень важно помнить, что Господь смирился и стал как один из нас, и пошёл на великие муки ради нас, Сам будучи безгрешным, и душу Свою положил за нас, – и всё это Он совершил именно потому, что ни наши добрые дела, ни наши познания о Боге, и вообще ничто




Очень важно помнить, что Господь смирился и стал как один из нас, и пошёл на великие муки ради нас, Сам будучи безгрешным, и душу Свою положил за нас, – и всё это Он совершил именно потому, что ни наши добрые дела, ни наши познания о Боге, и вообще ничто другое спасти нас не могло и не может.

 

У людей часто возникает такой вопрос: «А как же те, которые родились и умерли в неправославных странах, там какие – нибудь племена, типо Папуа –новой гвинеи и у которых объективно не было возможности узнать Православие? »

 

Прежде всего стоит заметить, что сама постановка вопроса подразумевает, что Бога в нашем мире нет. В лучшем случае Он появляется после нашей смерти, в загробном мире, а здесь, на земле, мы живем сами по себе, и потому именно от наших действий зависит, получит ли человек, живущий в неправославной стране, возможность вступить в Православную Церковь. Вот, доберутся наши миссионеры до Новой Гвинеи – и Церковь там появится, а не доберутся – например, по причине кораблекрушения, дороговизны билетов, или просто лени миссионеров, – и Церковь там не появится. То есть, все определяют наши действия да случай, и если мы по своему несовершенству и немощи не сможем донести благовестие до какой-то земли, то Богу остается лишь бессильно сокрушаться об этом и изыскивать способ спасти бедных Папуасов после смерти.

Только при таком взгляде возможно появление указанного выше вопроса. Но такой взгляд не имеет ничего общего с православной верой в Бога Вседержителя и Промыслителя, Который «промышляет о земле… и управляет всею вселенною» (Иов. 34: 13). Неужели Бог, заботящийся даже о том, чтобы послать пищу ворону или украсить цветком лилию (см. Лк. 12: 24, 27), не позаботится спасти человека, который «сколь лучше птиц»? (Лк. 12: 24)

Мы знаем, что «Господь благ» (Пс. 134: 3), что Он «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2: 4). Он всё может, потому и сказал о Себе: «Я Бог Всемогущий» (Быт. 17: 1; 35: 11). Он знает все (Иер. 15: 15; Эсф. 4: 17), для Него открыто и то, что происходит в умах и сердцах людей: «Господь испытует все сердца и знает все движения мыслей» (1 Пар. 28: 9), «Он знает тайны сердца» (Пс. 43: 22). Поэтому Писание и называет Бога «Сердцеведец» (Деян. 1: 24; 15: 8).

Но если Бог именно таков, то невозможно, чтобы Он не привел к Себе, в созданную Им Православную Церковь человека, который искренне ищет Его, и чье сердце открыто для истины и любви к Богу.

Поэтому  Бог-то знает, может и хочет спасти определенного человека, но просто в этом народе в данный момент его истории «никто не ищет Бога; все до одного негодны» (Рим. 3: 11-12)? И потому Бог и не посылает им миссионеров, что хорошо знает: их труды в данный момент будут здесь безуспешны.

 

В книге деяний апостольских мы читаем: «Пройдя через Фригию и Галатийскую страну, они не были допущены Духом Святым проповедывать слово в Асии. Дойдя до Мисии, предпринимали идти в Вифинию; но Дух не допустил их» (Деян. 16: 6-7). Как же так? Того же самого апостола Павла, который записал, что Бог «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2: 4), Сам Бог не пускает проповедовать в эти земли.

Почему?

Неужели Бог не хотел, чтобы люди, живущие в тот момент в Асии и Вифинии, спаслись? Разумеется, хотел. Но Бог, видящий сердца людей и мысли их, знал, что никто из них в этот момент не ищет истины и не воспримет апостольскую проповедь.

 Свт. Григорий Двоеслов. [( Сорок бесед на Евангелия. 4. 1)].

«И когда Апостолы хотели было проповедовать асийским язычникам, тогда это возбранено им Духом (Деян. 16: 6); и однако же тот же самый Дух, Который прежде возбранил проповедание, после влил оное в сердца асийцев. Ибо давно уже вся Асия уверовала. Следовательно, что прежде возбранено, то после совершено потому, что прежде в ней не было таких, которые были бы способны ко спасению. – Тогда в ней были такие, которые еще не заслуживали быть восстановленными к жизни, но не заслуживали и подвергнуться строжайшему осуждению за презрение проповеди. Итак, по тонкому и сокровенному суду святая проповедь не допускается до слуха некоторых, потому что сии не заслуживают быть восстановленными благодатью»

  А что случилось бы, если апостолы пришли бы в такие места, возвестили Евангелие, а все жители до единого эту проповедь отвергли? Сам Христос говорит об этом: «Если же придете в какой город и не примут вас, то, выйдя на улицу, скажите: и прах, прилипший к нам от вашего города, отрясаем вам; однако же знайте, что приблизилось к вам Царствие Божие. Сказываю вам, что Содому в день оный будет отраднее, нежели городу тому» (Лк. 10: 10-12).

Справедливо, что наказание тех грешников, кто услышал проповедь о Христе, и отверг её, будет намного тяжелее, чем тех, кто грешил и поработился греху, не зная о Спасителе. Но Господь, Который «благ и к неблагодарным и злым» (Лк. 6: 35), хочет, чтобы таких городов было как можно меньше. И Он до времени не посылает туда апостолов, а иногда даже удерживает их, чтобы и тем людям, которые в сердце своем выбрали грех, а не Бога, предоставить обстоятельство, смягчающее их вину. Это оставление их в неведении становится для них выражением милосердия Божия, ибо «раб, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше» (Лк. 12: 47-48). Через это мы видим любовь Божию, видим, как даже о тех людях, которые в сердце своем предпочли тьму, Бог заботится.

Но если Он так заботится о тех, кто, избрав грех, сделал себя врагом Богу, то как же Он должен заботиться о тех, в чьих сердцах есть жажда истины, праведности?

Именно таковых ищет Он во всех народах, как говорит Писание: «Господь с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий, ищущий Бога» (Пс. 13: 2).

Преподобный Силуан Афонский говорит, что «Дух Святой всякую душу движет искать Бога» [Прп. Силуан Афонский. О смирении / Писания Старца Силуана. Ивановское, 1997. С. 42].

И если какая-то душа откликается и начинает искать Бога, то над ней сбывается то, что Господь обещал в Писании: «Если будешь искать Его, то найдешь Его» (1 Пар. 28: 9). Если есть человек, чьё сердце искренне взыскует истины, пусть бы даже он жил в народе, совершенно не знающем о Православии, то Господь устраивает для такого человека возможность принять Православие.

 

Так в XII веке Бог устроил для одного немца-католика возможность узнать о Православии, и тот, обратившись, стал известен как святой Прокопий Устюжский; в том же веке Он дал такую возможность одному волжскому булгарину-мусульманину, и тот, обратившись, стал известен как святой Авраамий Болгарский; в следующем столетии Господь дал такую возможность одному монголу-язычнику, и тот, обратившись, стал известен как святой Пётр Ордынский. Вся история Церкви, равно как и современность полна подобными примерами, подтверждающими слова Псалмопевца: «Ты не оставляешь ищущих Тебя, Господи» (Пс. 9: 11).

 

В Новом Завете мы видим это на примере евнуха-эфиопа (Деян. 8: 27-39). Сколько всего Господь устроил, чтобы дать ему возможность креститься! Надо было, чтобы этот человек смог благополучно добраться до Иудеи, чтобы он узнал о вере в единого Бога, чтобы смог выучить еврейский язык, чтобы ему попала в руки книга пророка Исайи, наконец, чтобы этот евнух встретил апостола Филиппа, который и возвестил ему о Христе, а затем крестил. Сколько в этой истории мы видим заботы об одной душе, сколько устроено Промыслом, чтобы дать этому истиннолюбцу возможность войти через крещение в спасительный ковчег Церкви!

 

Так буквально недавно, нашу Курскую епархию посетило радостное событие, Господь привел в Православие двух бывших уже протестантов-пятидесятников. Промысл Божий был такой, Бог попустил что бы один человек –Михаил, духовно пал, будучи в очень плохом состоянии, его подбирают сектанты-пятидесятники, выхаживают, так он попадает в секту, знакомится в ней со своей будущей женой Ириной, приезжает к ней в Железногорск, женится, Бог посылает им болезнь, так они оказываются в стационаре, уже в нашем Городе, так по промыслу Божию Михаил знакомится со мной, мы начинаем вести диалог, по поводу веры, церкви, через некоторое время в сознании Михаила что-то меняется, будучи противником Православия и защитником протестантизма, он стал меняться, православие для него открылась с другой стороны, через какое-то время он принимает решение стать православным, остается его супруга Ирина, которая резко критикует Михаила за такой выбор, на этой почве возникают ссоры, я предлагаю им вместе со мной встретиться и съездить в коренную пустынь, по дороге в монастырь и в самом монастыре мы беседуем о Православии, показывая устройство храма я объясняю смысл и значения Храма, икон, и т. д. Сердце у Ирины начало отогреваться, и через некоторое время после катехизации, научения вере, она вместе с Михаилом присоединяются к Церкви, чин который совершает о. Тигрий в храме преп. Серафима Саровского. происходит их Возвращение Домой. Видите, Господь знал, что в таком-то протестантском собрании, есть человек, сердце которого открыто для благовестия, для истины, который может принять истину и ради одного-двух Бог устраивает вот такой план по спасению Человека.

 Фото Присоединения!! Папка 1

 

 

Если мы верим в Промысл Божий, то понимаем, что не так всё происходит, будто сначала мы куда-то идём и проповедуем, а там уже появляются после этого уверовавшие, – нет, сначала Сердцеведец Бог видит, что в таком-то народе есть души, готовые к принятию истины и жаждущие её, и после этого Он устраивает так, чтобы либо миссионер пришёл к этим душам, либо эти души оказались в стране, где есть Православная Церковь.

 

Итак, никто не может оправдаться незнанием. Как свидетельствует преподобный Никон Оптинский, «возможность спасения везде, дана Богом всем» [Прп. Никон Оптинский. Заметки и примечания к V тому сочинений епископа Игнатия (Брянчанинова). К Гл. Х].

 

Потому что обращение человека к Богу начинается не от каких-то внешних обстоятельств – не от того, что он увидел православный храм и зашел в него, или ему в руки попала православная книга, или он познакомился с православным христианином, встретился со святым человеком или увидел чудо, – а от внутреннего выбора его сердца. Да, не все рождаются в православной стране, не все знают о Православии и о Христе, есть народы, в культуре которых вообще отсутствует понятие о едином Боге. Но абсолютно каждый человек на земле знает такие понятия как «добро» и «зло», «истина» и «ложь», и каждый имеет совесть, помогающую различать одно от другого. И через это каждый человек делает выбор. По словам преподобного Иустина (Поповича), «человек в этом мире должен разрешить проблему: быть со Христом, или быть против Него. И каждый человек, желая того или не желая, решает эту проблему. Или он будет христолюбцем, или христоборцем. Третьего не дано» [Прп. Иустин (Попович). Толкование на 1 соборное послание св. ап. Иоанна. М., 1999. С. 110-111].

 

Господь обещал: «ищите и найдете» (Мф. 7: 7), поэтому любой искренний поиск правды приводит человека ко Христу.

 

А тот, кто выбирает любовь к истине, кто жаждет узнать истину [Разумеется, когда говорится о желании познать истину, то имеется в виду не  любопытство, а желание, сопряженное с готовностью изменить себя в соответствии с истиной, – только тот, кто имеет такую готовность, достоин узнать истину], вступает на путь к Богу и такому человеку Господь посылает возможность войти в Свою Церковь, приведя в правосланвый храм, послав нужную книгу, друга и прочие внешние вещи, помогающие придти в Церковь, а если кому-то для искреннего обращения нужно встретиться со святым или увидеть чудо, – Господь посылает ему святого и творит чудо, потому что Он дает всё необходимое, чтобы утолить жажду того, кто жаждет истины.

Господь призывает: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам» (Мф. 7: 7). А кто не просит, тому и не даётся, кто не ищет, тот и не находит, кто не стучит, тому не отворяют. Если весь народ состоит из таких людей, то к этому народу не посылает Господь проповедников Евангелия. Блаженный Августин прямо пишет об этом: «Что касается того времени и тех мест, когда и где Евангелие Его не было проповедано, то Он предузнал, что тогда и там все люди будут по отношению к этой проповеди такими же, какими были многие во время Его телесного присутствия [на земле], а именно те, кто не захотели поверить в Него, даже когда Им воскрешались мертвые… [Блаженный Августин. О даре пребывания, 23 / Антипелагианские сочинения позднего периода. М., 2008. Сс. 400-401].

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...