Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1. Основные понятия научно-исследовательской работы




1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ

1. 1. Понятия «наука», «научная рациональность», «научное исследование».

       Юриспруденция в лице правовых (юридических) наук позиционирует себя как наука, а современная юридическая практика стремится к тому, чтобы быть научно осмысленной и наукой определяемой («руководимой», направляемой). Тем самым, при рассмотрении основных понятий научно-исследовательской работы, понятия «науки» и научности исследовательской деятельности (как проявления «научной рациональности») выступают как исходные, ключевые.

    Вопросы возникновения и развития науки, становления научного подхода ко всем направлениям человеческой деятельности исследуются такими науковедческими дисциплинами, как философия науки, социология науки, наукометрия и другие [1]. Специалисты в области отдельных наук, при подготовке к защите кандидатских диссертаций, сдают кандидатский экзамен по истории и методологии соответствующей науки. Будущие юристы, обучающиеся в магистратуре, изучают дисциплину «История и методология юридической науки». Для студентов ФНО, которые в рамках школьных общеобразовательных программ получили лишь самые общие представления о таких науках как математика, география, история и т. п., обращение к вопросам методологии научной познавательной деятельности, к так называемой «научной рациональности» вообще, может показаться несколько преждевременным. Но, как представляется инициаторам введения «Основ исследовательской деятельности» даже в общеобразовательных школах, не только возможным, но и необходимым, поскольку современность предъявляет новые, повышенные требования к образовательному уровню выпускников всех видов учебных заведений.

Согласно науковедческим исследованиям, наука, имея многочисленные определения[2], выступает в трёх основных значениях. Она понимается либо как форма деятельности, либо как система или совокупность дисциплинарных знаний, или как социальный институт[3]. В последнем своём значении, наука рассматривается не только как форма человеческой деятельности и совокупность научных знаний, но и как система взаимосвязей между научными организациями и членами научно­го сообщества, включающая различного рода коммуникации учёных, их профессиональную подготовку, материальную базу науки, её финансы, системы научной информации и распространения научных знаний, нормы, ценности науки и т. п. [4]

Рассматривается наука и в качестве социокультурного феномена (явления). Тем самым фиксируется двоякая фундаментальная зависимость и взаимообусловленность науки и общества: как социокультурный феномен наука возникла, отвечая на определённую потребность человечества в производстве и получении истинного, адекватного знания о мире, и существует, в свою очередь, оказывая весьма заметное воздействие на развитие всех сфер общественной жизни. В. М. Сырых, автор учебника «История и методология юридической науки»[5], определяет правовую науку как социокультурный институт, который оказывает ре­шающее воздействие на многие стороны современного общества и государства, в том числе:

- является действенным гарантом прогрессивного развития, совершенствования законодательства, его способности обеспечи­вать эффективное регулирование общественных отношений;

- определяет научно обоснованные пути совершенствования правотворческой, правоприменительной практики, борьбы обще­ства и государства с противоправными посягательствами на права и свободы личности, иных субъектов права; разрабатывает пред­ложения о применении в правотворческой, правоприменительной деятельности современной вычислительной техники, иных дости­жений научно-технического прогресса;

- содержит рекомендации о формах и методах совершенство­вания демократических форм правления, привлечения населения к участию в деятельности государства, в решении актуальных за­дач формирования правового государства; готовит предложения по совершенствованию деятельности органов государственной власти и должностных лиц, преодолению в их деятельности таких негативных явлений, как коррупция, бюрократизм и волокита[6].

«Как неотъемлемая часть культуры общества (выделено нами – Н. Д. ), - пишет автор учебника, - правовая наука наиболее ярко проявляет себя в сфере образования и воспитания. …Каждый обучаю­щийся основам права должен не просто запомнить те или иные принципы и нормы права, но и выработать у себя, во-первых, стойкую установку на правомерное поведение и, во-вторых, ак­тивную жизненную позицию непримиримого отношения к право­нарушениям, совершаемыми другими»[7].

Понимание науки как социального (социокультурного) института позволяет некоторым исследователям в области истории науки достаточно однозначно отвечать на вопрос о времени и месте её возникновения – это Западная Европа рубежа XVI - XVII веков. Программу организации науки в виде социального института, призванного играть весьма важную роль в жизнедеятельности государства, мы находим у английского философа и государственного деятеля Френсиса Бэкона (1561 – 1621). Он полагает, что для «Великого Восстановления Наук» (название одного из основных произведений философа – Н. Д. ) необходимы:

- мудрое управление наукой (это задача правителей, которые должны создавать учёные учреждения, библиотеки, приобретать орудия и инструменты, обеспечивать людей науки вознаграждением …);

- правильный метод получения новых знаний;

- общее согласие в научной работе, восполняющее недостаток сил одного человека.

Идея профессионально-организованной научной деятельности к рубежу XVI - XVII веков уже была частично реализованной в связи с преподавательской деятельностью в учебных заведениях (церковных и светских), и в Академиях типа Платоновской в древней Греции. Подобные Университета, начиная с XV века, на среднем Востоке и в Европе обычно объединяли немногочисленных любителей философии, теологии, литературы, искусства. Но в смысле программных заявлений Ф. Бэкона, наукой, как видом государственно-организованной профессиональной деятельности, начинают заниматься с создания академий иного типа. 28 ноября 1660 года в Лондоне 12 учёных на своём собрании составляют «Меморандум», в котором заявят о желании создать «Коллегию» для развития физико-математического экспериментального знания. Позднее это станет «Лондонским королевским обществом по развитию естественных наук». По этому образцу в 1666 году создаётся Парижская академия наук, в 1670 – Берлинская, в 1724 – Петербургская[8]. К концу XVIII, началу XIX века, наука становится и дисциплинарно организованной, включая четыре основных блока: математику, естествознание, технические науки, социально-гуманитарные науки[9].

Если наука, в бэконовском и современном её понимании, возникает на рубеже XVI – XVII веков, то предшествующий период в становлении и развитии математики, астрономии, этики, логики, права…, очевидно, следует считать преднаучным (донаучным), когда зачатки знаний, в последствие ставшие научными и наукой продуцируемыми, формируются в рамках других направлений человеческой деятельности. Прежде всего, в практической деятельности: хозяйственной, строительной, политико-управленческой, военной, медицинской. А также в сферах сегодня называемых духовно-практической и духовной – представленных, главным образом, философией, но также, религией, искусством… и даже, астрологией, алхимией, различными видами магических искусств.

Весьма важным (если не главным) в бэконовской программе «восстановления наук», является применение в обновляемой науке правильного метода. В работе, в противопоставление «Органону» Аристотеля названной «Новый Органон, или Истинные указания для истолкования природы» (1620), Ф. Бекон закладывает основы, так называемой индуктивно-экспериментальной методологии, в последствие, уже у И. Ньютона, органично связанной с широким использованием математики и дедукции. Излагая собственное понимание научного метода, И. Ньютон отмечает, что при проведении научного исследования следует:

а) провести опыты, наблюдения, эксперименты;

б) посредством индукции вычленить в чистом виде отдельные стороны естественного процесса и сделать их объективно наблюдаемыми;

в) понять управляемые этими процессами фундаментальные закономерности, принципы, основные понятия;

г) осуществить математическое выражение этих процессов, т. е. математически сформулировать взаимосвязи естественных процессов;

д) построить целостную теоретическую систему путём дедуктивного развёртывания фундаментальных принципов[10].

Англичанина И. Ньютона, вместе с итальянским физиком, астрономом и математиком Г. Галилеем, немецким астрономом Кеплером, считают разработчиками первого образца классической науки (сначала в образе небесной механики). Самым интересным, в аспекте особенностей научного познания, здесь является то, что, во-первых, обобщения производятся на основе тщательных наблюдений и измерений; во-вторых, установленные законы природы имеют не только качественные, но и количественные характеристики, выражаются в математической форме; в-третьих, науку интересует не столько, почему всё так устроено (что или кто за этим стоит), а как это происходит, какими зависимостями характеризуется.

В науке XVII века главной формой закрепления и трансляции научных знаний становится книга. В своём главном труде - «Математические начала натуральной философии» (1687) и ряде других работ, Ньютон формулирует основные понятия и законы классической механики, даёт математическую формулировку закона всемирного тяготения, теоретически обосновывает законы Кеплера, и с единой точки зрения объясняет большой объём опытных данных (неравенства движения Земли, Луны и планет, морские приливы и др. ). Считается, что И. Ньютон завершил построение новой революционной для того времени картины природы, правда, ошибочно полагая, что из начал механики можно вывести (или к ним свести) и остальные природные явления.

На этапе классической науки (период с рубежа XVI – XVII веков до рубежа XIX-XX веков) формируются и основные критерии научности знания (читай – характеристики научной рациональности). Это:

- правильный метод получения знания, заключающийся в экспериментально-опытном его (знания) обосновании;

- системная организация знания, отвечающая логическим критериям доказательности и непротиворечивости, позволяющая отражать предмет познания на сущностном уровне;

- основная представленность знания теориями и сформулированными законами, обычно выраженными и в математической форме[11];

- интерсубъективность знания (его «онтологичность», объективность, предполагающая, что влияние субъекта познания сведено к минимуму).

Названные признаки научной рациональности обычно приводятся и современными учёными. Например, автор учебника и варианта программы учебного курса «История и методология юридической науки» В. М. Сырых, определяя правовую науку как «систему научно обоснованных эмпирических и теоретических знаний о праве, закономерностях его становления, развития и функционирования», в числе основных критериев научного знания называет рациональность, новизну, достоверность, истинность, логическую непротиворечивость[12]. Правда, следовало бы иметь в виду, что рациональность - свойство не только научной познавательной деятельности. Знания могут быть не только научными, но и ненаучными, обыденными, обусловленными религиозным, философским, художественным видением мира, а также истинными и ложными. И если отличия научного знания (и познания)[13] от обыденного, религиозного, художественного достаточно чётко определяемы, то различения знания (и познания) научного и философского (с очевидным признаком рациональности того и другого), или, другими словами, различия науки и философии – не так очевидны.

Ответы на вопрос: «Является ли философия наукой? » - сегодня не однозначны. Довольно долго философию считали «царицей наук» или «наукой наук». Знания, в последствие ставшие научными, вплоть до XIX века считались философскими и формирующимися в рамках философии[14]. Вопрос о необходимости принципиального различения научного и философского знания был впервые поставлен в первой трети XIX века представителями философии позитивизма. Её основоположники, французский философ Огюст Конт и английский философ Герберт Спенсер, интеллектуальную эволюцию человечества разделили на три стадии: теологическую, философскую и собственно научную (позитивную). Философия подверглась критике за слишком умозрительный характер выдвигаемых ею положений, которые казались очень уж абстрактными и оторванными от реальной жизни. Естественные же науки, где в основе теоретических обобщений лежали данные опыта, экспериментов, тщательных наблюдений и измерений, демонстрировали несомненные успехи. Вроде бы действительно наступала эра господства положительной науки, когда её технические и технологические воплощения становились определяющими в дальнейшем развитии человеческой цивилизации.

Важно и то, что некоторым мыслителям стала казаться, что и на вопросы возникновения и устройства Вселенной, происхождения и сущности человека, на многие другие вопросы, раньше считавшиеся чисто философскими или находившимися в ведении религии, должны давать ответ не философия и религия, а положительная наука. Мы уже отмечали, что на этапе существования классической науки была сформирована первая научная картина природы, получившая название механической картины мира. Формирующееся отношение науки к религии (а, равно, и к философии) хорошо иллюстрирует якобы имевший место случай при встрече императора Наполеона с французским учёным Лапласом (1749 – 1827), автором «Тракта о небесной механике». Когда император поинтересовался - почему из схемы учёного не видно, какое в ней место занимает Бог – Лаплас с гордостью ответил, что он не нуждался в этой гипотезе.

Дальнейшее развитие науки и философии, а науке ещё предстоит пройти этапы неклассической науки (с рубежа XIX – XX века до второй половины XX века) и вступить в этап постнеклассической науки (со второй половины XX, начала XXI века)[15], позволит пересмотреть решение вопроса о соотношении философии и науки. Научная картина мира, вместе с философскими основаниями науки, войдёт в так называемый метатеоретический уровень научного знания (выделяемый в современной науке наряду с уровнями эмпирическим и теоретическим). Позднее, на содержании этих, сопряжённых с категорией «науки» понятий, мы остановимся более подробно.

В характеристике науки как социального института, важное место отводится классификации наук. До недавнего времени широкую известность имела классификация, данная Ф. Энгельсом в его работе «Диалектика природы». Исходя из развития движущейся материи от низшего к высшему, он выделил механику, физику, химию, биологию, социальные науки. На этом же принципе субординации форм движения материи основана классификация наук нашего отечественного учёного Б. М. Кедрова. Он разли­чал шесть основных форм движения материи: субатомно-физическую, химическую, молекулярно-физическую, геологическую, биологическую и социальную[16].

Как в недавнем прошлом, так и в настоящее время в зависимости от сферы, объекта (предмета) и методов познавательной деятельности различают науки:

1) о природе - естественные;

2) об обществе - гуманитарные и социальные;

3) о мышлении и познании - логика, гносеология, эпистемология и др.

Используются и другие классификации. Например, в зависимо­сти от связи с практикой науки делят на фундаментальные (теоретиче­ские), которые выясняют основные законы объективного и субъективного мира и прямо не ориентированы на практику, и прикладные, которые на­правлены на решение технических, производственных, социально-­технических проблем. В статистических сборниках принято различать сектора науки: академический, отраслевой, вузовский и заводской.

Современная наука, проникающая практически во все более или менее значимые сферы человеческой жизнедеятельности, становится и всё более сложным социальным образованием (сложноорганизованным социальным институтом). К началу XXI-го века наука насчитывала более 15 тысяч научных дисциплин, причём процессы дифференциации (дробления) и интеграции (объединения) знаний продолжаются и сегодня. Возникают новые науки на их стыках (типа математической логики, физической химии…), путём соединения принципов и методов двух отдельных наук (например, геофизика, экономическая география). Путём объединения (скрещивания) ряда наук образуются так называемые комплексные науки (например, океанология, кибернетика, синергетика). И термин «наука» мы применяем как к названию отдельной науки (физика, химия, социология и т. п. ), так и к отдельной их (наук) разновидности, а также, сектору, отрасли, направлению.

Науковедческие дисциплины осуществляют классификацию наук не только в выше приведённом (как бы синхронном, «горизонтальном»), но и диахронном («вертикальном», историческом) измерении. Так, выделяя этап преднауки (от появления первичных форм научного знания в цивилизациях Древнего мира - до рубежа XVI – XVII веков, времени возникновения науки как социального института), исследователи науки, как уже отмечалось, также говорят об этапе классической науки (от рубежа XVI – XVII веков, до рубежа XIX – XX веков), затем, об этапе неклассической науки (с рубежа XIX – XX веков - до второй половины XX века), и о современном этапе постнеклассической науки (со второй половины XX, начала XXI века). Обращение к диахронному  («вертикальному», историческому) измерению развития науки было бы весьма поучительным в аспекте понимания механизмов развития науки, качественных изменений в характере её развития (чередования эволюционных и революционных периодов), совершенствовании форм и методов научной познавательной деятельности, изменений в критериях научной рациональности, в соотношении науки и философии, естественнонаучного и гуманитарного знания, в переоценке ценностей науки и т. п. Но данная задача вряд ли выполнима в рамках учебного курса ОИД[17].

В процессе исторического развития науки, разумеется, углубляются и усложняются представления о классификационных характеристиках науки, которые «привязываются» (специализируются) применительно к решению разных познавательных, информационных и организационных задач. Так в «Классификаторе направлений и специальностей высшего профессионального­ образования с перечнем магистерских программ (специали­заций), разработанных научно-методическими советами – отделениями УМО по направлениям образования, сегодня выделяются:

1) естественные науки и математика (механика, физика, химия, биология, почвоведение, география, гидрометеорология, геология, экология и др. );

2) гуманитарные и социально-экономические науки (культурология, теология, филология, философия, лингвистика, журналистика, книговеде­ние, история, политология, психология, социальная работа, социология, регионоведение, менеджмент, экономика, искусство, физическая культура, коммерция, агроэкономика, статистика, искусство, юриспруденция и др. );

3) технические науки (строительство, полиграфия, телекоммуника­ции, металлургия, горное дело, электроника и микроэлектроника, геоде­зия, радиотехника, архитектура и др. );

4) сельскохозяйственные науки (агрономия, зоотехника, ветеринария,

агроинженерия, лесное дело, рыболовство и др. )»[18].

Обратим внимание на то, что здесь технические и сельскохозяйственные науки выделены в отдельные группы, математика хоть и сопряжена, но не отнесена к естественным наукам, а философия полагается наукой (с отнесением к гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам).

В Номенклатуре специальностей научных работников, утвержден­ной Министерством науки и технологий РФ 25 января 2000 г., указаны следующие отрасли науки: физико-математические, химические, биологические, геолого-минералогические, технические, сельскохозяйственные, исторические, экономические, философские, филологические, географи­ческие, юридические, педагогические, медицинские, фармацевтические, ветеринарные, искусствоведение, архитектура, психологические, социологические, политические, культурология и науки о земле.

Каждая из названных групп наук может быть подвергнута дальнейшему членению. Так, юридические науки, изучающие государственно - ­правовые явления, делят на следующие группы:

1) исторические (история отечественного государства и права, исто­рия государства и права зарубежных стран, история политических и право­вых учений);

2) отраслевые (конституционное право России, гражданское право, гражданское процессуальное право, административное право, трудовое право, уголовное право, уголовно-процессуальное право, международное право и др. );

3) прикладные (криминалистика, криминология, правоохранитель­ные органы, юридическая психология, прокурорский надзор, юридическая статистика, судебная медицина и др. ).

Некоторые авторы теорию государства и права включают в группу историко-теоретических наук[19], справедливо полагая, что по отношению к другим юридическим наукам она выступает как обобщающая (фундаментальная) и выпол­няющая гносеологическую (теоретико-познавательную) и методологическую функции.

По родовому предмету исследования также можно различать науки:

 государственно-правового цикла (теория государства и права, конституционное право, муниципальное право и др. );

гражданско-правового цикла (гражданское право, предпринимательское право, семейное право, гражданское процессуальное право и др. );

уголовно-правового цикла (уголовное право, криминология, криминалистика, уголовно-исполнительное право, уголовный процесс и др. );

административно-правового цикла (административное право, финансовое право, налоговое право, таможенное право и др. );

историко-правового цикла (история отечественного государства и права, история политических и правовых учений и др. );

международно-правового цикла (международное право, международное частное право, европейское право и др. ).

                            В учебнике В. М. Сырых[20] отрасли правовой науки по сфере действия закономерностей функционирования и развития государства и права, образующих их предмет, делятся на две группы: общиеиспециальные (конкретные). В первую группу входят: общая теория права, история полити­ческих и правовых учений, история государства и права, методо­логия правовых исследований (метод правовой науки). Специальные отрасли права включают: 1) отраслевые юридические науки;  2) науки об организации деятельности судов, правоохранительных органов и учреждений юстиции; 3) прикладные юридические нау­ки;      4) науку международного права.

                          Система отраслевых юридических наук соответствует совокуп­ности ныне действующих отраслей российского права и состоит, как считает В. М. Сырых, из 11 элементов: 1) науки конституционного права; 2) науки гражданского права; 3) науки административного права; 4) науки финансового права; 5) науки экологического права; 6) науки трудо­вого права; 7) науки семейного права; 8) науки уголовного права; 9) науки уголовного процесса; 10) науки гражданского процесса; 11) науки земельного права.

                           Научные дисциплины, изучающие деятельность органов и учрежде­ний юстиции, включают «Организацию судеб­ной деятельности», «Правоохранительные органы», «Организацию прокуратуры», «Адвокатура» и др. Прикладные отрасли правовой науки возникают на стыке правовой науки и иных неюридических наук в целях использования достижений этих наук для решения соответствующих правовых задач. В числе этих научных дисциплин чаще всего называют законодательную технику, правоприменительную тех­нику, криминалистику, технику толкования норм права, технику систематизации и учёта законодательства, правовую информати­ку, юридическую психологию, юридическую педагогику, судеб­ную статистику, судебную медицину, судебную психиатрию. Особую отрасль правовой науки составляет наука международ­ного права, в разработке которой принимают самое непосредст­венное участие правоведы многих, практически всех стран мира, а её предметом являются закономерности формирования норм, призванных установить на земле единый правовой порядок, обеспечить реальное равноправие стран, рас, наций, народов, индивидов.

                               Сложный состав правовой науки, полагает В. М. Сырых, обусловливается тем, что функционирование и развитие государства и права осуществляют­ся под воздействием весьма сложной системы самых различных правовых, политических и иных закономерностей, а посему, всестороннее и полное познание правовой науки объективно требует выделения всех ны­не действующих её отраслей. Процесс фор­мирования системы правовой науки не следует считать завершенным. Прогресс в развитии общества неизбежно при­ведёт к появлению новых отраслей права. Новые отрасли правовой науки могут создаваться и под воздействием её потребностей в более глубоком изучении своего предмета, обеспечении более тесных связей с практикой, совершенствовании методов управления сферой юридической науки и юридического образования. Например, в настоящее вре­мя в юридической литературе вполне обоснованно ставится во­прос об образовании таких новых отраслей юридической науки, как образовательное право, методология юридической науки, фи­лософия права, социология права и других.  

                              Правомерно утверждение, что основной формой (способом) существования и развития науки является научное исследование. В ст. 2 Федерального закона РФ от 23 августа 1996 г. «О науке и государственной научно-технической политике» приводилось следующее краткое определение: научная (научно-исследовательская) деятельность - это деятельность, направленная на получение и применение новых знаний.   С точки зрения процессуальной, научное исследование – это, прежде всего, взаимодействие субъекта и объекта познания. Субъект исследования – конкретный исследователь, научный работник, специалист научной организации, организация. Разумеется, что субъект на проведение исследования должен быть определённым образом мотивирован, материально, методологически и методически вооружён. Объект (предмет) исследования – это то, на что исследование направлено.

В современных научных исследованиях принято различать объект и предмет исследования. Но в силу семантической близости этих понятий (objectum с лат. переводится как предмет), они или отождествляются, или определяются противоположным образом:

а) объект – это та реальность, на которую ориентирован исследователь, а предмет – это грань, аспект этой реальности, т. е. объекта;

б) предмет - это та реальность, на которую ориентирован исследователь, а объект – это грань, сторона, аспект предмета.

Не вдаваясь в сравнительный анализ приведённых точек зрения, ограничимся констатацией того, что большинство учёных, обращаясь в теоретическом и практическом аспектах к указанной проблеме, склоняются к точке зрения под пунктом а). Например, полагая, что объект исследования - это материальная или идеальная системы, фрагмент или явление реального мира, а предмет – интересующий исследователя аспект этой реальности (т. е. объекта). Скажем, структура системы, взаимодействие её элементов, различные свойства, закономер­ности развития и т. п. В предмете теории государства и права А. В. Малько, один из авторов учебника «Теория государства и права», выделяет два основных блока: 1) наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права; 2) систему основных понятий юриспруденции, которые пронизывают все юридические науки[21].

Интересно об объекте и предмете правовой науки рассуждает В. М. Сырых. Он пишет: «В объект правовой науки в целом и её отдельных отраслей входят государство, право, правоотношения, правонарушения и другие политико-правовые явления. Именно они составляют основу объекта (выделено нами – Н. Д. ) юридической науки»[22]. В качестве объекта политико-правовых исследований могут выступать и различные виды социально-политической и юридической практики, которые вообще рассматриваются как основа и конечный пункт научного исследования, а также методологические проблемы правоведения. Поскольку же, продолжает рассуждать В. М. Сырых, общество представляет собой сложный целостный организм, все компоненты которого тесно связаны друг с другом, постоянно испытывают позитивное или негативное воздействие других соци­альных явлений (так, на процесс реализации норм права, их воплощение в конкретных правовых отношениях непосредственно влияют экономика, политика, культура и другие сферы общества, а также субъективные факторы: цели субъектов правоотношений, их правовая психология, профессиональный и жизненный опыт, политико-правовые чувства, эмоции), то объект теории государства и права как основа, начальный пункт научного позна­ния, должен включать не только политико-правовые феномены (государство, право, правоотношения, правонарушения), но и конкретно-исторические условия их существования. Особое вни­мание следует уделять реальному поведению индивидов и иных субъектов права, направленному на реализацию норм права в кон­кретных правоотношениях, а также правовой психологии граж­дан, должностных лиц, их оценкам действующего права, деятель­ности государственных органов и мотивам правомерного или противоправного поведения. Именно в этих реальных процессах определяется способность действующего права быть эффектив­ным регулятором общественных отношений, равно как и способ­ность государства обеспечивать эффективное управление делами общества.

Предметом же правовой науки являются закономерности функционирования и развития исследуемой реальности. Соответственно, закономерности, составляющие предмет правовой науки, полагает автор учебника, по сфе­ре их действия могут быть подразделены на пять основных видов:

1) законо­мерная связь наиболее простых государственных и правовых явле­ний - нормы права, правоотношения, правонарушения; 2) закономерная связь сложных государственных и правовых явлений, таких как механизм правового регулирования, система законода­тельства, механизм государства, отрасль права; 3) закономерно­сти, присущие государству и праву в целом; 4) закономерная связь государства и права с экономикой, культурой и другими социаль­ными сферами; 5) закономерности познания государства и права[23].

Разумеется, приведённая точка зрения на объект и предмет правовой науки не является бесспорной (достаточно её сравнить с определением предмета теории государства и права у А. В. Малько, см. стр. 17). По-разному различаются объект и предмет научного исследования в специальных (отраслевых) юридических науках, а тем более – в рамках конкретного научного исследования, но более подробное обсуждение этой проблемы в рамках нашего учебного пособия не представляется возможным.

Продолжая содержательный анализ понятия «научное исследование», следует отметить, что научные исследования можно классифицировать по различным основаниям, например:

- по разновидностям наук (см. классификацию наук);

- по целевому назначению (с различением фундаментальных, прикладных, поисковых исследований и разработок);

- по источнику финансирования (бюджетные, хоздоговорные и не финансируемые);

- по длительности ведения исследования (долго­срочные, краткосрочные и экспресс-исследования).

Для студента, изучающего курс ОИД, некоторый интерес может представлять классификация по целевому назначению. В Федеральном законе от 23 августа 1996 г. «О науке и государст­венной научно-технической политике» приводятся следующие определения фундаментальных и прикладных научных исследований. Фундаментальные научные исследования - это экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых зна­ний об основных закономерностях строения, функционирования и разви­тия человека, общества, окружающей природной среды. Например, к чис­лу фундаментальных можно отнести исследования о закономерностях становления и функционирования правового государства или о мировых, региональных и российских тенденциях преступности. К фундаментальным относят и исследования, связанные с созданием, разработкой новых принципов, методов исследования.

Прикладные научные исследования - это исследования, направлен­ные на получение и применение новых знаний для достижения прак­тических целей и решения конкретных задач. Например, как прикладные можно рассматривать рабо­ты о тактике и методике расследования отдельных видов преступлений или о предупреждении преступлений на отдельных территориях или предприятиях. Научные исследования в сфере юридических наук зачастую пред­ставляют собой сочетание двух названных видов, и поэтому их следует именовать теоретико-прикладными.

Поисковыми называют научные исследования, направленные на опре­деление перспективности работы над темой, отыскание путей решения на­учных задач. Разработкой называют исследование, которое направлено на внедре­ние в практику результатов конкретных фундаментальных и прикладных ис­следований.

Для студента юридического вуза принципиально важно правильное понимание специфики научных юридических исследований, их разновидностей, структуры, организационных, методологических, методических и процедурных аспектов проведения. В учебном пособии «История и методология юридической науки» научное юридическое исследование определяется «как познавательная деятельность, осуществляемая в целях получения новых научно обоснованных, рациональных знаний по предмету или объекту правовой науки» [24]. При этом, автор пособия В. М. Сырых, не отрицая различия фундаментальных и прикладных правовых исследований, предлагает также различать:

- исследования ненаучные, осуществляемые на уровне обыденного сознания или представителями средств массовой информации, искусства и даже профессиональными юристами, не обладающими для проведения научных правовых исследований знаниями и умениями;

- научные правовые исследования, осуществляемые на  эмпирическом, теоретическом и метатеоретическом уровнях познания;

- научные правовые исследования представителей отраслевых юридических наук;

- научные правовые исследования догматические (формально-юридические), сравнительно-правовые, конкретные социально-правовые, историко-правовые, теоретико-правовые, прогностические[25].

Основными стадиями (этапами) правовых исследований полагаются: целеполагания, подготовительная, эмпирическая, теоретическая, изложения и опубликования результатов исследования. Отмечается, что на стадии целеполагания решаются главные, стратегические вопросы исследования: а) что подлежит исследованию; б) какие позитивные результаты можно ожидать по его завершению; в) с помощью каких методов могут быть получены ожидаемые результаты. Для конкретизации этих вопросов следует: «1) конкретизировать суть и содержание исследуемой проблемы; 2) определить объект и предмет исследования; 3) выбрать методы, способные обеспечить достижение ожидаемых научно обоснованных результатов»[26].

Для более подробного и глубокого ознакомления с вопросами разновидностей, структуры, организации, методологии и методов научных правовых исследований студент ФНО может обратиться к цитируемому учебному пособию.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...