Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Древнеиранский архитектурный ордер




 

Помимо разработки типа многоколонных зда­ний, значительным достижением древней Пер­сии следует признать создание новых типов колонн, впервые достигших грандиозных размеров. Колонны в зданиях ахеменидской Персии необычно смелы по конструкции. Соот­ношение диаметра и высоты в каменных колон­нах составляет 1:12 и даже 1:13 – пропор­ции, не встречающиеся более ни в одной из древних цивилизаций. Эти исключительные по легко­сти опоры достигают высоты 20 метров (рис. 9.18).

Рис. 9.18. Древнеиранские колонны: руины ападаны Дария I в Персеполе; дворец Ксеркса (реконструкция Шипье)

 

Колонны играли особую роль в архитектуре древнего Ирана. Они были самыми тонкими и изящными среди всех других стоек в архитек­туре того периода (рис. 9.18-а). Приведем лишь некоторые примеры (таблица 1). Размеры даны в метрах.

Таблица 1

 

Памятник Высота колонны Диаметр колонны Интер- колумний
  Дворец Кира II в Пасаргадах 12,0 1,05 8,28
  Пропилеи Ксеркса в Персеполе 16,6 1,56 8,3
  Ападана Дария I в Персеполе 19,5 1,58 8,4
  Зал ста колонн в Персеполе 12,0 0,94 6,2
  Парадная ападана в Сузах 20,0 1,59 8,74

 

Из таблицы видно, что соотношение толщины персидской колонны и её высо­ты колебалось в пределах от 1:10 до 1:13, В этом плане они не уступали ко­ринфским и композитным колоннам эпохи Возрождения. Стройность ахеменидских колонн и их широ­кая расстановка объясняются не слишком тя­желой конструкцией перекрытия из брусчатого настила и глиняного ковра, которое и сейчас можно видеть во всех странах Передней Азии (рис. 9.19).

 

 

Рис. 9.19. Деревянное покрытие древнеперсидской ападаны (реконструкция О. Шуази)

 

Архитравы состояли из нескольких мощных брусьев кедра, образовывавших два или три уступа. Над ними выступали торцы мелких поперечных балок, а поверху шел дощатый па­рапет, украшенный керамической скульптур­ной облицовкой и еще увенчанный зубцами (рис. 9.20).

 

Капитель древнеперсидской колонны включала три части.

Верхняя часть капители – протома (два переда лежащих животных – быков, львов или лошадей). Они украшались на­рядными шлеями и несли на своих спинах балку, украшенную золотым розетками (рис. 9.21).

Это типично иранская конструктивная деталь, обязанная своим происхождением индоев­ропейскому культу Близнецов (религия древних ариев, эламитов, протославян) (рис. 9.22).

 

 

Рис. 9.20. Конструктивное решение покрытия ападаны (1 – капитель; 2 – прогон; 3 – прокладка;

4 – брусья наката; 5 – дощатый настил; 6 – грунт; 7 – листы серебра). Протома – опора покрытия

 

Рис. 9.21. Верхняя часть иранской капители.

 

Средняя часть капители – подобие двойной ионической волюты, поставленной вертикально на всех четырех гранях столба (рис. 9.23).

Рис. 9.22. Мотивы культа Близнецов в искусстве прибалтийских и славянских народов

 

 

Рис. 9.23. Передняя часть иранской капители в виде восьми волют

 

Предположительный прототип – «двойные волюты» из Нимруда (Ассирия). Нижняя часть капители – двойная. Она имеет наверху форму раскрывшейся чашеч­ки восьмилепесткового цветка, а внизу – более массивной перевернутой чаши, украшенной перистыми листьями. Возмож­ный мотив – индийский священный лотос или «дерево жизни».

Фуст (ствол) колонны был украшен множеством вертикальных желобков – каннелюр. Их число в разных памятниках колеблется от 32 до 48. Каннелюры – «патент» древнегреческих мастеров из Ионии (Малая Азия).

База колонны напоминает перевер­нутую чашу, украшенную опущенными книзу листьями, или опрокинутый цве­ток лотоса, закрепившийся своими корнями на небе. Этот мотив впослед­ствии был заимствован древнеиндийс­кими архитекторами и скульпторами (рис. 9.24).

 

а б

Рис. 9.24. а – передняя часть иранской капители в виде восьми волют; б – база в виде лотоса

Архитектура Древнего Ирана была подвержена многочисленным чу­жеземным влияниям, так как в строительстве принимали участие масте­ра почти всех покоренных народов. Поскольку они обладали более со­вершенными профессиональными навыкам и традициями по сравнению с персами, они смогли органично воплотить свой опыт и умение в чуже­земное искусство, архитектуру. Сюда можно отнести искусственные платформы, плоские деревянные покрытия, многоколонные залы, отдельные произведения монументально-декоративно- го искусства. Несмотря на обилие заимствований, зодчие ахеменидского Ирана сумели создать удивительно цельную и оригинальную архитектурно-композиционную и конструктивную систему. Её отдельные фрагменты (ападана, протомы, отдельные сюжеты декораций) были позднее освое­ны греками, индийцами, сасанидском Ираном, арабами.

Свои постройки персы украшали яркой рас­краской по штукатурке, цветными керамиче­скими облицовками, обильными металлически­ми накладками, яркими занавесами, а также рельефами. Используя урартскую и индийскую тради­ции, широко применяя труд иноземных масте­ров и привозные материалы, воспроизводя не­которые ассирийские, вавилонские, египетские и ионийские формы, архитектура персидской деспотии смогла претворить все заимствования в блестящих грандиозных сооружениях. Созда­ние нового типа многоколонного зала (ападана) является существенным вкладом мидийского, а затем древнеперсидского зодчества в сокровищницу мировой культуры.

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Авдиев В.И. История Древнего Востока. – М.: ОГИЗ, 1948 – 588 с.

2. Авеста: Избранные гимны; Из Видевата. / Перевод с авест. И.М. Стеблин-Каменского. – М.: Дружба народов; КРАМДС – Ахмед Ясови, 1992 – 207 с.

3. Авеста в русских переводах (1861-1996). / Сост. Рак И.В. – Изд 2-е. – СПб.: Журн. «Нева», Летний сад, 1998. – 477 с., ил.

4. Анисимов А.М., Гумилев Л.Н. и др. Искусство стран Востока – М.: Просвещение, 1986 – 303 с.

5. Афанасьева В., Луконин В., Померанцева Н. Малая история искусств. Искусство Древ- него Востока. – М.: Искусство, 1976 – 375 с.

6. Беляев И.Н. Древнеарийская философия. – Т. 1. – 2004 (ЗАО Красногорская пит.) – 668 с.

7. Блаватский В.Д. Архитектура древнего мира. – М.: Изд. Всес. Академии архитектуры, 1939 – 164 с.

4. Бойс М. Зороастрийцы. Верования и обычаи: Пер. о англ. – СПб.: Центр «Петербургское востоковедение», 1994 – 288 с.,ил.

5. Брунов Н.И. Очерки по истории архитектуры. Доклассовое общес­тво, восточные деспотии. Т.1 – М.-Л.: Академия, 1937 – 442 с.

6. Бунин А.В., Саваренская Т.Ф. История градостроительного искусства, в 2-х т., Т. 1. Градостроительство рабовладельческого строя и феодализма. – Изд. 2-е – М.: Стройиздат, 1979 – 495 с.

7. Васильев Л.С. История религий Востока (религиозно-культурные традиции и общество): Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «История». – Изд. 2-е., перераб. и доп. – М.: Высшая школа, 1988 – 416 с. – Указатель терминов и названий: С. 408-415.

8. Вейс Г. История культуры народов мира. Ассирия, Вавилон, Персия. Первые сверхдержавы. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 144 с., ил.

9. Всеобщая история архитектуры (ВИА): Учебное пособие в 2-х т., Т. 1 / Под ред. Б.П. Михайлова – М.: Госстройиздат, 1958 – С. 43-48.

10. Всеобщая история архитектуры (ВИА), в 12 т., Т. 1 / Под ред. О.Х. Халпахчьяна и др. – М.: Стройиздат, 1970 – С. 291-313.

11. Геродот. История в девяти книгах. / Пер. Г.А. Стратановского. – М.: Наука, 1972 – 600 с.

12. Гомбрих Э. История искусства: Пер. с англ. – М.: ООО «Издательство АСТ», 1998 – 688 с.

13. Горохов В.А., Лунц Л.Б. Парки мира. – М.: Стройиздат, 1986 – 328 с.

14. Гриненко Г.В. История философии: Учебник. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт-Издат, 2007. – 688 с.

15. Дандамаев М.А. Иран при первых Ахеменидах (VI в. до н. э.). – М.: Издательство восточной литературы, 1963 – 289 с., ил.

16. Дандамаев М.А. Политическая история Ахеменидской державы. – М.: Наука, 1985 – 319 с., ил.

17. Дорошенко, Елена Алексеевна. Зороастрийцы в Иране: Историко-этно- графический очерк. – М.: Наука, 1982. – 133 с.

18. Древние цивилизации. / Под ред. Г.М. Бонгардт-Левина. – М.: Мысль, 1989 – 479 с.

19. Древний Восток: Книга для чтения. / Под ред. В.В. Струве – Изд. 3-е – М.: Просвещение, 1958 – 238 с.

20. Древний Восток. / Сост. М.В. Воскобойников. – СПб.: Реслекс, 1998. – 463 с., ил.

21. Древний мир. Изборник источников по культурной истории Востока, Греции и Рима. / Под ред. Б.А. Тураева и И.Н. Бороздина. – Часть 1. – М.: 1915. – 812 с., ил.

22. Дрезден М. Мифология Древнего Ирана. / Мифологии Древнего мира. – М.: 1977 – С. 337-365.

23. Дубровская О.Н. Древние религии мира. / О. Дубровская. – М.: РИПОЛ Классик, 2003. – 445 с., ил.

24. Дьяконов И.М. История Мидии от древнейших времен до конца IV века до н. э. – М.-Л.: Изд. АН СССР, 1956. – 485 с., ил.

25. Дюмезиль Ж. Верховные боги индоевропейцев.: Пер. с франц. / АН СССР, Институт востоковедения. – М.: Наука, 1986. – 234 с. (Исследования по фольклору и мифологии Востока).

26. Жирнов А.Д. Искусство паркостроения. – Львов: «Вища школа», Изд-во при Львовском ун-те, 1977 – 208 с.

27. Заратустра: Учение огня: Гаты и молитвы. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. – 493 с., ил.

28. Зороастр. Зара-Тустра. Жизненный путь провозвестника в Иране. – М.: Штутгарт: Изд. фонда «Послание Грааля», 1994. – 276 с., ил.

29. Зубов В.П., Петровский Ф.А. Архитектура античного мира. Материалы и документы по истории архитектуры. – М.: Изд. Академии архитектуры СССР, 1940. – 519 с.

30. Иконников Андрей Владимрович. Архитектура и история. – М.: Архитектура, 1993. – 250 с., ил.

31. Искусство стран Востока. / Под ред. Р.С. Васильевского. – М.: Просвещение, 1986 – 303 с.

32. Исследования по истории архитектуры и градостроительства: Сборник. / Под ред. А.В. Бунина, Н.И. Брунова. – Вып. 1. – М.: Высшая школа, 1964. – 282 с., ил.

33. История искусства зарубежных стран (первобытное общество, Древний Восток, античность). / Под ред. М.В. Доброклонского – М.: Изобразительное искусство, 1979. – 407 с.

34. Коссович К. Четыре статьи из Зендавесты. – СПб.: Тип. имп. Академии наук, 1861 – 159 с.

35. Крапп Э.К. Астрономия: Легенды и предания о Солнце, Луне, звездах и планетах. / Пер. с англ. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999 – 656 с.

36. Крывелев И.А. История религий. Очерки в 2-х т., Т. 1. – М.: Мысль, 1975. – 415 с.

37. Куртис, Веста Сахрош. Персидские мифы: Пер. с англ. О.С. Елимахова. – М.: Гранд: Фаир-Пресс, 2005. – 109 с., ил.

38. Лелеков, Леонид Аркадьевич. Авеста в современной науке. – М.: 1992. – 362 с.

39. Лелеков Л.А. Искусство Древней Руси и Восток. / Л.А. Лелеков. – М.: Советский художник, 1978. – 158 с., ил., библиогр.: С. 154 (1. Древнерусское искусство, 2. Искусство народов Древнего Востока).

40. Луконин В.Г. Древний и раннесредневековый Иран. Очерки истории культуры. – М.: Гл. ред. вост. лит., 1987 – 295 с.

41. Луконин В.Г. Искусство древнего Ирана – М.: Искусство, 1977 – 232 с., ил.

42. Любимов Л.Д. Искусство древнего мира: Книга для чтения. – Изд. 2-е – М.: Просвещение, 1980. – 320 с.

43. Маковельский А.О. Авеста. – Баку: Изд. АН Азербайджанской ССР, 1960 – 143 с.

44. Малая история искусств. Искусство Древнего Востока. / Под ред. И.С. Кацнельсона – М.: Искусство, 1976. – 375 с.

45. Мейтарчиян, Маргарита Борисовна. Погребальные обряды зороастрий- цев. – М.: ИВ РАН; СПб.: Летний сад, 2001. – 242 с., ил.

46. Поляков Е.Н. Проблема дематериализации массы и пространства в архитектуре ахеменидского Ирана. – Томск, 1993 – Деп. во ВНИИТАГ Госстроя СССР, № 908 – 17 с.

47. Поляков Е.Н. Архитектура Нового Вавилона. Архитектура Древнего Ирана: Конспект лекций. – Томск: ТГАСА, 1994 – 27 с.

48. Поляков Е.Н. Святилища и храмы огня // Известия вузов. Строительство, 1996, № 12 – С. 104-109.

49. Поляков Е.Н. Ападана – древнеиранская разновидность модели Вселенной // Известия вузов. Строительство, 2000, № 6. – С. 112-122 (библиогр. 17).

50. Промышленность и техника, в 10 т., Т. 1. История и современная техника строительного искусства. / Проф. П. Ровальд, И. Фаульвассер и др. – СПб.: Тип. «Просвещение», 1903 – 691 с.

51. Религии Древнего Востока. / РАН, Институт востоковедения; отв. редакторы Г.М. Бонгардт-Левин, А.Н. Мещеряков. – М.: Изд. Фирма «Восточная литература» РАН, 1995. – 342 с., ил.

52. Страбон. География в 17 книгах. / Пер. Г.А. Стратановского – М.: Наука, 1964. – 941 с.

53. Струве В.В. История Древнего Востока. – Изд. 2-е – М.: Госполитиздат, 1941. – 484 с.

54. Терапиано Ю. Маздеизм: Современные исследователи Зороастра. – М.: Сфера, 1993. – 109 с., ил.

55. Тураев, Борис Александрович (1868-1920). История Древнего Востока. / Под ред. В.В. Струве и И.Л. Снегирева. – 2-е стереотип. изд. – Т. 1. – Л.: Соцэкгиз, 1936 – 362 с., 5 л. ил.

56. Фрай Р. Наследие Ирана. Культура народов Востока: Пер. с англ. – М.: Наука, 1971 – 468 с., ил.

57. Шуази, Огюст. История архитектуры, в 2-х томах: Пер. с франц. – 4-е изд. – М.: Издательство В. Шевчук, 2005. – Том 1 – 592 с.

58. Boyce M. A History of Zoroastrinism, Vol. I (Handbuch der Orientalistik). – Leiden: 1975.

59. Boyce M. A History of Zoroastrinism, Vol. II (Handbuch der Orientalistik). – Leiden: 1982.

60. Boyce M., Grenet F. A History of Zoroastrinism, Vol. III (Handbuch der Orientalistik). – Leiden, 1991.

61. Cameron G.G. History of early Iran. – Chicago: 1936 – 260 p.

62. Darmesteter J. The Zend-Avesta, P. I. The Vendidad. // SBE, Vol. 4 – Oxford: 1895.

63. Darmesteter J. The Zend-Avesta, Pt. II. The Sirozah, Yashts and Nyayesh. // SBE, Vol. 23 – Oxford: 1883.

64. Dhalla M.N. History of Zoroastrianism. – New York, 1938.

65. Dhalla M.N. Homage unto Ahura Mazda. – Karachi: 1943.

66. Fergusson J. The palaces of Nineven and Persepolis restored an assay on ancient Assyrian and Persian architecture. – London: Murray, 1851. – 368 p., 6 ill.

67. Geldner K.F. Avesta. – Vol. I. – Stuttgart: 1896.

68. Hertzfeldt E.E. Iran in ancient East. – New York: 1941 – 363 p.

69. Huart C.I. Ancient Persia and Iranian civilization. – New York: 1927 – 249 p.

70. Krupp, E.C. In Search of Ancient Astronomies. // Chatto & Windus. – London: 1981.

71. Mills L.H. The Zend-Avesta, Pt. III. The Yasna, Visparad, Afrinagan, Gahs and Miscellaneous Fragments. // SBE, Vol. 31 – Oxford: 1883.

72. Modi J.J. The religions ceremonies and customs of the Perses. – Bombay: 1922.

73. Schmidt E. Persepolis II. – Chicago: 1957.

74. Zaehner R.C. The Dawn and Twilight of Zoroastrinism. – Leipzig: 1961.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Фрагмент статьи Полякова Е.Н. Ападана – древнеиранская разновидность модели Вселенной // Известия вузов. Строительство, 2000, № 6. – С. 112-122

 

«Что же такое ападана?

В переводе с авестийского это слово означает «обширное открытое пространство, на котором разбивались шатры». Какую конфигурацию имело это самое «открытое пространство», пока не установлено. Скорее всего, округлую. Такими были стоянки скотоводов-кочевников, пришедших в свое время на территорию Ирана с предгорий Карпат. А, может быть, прототипом ападаны были круглые трипольские поселения, напрямую связанные с солярными культами? Ведь не случайно в легенде о первопредке иранцев Йыме сказано, что его стоянка-вара имела именно круглую форму. И не просто круглую, а в виде трех концентрических колец, вложенных одно в другое. Вспомним слова бога Ахура-Мазды из «Книги Видеват» (Фрагард 2):

«На этот плотский злой мир придут зимы, а от них сильный смертельный холод…. И сначала тучи снега выпадут снегом на высочайших горах на глубину Ардви….

25. И ты сделай Вар размером в бег на все четыре стороны и принеси туда семя мелкого и крупного скота, людей, собак, птиц и красных горящих огней. Сделай же Вар размером в бег на все четыре стороны для жилья людей и размером в бег на все четыре стороны для помещения скота….

30. В переднем округе [Вара] сделай девять проходов, в среднем – шесть, во внутреннем – три…. Закрепи Вар дверью-окном, освещающимся изнутри…» [4].

Однако почти все древнеиранские ападаны имеют квадратный план. В этом есть определенная логика. Как думали древние персы, мир состоит из четырех стихий – огня, воды, земли и воздуха. Следовательно, квадрат стал для них философским символом мироздания. Кроме того, квадрат – это фигура, в которую легко вписать круг. У многих древних народов круг был символом небесного горизонта, а квадрат, описанный около него, – олицетворением четырех сторон света. Потому квадрат стал фигурой, легшей в основу плана ападаны. Не случайно в ападане Артаксеркса II Мнемона в Сузах была открыта южная («огненная») сторона. Иранские зодчие помогли солнцу («сиянию Ахура-Мазды») беспрепятственно освещать парадный зал.

Архитектурная символика ападаны в свое время заинтересовала профессора Московского архитектурного института Н.И. Брунова. Он связывал ее с зороастризмом (маздаизмом). Воплощение этого учения он усматривал в так называемой «дематериализации» (визуальной «распылённости») ападаны: «Важно сходство между растворением материальных масс в архитектуре и основным воззрением маздаизма, поклоняющегося огню как стихии, разрушающей материю. Весь вопрос затрудняется тем, что сам маздаизм еще не объяснен с точки зрения его социально-экономических предпосылок…» [5]. Ученый справедливо полагает, что «при объяснении дематериализации нужно быть очень осторожным, так как весь вопрос должен быть изучен гораздо подробнее…» [там же].

В вопросе о форме Земли древние иранцы, вероятно, были единодушны – Земля кругла (хотя и не подобна шару!). В диалоге с пророком Заратуштрой владыка тьмы Ангхра Манью спрашивает: «Куда снарядился ты на этой земле, где столько путей, которая кругла, пределы которой неблизки?…» [6]. Можно привести еще один пример на эту же тему, но уже из текста «Авесты» (Яшт 10, XXIV, 95):

«Мы почитаем Митру, что Землю вширь проходит

После захода солнца и, двух сторон касаясь

Земли этой широкой, округлой, дальнокрайней,

Все озаряет то, что меж землей и небом…» [4, С. 100-101].

Земля окружена со всех сторон широким водным кольцом – океаном Вуруктра. От него глубоко в сушу вклиниваются три огромных «залива» – Каспийское море, Персидский залив и Черное море в совокупности со Средиземным. Но это еще не все. Оказывается, иранская Вселенная имеет и вертикальную координату – «ось мироздания». Эта ось включала четыре уровня – нижнюю сферу звезд («благие мысли»), сферу Луны («благие слова»), сферу Солнца («благие дела») и, наконец, светоносную сферу Ахура Мазды (хварно, «божественное сияние»). Души праведных иранцев занимают подобающие места на этих сферах в соответствии со своими заслугами перед верховным божеством.

Высота Вселенной, по мнению древних иранцев, составляет треть от ее диаметра. Земля напоминает барабан колонны или гигантский мельничный жернов, вращающийся против часовой стрелки. На чем основано наше утверждение?

Дело в том, что Ахемениды, выступавшие в роли «просвещенных» правителей, были знакомы с сутью многих философских учений Древней Греции (элейская школа, учение орфиков и др.). Особым спросом в Иране пользовались сочинения Фалеса, Пифагора, Анаксимандра. Так вот, учение о Земле в форме жернова принадлежит Анаксимандру и его ученику Анаксимену. Они также утверждали, что Землю окружают две сферы – холодная (воздух) и горячая (огонь), от которой загораются Солнце и звезды. Идентичность «огненной» сферы Анаксимена с иранской «светоносной» сферой (хварно) не вызывает сомнений. Это говорит о том, что учение о цилиндрообразной форме Земли было не только известно иранцам, но и служило для зодчих своеобразным руководством. Однако круглое основание в постройках они заменили квадратным, как более практичным. Подтвердим это двумя примерами из источников, вполне заслуживающих доверия.

Зал 36 колонн Дария I в Персеполе: «…Это было грандиозное многоколонное здание, платформа которого, сложенная из блоков черно-коричневого известняка, стояла на особом возвышении скалы, оставленном при ее выравнивании. В центральном квадратном зале (62,5×62,5 м) деревянное перекрытие поддерживали 6 рядов по 6 колонн высотой 18,6 м (примерно треть от пролета зала, П.Е.)…» [7].

Парадная ападана Артаксеркса II Мнемона в Сузах (405-359 гг. до н. э.): «…Это – грандиозный по размерам квадратный зал, с севера, запада и востока окруженный портиками. Общая площадь его 8500 м2. В центральном зале покрытие покоилось на 36 колоннах по 6 в ряд и на 12 в два ряда в портиках…. Высота колонн была 20 м, диаметр 1,6 м… (также треть от пролета зала!) [8].

Но почему же план ападаны был именно квадратный, а не круглый? Неужели круглая форма зала была неосуществима чисто в техническом плане? Объяснений этому архитектурному феномену может быть несколько.

Во-первых, здесь сказалось влияние иноземных традиций. Многоколонный зал, перекрытый регулярной сеткой балок из ливанских кедров – архитектурный «патент» Мидии. Квадратный контур зала гарантировал единую длину балочным конструкциям. Кстати, пророк Заратуштра, которому приписывается авторство маздаизма, был мидийцем.

Во-вторых, общепринятым в те времена символом Вселенной была комбинация из круга и квадрата – мандала. Круг ли вписан в квадрат или, наоборот, квадрат описан около круга – особой разницы нет. Как говорится, «на любителя».

В-третьих, квадрат являлся олицетворением четырех сторон света. Согласно Э.Краппу, в Древнем Иране эти направления находились под особым покровительством четырех звезд и созвездий: запад – звезда Антарес (Sadwes), восток – Сириус (Тиштрия, Tishtrya), север – Большая Медведица (Haftoreng), юг – Вега (Wanand) [9]. Углы квадрата (каршвары) занимали божества, подпиравшие небесный свод. Юг находился под покровительством Ахура-Мазды, север – Анхра Манью (Аримана).

То есть квадратная форма зала не вступала в противоречие ни с индоиранскими космологическими традициями, ни с философскими концепциями греков относительно устройства Вселенной.

Познакомившись со взглядами древних иранцев на общую конфигурацию Земли, перейдем к архитектурным трактовкам ее бесконечности («дальнокрайности»).

Снова вспомним Н.И. Брунова: «Персидский тронный зал имеет совершенно ровное и одинаковое по всей длине ападана внутреннее пространство…. Пространственная среда равномерно разлита по внутренности зала. Отсутствует даже малейший намек на централизацию. Скорее можно говорить об элементах децентрализации, пространственного распыления, поскольку зрителя, находящегося внутри, притягивали стены и их отверстия, а через них и наружные портики. Стены внутри были, вероятно, увешаны яркими коврами, яркие краски которых были видны в темноте сквозь промежутки между колоннами… (Они) уничтожали ясность плоскостей, обволакивая их вибрирующим динамическим красочно-прост- ранственным слоем…» [5, С. 296, 298]. Эффект бесконечности пространства достигался с помощью огромного числа широко расставленных колонн круглого сечения. Приверженность древних иранцев к многоколонным залам может быть также объяснена их эстетическими воззрениями, согласно которым красота и величие построек достигается при помощи бесконечного ритма повторяющихся элементов. Например, в «Авесте» сказано: «У каждого протока дом высится прекрасный, сверкая сотней окон и тысячью колонн …» (Яшт 1, XXIII, 101). Или «Мы почитаем Митру, которого обитель охватывает землю, в телесном этом мире, размером – необъятная, сверкающая, светлая, простершаяся вширь …» (Яшт 10, Х, 44) [4, С. 45, 88].

Основной задачей ападаны было создание торжественной обстановки для организации праздничных церемоний. Для этого требовалось просторное, светлое помещение, которое могло вместить огромное число людей. Архитекторы Дария I добились этого, использовав мидийский вариант многоколонного зала. Однако они придали залу колоссальные размеры. Свободное движение по нему и прекрасный обзор интерьера были достигнуты с помощью очень стройных, широко расставленных опор. Колонны ападаны имеют соотношение нижнего диаметра и высоты ~ 1:12, а расстояние между их осями достигает 8,74 м (парадная ападана в Сузах). В результате полезная площадь зала, за вычетом оснований колонн, составляла не менее 95 %. Ападана могла вмещать до десяти тысяч человек. [7, С. 46]. Кроме того, зал был прекрасно освещен. Свет проникал сюда сквозь квадратные оконные проемы, расположенные под самым перекрытием.

Прежде, чем анализировать идею «двойственности мира» в архитектуре ападаны, нелишне вспомнить основные постулаты маздаизма.

Суть этого учения сводится к тому, что Вселенная делится на два полярных лагеря – мир света и царство тьмы. Мир света, добра и справедливости в этой дуалистической системе олицетворяет Ахура Мазда (Ормузд), мир тьмы и зла – Ангхра Манью (Ахриман). Между светлым и темным началами идет непрерывная борьба не на жизнь, а на смерть. Ахура Мазде помогают в этой борьбе асуры («жизненные силы», духи чистоты и добра), Ангхра Манью – дэвы (демоны, силы зла). Эта идея имела социально-этическую направленность. Заратуштра обращается к человеку с призывом стать лучше, чище, отдавать все свои силы и помыслы борьбе со злобными дэвами. Люди должны быть доброжелательны, умеренны в помыслах и страстях, жить в мире и дружбе, помогать ближнему. В процессе духовного очищения важную роль играл огонь: «…Дарует путь прямейший огонь Ахура-Мазды тому, кто верен слову…» (Авеста, яшт 10, I, 3). Так вот, во многих ападанах сочетались контрастные по цвету строительные материалы – например, черные и белые. Они как бы подчеркивали наличие вселенского дуализма. Приведем лишь некоторые примеры.

«В середине VI в. до н. э. царь Кир строит для себя высоко в горах родовой области Ахеменидов, Персиды, резиденцию – Пасаргады…. Характерную черту в архитектуре этих построек составляет декоративное сочетание черного и белого камня, уже ранее обычное в постройках урартов. В колоннах база и капитель черного камня, а ствол – белого; цоколь белый, а косяки и пороги дверей – черные, пол из черных и белых полос попеременно…» [7, С. 44].

«В декоре (парадного дворца Кира II в Пасаргадах) широко использовалось контрастное сочетание черного и белого камня: базы колонн, капители в виде протом животных, обрамление дверей и ниш были черными, а стволы колонн, облицовка стен – белыми…. Пол (жилого дворца) был выстлан плитами двух цветов: по белому фону шли черные полосы. Вдоль задней стены (была) сделана каменная скамья со вставками из черного камня. Контраст белого и черного характерен и для декора основного зала. Найдены лишь нижние части гладких цилиндрических колонн из белого камня с небольшой подушкой…. Колонны стояли на квадратном ступенчатом цоколе из двух частей – нижней из белых и черных плит и верхней из блоков черного камня…. Пол вымощен белыми каменными плитами…» [8, С. 298].

Если верить Б.П. Михайлову, в персепольском комплексе также было применено сочетание белого и черного цветов. В центральной части дворца (ападане) стояли более высокие колонны из белого песчаника, а в портиках, окружавших ападану с трех или четырех сторон, – колонны из темно-серого, почти черного, мрамора [7, С. 45]. В свое время Эмпедокл Акрагантский(495-435) назвал вероятную причину древнеиранского дуализма: «Почему вода на поверхности пруда кажется белой, а на дне – черной? Потому ли, что глубина – мать черноты, так как она притупляет и губит солнечные лучи прежде, нежели они спустятся до нее?…» [10]. То есть черный цвет и у греков, и у персов отождествлялся с глубиной и смертью. Аналогичную теорию уже в наши дни предложил Вильгельм Оствальд. Он утверждал, что цветовая гамма чем-то напоминает веретено или волчок. Его верхний заостренный конец – белый, а нижний – черный. В центральной части «волчка» находится круговой спектр из 24 секторов. Эта модель отдаленно напоминает древнеиранскую космологическую схему с черным и белым полюсами и земным диском, расположенным между ними. «Разноцветная» Земля является ареной борьбы двух противоположных стихий – Добра и Зла[1].

Есть в персепольском комплексе еще один любопытный пример сочетания доброго (человеческого) и злого (звериного) начал в людских душах: «Ворота Всех стран (в Персеполе) – проходной павильон с квадратным залом, в котором пребывала стража и где на каменных скамьях можно было ожидать допуска во дворец…. Два быка на западном фасаде имели человеческие лица, два на восточном бычьи головы …» [11].

Все эти примеры говорят о том, что мир, в самом деле, бесконечен и полярен по своей природе. Эта этическая концепция сохранялась очень долгое время и в культуре мусульманских народов. Вспомним описание Большой мечети в Кордове (VIII-X вв.): «(Здесь) наблюдается дальнейшее развитие принципа дематериализации. Это доказывает непосредственную преемственность архитектурно-художественной композиции мусульманской архитектуры от зодчества Персии эпох Ахеменидов и Сасанидов. Дематериализация состоит в распылении материи на мелкие частицы, которые насыщают собой пространственную среду равномерно во всех ее частях. Это проявляется в форме арок. Для них характерны приблизительно равные друг другу белые и черные [2] квадры, а также подковообразная форма арок нижнего яруса…. Контраст темных и светлых пятен в арках настолько силен, что он воспринимается как самостоятельный орнаментальный узор, как яркие полосы на халатах жителей Средней Азии. Благодаря большому количеству арок, которые сразу видны зрителю, динамическое орнаментальное мелькание пятен отрывается от предметных форм конструктивных арок и господствует над ними, насыщая собой внутреннее пространство мечети…. Динамика арок усиливается благодаря контрасту с более спокойными колоннами. Рядом с гладкими, легко обозримыми вертикалями простых колонн внизу, пестрые кривые линии изгибающихся над ними арок производит впечатление запутанной и очень сложной композиции…. В целом внутри мечети в Кордове колонны и арки в сочетании своем похожи на лес, в котором обнаженные внизу стволы разрастаются вверх переплетающимися ветвями…» [5, С. 313]. Лес колонн теряется в темноте, где-то в глубине мерцает резьба затененных стен, пространство кажется огромным и рождается чувство бесконечности, вызывает мысли о необъятности Вселенной.

Теперь приступим к анализу вертикальной структуры древнеиранской колонны.

База её напоминает перевернутую чашу или опрокинутый цветок лотоса. Это – уровень Земли, на которой происходит извечная борьба сил Добра и Зла. Вдоль стен в нижней части ападаны были размещены каменные рельефы или мозаичные полотна, изображавшие сцены борьбы иранских царей с силами Зла: «В Персеполе сохранились рельефные сцены, на которых изображают победоносные схватки персидских царей с разного рода чудовищами с туловищем льва, рогами быка, орлиными ногами и хвостом скорпиона, олицетворявшими ложь и зло. Такие же изображения, символизирующие победу порядка, восторжествовавшего при Дарии, нередко встречаются на печатях…»[3].

Капитель имеет трехчастное членение.

Нижняя часть её – двойная. Вверху она имеет вид раскрывшейся чашечки многолепесткового цветка, а внизу – форму такой же чашечки, но уже перевернутой вниз. Нижний цветок более массивен и имеет перистые листья.

Среднюю часть капители образуют двойные ионические волюты, приставленные к каждой из четырех граней ствола. При этом каждая грань рассечена желобками на пять продольных полос, что придает ей большую стройность. Вполне вероятно, что этот мотив был позаимствован из ассирийского зодчества (дворцы в Нимруде, Дур-Шаррукине).

Верхнюю часть капители представляет протома – две головы или, точнее, два переда лежащих животных (быков-единорогов, львов, лошадей). Морды животных обращены в противоположные стороны. На своей общей спине они несут короткий брус, торцы которого украшены золотыми розетками. На брус опирается архитравная балка, облицованная золотой фольгой.

Все это общеизвестные факты. Рассмотрим же структуру колонны с космологических позиций.

Следует напомнить, что персы немного усложнили вавилонскую модель Вселенной. В «Авесте» была предложена следующая схема: «Ближе всего к земле размещалась орбита звезд, чей слабый свет уподоблялся благим мыслям; далее на равном удалении от земли вращалась Луна (ее свет приравнивался благим словам), затем Солнце (его яркий свет – благие дела); наконец, четвертая, высшая сфера принадлежала бесконечному свету – Ахура- Мазде и его пантеону…» [12]. По нашему мнению, именно эта космологическая схема легла в основу интерьера ападаны и в скульптурное оформление колонн.

Как мы уже отметили выше, капитель древнеиранской колонны включает три части – «двойной лотос», двойные волюты и протому. С нашей точки зрения, это не случайное совпадение. В своей совокупности колонны ападаны сформировали иллюзорную модель всех четырех уровней древнеиранской Вселенной: «звездный», «лунный», «солнечный» и «божественное сияние». Попытаемся это доказать.

Лотос и розетка у многих народов Древнего Востока (вавилонян, индусов и др.) были синонимами звезд. Например, в Древнем Вавилоне символом богини любви и плодородия Иштар служила именно розетка – олицетворение планеты Венера, которую сами вавилоняне называли «Блуждающей Звездой». То есть нижняя часть капители обозначала звезду с «тысячью лепестков-лучей» (К. Юнг), а совокупность этих деталей в интерьере ападаны – «звездный» уровень Вселенной.

Двойные волюты, украшавшие среднюю часть капители, как мы думаем, воссоздавали изогнутые «рога» раннего и старого месяца, – малоазиатская (хеттская, ионическая), ассирийская, вавилонская традиции. При этом боковые проекции волют подобны «молодой» и «старой» Луне. Центральная же часть капители, украшенная пятью вертикальными полосами (или пятью волютами, поставленными в ряд), вполне могла символизировать полный лунный диск «в четырнадцатый день его рождения» (арабская метафора). Оборотная же, невидимая часть капители – «невидимая» Луна (новолуние). Далеко не случайно и общее количество фрагментов на каждой из четырех граней капители. Две боковые проекции волют плюс пять вертикальных полос между ними равно 7 (или числу дней в неделе). Общее число таких элементов на четырех гранях капители – 28. Что равняется количеству дней в лунном месяце. Это делает корректной нашу версию о том, что средняя часть капители в древнеиранской колонне имеет отношение именно к Луне, а не к какому-либо иному небесному телу. И еще один момент. Согласно Дж. Вуду, существует восемь точек восходов и заходов «высокой» и «низкой» Луны (астрономические термины). Причем они имеют диагональную ориентацию относительно линии экватора[4]. На каждой грани мы можем видеть именно по восемь (!) волют. Например, в капители VI –V вв. до н.э., хранящейся в Археологическом музее Тегерана[5].

Теперь обратимся к символике верхней части капители – протомы. Согласно древнеиранской мифологии, Солнце путешествует по небу на повозке, в которую впряжены какие-либо священные животные (в Древней Индии они назывались ваханами). Это как раз ездовые животные – об этом говорят надетые на них удила и седла. В Древнем Иране в ритуальных упряжках ходили львы (символы Солнца и священного огня), быки (символы ночи, Луны и земного плодородия) и лошади (символы ветра, бури, дождя). В композиции протомы божественным седоком является Солнце. Оно представлено в виде золотой многолучевой розетки, как бы сидящей на «спине» протомы. Причем розетками украшены оба торца кубовидной абаки. Две головы животных, обращенные в противоположные стороны, – очень древний геральдический символ. В Древнем Египте, например, он обозначал два направления, в которых движется Солнце в течение суток: днем с востока на запад, ночью – в обратном направлении. Однако протомы являются типично иранской архитектурной деталью, имеющей прямое отношение к индоевропейскому культу Близнецов. Например, древние арийцы использовали этот символ в поясных пряжках, конской сбруе, в украшениях коньков крыш и т.д. Эта традиция бытовала и в славянской культуре. Согласно Б.А.Рыбакову, днем Солнце путешествует по небу на колеснице, в которую впряжена пара лошадей, а ночью – в лодке, запряженной двумя утками и

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...