Периодизация античности по Чолпанову (удобно)
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Экзистенциализм-это гумманизм. Серен Кьеркегор дал термин Экзистенциализм. Достоевский: нужно философствовать в художественных произведениях. Кьеркегор ввел понятие ТРЕВОГА. Различают 2 вида: экзистенциональная (ее ничем не унять) и психологическая(можно унять).
Философская система создает модель бытия(на примере Гальбаха). Философские проблемы вечны. Нет истины. Как связать материализм с нравственностью:теория среды(Гальбах). Рациональное познание: логичность, последовательность, непротиворечивость. Рац мышление направлено на то, чтобы о сложном сказать легко. Философия античности Архэ. Учение о первоначалах (а затем Евклидова геометрия). Рационализм связан с демократией. Демократия невозможна без просвещения. Интеллектуальные конструкции можно воспроизвести. Философия-это всегда просто! Но до этой простоты нужно дожиться. Философские суждения не претендуют на истинность. Знания только правдоподобны (аристотель). Истину знаю боги, а люди строят истинное мнение (сократ) Философия всегда партийна (исходит из самосознания философа). Метод решения философских вопросов: по нормам рациональности. Но и личности. Функции философии: мировоззренческая(не целостный взгля, но мировоззренческие ориентиры), ценностно-мировоззренческая, познавательная(связь с гнессиологие). Юнг: философия распадается на несколько частей. Зап. Философия диалектична: если кто –то сказал pro, найдется тот, кто скажет contra. Многообразие мнений. Философия не может претендовать на всеобъемлещую картину мира. Жанры философии диссертации, монографии, дипломы, Эссе, проповедь. У платона: художественный диалог. Достоевский: фил-ть надо в худ. Произведениях. Достоевский- предтече экзистенционализма.
Философия и др.формы общ.познания:религия, искусство и наука. Философия в той или иной мере соприкасается с др.формами общ-го сознания. Философия и религия: отличие в отношении к знаниям. Философия-критична. Религия-догматична. Религия:знание получено свыше. Христианство-вычеловечение Бога. Философия: философы-люди. Любители истины, а не знатоки. В философии есть место вере:рациональное познание не может быть до конца рациональным, остаются ноты. Общее философия и религии: пафос (по яковлевой) сделать мир лучше-суть европейского пути. Самый радикальный путь-буддизм: о нигеляции воли. Философия и искусство: пересечение проблемного поля: этико-эстетическая проблематика. Способы решения разные: у философов главное категории и понятия. Тяготеет к идеалу, но не полностью. У искусства: образно-символический. У символа 2 уровня: внутр (содержательный) и внеш (формальный). Интерпретация разная. Философия больше обращается к разуму, а искусство к эмоциям. Философы могут использовать средства искусства. Художник может использовать философ. Элементы. Философия и наука: натурфилософия во время становления античности-синкретическое знание. Наука и философия не разделялись еще. Наука вышла из философии. Взяла её формы. Потом: отпочкование. Выделяется науки из философии: физика(механика), астрономия, психология. Философию долгое время считали наукой. Философия-не наука. Философия-знание непроверенное. Философия-это философия. Философия старается познать предельные знания бытия. Фил-категориальное мышление. (а искусство понятийное). Стоит ли жить? Смысл жизни в самой жизни. Камень Сизифа. Будьте счастливы, таща свой камень. Человек абсурда-бунтарь. Есть ли жизнь после смерти? Оттуда никто не возвращался. Наслаждаться моментом. Происхождение философии.
1. Региональное. Возникла в разных точках мира. Или в одной точке- в др.греции.- древнегреческое чудо. 2. Почему оно возникло? 3. Кто первый философ? Несколько регионов или один. Карл Ясперс: несколько «Осевая концепция времени». Ясперс отстаивал ценности европейской цивилизации. Осевое время: с 800-200 гг до н.э. начало с Палестины. Древнекит, древнеинд, древнегреч философии. Возникли автономно. Ценность рационального знания. Единство бытия и человечества- общие ценности у всего чел-ва. Запад- передовая сила всего мира. Моноцентрическая – только древняя греция. А в китае и индии – это еще не философии. Почему возникло древнегреческое чудо? Концепции: 1. Гносиологическое (Чанышев. Миф) 2. Социологическое 3. Мифологическое Гнос.: накопилось знание, требующее обобщения. Критика: особого кол-ва научного знания было. Понятийное сознание появляется с Сократа. Проблемы этики и эстетики. Соц.: что нового возникло во время древней Эллады. Разнообразие политической жизни. Архэ-основа бытия. Буквенное письмо: легче выразить абстрактную мысль. Рабство. Появление досуга. Философия требует досуга. Миф.: «от мифа к логосу». Миф-синкретизм, апоморфизм, опора на чувства, конкретность. 1 шаг: есть мечта об объединении греков. Общий враг: персы. На основе религии объединились: местная религия. Гомер составил общую мифологию. Дисиод «Теагония». Попытка создать единый пантеон. 6в- критика Ксенофона олимпийских богов за антропоморфизм. Боги по подобию человеческому – это плохо. Боги Олимпа не приводят к единству, приписываются качества людей «Советская коммуналка». Бог должен быть единым и безличностным. С 6 в-две религиозные системы: боги толпы профаны и орфизм-религия элиты. Отличие: связано с учением о душе и её загробной жизни и связь души и тела. Орфизм- теория о переселении души (рейнкорнация)-метемпсихоз. Взаимоотношение души и тела. Сила тела и души- олимпийские боги. Тело-гробница души. Платон вводит цензуру. Критика Гомера и Диосида. Критика Эпикура- не надо бояться философов., нужно различать богов-философов и богов-толпы(блаженных). Боги-образцы для подражания. Критика богов олимпийских. Они причина раздоров между людьми. Общество распадается- это делают философы и софисты. Сократ спорит с софистами. Где найти общее?
Протагор-главный софист-говорил: «Сократ приходит к понятийной форме». Каким образом мы можем размышлять абстрактно? Что красота ВООБЩЕ? Возникает метод Сократа «майевтика» о переселении душ, которые схватывают общее о благодати. Потом души это забывают. Помогать наводящими вопросами достичь людям истины. «В споре рождается истина». Нужно отвлечься от частности, чтобы достичь общее. (запад- общее для нас) У Платона общее открывается только у философов (элитарная позиция).истина для нас интерсубстанктна. Справедливость-это то, о чем мы договрились. Истина- объективна. У пифагора только боги знают истину. Философия –любовь к истине. Но сами боги не отвечают критериям добродетельности. Платон исп мифы Гомера и Исиода и идеи орфизма. Сократ не вводил новых богов, только понятия. Кого считать первым философом? Все начинается с Фалеса Милетского (отн. к 7 мудрецам). Милетская- первая школа. Писали гномы- краткие изречения. Аристотель называет Фалеса первым философом (в Метафизике). У Фалеса архэ- это вода. Чанышев считал, что Анаксимандр первый философ (ученик Фалеса и учитель Анаксимена). «О природе» сер 6 в. до н.э. Архэ-апьерон (неопределенное первовещество). Впоследствие звено должно связывать воду, огонь, воздух и землю. (У Анаксимена- воздух) – «Не удержался на высоте абстрактного мышления» (Чанышев)
Категория сущности и времени поднимается в методологии науки у Аристотеля. Сущность 2 видов: пишет в оппозицию софистам. Мир поятий (а Платона-мир эйдосов). Про одну и ту же вещь нельзя говорить противоположные вещи. Что делает вещь этой вещью? Вводит категорию сущности. «Этость» против «Чтойности». (кач-во, признаки, классификация) В ср. века возникает идея универсальности. Боэций перевел Аристотеля. 1. Реализм (общие универсалии существуют реально), 2. Номинализм. НЕТ ИСТИНЫ, НО ЕСТЬ ИСТИНЫ. Карл Поппер: методологические эсенционализм и номинализм. Отсылка к средневековому номинализму. Познаваем ли мир? Возможно ли познание? Да\нет- бинарный ответ философии. Скептики, агностики не признают возможность познания сущности бытия. Сомневаются в Боге. Ты веришь в Бога? Я не знаю. Пиррон-первый скептик. Гегель- гносиологический оптимизм. «в его мировой разум познал сам себя». Артур Шопенгауэр назвал его лжепророком.
1. Младогегельянцы (первые) 2. Правогегельянцы (Маркс) Оптимизм: «нет никаких ограничений в познаваемости человечества». ЕСТЬ ГРАНИЦЫ ПОЗНАВАНИЯ! ЭТО ЭНЕРГИЯ. Кант. (до Канта- М.Блок и Юм). Критерии истины? Что есть истина? Пути познания: 1. Сенсуализм 2. Эмпиризм 3. Рационализм «Есть в нашем разуме нечто такое, что органы чувств дать не могут, но без позгнания тоже не могут состояться». (Аристотель) Виды познания: искусство, религия, наука. Уровни познания: эмпирический, теоритический, метотеоритический. Скептики, стоики, эпикурейцы, киники. Шпенглер об описании античности. ПИФАГОРИЙСКАЯ ШКОЛА. Первый философ- Сократ (первый, кто учил по понятиям) Проблема классической философии. Категория- это предметное понятие, проэкция бытия. Философия размышляет о предельных основ понятия. Дискурс- это рассуждение о мире. Легитимное знание. Ходы мышления. Западная культура диалектична.
Периодизация античности по Чолпанову (удобно) 1 этап: натурфилософия. 6- н5 вв дэ н.э. 2 этап: гуманистический. Софисты и Сократ. 5 в. 3 этап: классический. Платон, Аристотель. 4 в. 4 этап: Этический. 4-до 1 в н.э. 5 этап: Религиозный. 1 в н.э. (с 3 в.- неоплатонизм) Есть еще периодизация немецкой философии Вильгельда Вильдербама. Но она плохая! 1. Натурфилософия 2. Классич-систематич 3. Элинистич: а)греко-эллинская б)римско-элинистич. 146 г. дэ н.э. Эллинизм- подражание греческому. Эпикурейцы, стоики, скептики- индивидуалистическая этика. Что их объединяет: не сочиняли свои метофизические системы, подражали греческому. (натурфил=досократики) Натурфилософия- учение о природе вообще.
«Доскократики»- возникли в 20 в. Дильс написал статью «Изречение раннегреч досократиков» Народная периодизация. Общая характеристика античного миросозерцания. Космоцентричность- порядок. Борьба олимпийских богов с Просом. У Карла Поппера: космос- из персидского «дом». Космос- большое шарообразное тело. Лосев: даже умозрительный мир все равно характеризуется некой чувственной конкретностью. Эйдоля- образы. Греки размышляли мир с позиции эстетики: прекрасный, симметричный, гармоничный. Самое совершенное тело- шар. До Кеплера. Этико-эстетическое представление. Живое тело. Логика Лосева и Шпенлера: что движется, то живет-существует. Человека- микрокосм в макрокосме. Это шарообразное тело имеет границу. Нет идеальной бесконечности. Открута тайна иррационального числа у пифогорейцев. Кто открыл эту тайну умер в пучине морей при землятрясении- боги его покарали. Хотел претендовать на управление мира. 2 подхода к сознанию -пифогорийско-сократовский. Истину знают только боги. Лди – любовь к философии -истину знают только философы. Платон. Управляют миром. Лосев говорит о диалектике конечного и бесконечного. Глобус, на котором ползает муха. Для нас-конечная. Для мухи-бесконечная. Трактат Августина: «О троице». Бог- персона. Перенос персоны на человека. Боэций- решает христологические проблемы. Христос- личность. Не Был др грек личностью (12 тезисов Лосева). Личность- одиночное св-во. Мудрец(не личность). Герой мифологии- сын бога и земной женщины. Фатализм. Шпенглер считает античного человека- аисторичным. (не знает истории) Геродот- не знал истории. Он знал мифологию. Стремится рассказать, как оно должно быть. Чем более героичный эпос, тем более трусливый народ. Обращает внимание на краски. Охристые. Не было зеленой и синей краски- символ перспективы. Гельштальт античности- тело. Движение вперед –средневековье. Общая характеристика античной философии. Проблемы: первоначаба: активно рассматривали досократики –милецкая школа. Пифогорийская- учение о числе, эпидоку (о 4х корнях). Аристотель: учение о 4 первопричинах. Неоплатоники- единое. Все течет, все движется, в одну реку ен вступишь дважды (Гераклит). Иллиада- движения нет. -антиисторический подход. Духовные атомы (Лейбниц) –есть сила, стремление. У Платона есть и форма и материя. Кач-ва архэ может быть разными. Гноссиологическая проблема: проблема познания. Проблема этики и эстетики. Политические и социальные вопросы. «Государство», «Законы» Платона. «Государство» Цицерона (подражал Платону).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|