Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Виды и разновидности физической культуры и их функциональные характеристики




Виды Разновидности Типы основных процессов Характер направленности
1.Базовая ФК Школьная физическая культура Общая физическая подготовка взрослого населения ходьба, бег, прыжки, метания, плавание достижение базовой физической подготовленности
2. Прикладная ФК Собственно-профессионально прикладная физическая культура Военно-прикладная физическая культура Производственная физическая культура водная гимнастика, физкультпаузы, физкультминутки, послерабочие реабилитационные упражнения направлен на формирование и совершенствование таких специфических двигательных навыков необхлдимых в проф.сфере
3. Спорт Массовый или базовый Спорт высших достижений Профессиональный спорт соревновательная деятельность достижения массового уровня; достижение наивысших результатов на уровне предельных и околопредельных человеческих возможностей
4.Оздоровительно- реабилитационная Лечебная физическая культура Спортивно-реабилитационная физическая культура лечебная гимнастика, дозированная ходьба, бег использование физической культуры в качестве средства лечения заболеваний и восстановления функций организма, нарушенных вследствие заболеваний, травм, переутомления
5. «Фоновая» ФК Гигиеническая гимнастика Рекреационная физическая культура утренняя гимнастика, прогулки игры создает благоприятный функциональный и эмоциональный фон для жизнедеятельности организма

2. Роль и значение физической культуры для всестороннего развития, воспитания и образования человека. Роль и значение физической культуры в подготовке к трудовой деятельности, воинской службе юношей. Значение физической культуры и спорта в укреплении здоровья, повышении творческого долголетия.

Оздоровительное значение физических упражнений Образовательная роль физических упражнений Влияние на личность физических упражнений
Выполнение физических упражнений вызывает морфологические и функциональные перестройки организма, что отражается на улучшении показателей здоровья и во многих случаях оказывает лечебный эффект.   Выполняя физические упражнения, занимающиеся учатся управлять своими движениями, овладевают новыми двигательными умениями и навыками. Выполнение физических упражнений зачастую требует проявления целого ряда личностных качеств. Преодолевая различные трудности и управляя своими эмоциями в процессе занятий физическими упражнениями, человек вырабатывает в себе ценные для жизни черты и качества характера (смелость, настойчивость, трудолюбие, решительность и др.).
Виды Разновидности Типы основных процессов Характер направленности
1.Базовая ФК Школьная физическая культура Общая физическая подготовка взрослого населения ходьба, бег, прыжки, метания, плавание достижение базовой физической подготовленности
2. Прикладная ФК Собственно-профессионально прикладная физическая культура Военно-прикладная физическая культура Производственная физическая культура водная гимнастика, физкультпаузы, физкультминутки, послерабочие реабилитационные упражнения направлен на формирование и совершенствование таких специфических двигательных навыков необхлдимых в проф.сфере
3. Спорт Массовый или базовый Спорт высших достижений Профессиональный спорт соревновательная деятельность достижения массового уровня; достижение наивысших результатов на уровне предельных и околопредельных человеческих возможностей
4.Оздоровительно- реабилитационная Лечебная физическая культура Спортивно-реабилитационная физическая культура лечебная гимнастика, дозированная ходьба, бег использование физической культуры в качестве средства лечения заболеваний и восстановления функций организма, нарушенных вследствие заболеваний, травм, переутомления
5. «Фоновая» ФК Гигиеническая гимнастика Рекреационная физическая культура утренняя гимнастика, прогулки игры создает благоприятный функциональный и эмоциональный фон для жизнедеятельности организма

 

3. Основы методики воспитания собственно-силовых способностей.

 


Собственно силовые способности проявляются:

o при относительно мед­ленных сокращениях мышц, в упражнениях с околопредельными, предельными отягощениями;

o при мышечных напряжениях изометрического типа. В соответ­ствии с этим различают медленную силу и статическую силу. Собственно силовые способности характеризуются большим мышечным напряжением и проявляются в преодолевающем, уступающем и статическом режимах работы мышц. Они опреде­ляются физиологическим поперечником мышцы и функциональными возможно­стями нервно-мышечного аппарата.

Силовые упражнения - физические упражнения с повышенным отягоще­нием (сопротивлением), которые направленно стимулируют увеличение степени напряжения мышц. Они условно подразделяются на основные и дополнительные.

Основные средства

1. Упражнения с весом внешних предметов: штанги с набором разного веса, разборные гантели, гири, набивные мячи, вес партнёра и т. д.

2. Упражнения, отягощённые весом собственного тела:

- упражнения, в которых мышечное напряжение создаётся за счёт веса собст­венного тела (подтягивание в висе, отжимания в упоре, удержание равновесия в упоре, висе);

- упражнения, в которых собственный вес отягощается весом внешних пред­метов (например, специальные пояса, манжеты);

- упражнения, в которых собственный вес уменьшается за счёт использования дополнительной опоры;

- ударные упражнения, в которых собственный вес увеличивается за счёт инерции свободно падающего тела (Верхошанский Ю.В., 1970).

3. Упражнения с использованием тренажёрных устройств общего типа (на­пример, силовая скамья, силовая станция, велотренажёр, комплекс «Универсал» и др.).

4. Рывково-тормозные упражнения. Их особенность заключается в быстрой смене напряжений при работе мышц-синергистов и мышц-антагонистов во время локальных и региональных упражнений с дополнительным отягощением и без них.

5. Статические упражнения в изометрическом режиме (изометрические уп­ражнения):

- в которых мышечное напряжение создаётся за счёт волевых усилий с ис­пользованием внешних предметов (различные упоры, удержания, поддержания, противодействия и т. п.);

- в которых мышечное напряжение создаётся за счёт волевых усилий без ис­пользования внешних предметов в самосопротивлении.

Дополнительные средства

1. Упражнения с использованием внешней среды (бег и прыжки по рыхлому песку, бег и прыжки в гору, бег против ветра и т.д.).

2. Упражнения с использованием сопротивления упругих предметов (эспан­деры, резиновые жгуты, упругие мячи и т.п.).

3. Упражнения с противодействием партнёра.

 

БИЛЕТ 15

1. Характеристика деятельностного подхода в системе профессионального образования.

2. Основные требования к реализации в физическом воспитании методических принципов (общая характеристика). Принцип сознательности и активности, его реализация в процессе физкультурной практики.

3. Особенности средств и методики воспитания скоростно-силовых спо­собностей.

1. Характеристика деятельностного подхода в системе профессионального образования.

Системно-деятельностный подход – это такой метод, при котором ученик является активным субъектом педагогического процесса. При этом преподавателю важно самоопределение учащегося в процессе обучения.

Главная цель системно-деятельностного подхода в обучении состоит в том, чтобы пробудить у человека интерес к предмету и процессу обучения, а также развить у него навыки самообразования. В конечном итоге результатом должно стать воспитание человека с активной жизненной позицией не только в обучении, но и в жизни. Такой человек способен ставить перед собой цели, решать учебные и жизненные задачи и отвечать за результат своих действий. Чтобы достичь этой цели, преподаватели должны понимать: педагогический процесс является, прежде всего, совместной деятельностью ребенка и педагога. Учебная деятельность должна быть основана на принципах сотрудничества и взаимопонимания.

Основа ФГОС

В основе Федерального государственного образовательного стандарта лежит системно-деятельностный подход. ФГОС ставит перед учителями новые задачи.

  • Развитие и воспитание личности в соответствии с требованиями современного информационного сообщества.
  • Развитие у школьников способности самостоятельно получать и обрабатывать информацию по учебным вопросам.
  • Индивидуальный подход к ученикам.
  • Развитие коммуникативных навыков у учащихся.
  • Ориентировка на применение творческого подхода при осуществлении педагогической деятельности.

Системно-деятельностный подход как основа ФГОС помогает эффективно реализовывать эти задачи.

Деятельностный аспект физической культуры – культура как процес рационально организованной деятельности человека. Он включает целесообразную двигательную активность человека в виде различных форм двигательной деятельности, направленную на формирование нужных в жизни двигательных умений и навыков, развитие жизненно-важных физических способностей, оптимизацию здоровья и работоспособности.
Процесс воспитания есть всегда обучение деятельности

 

 

2. Основные требования к реализации в физическом воспитании методических принципов (общая характеристика). Принцип сознательности и активности, его реализация в процессе физкультурной практики.

3. Особенности средств и методики воспитания скоростно-силовых спо­собностей.

Скоростно-силовые способности характеризуются непредельными напряже­ниями мышц, проявляемыми с необходимой, часто максимальной мощностью в упражнениях, выполняемых со значительной скоростью. Они проявляются в двига­тельных действиях, в которых наряду со значительной силой мышц требуется бы­строта движений (например, отталкивание в прыжках, финальное усилие при мета­нии и т. п.). К скоростно-силовым способностям относят: 1) быструю силу; 2) взрывную силу.

Быстрая сила характеризуется непредельным напряжением мышц, прояв­ляемым в упражнениях, которые выполняются со значительной скоростью.

Взрывная сила отражает способность человека по ходу выполнения двига­тельного действия достигать максимальных показателей силы в возможно короткое время. Взрывная сила характеризуется двумя компонентами: стартовой силой и ус­коряющей силой (Ю.В.Верхошанский, 1977).

Стартовая сила – способность быстрого наращивания внешней силы в на­чале рабочего движения.

Ускоряющая сила – способность к наращиванию рабочего усилия в процессе разгона перемещаемой массы.

Реактивная способность мышц – способность мышц к быстрому переклю­чению от растягивания к активному сокращению с использованием упругого по­тенциала растягивания для повышения мощности их последующего сокращения.

Скоростно-силовой индекс – отношение максимума усилия ко времени его достижения.

Средства воспитания:

Кратковременность скоростно-силовых упражнений и ограниченная величина применяемых в них отягощений позволяют выполнять их серийно и по несколько серий. «лучше заниматься чаще, но понемногу».

Реализация скоростно-силовых способностей связана со спецификой конкретного вида спорта, т.е. упражнения должны соответствовать соревновательному. Критериями такого соответствия являются:

- амплитуда и направление движения;

-режим работы мышц;

- максимальность динамического усилия и быстрота его развития.

При контроле уровня развития скоростно-силовых способностей выполняют три попытки в идентичных условиях:

- выпрыгивание вверх толчком двумя ногами с места (высота);

- прыжок в длину с места;

- бег 20-30 м с ходу;

- бросок ядра из-за головы двумя руками, снизу вперед, снизу назад

БИЛЕТ 16

  1. Характеристика компетентностного подхода в профессиональном образовании.

Ответ: Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Компетентностный подход не отрицает академического, а углубляет, расширяет и дополняет его. Что касается профессиональной компетентности, то анализ показывает наличие нескольких аспектов. Согласно первому аспекту «профессиональная компетентность – это интегративное понятие, включающее три слагаемых -мобильность знаний, вариативность метода и критичность мышления». В качестве цели при реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании выступает формирование компетентного специалиста. Компетенции в современной педагогике профессионального образования необходимо рассматривать как новый, обусловленный рыночными отношениями, тип целеполагания в образовательных системах. Компетентностный подход в практике профессионального образования обусловлен явным расхождением между качеством подготовки выпускника, даваемым учебным заведением, и требованиями, предъявляемыми к специалисту производством, работодателями. Компетентностный подход, будучи ориентированным, прежде всего, на новое видение целей и оценку результатов профессионального образования, предъявляет свои требования и к другим компонентам образовательного процесса – содержанию, педагогическим технологиям, средствам контроля и оценки. Главное здесь – это проектирование и реализация таких технологий обучения, которые создавали бы ситуации включения студентов в разные виды деятельности причем эти технологии должны широко применяться не только на профессиональных дисциплинах.

Преимущества компетентностного подхода:

- формулируются цели и задачи программ обучения, соответствующие требованиям работодателей;

- повышается гибкость учебных программ;

- повышается мотивация получения профессии;

- повышается эффективность и качество профессиональной подготовки, уровень профессиональных компетенций;

- создаются стандартные, объективные и независимые условия оценки качества обучения;

- повышается уровень взаимодействия и взаимной ответственности обучающихся, преподавателей и мастеров производственного обучения;

- подготовка обучающихся к профессиональной деятельности осуществляется с учётом реальных производственных условий, за счёт чего ускоряется адаптация молодых специалистов на производстве;

- формируется производственная культура и уважение к выбранной профессии.

Для успешной реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании необходимо выполнение следующих условий:

1. Наличие компетентностной модели выпускника (функциональной карты специалиста), в которой отражены его основные функции и компетенции.

2. Определение конкретной цели обучения.

3. Определение конкретных способов достижения цели.

4. Формулирование конкретных результатов обучения в форме конкретных компетенций. Каждый преподаватель при разработке рабочих учебных программ ориентируется в первую очередь на требования стандарта.

5. Наличие в учебном заведении соответствующей среды обучения и квалифицированных в модульно-компетентностном обучении преподавателей.

 

 

  1. Принцип наглядности, его реализация в процессе физкультурной практики. Принцип доступности, его реализация в процессе физкультурной практики.

Ответ: - Для реализации принципа наглядности на практике применяются: показ двигательного действия преподавателем; демонстрация наглядных пособий; кинофильмы;видеофильмы;звуковая и световая сигнализация. Факторами непосредственной наглядности здесь являются прямое восприятие натурального показа того, как выполняется разучиваемое двигательное действие, и чувственные образы — отображения действия, возникающие в процессе и в результате его выполнения; факторами же опосредствованной наглядности служат восприятия и представления, создаваемые демонстрацией наглядных пособий, кино- и видеомагнитофонной демонстрацией и тому подобными средствами формирования образа действия, а также образное слово. Комплексное использование многообразных форм наглядности вызывает, поддерживает и развивает интерес к занятиям, облегчает понимание и выполнение заданий, ускоряет формирование Двигательных умений и навыков, способствует эффективному проявлению двигательных способностей. Принцип наглядности. Прогресс в развитии физических качеств и в обучении движениям возможен лишь при определен­ной нагрузке, способной стимулировать эти процессы. Однако, при этом важно не превысить меру разумного, чтобы не навредить здоровью занимающегося. Суть этого принципа применительно к физическому воспитанию раскрывается в следующих основных требованиях. от простого к сложному

постепенность

от известного к не известному

от освоенного к неосвоенном

  1. Особенности состава средств и методика воспитания локальной сило­вой выносливости.

Ответ: Выносливость - это способность противостоять физическому утомлению в процессе мышечной деятельности. Методы воспитания силовых способностей. Направленное развитие силовых способностей происходит лишь тогда, когда осуществляются максимальные мышечные напряжения. Поэтому основная проблема в методике силовой подготовки состоит в том, чтобы обеспечить в процессе выполнения упражнений достаточно высокую степень мышечных напряжений. В методическом плане существуют различные способы создания максимальных напряжений: поднимание предельных отягощений небольшое число раз; поднимание непредельного веса максимальное число раз - «до отказа»; преодоление непредельных отягощений с максимальной скоростью; преодоление внешних сопротивлений при постоянной длине мышц; изменении ее тонуса или при постоянной скорости движения по всей амплитуде; стимулирование сокращения мышц в суставе за счет энергии падающего груза или веса собственного тела и др. В соответствии с указанными способами стимулирования мышечных напряжений выделяют следующие методы развития силовых способностей:

1. Метод максимальных усилий.

2 Метод повторных непредельных усилий.

3. Метод статических (изометрических) усилий.

4. Статодинамический метод.

5. Метод изокинетических усилий.

6. Метод динамических усилий.

7. «Ударный» метод.

8. Метод круговой тренировки.

9. Игровой метод.

БИЛЕТ 17

  1. Программно-целевой подход в научных исследованиях.

Ответ: 1. Эвристические методы. Методы этой группы субъективны и неотделимы от лица, делающего прогноз. Это, прежде всего, методы социологических исследований и экспертные методы.При программно-целевом планировании методы социологических исследований могут применяться для определения текущего положения в стране или на рынке определенных товаров, а экспертные методы – для более точного построения прогноза. Однако эвристические методы при программно-целевом планировании используются лишь как дополнение к другим методам, т. к. их точность относительно невысока. 2. Экономико- математические методы. При применении методов этой группы активно используются объективное наблюдение и измерение показателей. Затем с помощью расчетов и математического моделирования делается прогноз. Особое место в этой группе занимают статистические методы. Они используются во всех способах планирования и прогнозирования, в том числе и при программно-целевом планировании. Эти методы позволяют с высокой степенью достоверности определить различные состояния исследуемой системы в будущем. Все методы прогнозирования обладают своими достоинствами и недостатками. Поэтому для достижения эффективного результата рекомендуется комбинировать их друг с другом

  1. Принцип учета индивидуальных различий занимающихся, его реализация в процессе физкультурной практики. Понятие индивидуализации и дифференциации в обучении.

Ответ: В этом случае "учебно-воспитательный процесс, для которого характерен учёт типичных индивидуальных различий учащихся, принято называть дифференциацией, а обучение в условиях этого процесса – дифференцированным обучением". При этом различают внутреннюю и внешнюю дифференциацию. Под внутренней понимают такую организацию учебного процесса, при которой учёт индивидуальных особенностей учащихся производится в рамках их обучения в обычных группах. Все они работают по одинаковым учебным планам, программам и пособиям, но учитель использует индивидуальные методы работы, формы и средства обучения. Внутренняя дифференциация в рамках рассматриваемого подхода называется индивидуализацией обучения. Внешняя дифференциация – такая организация учебного процесса, при которой учащиеся объединяются в группы в соответствии с их особенностями, способностями и склонностями.

  1. Общая характеристика скоростных способностей. Формы проявления скоростных способностей. Методика воспитания быстроты двигательной реакции.

Ответ: Воспитание быстроты сложных двигательных реакций связано с моделированием в занятиях и тренировках целостных двигательных ситуаций и систематическим участием в состязаниях. для этого необходимо использовать специально подготовительные упражнения, в которых моделируются отдельные формы и условия проявления быстроты сложных реакций в той или иной двигательной деятельности. Вместе с тем создаются специальные условия, способствующие сокращению времени реакции. Этот компонент, когда объект появляется внезапно и движется с большой скоростью, составляет значительную часть всего времени сложной двигательной реакции — обычно больше половины. Стремясь сократить его, идут двумя основными путями:

 

воспитывают умение заблаговременно включать и «удерживать» объект в поле зрения, а также умение заранее предусматривать возможные перемещения объекта;

направленно увеличивают требования к быстроте восприятия объема и другим компонентам сложной реакции на основе варьирования внешними факторами, стимулирующими ее быстроту.

Время реакции выбора во многом зависит от возможных вариантов реакции, из которых должен быть выбран лишь один. Применяя для совершенствования реакции выбора специально подготовительные упражнения, последовательно усложняют ситуацию выбора (число альтернатив), для чего постепенно увеличавают в определенном порядке как число вариантов действии, разрешаемых партнеру, так и число ответных действий.

БИЛЕТ 18

  1. Научные методы прогнозирования в спортивной практике.

Ответ: Прогнозирование – это вид познавательной деятельности человека, обеспечивающий формирование прогнозов развития объекта на основе вероятностного, научно обоснованного анализа динамики его состояний. Следует различать такие виды прогнозирования: научный, эмпирический, интуитивный, эмоциональный. Для прогнозирования широко используются следующие методы: - метод логического анализа;

- метод экспертных оценок;- метод экстраполяции;

- аналогия;- интуитивное предвидение и гипотеза;- моделирование;

- систематизация;- классификация;- периодизация. Научное прогнозирование в спорте основывается на использовании метода экстраполяции (предполагает распространение выводов, полученных из наблюдения под одной частью явления, на другие его части). Экстраполяция позволяет осуществить прогнозы роста мировых рекордов на основе изучения соответствующих закономерностей в предшествующие годы. Экстраполяцию целесообразно использовать в комплексе с методом моделирования и экспертных оценок.

Точность прогнозов тем выше, чем короче период, на который они составляются, и чем объемнее и достовернее информация, которая для этого используется. Прогнозирование обычно подразделяют на: краткосрочное (в спорте минуты, часы, дни); среднесрочное (недели, месяцы,); долгосрочное (1-4 года); сверхдолгосрочное (6-15 лет).

 

  1. Принципы, выражающие специфические закономерности построения физического воспитания (обобщенная характеристика). Принцип непрерывности процесса физического воспитания и системность чередования в нем нагрузок и отдыха.

Ответ: Принцип постепенного наращивания развивающе-тренирующих воздействий; Принцип циклического построения занятий; Принцип циклического построения занятий; Принцип возрастной адекватности направлений физического воспитания;

Принцип непрерывности процесса физического воспитания.

Является одним из важнейших принципов построения занятий физическими упражнениями. Его реализация предусматривает недопустимость дискретности педагогического процесса, приводящей к снижению достигнутого уровня физичес­кой подготовленности. Целостность учебно-воспитательного процесса обеспечивается определением адекватной меры физической нагрузки и отдыха, которая бы способствовала реализации закономерностей интегративного взаимодействия срочного и отставленного тренировочного эффекта в кумулятивном процессе.

Его суть(чередования нагрузки) заключается в том, что нагрузка должна закономерно повышаться в соответствии с физиологическими особенностями адаптации организма к нагрузкам различной величины, так как длительное применение стандартной нагрузки приводит по мере приспособления к ней к снижению тренировочного эффекта.

Типичные формы динамики суммарной нагрузки в рамках этапов физического воспитания вытекают из трех основных положений:

Суммарная нагрузка, используемая в процессе физического воспитания, должна быть такой, чтобы ее применение не вызывало негативных отклонений в здоровье. Данное положение предусматривает систематический контроль за кумулятивным эффектом нагрузок. По мере адаптации к применяемой нагрузке, то есть, перехода приспособительных изменений в стадию устойчивого состояния, необходимо очередное увеличение параметров суммарной нагрузки. Чем выше достигнутый уровень подготовленности, тем значительнее увеличение параметров нагрузки. Использование суммарных нагрузок в физическом воспитании предполагает на отдельных этапах в системе занятий ее или временное снижение, или стабилизацию, или временное увеличение.

  1. Особенности средств и методики воспитания быстроты, определяющей скоростные характеристики движений целостного двигательного акта. «Скоростной барьер» и пути его предупреждения.

Ответ: Как и при воспитании других двигательных способностей, основу методики воспитания быстроты составляют прежде всего методы строго регламентированного упражнения. Здесь они представлены главным образом в виде повторного воспроизведения действий с максимальной или околопредельной скоростью в каждом из повторений, и повторно вариативного выполнения действий с предельными ускорениями. Процесс воспроизведения действий при этом регламентируется во всех его существенных моментах и параметрах (продолжительности фаз работы и отдыха, числе повторений и т. д.) так, чтобы создавались предпочтительные условия для проявления максимальной быстроты. Типичные черты такой регламен­тации состоят в следующем: как продолжительность каждого отдельного упражнения, так и число его повторений в процессе занятий лимитируют в пределах позволяющих избежать падения заданной скорости движений; ско­ростные упражнения утрачивают свой специфический эффект, как только скорость движений начинает существенно уменьшаться под воздействием утомления.

Методы строго регламентированного упражнения в процессе воспитания скоростных способностей следует постоянно дополнять соревновательным и игровым методами, которые обеспечивают более высокий эмоциональный подъем, столь необходимый для проявле­ния максимальной быстроты.

Одна из самых серьезных трудностей в процессе воспитания скоростных способностей состоит именно в том, чтобы предупредить образование скоростного барьера, а если он возник — сломать его.

1. Упрощение структуры действия

2. Использование облегчающих внешних ус­ловий, в том числе дополнительных сил, ускоряющих движения. Это направление представлено особенно разнообразными подхода­ ми и приемами. Среди них наиболее распространены при выполне­нии упражнений с внешним отягощением временное уменьшение обычно применяемого отягощения и регулярное чередование в определенном порядке уменьшенного и увеличенного отягощения

3. Лидирование и аналогичные способы «на­вязывания» новых скоростных параметров движений. Суть методических приемов этой группы заключается в использовании для формирования новых скоростных параметров движений наглядных ориентиров, вводимых с опережением по ходу действия и как бы увлекающих за собой спортсмена, а также механических и иных сил, принуждающих его соблюдать задаваемые скоростные параметры.

 

Сюд а относятся, в частности, следующие приемы:

передвижение за лидером-партнером, выполнение упражнений с использование лидирующих устройств типа звуколидеров, светолидеров и т.д. использование тренажеров типа автоматизированных тредбанов, бегущих дорожек и т. д.,

 

Билет 19

Вопрос 1. Понятие технологии в физическом воспитании. Технологии моделирования и программирования в физическом воспитании и спорте.
Ответ.
Вопрос 2.
Принцип постепенного наращивания развивающих тренирующих воздействий и адаптивного сбалансирования их динамики. Принцип цикличности в построении системы занятий. Принцип возрастной адекватности направлений физического воспитания.
Ответ.
Принципы - наиболее важные, краеугольные положения, которые, отражая фундаментальные закономерности воспитания в виде определенных правил и упорядочивающих требований, направляют деятельность воспитателя и воспитываемых к намеченной цели.
Принцип постепенного наращивания развивающе-тренирующих воздействий предусматривает обеспечение действенности физического воспитания на основе последовательной реализации более сложных двигательных задач, планомерного повышения двигательной активности, увеличения объема и интенсивности сопряженных с нею нагрузок (как факторов оптимизации индивидуального физического развития, приобретения и прогрессирования тренированности) по мере роста функциональных возможностей организма под воздействием этих и иных факторов. Целесообразное наращивание развивающе-тренирующих воздействий достигается с помощью направленного увеличения двигательной активности путем: соответствующей конкретизации целевых установок при выполнении физических упражнений и прогрессирующего изменения их моторных параметров (скорости, темпа и мощности движений, разового количества выполняемой физической работы и т.д.); регулярного обновления состава упражнений и условий их выполнения; последовательного прироста суммарного объема и интенсивности нагрузок. Суть принципа адаптивного сбалансирования динамики нагрузок:

  1. Суммарную нагрузку, необходимо регламентировать применительно к динамике тренированности занимающихся
  2. Очередное увеличение параметров суммарной нагрузки, за­даваемой в рамках серии либо ряда серий занятий, следует осу­ществлять преимущественно после того, как в результате адапта­ции к предыдущей нагрузке начинают уменьшаться вызываемые ею функциональные сдвиги
  3. В зависимости от степени прироста суммарной нагрузки и хода адаптации к ней необходимыми моментами регулирования ее динамики могут быть временная стабилизация или снижение ее уровня на фоне общей тенденции к нарастанию.

Принцип цикличности. Структурная упорядоченность процесса физического воспитания целостно выражается, кроме прочего, в его цикличности, т. е. в повторяющейся последовательности занятий, при которой отдельные занятия и целые серии их чередуются в порядке своего рода кругооборота.
Цикличность характерна в той или иной мере как для отдель­ных серий занятий, воспроизводимых в пределах сравнительно не­продолжительного времени, так и для крупных его периодов: микроциклы охватывают от двух до нескольких занятий, составляющих некоторую относительно завершенную се­рию; мезоциклы представляют собой серии микро­циклов (состоящие как минимум из 2, но чаще из 3—8 или иного числа микроциклов), которые чередуются в определенной последо­вательности, образуя относительно завершенные этапы физического воспитания; макроциклы охватывают крупные периоды процесса физического воспитания, каждый из которых может со­стоять из ряда средних циклов.

Принцип возрастной адекватности. Принцип возрастной адекватности направлений физического воспитания обязывает последовательно изменять доминирующую направленность процесса физического воспитания в различных его стадиях сообразно тенденциям возрастного физического развития воспитываемых. Речь идет, разумеется, не о том, чтобы идти на поводу у закономерно наступающих с возрастом изменений свойств организма, а о том, чтобы с учетом этих изменений целесообразно воздействовать на них в направлении оптимизации воз­растной динамики индивидуальных возможностей, качеств, способностей.

Вопрос 3. Выносливость как физическое качество: определение выносливости, показатели и факторы выносливости, типы выносливости, проявляемой в двигательной деятельности. «Общая» и «специальная» выносливость, задачи по воспитанию выносливости.
Ответ.
Выносливость – способность противостоять физическому утомлению. О степени развития выносливости судят по ряду показателей: время совершения деятельности (в одних случаях учитывается время, в течение которого удается совершать ее без снижения заданного уровня эффективности, оцениваемой по количественным и качественным критериям, в других — предельно возможное время выполнения работы «до отказа»); в серийно повторяемых упражнениях ациклического и комбинированного характера — суммарное число повторений (или суммарное число движений) в заданное время; в сложноорганизованных формах двигательной деятельности типа игр и единоборств — степень сохранения и изменения двигательной активности на протяжении обусловленного времени; так же учитывается и стабильность технически правильного выполнения действий. Выносливость — комплексная многофакторная способность. В основе ее лежат такие факторы, как: личностно-психические — прежде всего те из них, которые характеризуются силой мотивов и устойчивостью установки на результат деятельности; биоэнергетические - определяемые объемом энергетических ресурсов организма и функциональными возможностями его систем; факторыфункциональной устойчивости, позволяющие сохранить активность функциональных систем организма при неблагоприятных сдвигах в его внутренней среде; факторы функциональной экономичности (техн

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...