Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Что позволяет говорить о человеке как о субъекте профессионального развития?




ГЛАВА 5. АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛА И ПРОФЕССИОНАЛИЗМА

 

На какие принципы опирается акмеологическая концепция развития профессионала?

С психологической точки зрения развитие зрелой личности представляется как процесс вхождения в новую социальную и профессиональную среду и интеграции в ней (Г.М. Андреева и др.). При этом само развитие осуществляется в сфере как потенциального, так и актуального (Л.И. Анцыферова и др.), то есть оно связано с реализацией личностного потенциала. Развитие сопровождается изменением системы взаимодействий и отношений личности, ее потребностей, эталонов, ценностных ориентаций. В психологии укоренилось представление о том, что основанием для развития личности является деятельность (А.Н. Леонтьев). Через внешнюю, то есть организованную обществом, деятельность формируется внутренняя деятельность, которая сказывается на сознании и самосознании личности, самооценке, формировании образа Я. Поэтому в общей проблематике исследований развития личности особое место принадлежит ее личностно-профессиональному развитию. В личностно-профессиональном развитии отмечена устойчивая связь: с одной стороны, особенности личности субъекта труда существенно влияют на процесс и результаты профессиональной деятельности, с другой – само развитие личности происходит под влиянием специфики профессиональной деятельности.

В акмеологии проблема развития личности до уровня профессионализма рассматривается с позиций принципа активности и субъектности, отражающих стремление личности к самоорганизации. Самоорганизация позволяет личности играть роль детерминирующего начала в собственной активности и развитии, разрешать противоречия между существующими возможностями и наличными потребностями.

Содержательно развитие профессионала рассматривается в контексте общего расширения субъектного пространства личности, профессионального и нравственного обогащения личности, включающего повышение ответственности, чувства долга, совести и чести, отхода от неадекватных личностных установок и стандартов[1].

Процессуально развитие профессионала рассматривается с системных позиций, а именно в связи с развитием подсистем профессионализма деятельности и личности, нормативной регуляции, мотивации на саморазвитие и профессиональные достижения, рефлексивной самоорганизации и в плане раскрытия творческого потенциала личности.

Каково содержание понятий «профессионализм» и «профессионал»

Профессионализм – система, состоящая из четырех взаимосвязанных подсистем – профессионализма личности, профессионализма деятельности, нормативности деятельности и поведения и продуктивной Я -концепции.

Профессионализм деятельности – качественная характеристика субъекта труда, отражающая высокую профессиональную квалификацию и компетентность, разнообразие эффективных профессиональных навыков и умений, в том числе основанных на творческих решениях, владение современными алгоритмами и способами решения профессиональных задач, что позволяет осуществлять деятельность с высокой и стабильной продуктивностью.

Профессионализм личности – качественная характеристика субъекта труда, отражающая высокий уровень профессионально важных и личностно-деловых качеств, акмеологических инвариантов профессионализма, высокий уровень креативности, адекватный уровень притязаний, мотивационную сферу и ценностные ориентации, направленные на прогрессивное развитие специалиста[2].

Нормативность деятельности и поведения – качественная характеристика субъекта труда, отражающая высокий уровень нравственной регуляции профессиональной деятельности и поведения и включающая знания о профессиональной этике, представления о нравственности и нравственных нормах; положительное отношение к профессиональной деятельности, стремление к самореализации и достижениям, нравственные и профессиональные установки и интересы; владение способами и приемами, необходимыми для понимания смысла нравственных норм и предписаний; положительное отношение к лицам, с которыми осуществляются профессиональные взаимодействия, обязательность и ответственность перед ними; способность к нравственному сопереживанию, способность чувствовать удовлетворение от работы, инициативность; нравственную самооценку своей подготовки, результатов деятельности и отношений.

Продуктивная Я-концепция – качественная характеристика субъекта труда, отражающая устойчивую осознанную и переживаемую как неповторимая систему представлений субъекта о самом себе, на основе чего он строит свои отношения и взаимодействия. Адекватные представления позволяют сформировать реалистичные личностно-профессиональные стандарты, программы развития и саморазвития, выстраивать гармоничную и продуктивную систему профессиональных взаимодействий и отношений.

Таким образом, профессионал – субъект профессиональной деятельности, обладающий высокими показателями профессионализма личности и деятельности, имеющий высокий профессиональный и социальный статус, динамически развивающуюся систему личностной и деятельностной нормативной регуляции, постоянно нацеленный на саморазвитие и самосовершенствование, личностные и профессиональные достижения, имеющие социально-позитивное значение.

Концептуально с акмеологических позиций развитие профессионала можно представить как процесс и результат системных преобразований развивающейся личности, включающий взаимосвязанные прогрессивные изменения профессионализма деятельности; профессионализма личности; нормативности деятельности и поведения; продуктивной Я -концепции.

На основе данной акмеологической концепции можно составлять индивидуальные программы становления и развития профессионалов.

При этом в процессе развития профессионала необходимо различать тенденции становления человека труда как:

- субъекта профессионального развития;

- специалиста, обладающего определенной квалификацией;

- зрелой личности;

- активного участника акме-ориентированного процесса развития..

 

Что позволяет говорить о человеке как о субъекте профессионального развития?

О том, что человек является субъектом профессионального развития, можно судить по следующим параметрам его активности в труде:

- активная ориентировка (в новой ситуации, в новом материале);

- осознание (структуры своей деятельности, качеств личности, этапов жизненного пути и др.);

- инициатива, самостоятельное целеполагание (без внешнего давления), планирование, предвосхищение;

- стремление к саморегуляции деятельности; владение приемами саморегуляции;

- включенность в деятельность, интенсивность прилагаемых усилий;

- осознанное устранение противоречий своего развития, обеспечение гармонии между его сторонами;

- постоянная готовность к саморазвитию, самообновлению, выходу за свои пределы;

- стремление к самореализации, творчество в самосозидании, самоэкспериментировании;

- интеграция своего профессионального пути, структурирование (упорядочивание) своего профессионального опыта, умение видеть его в перспективе, осознавать «уроки» своего опыта, извлекать «уроки» из ошибок чужого опыта.

Часто возникает вопрос: как соотносятся между собой понятия «субъект профессионального развития (профессионального пути)» и «профессионал»? Субъект профессионального развития – это человек, сознательно организующий процесс профессионализации, ставящий цели, реализующий их, сознательно обогащающий опыт своей деятельности, общения. Профессионал – это работник, уже достигший объективно высоких уровней выполнения профессиональной деятельности. Поэтому не всякий субъект профессионального развития достигает уровня профессионала. Вместе с тем можно допустить, что активный субъект профессионального развития достигает принятого в профессии высокого уровня профессионализма и превышает его, творчески обогащая опыт профессии новыми задачами, способами работы. В этом случае уровень субъекта оказывается выше уровня профессионала. Возможно также, что человек, достигший профессионализма, останавливается в своем развитии («почивает на лаврах»), перестает ставить новые, более сложные цели своего развития, перестает быть субъектом своего дальнейшего профессионального развития и как итог вскоре отстает от требований времени и порой перестает быть профессионалом. Значит, не всякий субъект профессионального развития дорастает до уровня профессионала, но зато всякий профессионал должен быть субъектом своего дальнейшего развития, иначе он останавливается в самосовершенствовании и вскоре уже не вправе считать себя профессионалом. Конечно, возможны и другие точки зрения на соотношение понятий «субъект профессионального развития» и «профессионал». Мы лишь стремимся привлечь внимание к различению этих понятий, которые, безусловно, не являются тождественными.

Профессиональное развитие – это процесс движения человека к профессионализму. Профессионализация – процесс становления профессионала. По-видимому, не всякий процесс профессионализации означает подлинное профессиональное развитие. Профессионализация может быть результатом многих стихийных фактов, проходить нерационально, с неэкономной тратой времени и усилий человека. Задача человека как субъекта профессионального развития – сознательно «отслеживать» итоги предыдущих этапов своей профессионализации, направлять ее в нужное русло.

Комплексным выражением высокого уровня субъектности профессионального развития является умение человека интегративно видеть и оценивать разные этапы своего профессионального пути, понимать причины чередования периодов достижений и потерь, охватывать этапы своей профессиональной жизни в их взаимосвязи и целостности, правильно осуществлять самопрогноз своего дальнейшего профессионального роста.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...