Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Цели социальной работы с безработными.




Тема. Социальная работа среди безработных

 

Цели социальной работы с безработными.

Социальные гарантии и компенсации для безработных граждан в РФ.

Психологическая поддержка безработных граждан.

 

Цели социальной работы с безработными.

Исторически сложилось так, что во всех странах при становлении социальной работы перед учредителями всегда вставал вопрос: в чем состоит изначальная цель социальной работы в данной конкретной стране и в данных конкретных условиях? Чьи потребности - индивида или общества - должны стать определяющими в деятельности социальных служб?

Отвечая на этот принципиальный вопрос, можно найти три аль­тернативных ответа.

· Первоочередная задача профессиональной социальной работы состоит в удовлетворении потребности общества и разрешении «человеческих проблем» в интересах общества, тем самым, приспособлении интересов или потребностей индивида к интересам общества в целом. В этом случае основная задача социальной работы сводится к контролирующим социальным функциям, к действиям по отношению к людям от имени об­щества. Однако, если социальная работа будет целиком и пол­ностью подчинена интересам общества, то она превратится в еще один дополнительный орган социального контроля и, в ко­нечном счете, вступит в конфликт со своими собственными цен­ностными установками и деградирует в чисто бюрократичес­кую государственную структуру.

· Первоочередная задача социальной работы состоит в том, что­бы удовлетворять потребности индивида, а интересы общества приводить в соответствие с потребностями индивида. Подоб­ный подход также может создать проблемы для развития соци­альной работы, когда общество, в конечном счете, в среде соци­альной работы станет восприниматься в качестве противника, с которым необходимо постоянно конфликтовать и бороться за социальные права клиентов. В мировой теории и практике социальной работы немало сторонников такой концепции со­циальной работы. Это, в основном, те кто отстаивает точку зре­ния, основанную на том, что социальные проблемы сводятся лишь к личностным проблемам и поэтому необходимо ограни­чить социальную работу лишь терапией или «лечением» отдель­ного индивида. При этом пользоваться в работе нужно сугубо психологическими методами.

· Первоочередная задача состоит в удовлетворении потребнос­тей как индивида, так и общества в равной степени. Социальный работник играет роль посредника между человеком и обще­ством. В поле зрения социальной работы находятся одновре­менно и в равной степени по своей важности как сам человек, так и его социальное окружение. В этом случае основная зада­ча состоит в нахождении баланса потребностей человека и по­требностей общества. Тогда цель социальной работы будет пред­ставлять собой объединение усилий человека и существующей системы в поисках и нахождении необходимых ресурсов, неис­пользованных возможностей и их реализации. При этом необ­ходимо, с одной стороны, помочь человеку найти его собствен­ные личностные ресурсы, возможности и способности справиться со своей проблемой, поднять его дух, усилить жизнестойкость человека, с другой стороны – найти и предложить наиболее эффективные и одновременно гуманные средства решения проблемы, которыми располагает данная система.

Конкретизируя цели социальной работы применительно к оказанию помощи безработным, их (цели) можно представить в виде схемы:

 

Цели социальной работы с безработными

 

Удовлетворение потребности людей в труде Устранение психологических барьеров на пути подбора клиентам подходящей работы Создание или изменение правовых и других норм и правил, государственных и прочих структур для наиболее полного удовлетворения права человека на труд

 

Организация и финансирование социальной работы. В большинстве стран государство материально поддерживают своих граждан в старости, больных, инвалидов, безработных. Оказывается помощь детям, женщинам во время беременности и родов. Граждане имеют право на бесплатную или частично субсидируемую государством помощь.

По критерию национальных особенностей той или иной страны, существующих политических и экономических условий европейские страны можно разделить по подходам к финансированию системы социа­льной поддержки на четыре группы:

I. Страны, где доминируют страховые принципы, где размеры вып­лат и пособий связаны с индивидуальными страховыми взносами;

II. Страны, где страховые принципы социальной защиты менее вы­ражены, где размеры пособий и выплат более соответствуют ин­дивидуальным потребностям, а финансирование осуществляет­ся в основном из налоговых фондов;

III. Страны, занимающие промежуточную позицию между первыми двумя;

IV. Страны, где системы социальной защиты, как таковой, пока еще нет, она только формируется.

Так, например в Германии, Франции, Бельгии системы социаль­ной защиты базируются на договорно - страховых принципах. Наем­ные трудящиеся и мелкие предприниматели выплачивают определен­ную часть своих доходов в страховой фонд, что дает им право воспользоваться услугами фонда, когда им понадобится помощь в раз­мерах, соответствующих их накоплениям в страховом фонде. Одно­временно работодатели от имени своих наемных рабочих также от­числяют определенные суммы в этот страховой фонд.

В большинстве случаев сумма выплат из страхового фонда зави­сит от заработной платы и связана с той суммой, которая была накоплена за счет взносов работающего и работодателя. Исключение со­ставляют расходы на медицинское обслуживание и семейные пособия. Основная цель этой системы - поддержать уровень жизни человека в случае его болезни, инвалидности и потери работы. Такая система позволяет перераспределить доходы человека на протяжении его физической жизни. Во всех европейских странах страховые отчисления являются основным источником финансирования социальной защиты. В некоторых случаях фонд может быть расширен за счет больших или меньших отчислений из общей расходной статьи национального, за счет налоговых выплат.

 

Финансирование мероприятий по содействию занятости населения в РФ. В Российской Федерации средства на финансирование мероприятий по содействию занятости населения (фонд занятости) формируются за счет обязательных страховых взносов работодателей, обязательных страховых взносов с заработка работающих, ассигнований при необходимости из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, добровольных взносов юридических и физических лиц, включая иностранных, других по­ступлений, в том числе средств, взыскиваемых с работодателей за нарушение требований, предусмотренных законодательством, и ак­кумулируются на счетах в учреждениях Центрального банка Россий­ской Федерации, других уполномоченных банков (ст. 22 З-на о занятости).

Размеры обязательных страховых взносов в фонд занятости, ас­сигнований из федерального бюджета, отчислений в федеральную часть фонда занятости, категории работодателей и работников, упла­чивающих страховые взносы и освобождаемых от их уплаты, объем доходов и расходов фонда занятости и отчет об их исполнении утвер­ждаются федеральными законами по представлению Правительства Российской Федерации (В настоящий момент размер обязательных страховых взносов работодателя в фонд занятости составляет 2,5% (было 1,5%) от фонда оплаты труда работников).

Фонд занятости не является юридическим лицом, находится в опе­ративном управлении и распоряжении органов службы занятости и расходуется на финансирование мероприятий по содействию заня­тости населения. Данный порядок финансирования позволяет орга­нам службы занятости предоставлять услуги, связанные с содействи­ем занятости граждан, бесплатно.

Основными средствами реализации целей социальной работы являются:

- создание сети специальных служб и работа в них;

- мобилизация социометрических ресурсов (деньги, государственные и др. службы, правовые документы и т.п.);

- специальные, а также междисциплинарные знания и умения;

- умение общаться с клиентами, принося им облегчение;

- раскрытие новых источников социальной работы с безработными.

Использование тех или иных средств социальными работниками зависит от хозяйственно-экономической структуры данного региона, конкретной территории, которая определяет характер занятости населения, степень наполнения рынка труда, отношение к властным органам и т.д.

 





©2015- 2017 megalektsii.ru Права всех материалов защищены законодательством РФ.