Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Поэма Д. Г. Байрона «паломничество Чайльд-Гарольда»




(проблематика, особенности жанра, романтический герой)

 

Обращение к поэме Джорджа Гордона Байрона на практи­ческом занятии определяется тем, что, во-первых, это произведе­ние особенно типично для романтической литературы, во-вто­рых, оно оказало большое влияние на многие поколения писате­лей и читателей, в том числе и русских (прежде всего на А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова), в-третьих, поэма включе­на в программу по литературе для средней школы, и будущим учителям полезно изучить это произведение более углубленно. Мы рекомендуем широко использовать на практическом заня­тии текст поэмы в переводе В. Левина1.

В 1809 —1811 гг. Байрон совершил большое путешествие, по­сетив Португалию, Испанию, Грецию, Албанию, Турцию, Маль­ту. Путевые впечатления легли в основу первых двух песен по­эмы «Паломничество Чайльд-Гарольда», опубликованных в 1812 г. и принесших поэту широкую известность. Произведение Д. Г. Байрона — яркий образец романтической лиро-эпической поэмы. Однако, раскрывая ее романтические черты, на практическом занятии необходимо подчеркнуть, что Байрон как поэт складывался под влиянием английских классицистов, на него оказали мощное воздействие идеи Просвещения.

В основе эстетики Байрона лежит просветительское пред­ставление о разуме. Любимый поэт Байрона — крупнейший представитель английского классицизма Александр Поуп. В 1821 г. Байрон писал: «Самая сильная сторона Попа — что он этиче­ский поэт (...), а, по моему убеждению, такая поэзия — высо­чайший вид поэзии вообще, потому что она в стихах достигает того, что величайшие гении стремились осуществить в прозе»'. Однако эти мысли не противопоставляют Байрона романтикам, так как и разум, и этическое начало выступают как выражение активного присутствия в искусстве самого художника. Его ак­тивная роль воплощается в творчестве поэта не только в мощи лирического начала, но и в универсализме (т. е. сопоставлении единичного и всеобщего, судьбы человека с жизнью Вселенной, что приводит к масштабности, подчас титанизму образов), в максимализме (т. е. в бескомпромиссной этической программе, па основании которой отрицание действительности обретает все­общий характер). Эти черты делают Байрона романтиком. Ро­мантическим является и ощущение трагической несовместимо­сти идеала и действительности, противопоставление природы (как воплощения прекрасного и великого целого) испорченному миру людей, индивидуализм (т. е, противопоставление человека, выступающего как единственное, неповторимое явление, всему, что вне его, выступающему как масса, множество без печати единичности).

Вопрос о переходе Байрона от классицизма к романтизму важно учитывать при характеристике жанра поэмы. Н.Я. Дья­конова в связи с этим пишет: «Чайльд-Гарольд» рассказывает о сравнительно малоизвестных и редко посещаемых странах, го­родах и племенах. Такая задача была вполне совместима с классицистическими понятиями об описательной поэме. Внима­ние автора к высоким, героическим аспектам действительности, осмысление настоящего в свете классического прошлого, возвы­шенность поэтического словаря и образной системы, пристра­стие к отвлеченным понятиям и античным аллюзиям были в тра­диции классицистической поэзии.

Тем не менее с самых первых слов читатели ощутили нечто совершенно новое, тревожное, особенное. Их поразил облик паломника Гарольда, не наделенного никакими добродетелями, резко несхожего с «настоящим» героем». Н.Я. Дьяконова свя­зывает новаторство Байрона с введением нового героя и проти­воречащей традиционной эпической поэме лирической стихии.

Это новаторство должно быть конкретно проанализировано на практическом занятии, выступая в свете идейного звучания поэмы.

«Основная идея поэмы — апофеоз народного возмущения против тирании, закономерность революционного выступления масс», с этой идеей связана центральная проблема произведе­ния — проблема свободы.

В первой и второй песнях «Чайльд-Гарольда» понятие сво­боды раздваивается. Во-первых, оно связывается с освобожде­нием целых народов от поработителей. В первой песни «Чайльд-Гарольда» Байрон показывает, что Испанию, захваченную фран­цузами, может освободить только сам народ, весь народ. В рас­крытии проблемы свободы с этой стороны автора поэмы инте­ресует личность только как воплощение тирании. Тиран унижа­ет достоинство народа, и только постыдный сон, лень, смирение народа позволяют ему держаться у власти. Порабощение других народов выгодно лишь единицам-тиранам. Но вину за него несет и весь народ-поработитель. Чаще всего в раскрытии общенацио­нальной вины поэт прибегает к примеру Англии, а также Фран­ции и Турции.

Во-вторых, Байрон обращается к проблеме свободы отдель­ной личности. Первый этап воплощения свободной личности свя­зан с образом Чайльд-Гарольда, который представляет собой первую разновидность целого литературного типа, получившего название «байронический герой». Сравнение Гарольда с Корса­ром, Гяуром, Каином, Манфредом и другими героями байроновских поэм и драм позволяет выделить характерные черты этого литературного типа. «Байронический герой» рано пресытился жизнью, его охватила глубочайшая 'меланхолия, «болезнь ума». Он утратил связь с окружающим миром, страшное чувство оди­ночества стало для него привычным. Доведенный до предела эгоцентризм приводит к тому, что герой перестает испытывать укоры совести, совершая дурные поступки, он никогда не осуж­дает себя, всегда считает себя правым. Таким образом, свобод­ный от общества герой несчастен, но независимость для него до­роже покоя, уюта, счастья. «Байронический герой» бескомпромис­сен, лицемерие ему чуждо, так как связи с обществом, в котором лицемерие является способом существования, разрушены. Лишь одну человеческую связь признает поэт возможной для своего свободного, нелицемерного и одинокого героя— чувство боль­шой любви, перерастающее во всепоглощающую страсть.

Данные черты в той или иной мере проявляются в характере Чайльд-Гарольда. Этот образ находится в сложных взаимоотно­шениях с образом автора, собственно лирического героя: они то существуют раздельно, то почти сливаются. «Вымышленный герой был введен в поэму с целью связать ее отдельные ча­сти...», — писал Байрон о Чайльд-Гарольде в предисловии к поэ­ме. В начале произведения авторское отношение к герою близ­ко к сатирическому: Гарольд «чужд равно и чести и стыду», «бездельник, развращенный ленью». И лишь возникшая к 19 годам из пресыщения светской жизнью «болезнь ума и сердца», «глухая боль», способность Гарольда критически взглянуть на ложь, царящую в том мире, где он жил, делают его интересным для поэта.

Композиция поэмы строится на новых, романтических прин­ципах. Четкий стержень утрачивается, Не события жизни героя, а его перемещение в пространстве, переезд из одной страны в другую («паломничество») определяет разграничение частей, Перемещения героя при этом лишены динамики; он нигде не задерживается, пи одно явление его не захватывает, пи к одной стране борьба за независимость не волнует его так, чтобы он остался и принял в пей участие (в этой остановке и сказалась бы истинная динамика — динамика внутреннего мира героя, характерная для жанра романтической поэмы), Но тогда кому же принадлежат призывы:

К оружию, испанцы! Мщенье, мщенье! (1-я песнь)

или:

О, Греция! Восстань же на борьбу!

Раб должен сам себе добыть свободу! (2-я песнь)

 

Очевидно, это слова самого автора. Таким образом, композиция имеет два пласта: эпический, связанный с путешествием Чайльд-Гарольда, и лирический, связанный с размышлениями автора. Поток лирических, субъективных мыслей вызывается ассоциа­тивной связью с тем, что видит Гарольд, а также управляется общими лейтмотивами, главный из которых — проблема свобо­ды (здесь следует рассмотреть авторские лирические отступле­ния в поэме).

Особую сложность придает поэме характер взаимоотноше­ния эпического и лирического начал. Они меняются местами, когда мы характеризуем взаимоотношение героя и народа. В этом случае «эпическое содержание народной борьбы раскры­вается преимущественно через авторское эмоциональное отно­шение. Движение от лирической темы одинокого героя к эпиче­ской теме народной борьбы дано как смена эмоциональных сфер героя и автора. Синтеза между лирическим и эпическим нача­лом не происходит»'. Напротив, при перемещении внимания па соотношение героя и автора такой синтез эпического и лириче­ского пластов обнаруживается, и поэтому не всегда можно точ­но определить, кому принадлежат лирические раздумья — герою

или автору. Эпический пласт путешествия обретает лирико-романтический характер за счет образов природы, и прежде все­го—моря, символа неуправляемой и независимой свободной стихии.

Через несколько лет Байрон написал продолжение поэмы: третью песнь (1816, в Швейцарии) и четвертую (1818, в Ита­лии).

В третьей песни поэт обращается к переломному моменту ев­ропейской истории — падению Наполеона. Чайльд-Гарольд посе­щает место битвы при Ватерлоо. И автор размышляет о том, что в этой битве и Наполеон, и его противники защищали не свободу, а тиранию. В связи с этим возникает тема Великой французской революции, выдвинувшей когда-то Наполеона как защитника свободы. Байрон дает высокую оценку деятельности просвети­телей Вольтера и Руссо, идеологически готовивших револю­цию.

В четвертой песни эта тема подхватывается. Главная про­блема здесь — роль поэта, искусства в борьбе за свободу наро­дов. В этой части образ Чайльд-Гарольда, чуждого событиям, народным интересам, окончательно уходит из поэмы, в цент­ре — образ автора. Поэт сравнивает себя с каплей, влившейся з море, с пловцом, сроднившимся с морской стихией. Эта метафо­ра становится понятной, если учесть, что в образе моря вопло­щен народ, веками стремящийся к свободе. Автор в поэме, та­ким образом, — поэт-гражданин, который вправе воскликнуть:

Зато я жил, и жил я не напрасно!

Примерный план занятия

I.История создания поэмы Байрона «Паломничество Чайльд-Гарольда».

II. Идейный смысл поэмы. Проблема свободы в творчестве Байрона и воплощение ее в поэме.

III. Характеристика особенностей жанра и художественной структуры произведения.

1. «Паломничество Чайльд-Гарольда» как лиро-эпическая романтическая поэма.

2. Взаимоотношение эпического и лирического пластов пове­ствования.

3. «Паломничество», путешествие как организующее начало в свободной романтической композиции поэмы.

IV. Проблема романтического героя в поэме.

1. «Байронический герой», его черты, отражение в его образе типического умонастроения эпохи.

2. Проблема центрального героя поэмы, эволюция соотноше­ния между Чайльд-Гарольдом и образом автора от первой к четвертой песни.

3. Герой и борющийся народ.

V. Образ природы и романтический пейзаж в поэме, его функции.

VI. «Байронизм», «байронический герой» и творчество рус­ских поэтов.

 

Рекомендуемая литература

История английской литературы. М., 1953, т. 2, вып. 1 (о Байроне — с. 199—305).

Елистратова А.А. Байрон. М., 1956.

Дубашинский И.А. Поэма Дж. Г. Байрона «Паломничество Чайлъд-Гарольда». Рига, 1975.

Дьяконова Н.Я. Английский романтизм. Проблемы эстетики. М., 1978, с. 111 – 112.

Жирмунский В.М. Байрон и Пушкин. Л., 1978.

Практическое занятие по теме:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...