Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Культовые постройки (алтари огня, гробницы)




АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕГО ИРАНА

План лекции

 

1. Культовые постройки (алтари огня, гробницы)

2. Архитектура дворцов (Пасаргады, Персеполь, Сузы).

3. Древнеиранский архитектурный ордер

 

Литература

Приложение

Контрольные вопросы и задания

 

Между Двуречьем с запада и долиной Инда с востока расположено Иран­ское плоскогорье. Климат его континентальный с несколько суровыми для этих широт зимами. Однако эти условия оказались благоприятными для скотовод­ства и земледелия. Одним из древнейших государств тут бы­ла Мидия, занимавшая территорию нынешнего Азербайджана и северо-западного Ирана. В конце VII – начале VI в. до н. э., восполь­зовавшись ослаблением Ассирии, мидяне в союзе с вавилонянами и скифами разгромили Ассирию и захватили территорию от Аму-Дарьи до Персидского залива. Они создали могу­щественное государство со столицей в Экбатанах (вероятно, современный Хамадан). Согласно Полибию, город Экбатаны, лежавший у подножия высокой горы, не имел оборонительных стен. В центре его стояла цитадель, возведенная царем Дейокой (709-656 гг. до н. э.). К ней прилегали дворцовые сооружения, обнесенные стеной в семь стадий (более 1 км). Они включали окруженные портиками за­лы, отделенные друг от друга целой системой дворов. Колонны и перекрытия этих залов бы­ли сделаны из кедра и кипариса и обиты ли­стами золота и серебра.

В 550 г. до н. э. союз персидских племен во главе с царем Киром II Великим (558-529 гг. до н. э.), основа­телем династии Ахеменидов, сокрушил господ­ство мидян. Однако культура мидян не погиб­ла, так как она была воспринята персами. Ар­хитектурные традиции мидян оказали воздей­ствие на формирование персидского зодчества.

Держава Ахеменидов, основанная Киром II, в дни своего наивысшего расцвета простиралась от Инда до Эгейского моря, от Закавказья до порогов Нила. Цари Ирана («Земли ариев») проводили активную завоевательную политику, продо­лжая традиции своих индоевропейских предков. В 546 году до н. э. ими были покорены малоазиатские государства и греческие колонии на восточном побережье Эгейского моря. В 538 году до н. э. персы захватили Вавилон, в 525 – Египет. В период правления царей Дария I и Ксеркса (522-465 гг. до н. э.) сформировалась политическая доктрина «единого мира», согласно которой Ахемениды становились «едиными над многими царями, едиными над всеми повелителями». То есть под властью персов оказались народы, имевшие более древнюю историю и культуру. При этом единство персидской империи обеспечи­валось силой оружия, гибкостью экономической и религиозной полити­ки, а также путем создания универсальной для всех, «синтетической» культуры. Искусство и архитектуру Древнего Ирана творили пред­ставители многих покоренных народов, поклонявшихся разным богам. Поэтому в культурном наследии этого государства светские мотивы преобладают над религиозными.

Архитектура ахеменидского Ирана не имела своих собственных традиций. Тех­ника обработки камня и строительство скальных гробниц идет от Урарту и Мидии, керамиче­ская облицовка стен – от Элама и Месопотамии, отдельные архитектурные элементы – от ассирийцев, вавилонян, египтян и греков.

Культовые постройки (алтари огня, гробницы)

 

Государство Ахеменидов отличалось чрезвычайной пестротой этни­ческого состава. Здесь не могло существовать какого-либо единого религиозного мировоззрения. Рядовые персы молились древнеарийским природным божествам – Солнцу, Луне, ветрам, зверобогам (лошадям, пантерам, змеям и пр.). Особую группу среди них составляли зороастрийцы. Последователи это­го учения не строили храмов, поскольку считали единым храмом небесный свод, а жертвы богам приносили на вершинах гор. Зороастрийцы считали верховным божеством Ахура-Мазду (Ормузда) – символ «божес­твенного сияния» хварно, владыку небесного огня и земного Тепла (рис. 9.1).

 

 

Рис. 9.1. Ахура-Мазда (Ормузд) – повелитель сил Добра в древнеиранской мифологии

 

По инициативе Ахеменидов для сторонников этого культа возводились алтари и «храмы огня» в Пасаргадах, Накш-и-Рустеме, Персеполе, Сузах (рис. 9.2).

Согласно Страбону, поклонение огню первоначально происходило на пирефиях – обширных огороженных священных участках. Посре­ди площадки стоял жертвенник с большим количеством пепла, на котором маги поддерживают неугасимый огонь. Как писал Страбон, «какому бы божеству они (иранцы) ни прино­сили жертвы, они, прежде всего, обращаются с молитвой к огню...». Жертвоприноше­ния производились по установленному ритуалу: на сухие, очи­щенные от коры, дрова клали сверху жир. Затем поливали поленницу оливковым маслом и поджигали снизу. Дуть на огонь запрещалось под страхом смерти, – использовали опахала. Как правило, ритуаль­ные площадки имели форму мандалы – «круга, вписанного в квад­рат».

В эпоху Ахеменидов поклонение священно­му огню стало одним из важнейших государственных церемониалов. Два древнейших алтаря этого периода обнаружены в развалинах дворцового комплекса Кира II в Пасаргадах. Подобные алтари обычно высекались из цельного камня. Это были боль­шие кубические, сужающиеся вверх массивы, которые на углах имели вытесанные из скалы круглые столбы, а наверху – площадку, окаймленную каменными зубцами. На верхней площадке жгли кост­ры, которые, благодаря расположению жертвенников па высоких ме­стах, были видны с очень большого расстояния из окружающих де­ревень. Наверх к алтарной площадке вел приставной лестнич­ный марш, также высеченный из огромной каменной глыбы.

 

 

 

Рис. 9.2. Святилище огня пирефий (по Страбону); алтари (жертвенники огня) в Сехнэ (Мидия) и Пасаргадах (Персида)

 

Цари династии Ахеменидов из политических соображений не придерживались определенной религиозной ориентации. Со вре­мени Дария I персидские цари и знать погре­бались в скальных гроб­ницах. Фасады царских гробниц в долине Накш-и-Рустем и в Персеполе воспроизводят входной колонный портик персидского жилого дома. Об этом свидетельствуют захоронения на горе Рахмед близ Персеполя, в Накш-и-Рустеме.

Усыпальница Артаксеркса II в Накш-и-Рустеме была высечена в почти отвесной скале, на ко­торую невозможно подняться без лестницы. Гробница име­ет крестообразную форму. Ни­жняя часть «креста» – посвя­тительная надпись. Средняя обработана в виде портика с четырьмя колоннами, увенчанными фигура­ми быков. Наверху – зубчатый архитрав. В центре – дверь, ведущая в усыпальницу. Верхняя часть «креста» – изображение царя, жертвенни­ка огня и крылатого символа Ахура-Мазды (рис. 9.3).

 

 

Рис. 9.3. Усыпальница Артаксеркса II в Накш-и-Рустеме (V-IV вв. до н. э.)

Гробница Кира II в Пасаргадах не имеет ничего общего с погребальными соору­жения- ми зороастрийцев. Это семиступенчатая башня из белого извест­няка, выполненная в древневавилонских традициях. Ее высота – 11 метров. Ступени имели четырехугольную форму в плане (нижняя – 13×3 м). На верхней платформе стоит усыпальница с двускатной кровлей и треугольными фронтонами (рис. 9.4).

 

Рис. 9.4. Гробница Кира II в Пасаргадах (VI век до н. э.)

 

Размеры усыпальницы – 3,17×2,1×2,1 м. В нее ведет дверь «египетского» стиля. Она окаймлена по бокам полукруглыми валиками и снабжена вверху желобчатым карнизом.

«В Пасаргадах в царском саду находится гробница Кира [ум. в 529 г. до н. э.]; вокруг нее – роща, усаженная разнообразными деревьями и орошаемая ручейками, и луг с высокой травой. Самая гробница внизу сложена из тесаного камня по четырехугольнику, а наверху находится комнатка с каменной кровлей, имеющая настолько низкую дверь, что в нее с трудом может пройти даже невысокий человек. В комнате стоит золотой гроб, в котором было заключено тело Кира, а возле гроба – ложе; ножки ложа золотые, кованые; здесь лежали ковры из вавилонских тканей и меховые ковры багряного цвета; лежал здесь и кандис [род персидского кафтана], и другие одежды вавилонской работы, и мидийские анаксириды [шаровары], и одеяния фиолетовые, пурпурные и других цветов, и ожерелья, и сабли, и серьги из золота с драгоценными камнями. Здесь же стоял стол. Посредине же ложа стоял гроб, заключавший тело Кира. На ложе лежало оружие неимоверной ценности, которым обычно пользовался Кир. В ограде, около подъема в гробницу, была устроена каморка для магов, которые сторожили гробницу Кира, и в среде которых, со времен Камбиза, сына Кира, эта обязанность переходила по наследству от отца к сыну. Преемники Дария дарили им ежедневно одну голову скота и положенное количество муки и вина, а раз в месяц – коня; это были поминки по Киру. На гробнице персидскими письменами было начертано: «О человек, я – Кир, сын Камбиза, который положил начало владычеству персов и Азиатскому царству. Так не завидуй памятнику моему»…» [Арриан, Походы Александра, VI, 29, 4-8].

 

«Затем Александр прибыл в Пасаргады. Этот город также был древней столицей. Здесь царь увидел в парке гробницу Кира. Гробница представляла собой небольшую башню, скрытую густой чащей деревьев; внизу башня была массивной, а наверху под крышей находился склеп с очень узким входом…. Он увидел там золотой ложе, стол с кубками, золотой саркофаг и множество одеяний и украшений с драгоценными каменьями. Все это он увидел при первом посещении; впоследствии гробница подверглась разграблению и все предметы были похищены, кроме ложа и саркофага, которые были только разбиты на куски; грабители перенесли тело в другое место…. Гробница была разграблена, несмотря на приставленную к ней охрану магов, которые получали на содержание ежедневно по овце и ежемесячно – лошадь…» [Страбон, XV, III, 7, c. 730] (52, С. 677-678).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...