Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Организация деятельности предприятий сервиса




89.​ Предпринимательство в сфере сервиса: сущность, организационно-правовые формы, последствия выбора организационно-правовой формы для собственника бизнеса

Сфера услуг в силу действия объективных и субъективных факторов является весьма привлекательной для предпринимательской деятельности вообще, и деятельности малого бизнеса, в частности, что позволяет говорить о появлении нового экономического агента – сервисный предприниматель.

Реализация общеэкономической функции в сфере услуг связана с особенностью субъектов, осуществляющих свою деятельность в этой сфере. Так, для некоторых видов услуг могут устанавливаться специальные правила осуществления предпринимательской деятельности. Например, в российском законе о лицензировании отдельных видов деятельности в круг лицензируемой включена деятельность по оказанию международных туристских услуг, аудиторских услуг, медицинская деятельность и ее техническое обслуживание, протезно-ортопедическая помощь, различные виды ремонта.

В предпринимательском пространстве сферы услуг присутствуют также субъекты предпринимательской деятельности, основной задачей которых является ведение нехозяйственной некоммерческой деятельности, направленной на удовлетворение социально-благотворительных, культурно-образовательных и иных общественно-полезных потребностей.

В сфере услуг широко распространены смешанные формы организации предпринимательства, например, некоммерческое хозяйствование, т.е. хозяйственная деятельность некоммерческих организаций, где с помощью государства обеспечивается сочетание коммерческих и некоммерческих начал (при подчинении последних первым). Именно в сфере услуг, где достаточно большую долю занимает сектор социальных услуг, формируется некоммерческий сектор экономики, в рамках которого осуществляется коммерческая деятельность (организации здравоохранения, высшего и среднего образования).

Существуют различные организационно-правовые формы и виды предпринимательства. В соответствии с формами собственности на используемые факторы производства выделяют частное, коллективное и государственное предпринимательство.

Частное предпринимательство выступает, как правило, в форме индивидуального предпринимательства. Индивидуальное предпринимательство - это простейшая форма бизнеса. Индивидуальный предприниматель, согласно ГК РФ, отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

К индивидуальному предпринимательству тесно примыкает семейное, которое формально относится к групповой (коллективной) форме предпринимательства, в действительности, при наличии нормальных отношений в семье, представляет разновидность частного предпринимательства.

В связи с тем, что индивидуальный предприниматель не скован никакими условиями и ограничениями со стороны совладельцев и в небольшой степени отягощен необходимостью документировать свои действия, такой бизнес обладает особой привлекательностью.

В современной экономике сфера услуг характеризуется не только своими масштабами, но и неоднородностью, степень которой возрастает, поскольку появляются и развиваются новые виды услуг. В результате в сфере услуг функционирует постоянно увеличивающаяся численность разнообразных хозяйствующих субъектов, представленных всеми известными организационно-правовыми формами предприятий и организаций:

-индивидуальные частные предприятия, распространенные прежде всего в сфере здравоохранения, торговли, бытового обслуживания, общественного питания, предоставления юридических услуг

- кооперативные предприятия бытового обслуживания, строительства, розничной торговли

- общества с ограниченной ответственностью (в том числе акционерные общества закрытого типа), распространенные в сфере культуры и искусства, спорта и физкультуры, отдыха и образования, здравоохранения, а также в сфере розничной торговли

- акционерные общества открытого типа, функционирующие в сфере туризма и гостиничного обслуживания, строительства, санаторно-курортного обслуживания; в секторе предоставления услуг связи и информации

- некоммерческие организации в виде союзов, ассоциаций, фондов и клубов

- государственные организации и учреждения образования и культуры.

 

90.​ Методы формирования собственного бизнеса: учреждение предприятия, приобретение или реорганизация бизнеса, приватизация. Механизм регистрации бизнеса в РФ. Права и ответственность предпринимателя

Создание предприятия — это юридический акт, в результате которого возникает новый хозяйствующий субъект. Создание предприятия следует отличать от постройки производственно-хозяйственного объекта. Такой объект может быть полностью готовым с производственно-технической точки зрения, но он не является еще предприятием в юридическом смысле слова. Более того, создание предприятий, как правило, осуществляется без какого-либо нового строительства.

Различаются два вида создания предприятий:

- путем учреждения;

- посредством реорганизации существующих хозяйствующих субъектов.

Право учреждения предприятия зависит от того, в какой организационно-правовой форме оно создается. Например, унитарные предприятия могут учреждаться только государственными и муниципальными образованиями, но не отдельными гражданами или юридическими лицами. Напротив, государственные органы не могут создавать корпоративные предприятия, кроме случаев, прямо предусмотренных законом. Хозяйственные товарищества могут учреждаться только индивидуальными предпринимателями и коммерческими организациями.

Количество учредителей также зависит от организационно-правовой формы учреждаемого предприятия. Если унитарные предприятия и хозяйственные общества могут создаваться одним или несколькими учредителями, то при создании хозяйственных товариществ всегда должно быть несколько учредителей.

Для создания предприятия необходимо наличие минимального уставного капитала, размер которого определяется законодательством в зависимости от организационно-правовой формы предприятия.

Завершающим актом создания предприятия является государственная регистрация, имеющая конститутивное значение. Государственной регистрации подлежат также изменения, вносимые в учредительные документы, равно как и реорганизация и ликвидация предприятия. Государственная регистрация предприятий проводится в соответствии с Законом о государственной регистрации.

Реорганизация предприятий — это их организационно-структурное изменение, в результате которого могут появляться новые предприятия и прекращаться ранее существовавшие. В этом смысле реорганизация связана с созданием и ликвидацией предприятий.

Реорганизация хозяйственных обществ проводится по решению их органов, уполномоченных уставом общества принимать такое решение. Этим органом выступает высший орган управления общества, например, общее собрание акционеров в акционерном обществе, общее собрание участников — в обществе с ограниченной ответственностью. При этом в акционерном обществе такое решение должно быть принято тремя четвертями голосов акционеров, участвующих в собрании, в обществе с ограниченной ответственностью — всеми участниками единогласно.

В некоторых случаях реорганизация может проводиться по инициативе уполномоченного государственного органа. Антимонопольный орган имеет право обратиться в суд с иском о реорганизации предприятия-монополиста (хозяйствующего субъекта, доминирующего на рынке), если оно злоупотребляет своим монопольным положением.

Реорганизация проводится в формах, установленных в законодательстве. Различаются пять форм реорганизации: слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование.

В Законе о приватизации указаны 4 способа приватизации предприятий - это:

1. Продажа предприятия по конкурсу.

2. Продажа предприятия на аукционе.

3. Продажа долей (акций) в капитале предприятия.

4. Выкуп имущества предприятия.

Решение о выборе способа приватизации предприятия и формы платежа принимает соответствующий комитет по управлению гос. имуществом по результатам работы комиссии по приватизации, созданной на предприятии в соответствии с гос. и местными программами приватизации, нормативными актами. При выборе рекомендуемого способа учитываются: мнения трудового коллектива приватизируемого предприятия, предложения покупателей, отраслевые особенности объекта приватизации, оценка его уставного капитала, социально-экономическое значение предприятия для территории, мнение представителя фонда имущества.

Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган в порядке, установленном Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Если все документы в порядке, в налоговой инспекции через 5 рабочих дней вы сможете получить:

· свидетельство о государственной регистрации юридического лица;

· один экземпляр устава с отметкой регистрирующего органа;

· лист записи ЕГРЮЛ.

Ответственность индивидуального предпринимателя

Она включает юридическую, гражданскую, административную, материальную и другие виды. Даже новоиспеченный предприниматель осведомлен о том, что в результате возможного банкротства придется платить по счетам кредиторов своими личными средствами и имуществом. Подобным образом придется расплачиваться, если не будут соблюдены условия договоров, либо на товаре указана неправдивая информация, если бизнесмен распространяет информацию, очерняющую других предпринимателей, и это не весь список нарушений.

У индивидуального предпринимателя отсутствует процедура банкротства. Ответственность за ведение бизнеса несет только он и это касается только обязательств, которые зафиксированы документально в договорах, актах выполненных работ, счетах и других документах.

Предприниматель может уклониться от ответственности, если будет способен доказать, что нарушение произошло по причине независящих от него обстоятельств (форс – мажорных). К таковым относятся природные катаклизмы, глобальные конфликтные ситуации в обществе. В случаях, если нарушение произошло по вине партнера по бизнесу или у предпринимателя нет финансовых средств, ответственность существует.

Права индивидуального предпринимателя

Возможность работать в любом направлении деятельности в рамках закона. Перечень разрешенных видов деятельности можно узнать из классификатора кодов ОКВЭД;

Право на наем работников. В некоторых случаях количество сотрудников не должно превышать установленные пределы. Этот момент предприниматель должен контролировать и не принимать в штат более, чем допускается. Лишних работников необходимо оформить в другом порядке;

Основное право бизнесмена – заниматься выбранным видом деятельности на свой страх и риск, самостоятельно управлять своей деятельностью;

Свободный выбор компаньона, разновидности товара, категории покупателей. Предприниматель самостоятельно определяет сегмент рынка, где развернет и будет вести свою деятельность;

Право на самостоятельное определение стоимости товаров и услуг. Однако, эта цена не должна быть значительно ниже уже сформировавшейся рыночной. Иначе подобные действия могут привлечь внимание антимонопольных органов. Сумма оплаты труда работников, способ выдачи денег, количество раз этой выдачи (2 и более раз в месяц) определяется самим бизнесменом;

Полученную прибыль предприниматель вправе потратить согласно своему решению. В банках им может быть открыто сколько угодно счетов;

Бизнесмен обладает правом отстаивать в суде свои права, выступать и в качестве истца, и в качестве ответчика.

 

91.​ Риски предпринимательской деятельности: сущность, виды, оценка, способы и методы управления

Любое предприятие несет риски, связанные с его производственной, коммерческой и другой деятельностью, а руководство предприятия отвечает за последствия принимаемых управленческих решений. Фактор риска заставляет предприятие экономить финансовые и материальные ресурсы, обращать особое внимание на расчеты эффективности новых проектов, коммерческих сделок и т. д. Фактор риска в предпринимательской деятельности особенно увеличивается в периоды нестабильного состояния экономики, сопровождаемого инфляционными процессами, сверхдорогими кредитами и т. п.

Риск в предпринимательстве– это вероятность того, что предприятие понесет убытки или потери, если намеченное мероприятие (управленческое решение) не осуществится, а также если были допущены просчеты или ошибки при принятии управленческих решений.

Предпринимательский риск в деятельности предприятия можно подразделить на производственный, финансовый и инвестиционный.

Производственный риск связан непосредственно с хозяйственной деятельностью предприятия. Под производственным риском обычно понимают вероятность (возможность) невыполнения предприятием своих обязательств по контракту или договору с заказчиком, риски в реализации товаров и услуг, ошибки в ценовой политике, риск банкротства.

Финансовый риск – это вероятность наступления ущерба в результате проведения каких-либо операций в финансово-кредитной и биржевой сферах, совершения операций с ценными бумагами, то есть риск, который следует из природы финансовых операций. К финансовым рискам относятся кредитный риск, процентный риск, валютный риск, риск упущенной финансовой выгоды.

В инвестиционной деятельности предприятия можно выделить риск инвестирования в ценные бумаги, или «портфельный риск», который характеризует степень риска снижения доходности конкретных ценных бумаг и сформированного портфеля ценных бумаг, а также риски, связанные с вложениями в организацию новых направлений деятельности предприятия (венчурные риски).

В условиях действия разнообразных внешних и внутренних факторов риска могут использоваться различные способы снижения риска, воздействующие на те или иные стороны деятельности предприятия.

Многообразие применяемых в предпринимательской деятельности методов управления риском можно разделить на 4 группы, c которыми вы можете ознакомиться:

Методы управления рисками:

1. методы уклонения от рисков;

2. методы локализации рисков;

3. методы диверсификации рисков;

4. методы компенсации рисков.

При выборе конкретного метода управления рисками риск-менеджер должен исходить из следующих принципов:

· нельзя рисковать больше, чем это может позволить собственный капитал;

· нельзя рисковать многим ради малого;

· следует предугадывать последствия риска.

 

92.​ Экономическая безопасность бизнеса: сущность, рациональные приемы и методы обеспечения

Экономическая безопасность предприятия (ЭБП) — это состояние наиболее эффективного использования ресурсов для предотвращения угроз и обеспечения стабильного функционирования предприятия.

ЭБП характеризуется совокупностью качественных и количественных показателей, важнейшим среди которых является уровень экономической безопасности.

Для того чтобы достичь наиболее высокого уровня экономической безопасности, предприятие должно следить за обеспечением максимальной безопасности основных функциональных составляющих системы ЭБП.

Функциональные составляющие ЭБП — это совокупность основных направлений его экономической безопасности, существенно отличающихся друг от друга по своему содержанию.

Выделяют следующие функциональные составляющие ЭБП:

- финансовую;

- интеллектуальную и кадровую;

- технико-технологическую;

- политико-правовую;

- экологическую;

- информационную;

- силовую.

Для обеспечения своей экономической безопасности предприятие использует совокупность корпоративных ресурсов.

Обеспечение экономической безопасности предприятия — это процесс реализации функциональных составляющих экономической безопасности с целью предотвращения возможных ущербов и достижения максимального уровня экономической безопасности в настоящее время и в будущем.

Способы обеспечения экономической безопасности предприятия — это набор мер и система организации их выполнения и контроля, которые позволяют достигать наиболее высоких значений уровня экономической безопасности предприятия.

Важнейшим этапом обеспечения ЭБП является стратегическое планирование и прогнозирования его экономической безопасности. Этот этап включает в себя разработку стратегического плана обеспечения ЭБП.

В процессе финансово-хозяйственной деятельности предприятия появляется информация для анализа состояния его экономической безопасности. На основе этой информации оцениваются функциональные и совокупный критерии экономической безопасности предприятия, их отклонения от плановых значений, анализируются причины возникновения этих отклонений. После этого вырабатываются рекомендации по корректировке набора корпоративных ресурсов, систем стратегического и текущего планирования финансово-хозяйственной деятельности предприятия, а также системы оперативного управления его деятельностью.

 

93.​ Организация производства: сущность, принципы эффективной организации, анализ уровня организации производства

Организация производства — система мер, направленных на ра­ционализацию сочетания в пространстве и времени вещественных элементов и людей, занятых в процессе производства.

Под организацией производственного процесса понимают методы подбора и сочетания его элементов в пространстве и времени в це­лях достижения эффективного конечного результата.

В основе организации производственного процесса (изготовления продукта) лежат следующие принципы:

специализация, характеризующаяся ограничением номенклатуры и массовостью изготовления одноименной продукции (работ);

непрерывность, предполагающая увеличение времени нахождения предмета труда в обработке, уменьшение времени нахождения его без движения в ожидании возобновления процесса изготовления, сокращение перерывов в использовании живого труда и средств труда;

пропорциональность, требующая относительно равного выпуска продукции или объема выполняемых работ за определенный пе­риод времени всеми взаимосвязанными подразделениями пред­приятия, группами оборудования, рабочими местами, а также соответствия фонда времени работы оборудования и рабочих трудоемкости производственной программы; параллельность, включающая одновременное выполнение от­дельных частей производственного процесса, концентрацию технологических операций на рабочем месте и совмещение во времени выполнения основных и вспомогательных операций;

прямоточность, обеспечивающая кратчайшее расстояние движе­ния предметов труда в процессе производства;

ритмичность, предполагающая регулярное повторение процесса производства через равные промежутки времени;

гибкость — возможность быстрой перестройки на выпуск новой продукции.

К формам организации производства относятся концентрация, специализация, диверсификация, кооперирование и комбинирование.

Концентрация представляет собой процесс сосредоточения изго­товления продукции на ограниченном числе предприятий и в их про­изводственных подразделениях.

Под специализацией понимается сосредоточение на предприятии и в его производственных подразделениях выпуска однородной, однотипной продукции или выполнения отдельных стадий техноло­гического процесса.

Различают технологическую, предметную и подетальную специализацию.

Анализ состояния организации производства— это комплекс мероприятий, направленных на выявление положительных сторон и недостатков организации производства на предприятии и фор­мирование целей и конкретных направлений ее совершенство­вания.

Основой методики анализа является комплекс технико-эко­номических показателей, отражающих состояние тех или иных сторон организации производства. Эти показатели подразделяют на три группы:

1) отражающие результативность (эффективность) организации производства;

2) характеризующие степень реализации научных принципов организации производственных процессов;

3) отражающие состояние организации производства по под­системам.

Степень реализации принципов организации производства также характеризует состояние организации производства и имеет коли­чественное измерение. Далее приведены показатели степени реа­лизации некоторых принципов организации производственных процессов и методы их расчета.

Коэффициент непрерывности производственного процесса ха­рактеризует непрерывность движения предметов труда и рассчи­тывается по формуле

Кн=∑to / Тц

где ∑to — время, необходимое для выполнения всех технологичес­ких операций, ч; Т — длительность производственного цикла, ч.

Для оценки состояния специализации применяются следующие показатели:

• коэффициент специализации рабочих мест

• коэффициент предметной специализации

• коэффициент подетальной специализации

• коэффициент технологической специализации

Комплекс показателей, охватывающих отдельные подсистемы организации производства, содержит две группы:

1) характеризующие состояние организации производства в поэлементном разрезе;

2) характеризующие состояние организации производства в функциональных подсистемах.

 

94.​ Сервисная организация как производственная система.
Производственная структура предприятия сервиса. Виды рабочих мест, подразделений

Основная цель сервисной организации – качественное оказание услуг потребителю. Её функции:

Эксплуатационные: - разработка пакета услуг, - разработка системы доставки, - использование ресурсов в процессе оказания услуги.

Маркетинговые: - управление коммуникацией связей,- реклама,
- продажа,- продвижение,- исследование рынка и др.

Сервисная организация как система: Вход – потребности клиентов, поставщики услуги, Внеш. среда – полит. стабильность, эконом., природно-климат., культурная среда.

1 – миссия и стратегия предприятия,

2 – маркетинг предприятия,

3 – производство услуги,

4 – кадры и ресурсы,

5 – процесс создания сервисной услуги,

5:1 – основное производство,

5:2 – подсобное пространство. Включает работников, оборудование, процесс сервиса.

Современный подход к организации рассматривает любое предприятие как систему. Общепризнано определение системы как целого, созданного из частей и элементов для целенаправленной деятельности. Для любой системы характерны такие свойства:

- система стремится к самосохранению;

- система имеет потребность в управлении;

- в системе формируется сложная зависимость от свойств входящих в нее элементов и подсистем.

Экономические системы обладают рядом особенностей, отличающих их от технических и иных систем. К их числу можно отнести:

- нестационарность (изменчивость) отдельных параметров систем и стохастичность ее поведения;

- уникальность и непредсказуемость системы в конкретных условиях;

- наличие у нее предельных возможностей, определяемых имеющимися ресурсами;

- способность изменять свою структуру и формировать варианты поведения;

- способность противостоять энтропийным тенденциям;

- способность адаптироваться к изменяющимся условиям;

- способность и стремление целеобразованию, т.е. формированию целей внутри системы.

Возникновение той или иной производственной системы обусловлено возникновением или формированием на рынке спроса на продукцию или услуги, способную удовлетворить требования покупателей. Следовательно, производственная система должна быть приспособлена к длительному удовлетворению спроса населению.

Производственная система может рассматриваться на уровне предприятия в целом, отдельного цеха, участка, рабочего места. На всех этих уровнях в состав производственной системы включаются:

- Технические ресурсы (степень прогрессивности и гибкости технологических процессов выполнения услуг, возможности их дальнейшего совершенствования, наличие инновационных разработок по новым видам услуг);

- Кадровые ресурсы (профессиональный, квалификационный, демографический состав персонала, способность его к профессиональному росту, адаптация к изменениям целей производственной системы);

- Пространственные ресурсы (размеры и характер производственных площадей, территории предприятия, коммуникаций, возможность расширения и д.р.);

- Ресурсы организационной структуры управления (гибкость и адаптивность управляющей системы, качество принятия управленческих решений, экономичность структуры и т.п.);

- Информационные ресурсы (характер информации о самой производственной системе и внешней среде, возможность повышения ее качества: достоверность, насыщенности, ценности информации);

- Финансовые ресурсы (состояние активов, ликвидность, наличие кредитных линий и д.р.).

В результате взаимодействия всех компонентов входящих в производственную систему, формируются новые свойства системы в целом. Эти свойства отражают такое понятие, как эффект целостности системы.

Зависимо от особенностей производственного процесса и нрава выполняемой работы различают:

• обычное рабочее место (сервис одним работником 1-го агрегата);

• многостаночное рабочее место (сервис одним работником сразу нескольких агрегатов);

• коллективное рабочее место (сервис 1-го агрегата несколькими работниками);

• стационарное рабочее место (размещается на закрепленной производственной площади, оснащается стационарными средствами труда);

• подвижное рабочее место (продвигается к месту расположения предметов труда);

• пространственное рабочее место (определяется нравом работы — работник имеет не фиксированное рабочее место, а только очерченное место и неизменное место явки);

• свободное рабочее место (для выполнения собственных обязательств работник употребляет всякую точку местности предприятия).

 

95.​ Виды предприятий бытового обслуживания населения

Бытовое обслуживание населения занимает в настоящее время около 8% в структуре платных услуг населения и, являясь составной частью рынка услуг, представляет важный сектор экономики.

По обеспечению потребностей населения в разнообразных видах услуг сфера бытового обслуживания является одной из наиболее важных и относится к разряду социально значимых.

Все услуги, оказываемые предприятиями сферы бытовых услуг, по характеру воздействия на потребительную стоимость сводятся в три группы:

- услуги, связанные с созданием новых потребительных стоимостей;

- услуги, направленные на поддержание ранее созданных потребительных стоимостей (услуги ремонтного характера);

- услуги личного характера, направленные на личное обслуживание человека либо на улучшение окружающих его условий.

Предприятия делят по:
ремонт, окраска и пошив обуви
ремонт и пошив швейных, меховых и кожаных изделий, ремонт, пошив и вязание трикотажных изделий
ремонт и техническое обслуживание бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и приборов, ремонт и изготовление металлоизделий
ремонт и техобслуживание автомототранспортных средств
изготовление и ремонт мебели
химчистка и крашение
услуги прачечных
ремонт и строительство жилья и других построек
услуги фотографий
услуги бань и душевых
услуги парикмахерских
услуги предприятий по прокату
ритуальные услуги
прочие виды бытовых услуг

Наиболее перспективными видами услуг являются: ремонт и техническое обслуживание автотранспортных средств, ремонт и строительство жилья, химчистка и крашение, парикмахерские и косметологические услуги, услуги по ремонту сложной бытовой техники. Расширяется перечень прочих услуг – это и оказание услуг праздничных агентств, услуг по досмотру за детьми, услуги по организации досуга.

 

96.​ Организация производственных процессов во времени и пространстве: основные принципы, типы, методы

Организация производственного процесса в пространстве представляет собой способ сочетания заготовительных, обрабатывающих и сборочных производственных процессов на территории фирмы по переработке "входа" системы (фирмы) в ее "выход" с параметрами, заданными в бизнес-плане. Организация производственных процессов в пространстве реализуется в производственной структуре фирмы.

Организация производственного процесса во времени представляет собой сочетание во времени основных (заготовительных, обрабатывающих и сборочных), вспомогательных и обслуживающих процессов по переработке "входа" системы (фирмы) в ее "выход"- готовый продукт.

Важнейшим параметром организации производственного цикла во времени является производственный цикл изготовления деталей, составных частей изделия и изделия в целом от заготовительных до сборочных и испытательных операций. Длительность производственного цикла состоит из рабочего периода и времени перерывов

Рассмотрим содержание отдельных составляющих производственного цикла.

Рабочий период изготовления предмета труда состоит из времени технологических операций, транспортно-складских операций и контрольных операций.

Рис.. Структура производственного цикла

В свою очередь время технологических операций состоит из подготовительно-заключительного времени и штучного времени. Подготовительно-заключительное время затрачивается в начале рабочей смены на подготовку рабочего места, отладку оборудования, приспособлений, установку инструментов и в конце рабочей смены на снятие приспособлений, инструментов и т.п. Это время тратится на партию обрабатываемых в течение смены предметов труда.

Перерывы в рабочее время подразделяются на естественные процессы (сушка, нормализация после термообработки и др. операции, протекающие без участия человека), организационные перерывы (ожидание освобождения рабочего места, задержка поставки комплектующих изделий и т.п.), регламентированные перерывы (перерывы на обед, отдых и т.п.).

Длительность производственного цикла изготовления изделия в целом рассчитывается после построения графика протекания сложного процесса сборки изделия в целом и расчета длительностей производственных циклов изготовления штучных или партий деталей. Эта работа выполняется технологами.

Например, длительность производственного цикла изготовления партии одноименных деталей определяется как сумма по всем операциям подготовительно-заключительного времени, штучного времени (при этом учитывается одновременность выполнения одной и той же операции на нескольких рабочих местах, параллельность выполнения всех операций, планируемый коэффициент перевыполнения норм выработки), времени естественных процессов, транспортирования, контроля качества, перерывов.

Основными факторами сокращения длительности производственных процессов являются:

· упрощение кинематической схемы изделия, его конструкции, повышение уровня блочности для изделий крупносерийного и массового производства. "Простота конструкции - мерило ума конструктора";

· упрощение и совершенствование технологических процессов изготовления изделия;

· унификация и стандартизация составных частей изделия, его конструктивных элементов, элементов технологических процессов, оборудования, оснастки, организации производства;

· углубление подетальной, технологической и функциональной специализации на основе унификации и увеличения программы выпуска изделий и его составных частей;

· сокращение удельного веса механически обрабатываемых деталей;

· анализ и соблюдение принципов рациональной организации производственных процессов: пропорциональности, параллельности, непрерывности, прямоточности, ритмичности и др.;

· механизация и автоматизация учета времени, контрольных и транспортно-складских операций;

· сокращение времени естественных процессов путем замены их соответствующими технологическими процессами;

· сокращение межоперационных перерывов;

· увеличение удельного веса технически обоснованных норм времени, норм обслуживания, норм расхода ресурсов. Стимулирование экономии времени и выполнения требований по качеству.

 

97.​ Производственный цикл, его элементы и длительность, пути сокращения

Производственный цикл — календарный период времени с момен­та запуска сырья и материалов в производство до момента выхода го­товой продукции, приемки ее службой технического контроля и сда­чи на склад готовой продукции, который измеряется в днях, часах.

Производственный цикл имеет две стадии:

- время протекания процесса производства

- время перерывов в процессе производства

Время протекания процесса производства, которое называется технологическим циклом, или рабочим периодом, включает:

- время на подготовительно-заключительные операции

- время на технологические операции

- время на протекание естественных технологических процессов

- время на транспортировку в процессе производства

- время на технический контроль

Время перерывов в процессе производства — время, в течение ко­торого не осуществляется никакого воздействия на предмет труда и не происходит изменения его качественной характеристики, но про­дукция еще не является готовой и процесс производства не закон­чен. Время перерывов в процессе производства включает:

- время межоперационного пролеживания

- время межсменного пролеживания

Подготовительно-заключительное время затрачивается рабочим (или бригадой) на подготовку себя и своего рабочего места к выпол­нению производственного задания, а также на все действия по его завершению. Оно включает время на получение наряда, материала, специальных инструментов и приспособлений, наладку оборудова­ния и др.

Время технологических операций — это время, в течение которого осуществляется непосредственное воздействие на предмет труда либо самим рабочим, либо машинами и механизмами под его уп­равлением.

Время естественных технологических процессов — это время, в течение которого предмет труда изменяет свои характеристики без непосредственного воздействия человека и техники (сушка на возду­хе окрашенного или остывание нагретого изделия, рост и созревание растений, брожение некоторых продуктов и др.).

Время на технический контроль и время на транспортировку в процессе производства составляют время технического обслуживания, которое включает:

- контроль качества обработки изделия

- контроль режимов работы машин и оборудования, их настрой­ку, мелкий ремонт

- подвоз заготовок, материалов, приемку и уборку обработанной продукции.

Межоперационные (внутрисменные) перерывы делятся на:

- перерывы партионности — имеют место при обработке деталей партиями: каждая деталь или узел, поступая к рабочему месту в составе партии, пролежи

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...