Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос 11. Современное состояние педагогической помощи лицам с умеренной и тяжелой умственной отсталостью




ВОПРОС 11. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ЛИЦАМ С УМЕРЕННОЙ И ТЯЖЕЛОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

План ответа:

1. Понятие умственной отсталости.

2. Система помощи лицам с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.

3. Содержание образования детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.

4. Особенности оценки результатов образования детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.

1. Понятие умственной отсталости

Умственная отсталость – это стойкое, органически детерминированное нарушение познавательной деятельности вследствие диффузного (разлитого) органического повреждения ЦНС. По мнению Выготского, Лурии, Лебединской, Певзнер, Сухаревой к признакам умственной отсталости относится:

1. Органическая обусловленность нарушений психического развития

2. Стойкость нарушений, их необратимость к норме.

3. Нарушение преимущественно познавательной сферы.

По современной международной классификации (МКБ - 10) на основе психометрических исследований и подсчета коэффициента интеллекта все формы умственной отсталости можно разделить на 4 степени глубины интеллектуального дефекта:

Легкая умственная отсталость-встречается чаще всего. Такие дети отстают в физическом развитии. Нарушаются: вербальное мышление, обобщения; медленная наполняемость словаря. Они нуждаются в специальных образовательных условиях. Ребенок с легкой УО обучаем и это обучение направленно на развитие умений решать оперативные задачи. После окончания школы эти лица могут благополучно трудиться на производстве по полученной профессии и вести самостоятельную жизнь. Они дееспособны, несут воинскую повинность, наследуют имущество, участвуют в выборах и т. д.

Дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью отличаются выраженным недостаточностью мыслительной деятельности, препятствующим освоению предметных учебных знаний. Умеренная и тяжелая УО выявляются в ранние периоды развития. Данная категория детей значительно позже начинают ходить. Речь появляется к концу дошкольного возраста и представляет собой отдельные слова, редко фразы. Грубо нарушены ощущение, восприятие, внимание, память. Обучение направленно на развитие умений выполнять бытовые задачи. После окончания школы

могут выполнять простейший обслуживающий труд (склеивание коробок, конвертов и т. д. ).

Глубокая умственная отсталость - снижены пороги чувствительности, грубо нарушена моторика, пространственная ориентировка. Недоступно осмысление окружающего. Речь развивается крайне медленно и часто остается на уровне звукоподражаний. Однако такие люди все-таки способны к развитию. Их можно обучить навыкам общения - речевым или безречевым, расширить их представление об окружающем мире. Обучение происходит по СИПРу и направлено на улучшение качества жизни и его окружения. Чаще всего лица с глубокой УО определяются в интернаты, где за ними осуществляется уход.

2. Система помощи лицам с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.

Действующая система коррекционной помощи детям с множественными нарушениями:

Здравоохранение: дом ребенка; больницы; поликлиники + служба ранней помощи; медицинские центры.

Социальная защита: детские дома-интернаты; реабилитационные центры + служба ранней помощи; центры социального обслуживания населения.

Образование: ПМПК; дошкольные учреждения (СРП(служба ранней помощи), детские сады, спец. группы, группы кратковременного пребывания и др. ); образовательные организации (спец. классы, группы, надомное обучение, семейное образование, дистанционное образование); центры псих-пед., мед. и соц. помощи.

Обучающийся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) получает образование по АООП (варианты 1 и 2), которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями сверстников, не имеющих ограничений здоровья. На основе Стандарта создается АООП, которая при необходимости индивидуализируется (специальная индивидуальная программа развития; далее ― СИПР), к которой может быть создано несколько учебных планов, в том числе индивидуальные учебные планы, учитывающие образовательные потребности групп или отдельных обучающихся с умственной отсталостью. АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), имеющих инвалидность, дополняется индивидуальной программой реабилитации инвалида (далее - ИПР) в части создания специальных условий получения образования. Определение одного из вариантов АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) осуществляется на основе рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, сформулированных по результатам его комплексного психолого-медико-

педагогического обследования, с учетом индивидуальной программы развития инвалида (далее ― ИПР) и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Особенности и своеобразие психофизического развития детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, определяют специфику их образовательных потребностей. Наполняемость класса/группы обучающихся по 2 варианту АООП должна быть до пяти человек.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...