Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вальдорфская педагогика (Р. Штейнер)




Любое обучение человека есть не что иное, как искусство содействовать стремлению природы к своему собственному развитию.

И. Песталоцци

Штейнер Рудольф (1861-1925) – выдающийся австрийский мыслитель, философ и педагог, автор систе­мы школьного образования, получившей название вальдорфской от названия ме­стной фабрики «Вальдорф-Астория», при которой была организована школа.

Р. Штейнер воплотил в своей школе разработанное им философское учение – антропософию, согласно которой развитие способности к познанию приводит че­ловека к совершенству. При этом провозглашается свобода духовной жизни ребенка, в которую воспитатель не смеет вмешиваться – как в «божественную загадку».

В вальдорфской педагогике ребенок – существо духовное, имеющее по­мимо физического тела еще и душу – божественное начало. Ребенок – божья часть – приходит на Землю с определенной миссией. Высвобо­дить душу ребенка, дать свершиться этой миссии – основная задача школы.

Вальдорфская педагогика является одной из разновидностей воплощения идей «свободного воспитания» и «гуманистической педагогики». Она может быть оха­рактеризована как система самопознания и саморазвития индивидуальности при партнерстве с учителем, в двуединстве чувственного и сверхчувственного опыта духа, души и тела.

Классификационные параметры

Уровень и характер применения: общепедагогический.

Философская основа: антропософская.

Методологический подход: природосообразный, демократическая свобода.

Ведущие факторы развития: биогенные.

Научная концепция освоения опыта: ассоциативно-рефлекторная + гештальт.

Ориентация на личностные сферы и структуры: 1) СУД + 2) СЭН + 3) ЗУН + 4) СДП.

Характер содержания: обучение + воспитание, религиозный, общеобразова­тельный, гуманистический.

Вид социально-педагогической деятельности: развивающая, автономизации, социализации, поддержки.

Тип управления учебно-воспитательным процессом: система «репетитор» + система малых групп

Преобладающие методы: игра + диалог + творчество.

Организационные формы: альтернативная, клуб + академия, индивиду­альные + групповые, дифференциация.

Преобладающие средства: вербальные + наглядные + практические.

Подход к ребенку и характер воспитательных взаимодействий: личностно ориентированный с неформальным лидер­ством педагога.

Направление модернизации: альтернативное.

Категория объектов: все категории, без селекции.

Целевые ориентации

¶ Воспитание призвано сформировать целостную личность:

– стремящуюся к максимальной реализации своих возможностей (самореализа­ция, самоактуализация);

– открытую для восприятия нового опыта;

– способную на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизнен­ных ситуациях.

¶ Не столько знания (ЗУН), сколько чувства (СЭН) и способности (СУД).

¶ Развитие самоопределения, индивидуальной ответственности за свои действия (СУМ).

¶ Сопоставимость результатов обучения в основной школе с массовой школой.

Концептуальные положения

v Природосообразность: развитие происходит по заранее заданной, генетичес­ки детерминированной программе, идет впереди обучения и определяет его; спон­танность свободного развития природных задатков.

v Обучение «исходя из ребенка», созда­ние максимально благоприятных условий для выявления природных способнос­тей ребенка.

v Свободное воспитание и обучение. Все без принуждения, без насилия: духов­ного и телесного.

v Свобода как средство воспитания.

v Обучаемое развитие (воспитание и обучение приспосабливаются к ребенку, а не он к ним).

v Ребенок в процессе обучения сам проходит, постигает все этапы развития человечества. Поэтому не надо усекать «детство», интеллектуализировать разви­тие раньше времени.

v Приоритет воспитания перед обучением. Обучение неотделимо от воспитания: всякое обучение есть одновременно и воспитание определенных качеств личности.

v Экология здоровья, культ здоровья.

v Культ творчества, творческой личности, развитие индивидуальности сред­ствами искусства.

v Подражание как средство обучения.

v Соединение европейской и восточной культур: учение Христа и представле­ние о личности как совокупности физического тела и эфирного, астрального.

v Единство развития ума, сердца и руки.

v Опора на авторитет педагога, школа одного учителя на 8-9 лет (во избежание стрессов).

v Школа для всех.

v Единая жизнь педагогов и учеников.

v Воспитание – искусство, педагог – художник.

 

 

Рис. 73. «Древо» вальдорфской педагогики.

Особенности содержания

Воспитание, по Р. Штейнеру, - средство привести духовное в человеке к духовному началу Вселенной, средство раскрытия заложенных в человеке тайных духовных сил. Антропософское воспитание исходит из природы ребенка, как оно ее понимает. Развитие человека проходит три семилетних цикла: 7, 14, 21 год. Каждой фазе свойственны особенности. Во время первой фазы ребенок учится с помощью подражания, во второй - с помощью предметно-образной деятельности, в третьей - формируется абстрактное мышление. Главная задача школы - развитие физических, душевных и духовных сил ребенка. Эта цель находит реализацию во всех элементах школьной системы. Особенное значение придается экспрессивным методам обучения и воспитания, имеются в виду занятия искусством, художественным ремеслом, особой вальдорфской гимнастикой - эвритмией, сочетающей музыку, медитацию, слово, физические упражнения.

• Широкое дополнительное просвещение (музеи, театр и др.).

• Межпредметные связи.

• Большая роль отводится трудовому воспитанию (переплетное, столярное дело, прикладное искусство, бытовой труд).

Особенности содержания по классам - обучение «по эпохам» (рис. 73):

Дошкольный период: ходить, говорить, мыслить;

I класс: прообразы и сказки; от образа к букве; пение, эвритмия; вязание на спицах;

II класс: чудеса и легенды; письмо; арифметика; флейта, рисование, ручной труд;

III класс: сотворение мира и Ветхий Завет; ноты, рисование форм, вязание крючком;

IV класс: разрыв общего и частного; дроби; европейские мифы; орнамент, канон, вышивка;

V класс: гармония и античность, Греция; десятичные дроби, оркестр, работа по дереву;

VI класс: средние века, борьба добра и зла; Рим; физика, проценты, геометрия, строгание;

VII класс: пространство и Ренессанс; алгебра, стихи, шитье;

VIII класс: революции, XIX век; экономика, химия, композиторы, работа с металлом;

IX класс: экология, технический прогресс и нравственность, история искусств, столярное дело;

X класс: политика, история, общество, физика, драматургия, керамика;

XI класс: общество, литература, музыка, скульптура, переплетное дело;

XII класс: история культуры, импровизация во всех сферах.

Особенности методики

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...