Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Государственное регулирование экономики




47.​ Регулирование экономики: сущность, роль государства, кейсианский и монетаристский подход. Теории и принципы государственного регулирования экономики

Государственное регулирование в рыночном хозяйстве - целенаправленное воздействие государства на микро - и макроэкономические процессы развития экономики в целях поддержания ее стабильности или изменения в нужном обществу направлении. Выделяют различные стороны - практическую и научную. Практический опыт - это совокупность конкретных мер по реализации государственного регулирования. Теоретический аспект - систематическое научное исследование мотивов, действий, мер, нацеленных на формирование наиболее эффективного развития национальной экономики. Исходя из сущности, определяются цели государственного регулирования. Экономическая наука рассматривает на глобальном уровне основную, высшую цель регулирования и прикладные цели. В любой стране высшая цель должна сводиться к достижению максимального благосостояния всего общества. Но ее реализация возможна через достижение прикладных целей, к которым относятся:

· экономический рост;

· полная занятость;

· стабильность уровня цен и устойчивость национальной валюты;

· внешнеэкономическое равновесие.

В теории и практике государственного регулирования важное место занимает инструментарий государственного регулирования. Одним из инструментов являются законодательные и правовые документы, издаваемые государством. Здесь прежде всего имеется в виду промышленное и банковское законодательство, при помощи которого государство пытается поддерживать определенную структуру - степень монополизации рынка; тарифно-таможенные механизмы, очерчивающие границы национальных систем государственного регулирования; трудовое законодательство, регламентирующее условия и правила купли-продажи рабочей силы; наконец, различные государственные стандарты, регулирование условий эксплуатации окружающей среды.

Материальной базой и важным инструментом государственного регулирования являются государственная собственность и государственное предпринимательство. Государственная собственность используется в качестве базы для достижения как долгосрочных, так и конъюнктурных, антициклических целей государственного регулирования. К числу структурных целей относятся освоение капиталоемких и рисковых направлений НТП, решение ряда региональных задач (освоение неразвитых территорий, строительство новых и перевод уже существующих предприятий в депрессивные районы).

Государственная собственность используется для регулирования социальных процессов. Инструментами государственного регулирования выступают финансовая, денежно-кредитная, промышленная, структурная и научно-техническая политика.

Социальная политика и внешнеэкономическое регулирование являются мерами государственного регулирования, не уступающими по значимости вышеперечисленным инструментам. С помощью социальной политики обеспечивается достижение социальной безопасности, относительно справедливого распределения доходов.

Дж. Кейнс выдвинул свою теорию, в которой он опроверг взгляды классиков на роль государства. Теорию Кейнса можно назвать "кризисной" так как он рассматривает экономику в состоянии депрессии. Кейнсианство возникло в тридцатые годы XX века, как ответ на нужды Большой депрессии. Государство, пользуясь своим монопольным положением на денежном рынке и правом его регулирования, систематически и преднамеренно нарушает равновесие денежного рынка с целью изменить норму процента, привести инвестиционный спрос в соответствие с предложением сбережений, помочь установлению других макроэкономических пропорций. Именно такую денежную политику обычно называют кейнсианской.

С 70-х годов кейнсианству был брошен вызов, прежде всего со стороны монетаризма, теории рациональных ожиданий и теории экономики предложения. Наибольшего распространения среди контркейнсианских направлений экономической теории на Западе получил монетаризм. Его лидером является профессор Чикагского университета М.Фридмен. Как полагают К. Макконнелл и С.Брю, «в действительности линия, разделяющая современных кейнсианцев и монетаристов, не столь четкая. Но в крайних проявлениях кейнсианские и монетаристские взгляды существенно расходятся в вопросе о внутренней стабильности капиталистической экономики. У них есть и важные идеологические различия, касающиеся, в частности, роли государства».

Монетаризм исходит из того, что совокупный спрос (общие расходы на покупки) - это предложение денег, умноженное на скорость их обращения, т.е. номинальный ВВП, который тут равен выручки от его реализации, или произведению средней цены физической единицы на общий объем физических единиц продукции (их предложению).

Одновременно следует подчеркнуть, что уравнение обмена занимает в концепции монетаристов центральное место, поскольку она зиждется на следующих теоретических постулатах: рассмотрение денежного предложения в качестве единственного действенного фактора, определяющего уровень производства, занятости и цен; отрицание дискреционной фискальной политики, исходящее из того, что она (в противовес мнению кейнсианцев) лишь дестабилизирует экономику; если кейнсианцы считают, что денежное предложение методами дискреционной монетарной политики воздействует на совокупный спрос и экономическую активность через ставку процента и инвестиционные расходы, то монетаристы полагают, будто денежное предложение при его колебании изменяет непосредственно все компоненты совокупного спроса в соответствующем направлении (при возрастании денежного предложения спрос увеличивается, а при его сокращении – уменьшается).

Важнейшими принципами в государственном регулировании экономической политики должны быть такие.

1. Минимальное прямое вмешательство в экономические процессы, то есть содействие повышению самостоятельности в производственной деятельности предприятий.

2. Оптимальная децентрализация производства, усиление курса проведения региональной политики в развитии экономики и ответственность регионов за их развитие.

3. Опосредствованное влияние соответствующих властных структур на субъекты хозяйствования с помощью экономических регуляторов и нормативов.

4. Государственный заказ на продукцию, производство которой зависит от территориальных факторов (зерно, сахар, масло и т.п.).

5. Осуществление надлежащего контроля за внешнеэкономической деятельностью субъектов хозяйствования.

 

48.​ Экономическая политика государства: цели, принципы, основные направления, методы и инструменты

Экономическая политика – это совокупность предпринимаемых государством мер воздействия на экономические процессы для реализации общественно значимых целей. Цели: устойчивый рост национального объема производства, поддержание эффективного размера занятости, стабилизация цен, обеспечение равновесного внешнеторгового баланса.

Методы прямого экономического гос. регулирования: целевое финансирование, дотации предприятиям, финансирование научно-технических, экологических программ, финансирование социальной сферы, государственные закупки, деятельность государственного сектора экономики. Методы косвенного экономического гос. регулирования: денежно-кредитные методы (учетная ставка, операции на открытом рынке ценных бумаг, установление норм обязательных резервов), бюджетно-налоговые методы (система налогообложения, определение налоговых ставок, предоставление налоговых льгот), ускоренная амортизация (нормы и порядок амортизационных отчислений), внешнеэкономические методы (стимулирование экспорта, кредитование экспорта, привлечение или ограничение иностранного капитала).

Цели экономической политики реализуются с помощью применяемого государством набора инструментов регулирования, который состоит из монетарной, фискальной, финансово-бюджетной и внешнеэкономической политики. К основным инструментам монетарной политики традиционно относят: политику рефинансирования, операции государства на рынке ценных бумаг, политику минимальных резервов. Инструменты фискальной политики: политика доходов и расходов государства, воздействие на частные инвестиции и т.д. Во внешнеэкономической политике государство регулирует обменный курс национальной валюты, проводит мероприятия в области цен экспорта и импорта.

По отношению друг к другу цели макроэкономической политики могут быть взаимозаменяемы, взаимодополняемы и нейтральны. Взаимозаменяемость целей означает, что невозможно достижение рассматриваемых целей одновременно. Например, контроль над темпами инфляции и безработицы. Взаимодополняемые цели сочетаются друг с другом. Такими целями являются рост национального дохода и рост занятости. Нейтральные цели, т.е. не влияющие на достижения друг друга, встречаются весьма редко. Например, снижение безработицы до определенного уровня может и не влиять на темпы инфляции. По мере накопления опыта гос. регулирования в развитых странах происходит сокращение размерности целевой функции. Тинбергер считал, что в целевую функцию следует ввести 8 элементов: объем гос. расходов, темп изменения роста заработной платы, уровень занятости, индикатор распределения доходов, размеры инвестиций, совокупный спрос, уровень производства, сальдо платежного баланса. В конце 1980-х – середине 1990-х гг. многие правительства стали рассматривать лишь 2 задачи: полная занятость, борьба с инфляцией. Для стран с развивающимся рынком таким стратегическим регулированием политики, является борьба с высокой хронической инфляцией.

Цели эк.политики реализуются путем гос. регулирования. Различают две основные формы гос.регулирования: административные методы осуществляются через расширение гос.собственности на материальные ресурсы, управление гос.предприятиями, законотворчество. Экономические методы гос.регулирования с помощью различных мер эк. политики.

Прямое вмешательство – это принятие законодательных актов, призванных упорядочить и развивать отношения между всеми элементами рыночной экономики. Гос.регулирования экономики происходит с помощью законодательных актов (ГК, НК). Во всех промышленно развитых странах существует гос. сектор экономики. Его размеры могут служить критерием экономической роли государства. Гос-во обладает капиталами в самых разнообразных формах, предоставляет кредиты, принимает долевое участие, является собственником предприятий. Развитие гос.сектора происходит в угольной промышленности, электроэнергетике, морской, ж/д, и воздушный транспорт, авиация и космонавтика, атомная энергетика. Речь идет об отраслях, где стоимость физического капитала, т.е. совокупности зданий, оборудования и машин, необходимых для производства, особенно велика, что делает эти отрасли весьма подверженными кризисам.

Косвенное вмешательство гос-ва предполагает осуществление гос.регулирования посредством использования основных инструментов гос. экономической политики, которыми являются налогово-бюджетная и кредитно-денежная политика. При определении эк.политики важно помнить, что государство и рынок - две могущественные силы, которые не противостоят друг другу, но дополняют друг друга в ходе эк.развития.

Кредитно-денежная (монетарная) политика представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, принимаемых Центральным банком (ЦБ) в целях регулирования деловой активности путем планируемого воздействия на состояние кредита и денежного обращения. ЦБ стремится обеспечить благоприятные для эк.роста условия, его цели: регулирование темпов эк.роста, смягчение циклических колебаний, сдерживание инфляции, достижение сбалансированности внеш. эконом. связей.

Инструментами кредитно-денежной политики являются: операции на кредитном рынке, учетно-процентная (дисконтная) политика, регулирование обязательной нормы банковского резервирования.

Налогово-бюджетная политика - это воздействие государства на уровень деловой активности посредством изменения государственных расходов и налогообложения. Налогово-бюджетная политика влияет на уровень национального дохода и, следовательно, на уровень объема производства и занятости, а также на уровень цен; она направлена против нежелательных изменений экономической конъюнктуры, связанных как с безработицей, так и с инфляцией.

Государственным бюджет - финансовый счет, в котором представлена сумма доходов и расходов государства за определенный период (обычно за год).

Помимо федерального государственного бюджета, в ряде стран существуют и внебюджетные фонды социальной сферы. Так, в Российской Федерации к ним относятся: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

 


Экономика предприятия

49.​ Виды производственных ресурсов предприятия и их краткая характеристика

Состав производственных ресурсов предприятия описан в активе баланса. К ним относятся: основные фонды предприятия, нематериальные активы, оборотные средства предприятия. Основные фонды – это средства производства, участвующие в нескольких производственных циклах, не меняющие свою натурально-вещественную форму и переносящие свою стоимость на стоимость готовой продукции по частям в виде амортизационных отчислений. В бухгалтерском учете к ним относят материальное имущество со сроком службы более 1 года. Их состав: здания, сооружения, машины, оборудование, транспортные средства, инструменты и хозяйственный инвентарь и прочее аналогичное имущество.

Нематериальные активы – это имущество предприятия, не имеющее материально-вещественной структуры, однако они выделяемое среди другого имущества предприятия, которое используется в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев и способное приносить организации экономические выгоды (доход). Это имущество дает организации исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности (патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор уступки (приобретения) патента, товарного знака и т.п.). К нематериальным активам могут быть отнесены следующие объекты интеллектуальной собственности (исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности):

- исключительное право патентообладателя на изобретение, промышленный образец, полезную модель;

- исключительное авторское право на программы для ЭВМ, базы данных; на топологии интегральных микросхем;

- исключительное право владельца на товарный знак и знак обслуживания, наименование места происхождения товаров;

- исключительное право патентообладателя на селекционные достижения.

- деловая репутация организации и организационные расходы (расходы, связанные с образованием юридического лица, признанные в соответствии с учредительными документами частью вклада участников (учредителей) в уставный (складочный) капитал организации).

Оборотные средства (ОС) - это денежные средства, авансированные в оборотные производственные фонды и фонды обращения. Таким образом, в элементы ОС входят:

- Производственные запасы (сырье и основные материалы, покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, вспомогательные материалы, топливо, тара, запчасти для ремонта оборудования и т.п.);

- Незавершенное производство, т.е. продукция, находящаяся на различных стадиях процесса обработки);

- Расходы будущих периодов (затраты на освоение новых видов продукции и услуг, плата вносимая авансом за коммунальные услуги и аренду, подписку, абонементное обслуживание и пр.);

- Готовая продукция (изделия, законченные производством и сданные на склад готовой продукции, а также товары в пути);

- Денежные средства и расчеты - денежные средства в кассе и на счетах в банках, а также дебиторская задолженность (то, что должны предприятию покупатели и заказчики и т.п.);

- Краткосрочные финансовые вложения (приобретение краткосрочных ценных бумаг, вклад денег на краткосрочные депозиты и т.п.).

Необходимым для производственного процесса ресурсом являются также трудовые ресурсы, т.е. трудовой коллектив предприятия. Трудовые ресурсы классифицируют по категориям персонала: рабочие(основные и вспомогательные) и служащие (руководители, специалисты и собственно служащие), а внутри каждой группы – по профессионально-квалификационному составу, который находит отражение в штатном расписании предприятия.

 

50.​ Основные фонды предприятия, их состав, виды стоимостной оценки, источники формирования и пополнения. Пути повышения эффективности их использования

Основные фонды – это средства производства, участвующие в нескольких производственных циклах, не меняющие свою натурально-вещественную форму и переносящие свою стоимость на стоимость готовой продукции по частям в виде амортизационных отчислений. В бухгалтерском учете к ним относят материальное имущество со сроком службы более 1 года. К ним относятся: здания, сооружения, машины, оборудование, транспортные средства, инструменты и хозяйственный инвентарь и прочее аналогичное имущество.

Для оценки стоимости основных фондов используются: первоначальная, восстановительная, остаточная и другие виды стоимости. При оценке первоначальной стоимости ОФ учитывается стоимость привлечения уже существующих основных фондов по их остаточной стоимости или стоимость нового оборудования (основного технологического, вспомогательного, приспособлений, инвентаря) с учетом их транспортировки и монтажа и всех прочих расходов до момента пуска в эксплуатацию. После длительного периода эксплуатации стоимость ОФ может не соответствовать современной ситуации (инфляция, моральный износ и т.п.), поэтому делают переоценку, при этом ОФ будут учитываться уже не по первоначальной, а по восстановительной (рассчитанной на момент переоценки) стоимости. Балансовой называют первоначальную (а после переоценки – восстановительную) стоимость основных фондов, так как по этой стоимости они числятся в бухгалтерии предприятия, хотя в балансе предприятия в настоящее время указывается их остаточная стоимость, т.е. балансовая стоимость за минусом износа (т.е. всей суммы начисленных за период эксплуатации амортизационных отчислений).

Источники образования и пополнения основных фондов можно разделить на 3 группы:

Собственные (амортизационный фонд, уставный фонд, фонд накопления, целевое финансирование)

- Заемные (долгосрочные и краткосрочные кредиты и займы)

- Привлекаемые (чужие основные фонды, которыми организация пользуется на основании договора аренды или лизинга).

Для оценки эффективности использования основных фондов используют обобщающие и частные показатели. Обобщающие показатели:

Фондоотдача ФО=ВП / ОФср, где ВП - выпуск продукции за анализируемый период времени;ОФср – средняя за анализируемый период стоимость ОФ.

Фондоемкость ФЕ=1/ФО= ОФср /ВП

Фондовооруженность ФВ= ОФ ср / Ч,где Ч - численность основных производственных рабочих (или промышленно-производственного персонала).

Рентабельность ОФ Rоф = Пбал / ОФср, где Пбал – балансовая прибыль предприятия.

Пути повышения эффективности основных фондов можно разделить на 2 основные группы экстенсивные (за счет увеличения эффективного времени работы оборудования) и интенсивные (за счет увеличения выработки). К экстенсивным можно отнести: увеличение числа рабочих смен, устранение избытка ОФ (продажа неиспользуемого или сдача его в аренду), сокращение внутрисменных простоев (улучшение обеспечения рабочих мест всеми видами ресурсов, совершенствование системы планово-предупредительных ремонтов, улучшение планирования и диспетчеризации производства, повышение трудовой дисциплины). К интенсивным можно отнести: совершенствование структуры ОФ (увеличение доли активной части ОФ, а также омоложение ОФ), комплексная автоматизация и механизация производства, внедрение малой автоматизации, дополнительных приспособлений, рационализация производственных процессов, модернизация оборудования, совершенствование технологии производства, развитие научной организации труда и повышение квалификации персонала, специализация рабочих мест и подразделений, совмещение профессий (например, станочник и наладчик или ремонтник),

 

51.​ Износ и амортизация основный фондов, методы формирования и направления использования амортизационного фонда

Под износом ОФ понимают утрату их потребительских свойств. Различают физический и моральный износ. Физический износ - это утрата первоначальной потребительской стоимости вследствие ухудшения технических характеристик, которое возникает в процессе производственного использования и воздействия естественных сил природы. В процессе эксплуатации оборудования снижается первоначальная точность работы механизмов, что приводит к нарушению технологического процесса, снижению производительности труда, преждевременному выходу из строя. Эти нарушения вызваны воздействием осадков, температуры, влажности или воздействием в процессе эксплуатации сил трения, физико-химических, тепловых явлений.

Степень физического износа можно оценить коэффициентом физического износа Кизн = Иф/ОФперв., где Иф- износ ОФ, т.е. сумма начисленных с начала эксплуатации амортизационных отчислений. уровнем физического износа И(%) = (Тф/Тн)*100%, где Тф - фактический срок службы, Тн- нормативный срок службы. Моральным износом называют уменьшение стоимости действующего оборудования в результате роста производительности труда и появления более совершенной техники. Т.е. имеется 2 причины морального износа и соответственно 2 формы его. Первая форма - износ, определяемый снижением стоимости основных фондов вследствие сокращения затрат общественно -необходимого труда на их создание в связи с ростом производительности труда в отраслях, производящих эти ОФ (т.е. определяется техническим прогрессом производителей). Оборудование, обладающее теми же конструктивными свойствами и эксплуатационными показателями, что и ранее выпускавшееся становится значительно дешевле, и как следствие, выпускаемые изделия становятся дешевле, чем аналогичные, выпускаемые на старом оборудовании. Примером такого износа может служить удешевление стоимости часов, электронной аппаратуры вследствие применения новых автоматизированных технологий их производства. Вторая форма - износ, определяемый созданием новых более производительных машин и оборудования. Новое оборудование дает большую производительность и лучшее качество работ. Примером такого вида морального износа может служить вычислительная техника, постоянно улучшающая свои параметры (память, скорость обработки информации, качество изображения и т.п.).

Частично возместить этот моральный износ можно путем модернизации оборудования. Модернизация - это совершенствование действующих машин и оборудования путем конструктивных изменений, замены или упрочнения отдельных деталей или узлов, установки дополнительных приспособлений, приборов, узлов т.п.Оценка морального износа весьма сложна и имеет свою специфику для каждого типа ОФ. Однако в целом, моральный износ можно оценить по степени снижения стоимости основных фондов после проведения переоценки их стоимости.

Планомерное возмещение стоимости ОФ и перенос ее на готовую продукцию называют амортизацией. Она осуществляется в целях накопления средств для частичного воспроизводства ОФ во время их эксплуатации (капитального ремонта и модернизации) и замены при их выбытии.

Амортизационные отчисления - денежное выражение размера амортизации. Они включаются в себестоимость продукции и реализуются при ее продаже. Амортизационный фонд - целевые накопления, складывающиеся из периодически производимых амортизационных отчислений и предназначенные для воспроизводства ОФ. Сейчас амортизационные отчисления начисляют только на полное восстановление (т.е. приобретение новых ОФ взамен изношенных). Расходы на ремонт входят в себестоимость продукции по мере их фактического осуществления. Если необходимо обеспечить равномерность включения затрат на текущий ремонт в себестоимость продукции, возможно создание отдельного ремонтного фонда (резерва) с отчислением в него по установленным и согласованным с налоговыми органами нормативам (т.е. фактически увеличение нормы амортизации). Затраты на проведение модернизации или капитального ремонта ОФ увеличивают балансовую стоимость ОФ и возмещаются путем начисления амортизации исходя из новой балансовой стоимости.

Способы начисления амортизации: Линейный способ: годовая сумма амортизации начисляется по формуле Агодлин = ОФбал* На лин, где ОФбал – балансовая стоимость ОФ, На лин - норма амортизации ОФ, исчисляемая по формуле На лин = 1/Тн * 100%, где Тн - нормативный срок службы ОФПо сумме числе лет срока полезного использования: годовая сумма амортизации начисляется по формуле Агод СЧЛ= ОФбаласчл, где норма амортизации НаСЧЛ= (Тнф)/СЧЛ, Тн- нормативный срок службы (срок полезного использования), Тф – фактический отработанное время, СЧЛ – сумма чисел лет срока полезного использования, например, если Тн=5лет, тогда СЧЛСПИ=1+2+3+4+5=15

Пропорционально объему работ: годовая сумма амортизации начисляется по формуле Агод раб =ОФбала раб, где норма амортизации На раб= Вгодмах, Вгод – выпуск продукции (мощность, пробег) за год, Вмах – выпуск продукции (мощность, пробег) максимально возможный (указанный в паспорте ОФ) за весь период эксплуатацииСпособ уменьшаемого остатка: годовая сумма амортизации начисляется по формуле Агод уск = ОФост * Науск, гдеОФост – остаточная стоимость ОФ на начало года,, а Науск = (1/Тн)* Куск * 100% - норма амортизации для этого способа, Куск – коэффициент ускорения, установленный законодательством РФ.

Амортизационные отчисления начисляются ежемесячно в размере 1/12 годовой суммы в течение всего периода эксплуатации ОФ. Исключение составляют малоценные ОФ (со стоимостью ниже установленного минимума), по которым полная амортизация начисляется при передаче в эксплуатацию (в месяце, следующем за месяцем ввода начисляют амортизацию в размере 100% их стоимости).

 

52.​ Оборотные средства предприятия, их состав, источники формирования и пополнения. Оценка эффективности их использования

Оборотные средства (ОС) - это денежные средства, авансированные в оборотные производственные фонды и фонды обращения. В них входят:

Производственные запасы (сырье и основные материалы, покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, вспомогательные материалы, топливо, тара, запчасти для ремонта оборудования и т.п.);

Затраты на незаконченную продукцию (незавершенное производство, т.е. продукция, находящаяся на различных стадиях процесса обработки);

Расходы будущих периодов (затраты на освоение новых видов продукции и услуг, плата вносимая авансом за коммунальные услуги и аренду, подписку, абонементное обслуживание и пр.);

Готовая продукция (изделия, законченные производством и сданные на склад готовой продукции, а также товары в пути);

Денежные средства и расчеты - денежные средства в кассе и на счетах в банках, а также дебиторская задолженность (то, что должны предприятию покупатели и заказчики и т.п.);

Краткосрочные финансовые вложения (приобретение краткосрочных ценных бумаг, вклад денег на краткосрочные депозиты и т.п.).

Пункты 1-3 фактически являются запасами разного вида, т.е. оборотными производственными фондами, а пункты 4-6 - это средства, обслуживающие сферу обращения (фонды обращения) и средства, временно выведенные из оборота на срок менее года (краткосрочные финансовые вложения).

Оборотные средства приобретаются предприятием за счет собственных и заемных средств. К собственным относятся: уставный фонд, чистая прибыль, направленная на воспроизводство (фонд накопления), целевое финансирование (привлеченные средства, приравниваемые к собственным). Часто к собственным относят и устойчивые пассивы – это группа заемных средств, постоянно находящаяся в обороте предприятия (т.е. некоторая стабильная сумма кредиторской задолженности, постоянно находящаяся в обороте предприятия). Например, зарплату начисляют в конце месяца, а выплачивают уже в следующем и т.п.. Несмотря на то, что одна задолженность погашается, а другая возникает, в целом на балансе предприятия всегда находится некоторая сумма кредиторской задолженности, поэтому устойчивые пассивы приравнивают к собственным средствам, а их увеличение называют дополнительным источником собственных оборотных средств. К заемным средствам относят долгосрочные и краткосрочные кредиты и займы.

Так как главная задача оборотных средств – как можно быстрее пройти весь цикл и снова стать деньгами (предприятие при этом возвращает сумму затраченных оборотных средств и получает дополнительную сумму в виде прибыли), следовательно, эффективность их использования заключается в ускорении их оборачиваемости. Оборачиваемость оборотных средств может быть выражена 3 показателями:

Коэффициент оборачиваемости Коб= РП/ОСср, где РП - себестоимости реализованной продукции за период; ОСср - среднегодовая сумма остатков оборотных средств, которую обычно рассчитывают как среднее арифметическое ОСср =(ОСн+ОСк)/2. Коэффициент оборачиваемости показывает, сколько продукции реализовано предприятием на каждый рубль оборотных средств или сколько оборотов совершили оборотные средства за анализируемый период.

Коэффициент загрузки оборотных средств К загр.=ОСср/РП. Он показывает, сколько оборотных средств имеет предприятие на каждый рубль реализованной продукции.

Длительность 1 оборота в днях Доб=Дп* Коб =(ОСср/РП)*Дп, где Дп - длительность периода (год считают 360 дней, квартал - 90 дней, месяц – 30 дней)

Для производственных предприятий, имеющих большие производственные запасы и большие затраты на материалы, очень важными являются показатели эффективности их использования:

МАТЕРИАЛООТДАЧА МО = ВП/ См, где ВП - себестоимость выпущенной продукции; См – затраты материалов в себестоимости выпущенной продукции.

МАТЕРИАЛОЕМКОСТЬ МЕ =См/ВП. Уменьшение материалоемкости означает сокращение отходов в техпроцессе или принципиальное изменение технологии связанное с сокращением затрат на материалы.

 

53.​ Основные принципы управления оборотными средствами

При управлении оборотными средствами решают следующие основные задачи: сокращение оборачиваемости оборотных средств и тем самым уменьшение потребности в них; обеспечение оптимального соотношения между собственными и заемными оборотными средствами с целью увеличения степени финансовой устойчивости предприятия.

Главная задача управления оборотными средствами – обеспечить нормальный бесперебойных производственный процесс (т.е. оборотных средств должно быть достаточно), используя как можно меньше денег для этого (т.е. оборотных средств должно быть как можно меньше). Следовательно, необходимо определить оптимальную величину оборотных средств и поддерживать ее на этом уровне, что приведет к сокращению оборачиваемости и снижению потребности в оборотных средствах на предприятии. Для этой цели проводят нормирование оборотных средств, т.е. определение норм и нормативов. По охвату нормированием все оборотные средства делят на нормируемые и ненормируемые (это деление условно и зависит от состояния финансовой работы на предприятии). Обычно, ненормируемые - это элементы фондов обращения, предсказать величину которых в настоящий момент невозможно. Главная задача при управлении ими - свести их к минимуму, а при определении их начальной величины обычно используют экспертную оценку. Для остальных элементов оборотных средств определяют нормы и нормативы, поэтому они относятся к нормируемым. Норма запаса - это величина, соответствующая минимальному, экономически обоснованному объему запасов товарно-материальных ценностей. Она обычно устанавливается в днях и показывает, на сколько в среднем дней имеется на складе запаса данного вида. Нормы зависят от расхода материалов в производстве, износостойкости запчастей и инструмента, длительности производственного цикла, условий снабжения и сбыта, др. Нормы при относительно неизменных экономических условиях являются длительно действующими. Они уточняются при существенном изменении технологии или организации производства, номенклатуры изделий или услуг, изменении условий сбыта или снабжения. Норматив запаса - это минимально необходимая сумма денежных средств, необходимая для создания запаса, обеспечивающего нормальный производственный процесс. Нормативы рассчитываются на каждый конкретный период (год, квартал) по каждому элементу нормируемых оборотных средств. После этого определяется суммарный норматив оборотных средств.

Норматив запаса фактически показывает стоимость запаса в среднем за период. Текущий запас - основной вид запаса. Он определяет величину всей нормы запаса и предназначается для питания производства между двумя очередными поставками. Его величина представляет собой половину среднего интервала между поставками К прочим видам запасов можно отнести страховой, сезонный, технологический, транспортный виды запасов. Второй задачей, решаемой при управлении оборотными средствами является обеспечение оптимального соотношения между собственными и заемнымиоборотными средствами с целью увеличения степени финансовой устойчивости предприятия. (Величина собственного оборотного капитала, называемая иначе чистый оборотный капитал рассчитывается как разница между суммарной величиной оборотного капитала и суммой кредиторской задолженности предприятия). Цель – обеспечение платежеспособности предприятия, т.е. возможности в любой момент совершить необходимые расходы. Для ее оцени исчисляют показатель ликвидности.

Устойчивость финансового состояния восстанавливается за счет: ускорения оборачиваемости; уменьшения запасов и затрат; пополнения собственного оборотного капитала. Под платежеспособностью понимается его способность своевременно производить платежи по своим обязательствам. Текущая платежеспособность за отчетный период может быть оценена путем сравнения суммы срочных обязательств и суммы платежных средств (деньги, краткосрочные ценные бумаги и дебиторская задолженность в той части, которая с уверенностью будет получена в ближайшие дни). Ликвидность показывает способность (готовность и скорость) предприятия оплатить свои краткосрочные обязательства за счет быстрого превращения текущих активов в денежные средства. Различают текущую, критическую и абсолютную ликвидность. Коэффициент текущей ликвидности – это отношение текущих активов (без расходов будущих периодов) к текущим пассивам. Теоретически считается достаточным его значение 2-2,5, но больше 1. Коэффициент критической ликвидности – это отношение денежных средств, легкореализуемых ценных бумаг и дебиторской задолженности к сумме текущих пассивов (0,7-0,8). Коэффициент абсолютной ликвидности = (деньги + легкореализуемые ценные бумаги) / текущие пассивы = 0,2-0,25

 

54.​ Показатели, характеризующие кадровый потенциал предприятия сервиса. Оценка эффективности использования трудовых ресурсов предприятия

Для руководства предприятия важно знать причины увольнения работников

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...