Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

4. Методы воспитания детей с ин




4. Методы воспитания детей с ин

Метод - это способ достижения цели или решения определенного класса задач.

Под методом воспитания подразумеваются способ выработки у ребенка с интеллектуальной недостаточностью механизмов своей активности в определенной, конкретной ситуации.

По Бабанскому:

I) Методы формирования сознания (не играют доминирующей роли): 1) беседа (исп. слово для воздействия на сознание), но она требует некой наглядности, т. е. показать то, о чём рассказываем (учим, нравственные и моральные качества объясняем), 2) формулирование требования, убеждения, внушения (суггестия). В порядке уменьшения эффективности, Методы Формирования Сознания могут быть расположены следующим образом: внушение, требование, убеждение, беседа, рассказ;

II) Методы формирования поведения и деятельности лидирующая группа методов в нашем случае: 1) демонстрация личного примера, 2) показ образца выполнения поведенческого действия, поведенческого акта, 3) методы драматизации (создание ситуации, требующей разрешения через определенные поведенческие акты), 4) методы накопления позитивного опыта решения поведенческой ситуации;

III) Методы стимуляции формирования поведения, деятельности и сознания: 1) методы поощрения; 2) наказания; 3) межличностная состязательность, соревнования (самый эффективный метод, противопоставление своих возможностей другим);

Запрет на наказание! (разрешены, если чьей-то жизни грозит опасность)

Методы формирования сознания не играют доминирующей роли в специальной школе. Самая востребованная группа методов в коррекционной школе – формирования поведения и деятельности: внушение, требование, убеждение самые эффективные.

Методы для эффективности необходимо использовать в комплексе, а не по одиночке.

Специфика процесса воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью.  

Таким образом, воспитание носит системный х-р и можно выделить специфику его подсистем:

- специфичная цель воспитания – приоритет – социальная адаптация, понимаемая как формирование стереотипов поведения при разрешении опр ситуации

- специфика задач (содержания) в приоритетном трудовом воспитании и нравственном

- среди средств организации воспитания специфично то, что в принципах В доминируют пр: коррекционной направленности, активности и сознательности, наглядности;

- в методах В: - доминирует использование методов формирования поведения и деятельности;

- в методах формирования сознания предпочтение отдается методам прямого воздействия (внушение, требование, убеждение);

- из методов стимуляции доминируют: поощрение + жёсткий запрет на использование наказания

- рез-т всегда имеет названные 4 недостатка.

 

Таким образом, процесс воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью обладает следующими характеристиками:

- это процесс эффективного взаимодействия воспитателей и воспитанников, направленный на достижение поставленных целей;

- это процесс, который обусловлен тем, что он динамичен, подвижен, изменчив и имеет многофакторный характер;

- отличается динамичностью, вариативностью, отдаленностью результатов от момента педагогического воспитательного воздействия;

- процесс комплексный, в нем должно просматриваться единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитания;

- процесс воспитания носит двусторонний характер: от воспитателя к воспитаннику (прямая связь) и от воспитанника к воспитателю (обратная связь), в системе коррекционной школы выделяется еще комбинированная связь — от родителей, учителей, психолога к воспитателю и от воспитателя к воспитаннику. Чем больше будет информации у воспитателя, причем объективной, тем прочнее будут связи, тем легче будет происходить выбор воспитательного воздействия.


ВОПРОС 15. МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ

План ответа:

1. Определение метода воспитания.

2. Классификация методов воспитания.

  • Методы формирования сознания
  • Методы организации деятельности и формирования поведения
  • Методы стимулирования поведения и деятельности
  • Методы самоконтроля и самооценки воспитательного воздействия

3. Факторы, определяющие выбор методов воспитания.

1. Определение метода воспитания.

Воспитание – целенаправленный и организованный процесс формирования личности.

а) в социальном смысле: передача социального и культурно-исторического опыта от старших поколений младшим.

б) в широком педагогическом смысле: специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие на ученика с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в семье и учебно-воспитательных учреждениях.

в) в узком педагогическом смысле: процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач.

В. С. Генецинский: процесс субъектно-объектного взаимодействия, направленный на выработку у ребенка механизмов управления активностью.

Под методом воспитания подразумеваются пути влияния на сознание, чувства, поведение школьника с целью формирова­ния уровня воспитанности, а также способ педагогического уп­равления деятельностью школьника (трудовой, общественной, познавательной, нравственной, игровой, спортивной, экологи­ческой) (Мозговой В. М., 2006 г., стр. 106).

Общепринятой является классификация методов воспитания, предложенная Ю. К. Бабанским: методы формирования сознания личности, методы организации деятельности и формирования поведения, методы стимулирования поведения и деятельности, методы самоконтроля и самооценки.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...