Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Милецкая школа. «О жизни, учении, изречении». Диоген Лаэртский




Гераклит. Огонь. Логос. Космос- живой огонь в меру потухает и в меру разжигается. Логос- мера, закон, по которому огонь живет. Родоночальник диалектики. Термин «диалектика» появл. У Сократа.

Эзотерик. Он темный и плачущий. Мир полон противоположностей.

Школа элеантов. Парминид «О природе». Бытие есть и бытия нет. Все, что мыслимо-бытие.

Куда движется бытие? Но его нет. Бытие пребывает в самом себе- движения нет. Деление мира на чувственно-конкретный и умопостигаемый.

Чувственно-конкретный Умопостигаемый
Мир бесконечен Мир конечен
Мир временности Мир вечен
Разрушения и смертности Совершенство, прекрасность
Познания: мнением(докса), субъективно Мир, который можно познать истинными знаниями

Ученик Парменида: Зенон Элейский. «Апорий» против множественности и движения.

Софисты: нет умопостигаемого мира. Сократ пришел к понятийной мысли. Платон -эйдосы. Демокрит: атомы и пустоты. пустоты – почти небытие. Учение о светлом и темном познании. Детерминализм- учение о необходимости, о чувственном познании (эйдоля) – эмонация.

Эпикур- проживи незаметно. Эмпедокл «учение о 4х корнях вещей». Проблема движения: причина. Филе (любовь) и нейкос (вражда).

Платон: учение об эроте. Любовь к прекрасному вообще.

Софисты: нет ничего общего. Есть мир только чувст-конкр.

Сократ и софисты. Главная проблема: сущ ли мир только единичных вещей или стоит за этим миром нечто общее? Софисты проблематизировали эту точку зрения. Нет никого умпопостигаемого мира. Мир состоит из индивидуальных вещей, дают неточное знание. Свое видение мира. Софисты утверждали о том, существует ли вещь есть противоположное мнение. Нет умопостигаемого мира. Про одну и ту же вещь можно говорить по-разному. Софизмы- словесные трюкачества, направленные на поиски выигрыша. Эристика- богиня вражды. Релятивизм в познании. Все относительно. Нет истины. Релятивизм в нравственности: все дозволено. Правовой релятивизм: нет никаких правил (общество атомизируется).

Спор с младшими софистами. (поппер «открытые общества и их враги)

Деление мира на 2 части: мир природы и мир человека. разрушили бытие на 2 класса. Человек в таком мире может не соблюдать законы природы. Законы по установлению. Делать, что хочешь., главное, чтобы другие не узнали. Поппер выступал против историзма. Нет законов истории, аналогичным законам природы. Западная цивилизация- попытка все рационализировать.

Сократ. Религиозная философия у него. Он заботится о душе человека. как Сократ пытался убедить софистов с самыми важными вещами, а не задумываться о разнообразных.

В тартар(аид) попадают тираны.

Что такое справедливость? Что такое несправедливость?

«Теория припоминания». Анамнезис. Сократ: познай самого себя. Учитель нужен, чтобы открыть истину в душе-майевтика. Сократ: нельзя навязать никому истину, можно помочь только открыть ее в душе, если она есть еще.

Этапы майевтики

1. Этап иронии Сократа. Хватает любого человека и распрашивает, задавая каверзные вопросы. Приводит человека к прямо противоположному мнению, которое говорил некоторое время назад. Зачем? Убрать самомнение человека, что он все знает. «я знаю, что ничего не знаю». Пропидевтика- очищение от самомнения (тоже самое у Декарта, Бэккона, критика Канта). Критическое мышление- западная специфика.

2. Диалектика. Искусство спора, в котором рождается истина. Умение договаривается об истине. Не в любом споре рождается истина. В диалектике обязательно должны быть тезис и антитезис. Философский спор. Зап мышление диалектично.

3. Индукция. От частного к общему. «Пир» Платона. Сократ познал общее, частное было ему неинтересно (любил мальчиков)

Главные добродетели античности: справедливость, разумность, мужество, умеренность – идеальное государство Платона. (государство как душа). Господство над чувствами. До Руссо- родоначальник сентиментализма.

Этический рационализм Сократа «Знание и есть добродетель»

Аристотель либо сознательно оболгал Сократа или чего-то недопонял. Сократ изотерик. Учитель нужен, чтобы расстаться со своими иллюзиями. Недостаточно знать, нужно правильное направление.

Аристотель сделал его экзотериком. 20 в- психоанализ.

Платон в 21 год познакомился с Сократом. Потом под Афинами открыл академию. Какова организация была? Фронтона здания- музеон, где они заседали. «Диалоги» Платона написаны для неофита.

-устное и письменное творчество

-метафизика Платона. Учение о мире идей. Любовь к прекрасному вообще

-политические учения. Реальное государство

-учение о мире вещей и мире идей. (иллиады). Мир вечности, прекрасности. Идея блага. Подражание: ученик подражает учителю.

Этика античности греки демонстрировали свои поведениме жизни то учение, которое они предлагали. Киники, киренаики- 4 в. до н.э. мигарики- проблема познания. Основы учения- софистика.

1.умопостигаемого мира нет

2. Есть мир природы, а есть мир человека

Киренаики- учение названо по городу. Кирены. Нет счастья вообще, нужно стремиться к единичному удовольствию. Счастье- совокупность чувств наслаждения. Сравнить с этикой артура шопенгауэра.

Киники. Цель- счастье. Атараксия-когда душу ничего не волнует. Нужно уйти от общества- в автараксию. Именно социум является раздражителем. Родон6ачальник- Антисфен. Диаген Синопский жил в бочке с глинынной посудой. К нему приходил македонский. Я- собака Диаген, я –царь Александр. Диоген показывает пример аскесы- закаление духа. В холодное время обнимал статую – приучаюсь к людскому отказу. Катался голый по снегу. Ходил с фонарем по базарной площади «Ищу человека». люди его не слушали, тогда он начал свирестеть по-птичьи. Они начали слушать. «когда говорю дело, вы меня не слушаете, когда глупость, слушаете»

Эпикурейцы. Содружество «сад» в пригороде Афин. Уходят от общества. Заимствуют метафизику Демокрита (проживи незаметно). От людей хорошего ждать не приходится. Счатье- отсутствие страдания. Нужно уйти в философию, чтобы не бояться.

Скептики. Зенон Кетийский. К4-н3 вв до н.э. синтетическое учение. Периодизация:

1. Древняя стоя

2. Средняя

3. Поздняя-Сенека, Марк Аврелий, Епиктет

Стоики- философы необходимости. Для того, чтобы быть счастливым, нужно быть добродушным.

1 полюс: классическая античная добродетель

2 полюс: несправедливость, немужество

Между этими 2-мя полюсами лежит большая область «ни то, ни это»(жизнь и смерт)- область безразличного. (Диоген) –бедность и богатство, болезнь и здоровье.

Надо относиться к «ни то, ни это» апатично.

«если поместить мудреца в чрево быка для жарки, он и там будет счастлив» (Сенека).-учение о свободе. Свобода-осознанная необходимость(Спиноза). Человек свободен, когда не боится смерти (Сенека).

Скептики. Перон.родоначальник. еще более радикальные, чем софисты. Нужно воздержаться от суждений. Эпохэ-воздержание от суждений.

Этика. Шаг в сторону нравственного кредо. Все стремимся к атараксии- безмятежности.

Средневековая философия

База: источники 19 в.

Советская философия выделяла 2 этапа:

1. Патристика

2. Схоластика

В 19 веке 4 этапа:

1. Апостольские отцы. 1 пол 2 в

2. Апологетика. 2-3 вв

3. Патристика. 4-8

4. Схоластика

Патристика. Учение отцов церкви, связана со вселенскими соборами. Устанавливалась догматика христианства.

-учение согласно с догматами

-учение согласно с древними учениями

-личная святость

Критерий: авторитетность, древность.

Апологеты. 4-8 вв. защищали христианство от нападок язычников. 313- Миланский эдикт. 321- государственная религия.

Арий: подобносущный, иерархизм, суббординализм.

Схоластика. 1. Боэций-перевел трактат Аристотеля.

2. Королингское возрождение Алкуин 9 в.

3. Ансельм Кентенберийский

4. Жак Ле Гофф «Интеллектуалы в средние века».

Схоластика- дитя города. Архитектура- застывшая в камне схоластика. Готика в архитектуре- застывшая в камне сумма теологии Аквинского.

В чем отличие патристики от схоластики? Гл идеи: вера и разум. (Жильсон «Разум и откровение в средние века»)

К2-н3 Тиртулиан «Верую ибо абсурдно!»- философия здравого смысла. Вера-сверхрациональна. Вера нужна там, где нельзя доказать разумом. Следовал этому Фома

«Как можно следовать добру, если мы не знаем, что такое добро?»(Отступник)

Теория двойственности Аверроэса. Париж заражен авероистской ересью. Отречение 2 монахов нищенских орденов: фома (дом) и АБОВЕНТУРА (франц)

Концепция времени Августина. Теодецея.

Уильям Окка: Сделал радикальные выводы из тезиса о свободной, ничем не ограниченной воле Творца.

Возрождение

Якоб Буркхард и Жуль Мешле. Реале,Антисере –ЧИТАТЬ. Возрождение- отдельная эпоха.

Характеристика: синтетичность. Очень религиозная эпоха. Свободомыслие было (ноне атеисты).

Возрождение античности, древних культур, религий. Что основа процесса? Христианство (иудее-христианская мифология). Неоплатонизм возрожденческий- пантеостичен. Причины возникновения: италия- морской путь с Европой и Востоком. Константинополь под Турками. Зависть Востоку, роскоши.

Раздробленность Италии- нужны новые знания. Возникает гумманизм-новый тип ученности, который противостоит универсалистской схоластики. + добавляется поэзия и история – это то, что делает человека человеком. (антропоцентрической эпохой называется). Теоцентрическая эпоха-Джовани Пика Делла. «Речь о достоинстве человека». он не доволен, как определяют высоко средневековую мысль человека. англе-чел-животное.

Фичино Марсилио- родоначальник флорентийской школы. Перевел три трактата

-corpus germeticus

-халдейские оракулы

-орфические гимны

К чему это привело?

Герметикум: астрология, магия, алхимия-мистико-магический комплекс. Против него боролось христианство.

Н.Кузанский «Теозис»- обожение человека. человек- помощник бога на земле.

Гумманисты не всегда хорошие люди (Чезаре Борджа)

Н. Макиавели. Бруно. Кордан. размышляли о конечных законах Бытия.

Робер Амбелен считает, что герметизм породил великие процессы- мысль о единстве Бытия через алхимию, магия-братство, астрономия-братство. Свобода-равенство-братство-якобинцы.

Героический энтузиазм. Между мистикой и магией. Мистика-любование. Магия- прагматизм.

Появляются теурги- которые хотят управлять Богом.

Протестантизм- дитя Возрождения. Чел-раб, но освобожден от земных повинностей. Эразм Роттердамский. Северное Возрождение. Знать суть протестантизма.

Новое время

Николай Коперник. Усовершенствовал птолемеевскую модель.

16 в- григоринаская реформа.

И.Кеплер. неоплатонизм. Солнце в центре вселенной. Астролог. 3 закона Кеплера. Планеты движутся по эллипсу. Надлунный и подлунный мир.

Галилео Галилей. Гений! Соорудил 2 телескопа. Спиноза чистил ему линзы. 3 кратный, а потом 37.

«мы землю сведем до неба»-сделаем ее совершенной.

Декарт. Уровнял небо и землю. Бог создал две субстанции: вещь протяженную и мыслящую.

 

Ньютон. Единая механика.

Возникает механическая картина мира. Деизм. Мир как механизм. Мир-часы. Бог-часовщик.

Механический детерминализм. Фатализм (все предопределено). Исключали чудо, случайность. В 19 в. возникает вероятный детерминализм.

Материя(природа).

Res extensa- идеи восходят к Декарту. Абсолютная делимость. Движение. Система координат. Геометризация алгебры

Res cogitas- вся совокупность человеческой души.

Кандовая система. Примитивная. Сравнить с Лейбницем, Спинозой и галилеем.

Проблема познания у Декарта. 4 метода Декарта:

1. Не принимай за истину того, что не ясно твоему уму и что не принимает общество

2. Дели сложно ена простое

3. Идти от простого к сложному

4. Создавай списки, чтобы ничего не забыть

 

Чтобы объединить людей, нужно использовать философию (декларация прав человека). цивилизация-простая. Культура-богатая.

Т.Гоббс «Левиафан».

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...