Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Природосообразные технологии обучения чтению и письму (А.М. Кушнир)




В слове скрыта самая великая энергия, известная на Земле - энергия человеческого духа.

Ф. Абрамов

Кушнир Алексей Михайлович (р. …) – главный редактор журналов «Народное образование», «Школьные технологии», доктор психологических наук, профессор.

Существующие практические решения проблемы обучения чтению и письму можно условно подразделить на шесть основных методов:

1) консервативный;

2) игровой;

3) компьютерный;

4) психологический;

5) физиологический;

6) комбинация из нескольких вышеперечисленных.

Под консервативным методом обучения грамотности подразумеваются стандартные способы обучения, унаследованные со времен советского периода, характерной чертой которых была и остается ориентация на среднего по способностям ученика. Индивидуальные особенности учеников целенаправленно игнорируются, ставка делается скорее на выравнивание имеющихся у различных учеников потенциалов, а не на их индивидуальное развитие.

К игровым методам обучения относят те, которые во главу угла ставят развитие интереса у ребенка к предмету обучения. Ребенок в этом случае усваивает школьный материал значительно быстрее и глубже. Учителя, опирающиеся на такие методы, как наглядность, образность, эмоциональность, достигают немалых успехов в обучении детей.

Компьютерный метод обучения – это набор обучающих программ, от самых простых до использующих технологию «двадцать пятого кадра», элементы гипноза и прочие достижения информационных технологий.

Психологическое направление в обучении грамотности исходит из законов функционирования головного мозга и законов восприятия человеком той или иной информации. Суть методов, использующих психологический инструментарий, состоит в том, чтобы убрать у ребенка психологические проблемы обучения (неуверенность в себе, боязнь ответа в классе) и привить правильные сценарные установки, которые бы обеспечили качественное и быстрое усвоение школьного материала. В конкретном проблемном случае может оказаться эффективным тот или иной психологический подход. Поэтому сначала необходимо определить характер проблем, имеющихся у ребенка, а затем выбирать средство для их решения.

Если проблемы неграмотности связаны с врожденными физиологическими недостатками (проблема с уздечкой языка, мешающей полноценному функционированию языка, проблемы, связанные с врожденными дефектами центральной нервной системы и головного мозга), они решаются специальными методами или в специальных школах.

А.М. Кушнир внедрил в массовую практику природосообразные модели обучения грамоте, показавшую двух- трехкратное превосходство над аналогами (традиционное, развивающее) по техническим параметрам чтения и письма, и десятикратное превосходство по информационно-содержательной емкости. Эффективность обусловлена опорой на интегральные процессы целостной психики. Обращение к целостности человеческой психики и личности, отказ от формирования, развития, тренировки и т.п. каких бы то ни было отдельных процессов и функций позволили реализовать в современном учебном процессе тысячелетние традиции природосообразной народной педагогики.

Классификационные параметры природосообразных технологий

Уровень и характер применения: общепедагогическая метатехнология, поскольку относится ко всем типам учреждений; частнопредметная, т.к. охватывает один предмет.

Философская основа: антропологическая, природосообразная.

Методологический подход: личностно ориентированный, стратегический, деятельностный.

Ведущие факторы развития: психогенные + социогенные.

Научная концепция освоения опыта: гештальт + ассоциативно-рефлекторная.

Ориентация на личностные сферы и структуры: СУМ + ЗУН + СУД.

Характер содержания: воспитывающий, светский, общеобразовательный, гуманистический, проникающий.

Вид социально-педагогической деятельности: управления, психолого-педагогичес­кая, воспитательная.

Тип управления учебно-воспитательным процессом: самоуправление.

Преобладающие методы: диалогические, развивающие.

Организационные формы: альтернативные.

Преобладающие средства: наглядные + вербальные + практические.

Подход к ребенку и характер воспитательных взаимодействий: личностно ориентированный.

Направление модернизации: альтернативные.

Категория объектов: все категории.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...