Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ логопедического занятия (примерная схема протокола)




1. Место данного занятия в системе занятий по теме. Соответствие материала занятия программе, речевым и возрастным особенностям детей данной группы. Объем материала и его доступность для детей. Подготовленность данного занятия предыдущим обучением и связь с последующим.

2. Правильность постановки цели и задач занятия. Соответствие цели и задач теме и содержанию занятия. Единство коррекционных, образовательных и воспитательных задач. Адекватность выбора речевого материала задачам занятия.

3. Организация занятия: количество детей, поведение; эстетическое оформление занятия, используемое оборудование, качество наглядных пособий и дидактического материала.

4. Структура занятия: основные этапы, их логическая последовательность, четкость перехода от одного этапа к другому, продолжительность занятия и его этапов; соотношение времени, отведенного на фронтальную и индивидуальную работу, соотношение речевых и неречевых заданий (по количеству и отведенному времени), высказываний логопеда и детей. Соответствие фактического хода занятия запланированному, отступления от конспекта, их причины.

5. Анализ этапов занятия. Содержание этапов, подготовка детей к предстоящему этапу. Реализация дидактических принципов обучения.

Методы и приемы, используемые на отдельных этапах, их соответствие целям занятия. Разнообразие, взаимосвязь, обоснованность методов и приемов обучения. Особенности применения методических приемов логопедом, знание материала занятия, владение методами и приемами работы на занятии, осуществление коррекционных приемов обучения, умение использовать методические пособия. Характеристика применяемых методических приемов (приемы привлечения внимания, приемы активизации познавательной деятельности и др.), использование разнообразных форм активности детей (двигательной, зрительной, слуховой) с целью предупреждения утомляемости детей. Обеспечение положительного эмоционального фона в процессе занятия и интереса дошкольников к заданиям. Сочетание индивидуальных и фронтальных форм работы. Использование воспитательных моментов занятия, использование специальных методических приемов. Контроль за речью детей, исправление допущенных детьми ошибок. Адекватность предъявляемых требований с учетом речевых возможностей и личностных особенностей каждого ребенка. Доступность и четкость инструкций и вопросов логопеда, использование различных видов вопросов (наводящие, альтернативные и др.). Включение элементов рациональной психотерапии на занятии. Подведение итогов занятия, оценка деятельности детей.

6. Особенности речевой и неречевой деятельности, поведения детей на занятии; активность, проявление интереса, степень сформированности структуры деятельности, уровень сосредоточенности на заданиях, устойчивость внимания в начале занятия и на отдельных его этапах, возможности переключения внимания от одного к другому заданию, причины отклонений в деятельности и поведении детей, качество знаний, умений и навыков, полученных или закрепленных детьми на занятии.

7. Характеристика логопеда.

Возможности контакта с группой детей, умение владеть вниманием детей и организовать их для работы, владение приемами повышения активности, интереса и внимания детей дошкольного возраста, практическое осуществление индивидуального подхода к детям с учетом их личностных особенностей, настойчивость в достижении цели, проявление педагогического такта. Речь логопеда (доступность, логичность, мелодико-интонационная выразительность и эмоциональность, особенности дикции, силы, голоса, темпа и ритма). Внешний вид логопеда, его поведение в процессе общения с детьми.

8. Результаты занятия.

Достижение цели, выполнение намеченного плана, эффективность использованных методов и приемов. Оценка занятия в соответствии с возможностями детей. Характер деятельности детей в процессе занятия (степень самостоятельности, уровень активности, темп работы).

9. Педагогические выводы, пожелания к совершенствованию занятия.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Речевая карта № 1

(для детей с общим недоразвитием речи)

1. Дата поступления ребёнка в группу.

2. Фамилия, имя.

3. Месяц, число, год рождения.

4. Домашний адрес.

5. Из какого детсада направлен ребёнок.

6. Жалобы родителей.

7. Слух.

8. Интеллект.

9. Данные о ходе речевого развития (гуление, лепет, первые слова и предложения. Прерывалось ли речевое развитие ребёнка, по какой причине, как длительно).

10. Раннее физическое развитие ребёнка.

11. Связная речь:

а) беседа;

б) составление рассказа по сюжетной картинке;

в) составление рассказа по серии картинок;

г) пересказ;

д) составление рассказа - описание предмета.

12. Словарь (активный и пассивный).

13. Грамматический строй речи (понимание грамматических форм и употребление их в активной речи).

14. Состояние артикуляционного аппарата.

15. Произношение и различение звуков.

16. Готовность к звуковому анализу и синтезу слов.

17. Произношение слов слогового состава.

18. Заключение.

Речевая карта №2

(для детей с недоразвитием фонетического строя речи)

1. Дата поступления ребёнка в группу.

2. Фамилия, имя.

3. Возраст.

4. Домашний адрес.

5. Из какого сада направлен (№, дата, адрес).

6. Жалобы родителей.

7. Данные о ходе речевого развития.

8. Состояние общей моторики.

9. Слух:

а) физиологический;

б) фонематический.

10. Общее развитие ребёнка.

11. Внимание.

12. Работоспособность.

13. Общее звучание речи (темп, голос, разборчивость, артикуляция, дыхание).

14. Состояние артикуляционного аппарата (строение, подвижность).

15. Произношение различение звуков.

16. Анализ и синтез звукового состава речи.

17. Произношение слов сложного слогового состава (строительство, электричка, велосипед, гимнасты и т.д.)

18. Грамматический строй речи.

19. Словарь.

20. Навыки словообразования.

(В карте приводятся образцы высказываний ребёнка).

 

Пример заполнения речевой карты

Речевая карта

1. Фамилия, имя Сергей М. ___________________________________

2. Возраст 5 л. 9 мес. _______________________________

3. Домашний адрес г. Смоленск, ул. Соколовского, д. 24, кв.8 _________

4. Из какого сада направляется из д/с Ёжик "_______________________

5. Дата поступления ребёнка в группу 17. 09. 02 ._______________

6. Жалобы родителей и анамнез ___ плохо говорит ___________________

7. Слух (заключение специалиста) N ______________________________

8. Интеллект (заключение специалиста): из медицинских документов с указанием даты обследования и фамилии врача_____________________

9. Данные о ходе речевого развития (со слов матери):____________

- гуление 3 мес .________________________________________________

- лепет 6 мес ._________________________________________________

- первые слова п осле 3-х лет _____________________________________

-предложения к 4-м годам ______________________________________

- прерывалось ли речевое развитие ребёнка, по какой причине, как

длительно нет ________________________________________________

10. Раннее физическое развитие (наблюдались ли отклонения в физическом развитии, перенесённые заболевания, в какой форме) ____ не наблюдались ______________________________________________

11. Состояние общей моторики движения скованные, не координированные ________________________________________________

12. Связная речь:

а) беседа:

1) отвечает односложно _________________________________________

2) простой фразой _____________________________________________

3) распространёнными предложениями ____________________________

4) аграмматизмы грубые _________________________________________

б) составление рассказа по сюжетной картинке (фотозапись детского рассказа с его фонетическими, грамматическими ошибками):_________

________ Ёзику аивают маако, матик не, два. ______________________

1) составляет самостоятельно _____________________________________

2) составляет по плану ___________________________________________

3) составляет по образцу логопеда ________________________________

4) не справился _________________________________________________

в) составление рассказа по серии картинок (фотозапись):____________

Кот исет мыску. Кот потом исет мыску. Спатаясь под сапог. Когда кот побезит ботинку. Мыска папайясь ._________________ ____

1) самостоятельно разложил картинки ______________________________

2) с помощью логопеда___________________________________________

3) не справился__________________________________________________

4) составил рассказ самостоятельно________________________________

5) по плану ______________________________________________________

6) по образцу логопеда___________________________________________

7) не справился__________________________________________________

г) пересказ (фотозапись): Хотеа галька попить. Она не мога достать. Она покидаа камни. Высе. Мозно пить .___________________________ ___

1) понял содержание рассказа _____________________________________

2) не понял содержание __________________________________________

3) последовательность изложения недостаточная ____________________

4) полнота изложения недостаточная _______________________

д) составление рассказа-описания предмета (фотозапись)______________

Утоцка. Зотая маинькая отень. Как муха _____________________

1) составил самостоятельно _______________________________________

2) составил по плану _____________________________________________

3) составил по образцу логопеда ___________________________________

4) не справился __________________________________________________

Выводы

1. Владеет элементарной связной речью на уровне простого распространённого предложения.

2. Умеет составить связный рассказ с помощь логопеда, пользуется двухсоставным предложением.

3. Не владеет связной речью.

13. Словарь (пассивный) ограничен __________________________

 

I. Понимание речи:

1) Приближается к норме_________________________________________

2) Ограничено ___________________________________________________

3) Не понимает обращённой речи _________________________________

II. Активный словарь ограничен

1) Название предметов по картинкам или по непосредственному предъявлению_________________________________________________

а) части тела не знает ресницы, "локти" (ногти)________________

б) игрушки отсутствует обобщающее понятие _________________

в) одежда + не называет детали одежды ______________________

г) посуда + не называет части чайника _______________________

д) мебель отсутствует обобщающее слово ____________________

е) животные и их детёныши домашние - кошка и собака,диких ____ животных называет; детёнышей не знает __________ _____________

2) Название действий и состояний предметов:

Бежит + ___________ причёсывается чешет _____________

Пьёт + ___________ умывается моет ____________ ___

Режет-___________ одевается+________________

Сидит + ___________ улыбается-________________

Идёт ходит________ смеётся_________-________________

Вяжет - спица ________ плачет_____________+________________

Рисует + ___________

3) Название признаков предметов.

Качественные прилагательные

а) цвет не знает: синий, оранжевый; смешивает: зелёный - красный _

б) форма _-______________________________________________________

в) величина+______________________________________________

Антонимы:

Большой - маленький тупой - -_______ высокий - -___

Холодный - горячий мокрый - сухой _____ старший - ____-___

Чистый - грязный __ широкий- -_______ длинный - ____-___

Твёрдый- не твёрдый светлый - __________

4) Словообразование.

Суффиксальный способ словообразования:

а) шапка - шапочка голова - - ____ дрова - довка_ ­ дерево -

сумка - сумотька ваза - вазотька ухо - ухи ____ воробей -

гнездо - _____-___ птица - птитька лоб - опка ___ ковёр - ковёик

ведро - вёдйышко_ стул - стулик ___

б) дерево - деревянный снег - снежный железо - железный

-__ - стеклянный бумага - бумажный -___ - зимний

-__ - дубовый лимоновый - лимонный -_ - осенний

апельсилинный – апельсиновый

Префиксальный способ словообразования:

Льёт - наливает - поливает - выливает -

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...