Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине




Таблица 6

5.1 Оценочные средства контроля формируемых компетенций

ОК-6 - способность к самоорганизации и самообразованию ОПК-1 - готовность сознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности
Конкретизированные цели освоения дисциплины обеспечивающие формирование компетенции Оценочные средства контроля формирования компетенций
Знать: З.1. - место и роль психологии в системе наук о человеке и человечестве З.2. - основные психологические концепции и теории, закономерности развития и саморазвития личности З.3 - роль и значение психологических знаний для профессиональной деятельности учителя З.4 - методологические основы общей психологии; закономерности формирования личности, структуру и способы развития мотивации профессиональной деятельности Уметь: У.1 - искать, анализировать необходимую научную информацию У.2- анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые психологические проблемы У.3 - использовать результаты психологической диагностики для решения различных профессиональных задач У.4 – использовать психологические знания для развития личности учащихся Владеть: В.1. - навыками работы с текстом, интернет-ресурсами, аналитическими материалами В.2 - навыками анализа, обобщения психологических знаний В.3 - навыками учета индивидуальных особенностей учащихся; В.4 - способами использования психологически обоснованных приемов работы с учащимися   Текущий контроль: экспресс-контроль, тест, реферат, составление аналитической таблицы, подготовка презентации, проверка конспекта, проверка выполнения творческих и практических заданий, работа в группе, составление портфолио, эссе, кейс-задача, ролевая игра, групповая дискуссия   Промежуточная аттестация: экзамен  

Типовые контрольные задания или иные материалы для текущего контроля

5.2.1. Экспресс-контроль на лекциях (проводится в начале каждой лекции по материалам предыдущей лекции).

Примерные вопросы экспресс-контроля.

1. Перечислите основные подходы к пониманию сущности психики и авторов, которые их создали.

2. Перечислите основные компоненты психики.

3. Какие факторы влияют на особенности восприятия?

4. Перечислите основные научные школы в изучении восприятия.

5. Перечислите виды памяти по характеру психической активности.

6. Перечислите виды мышления по развернутости.

7. Перечислите основные школы, занимавшиеся изучением мышления.

8. Какие идеи легли в основу гештальтпсихологии?

9. Какие аргументы использовал Б.Г. Ананьев, критикуя концепцию видов деятельности С.Л. Рубинштейна?

10. Перечислите исследователей, создавших информационные теории эмоций.

5.2.2. Письменные работы:

1) Ведение психологического словаря.

 

2) Заполнение таблицы «Чтение как вид речевой деятельности и его влияние на психическое развитие ребенка».

3) Заполнение таблицы «Перцептивные действия и их развитие у детей».

4) Заполнение таблицы «Основные виды эмоций».

5) Заполнение таблицы «Особенности поведения людей с мотивацией достижения успеха и мотивацией избегания неудачи».

6) Письменная работа «Воспитание детей с различным типом нервной системы».

7) Конспектирование работ ученых, создавших основные теории личности(2 -3 автора по выбору).

5.2.3. Практические задания:

1) Составление комплекса развивающих игр и упражнений для развития памяти у детей.

2) Составление комплекса развивающих игр и упражнений для развития мышления и воображения у детей.

3) Составление комплекса развивающих игр и упражнений для развития внимания у детей.

4) Практическое задание «Воспитание детей с различным типом нервной системы».

5) Разработка рекомендаций для родителей «Как правильно читать ребенку книгу?»

6) Разработка рекомендаций для родителей «Как воспитать ребенка, ориентированного на достижение успеха?»

Рефераты.

Примерные темы:

1. Психоанализ и его вклад в развитие психологической науки.

2. Бихевиоризм и его вклад в развитие психологической науки.

3. Гуманистическая психология и ее вклад в развитие психологической науки.

4. Сущность психики в различных направлениях зарубежной психологии.

5. Сущность психики в работах русских ученых конца XIX – начала ХХ века.

6. Сущность и развитие психики в работах советских ученых 30-50-х гг. (Л.С.Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев и др.).

7. Сущность и развитие психики в работах советских ученых 60-80-х гг. (А.В. Запорожец, Петровский, Б.Ф.Ломов и др.)

8. Современные информационные модели психики (Линдсей П., Норман Д.; Веккер Л.М., Клацки Р., Иваницкий А.М., Стрелец В.Б, Корсаков И.А.)

9. Кибернетические модели психики.

10. Создание развивающей среды для развития сенсорики у детей.

11. Игровые занятия для развития сенсорики у детей.

12. Игровые занятия, направленные на развитие зрительного восприятия у детей.

13. Игровые занятия, направленные на развитие слухового восприятия у детей.

14. Игровые занятия, направленные на развитие тактильного восприятия у детей.

15. Представления и их виды.

16. Формирование пространственных представлений у детей.

17. Формирование музыкальных представлений у детей.

18. Формирование абстрактных представлений у детей.

19. Восприятие и перцептивные действия у животных.

20. Обработка и структурирование информации в человеческой памяти.

21. Феномен памяти мнемонистов.

22. Мнемотехнические приемы.

23. Развитие мышления ребенка в концепции Ж.Пиаже.

24. Развитие мышления у детей в бихевиоризме.

25. Развитие мышления у детей в гештальт-психологии.

26. Проблема мышления животных.

27. Проблема речи у животных.

28. Происхождение и сущность сознания в психоанализе.

29. Происхождение и сущность бессознательного в психоанализе.

30. Сновидения и их толкование в психоаналитической теории (З. Фрейд, К. Юнг)

31. Духовное бессознательное в концепции В.Э. Франкла.

32. Семантический подход к изучению сознания в работах отечественных авторов (А.Н. Леонтьев, В.В. Столин, Петренко).

33. Развитие самосознания у детей и подростков.

34. Различные концепции структуры и сущности самосознания.

35. Я-концепция и факторы, влияющие на ее формирование.

36. Проблема «Я» в психологии.

37. Мотивы и инстинкты в работах З. Фрейда.

38. Мотивация достижения, ее виды и формирование в работах Д. Аткинсона и Хекхаузена.

39. Развитие мотивации в работах А.Маслоу.

40. Проблема самоактуализации в работах А. Маслоу и К. Роджерса.

41. Развитие мотивов и личности в работах А.Н. Леонтьева.

42. Мотивы и потребности в концепции К. Левина.

43. Проблема тревоги в работах З. Фрейда.

44. Сублимация в работах З. Фрейда.

45. Защитные механизмы, их сущность и функции в психоаналитической теории.

46. Воображение как фактор регуляции эмоциональных состояний.

47. Аутогенная тренировка и управление эмоциональным состоянием.

48. Мышление и эмоции: проблемы взаимосвязи.

49. Психосоматические заболевания: сущность, способы психокоррекции.

50. Арттерапия как способ коррекции эмоциональных нарушений.

51. Эмоциональное развитие ребенка.

52. Тревожность у детей: проявления, профилактика и коррекция.

53. Способности и деятельность.

54. Развитие общих способностей у детей.

55. Развитие специальных способностей у детей.

56. Проблемы диагностики темперамента.

57. Темперамент и его проявления в деятельности.

58. Темперамент и его проявления в общении.

59. Экстраверсия и интроверсия: врожденные характеристики или результат научения.

60. Способы развития стрессоустойчивости у детей со слабым типом нервной системы.

61. Проблема становления характера в психоанализе.

62. Проблема становления характера в гуманистической психологии.

63. Проблема становления характера в бихевиоризме.

 

Критерии оценки реферата:

1. Наличие плана, структурированность материала (0-1,5 балла).

2. Широта использованных источников и литературы (0-1,5 балла).

3. Полнота представленных данных (0-1,5 балла).

4. Наличие собственных выводов (0-1,5 балла).

Групповая дискуссия.

Темы групповых дискуссий:

1. «Принадлежит ли психология к гуманитарным или к естественным наукам?»

2. «Дискуссия об этапах происхождения психики: взгляд спустя полвека»

3. «Деятельностный подход в психологии в современной науке».

4. «Формирование волевых качеств у детей»

Примерные критерии и уровни оценивания сформированности компетенции в ходе групповой дискуссии

Пример: Групповая дискуссия«Формирование волевых качеств у детей»

 

Оцениваемые параметры Критерии оценивания Уровни выраженности критерия и оценки Сумма баллов
1 балл – критерий не выражен 2 балла – критерий слабо выражен 3 балла – критерий выражен 4 балла – критерий ярко выражен  
ОПК-1. З.4 Знание сущности воли и волевых действий, волевых качеств          
Знание психологических концепций формирования воли у детей          
Знание эмпирических данных о формировании воли у детей          
Общая сумма баллов по данному параметру  
ОПК-1. У.4 Умение правильно использовать основные положения и принципы концепций формирования воли у детей          
Умение правильно использовать данные эмпирических исследований          
Умение предложить конкретный вариант действий по развитию волевых качеств у детей          
Общая сумма баллов по данному параметру  
ОК-1. У.2, В.2 Владение способами поиска и анализа информации          
Умение анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые психологические проблемы          
Навыками анализа, обобщения психологических знаний, их корректного представления в ходе дискуссии          
Общая сумма баллов по данному параметру  

Общая сумма баллов по каждому параметру:

· 1-6 баллов – низкий уровень сформированности

· 7-9 баллов – средний уровень сформированности

· 10-12 баллов – высокий уровень сформированности

 

Ролевая игра.

Примерная тематика ролевых игр:

1. «Развиваем интеллект ребенка» - каждый студент проводит с группой развивающие игры, направленные на развитие памяти, внимания, мышления, воображения, подобранных при выполнении инвариантной части самостоятельной работы (взаимодействие по типу «Взрослый – ребенок»).

2. Психологический конгресс «Теории мотивации»

3. Психологический конгресс «Теории личности»

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...