Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 1. Программно-целевой подход в решении проблем безопасности дорожного движения




ГЛАВА 1. ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ ПОДХОД В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

§1. Зарубежный опыт и международное сотрудничество при реализации программно-целевого подхода ОБДД

 

 

На данный момент в большинстве стран государственная политика по обеспечению безопасности дорожного движения нашла свое воплощение в национальных программах снижения уровня аварийности, которые включают в себя набор необходимых для достижения целевого назначения мероприятий, сроков их выполнения, а также распределением ресурсов. Если сравнивать с предыдущей политикой в этой сфере, направленной на введение законодательных норм на такие базовые функции управления движения, как допуск к вождению и осмотр транспортных средств, на использование информации и пропаганды, начиная с 80-х годов все более актуальным становится системный подход, являющийся наиболее сосредоточенным на совершенствовании инфраструктуры, технической безопасности транспортного средства, а также соблюдении участниками дорожного движения ключевых мер безопасности[3].

Сам по себе программно-целевой подход к планированию мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения подразумевает под собой разработку целей и задач, а также позволяет обеспечивать управление ресурсами различных отраслей, ведомств, организаций, а также наиболее эффективное использование сил и средств для реализации конкретных мероприятий по повышению уровня безопасности дорожного движения.

Во многих странах программно-целевой метод составляет основу обеспечения безопасности дорожного движения, в том числе, в Австралии, Болгарии, Великобритании, Германии, Греции, Дании, Испании, Италии, Канаде, Латвии, Литве, Малайзии, Мексике, Нидерландах, Новой Зеландии, Норвегии, Польше, Португалии, Республике Корея, Саудовской Аравии, США, Турции, Финляндии, Швеции, Японии. Подробнее рассмотрим особенности некоторых из них.

Федеративная Республика Германия является одним из самых благополучных европейских государств в отношении безопасности дорожного движения. В тоже время для этого государства характерна высокая эффективность системы государственного управления обеспечением безопасности дорожного движения, особенностью которой является четкое разделение функций в области государственного управления, глубокое взаимодействие органов исполнительной власти и общественных объединений, союзов предпринимателей, страховщиков, производителей транспортных средств и др.

Первый проект программы по безопасности дорожного движения был создан учеными в области автомобилестроения и эксплуатации совместно с экспертами немецкого совета дорожной безопасности, экономистами, психологами, страховыми компаниями, а также совместно с Немецким автомобильным клубом еще в 1992 году. Позднее, уже в 2001 году, был дан старт «Программе по повышению безопасности дорожного движения», разработанной на основе проекта экспертной группы Федерального дорожного научно-исследовательского института. Целью указанной программы являлось резкое снижение числа погибших и пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях к 2010 году.

В настоящее время, разработка программ по повышению безопасности дорожного движения ведется на федеральном уровне, при этом в реализации программы принимают участие как федеральные органы, так и соответствующие органы земель и структуры на местах, что способствует повышению их эффективности[4].

На данный момент в Германии продолжает действовать программа дорожной безопасности, созданная в 2011 году Федеральным министерством транспорта и развития цифровой инфраструктуры Германии, целевое назначение которой заключается в сокращении количества погибших в дорожно-транспортных происшествиях к 2020 году на 40%[5].

Она включает в себя три сферы воздействия: человек, инфраструктура техника (оборудование), каждая из которых подразумевает набор определенных мероприятий, корректирующийся в соответствие с изменяющейся обстановкой (происходит учёт демографических процессов, экономической ситуации, развития технологий). При этом особое внимание уделяется непосредственно участникам дорожного движения, среди которых наиболее уязвимая их часть – дети и пожилые люди.

В Великобритании целевая программа снижения уровня травматизма на автомобильных дорогах действует с 1987 года, когда правительство поставило цель снижения ежегодного числа пострадавших в следствие ДТП к 2000 году на одну треть по сравнению с показателями 1981 – 1985 гг. К 1996 году были получены первые серьезные результаты в деятельности по снижению уровня погибших и тяжелораненных на дорогах, однако принятых мер оказалось недостаточно для достижения всех целей и задач программы и в последствие была разработана и принята новая целевая задача программы до 2010 года.

В настоящее время действует программа «Дороги будущего безопаснее для всех», которая включена в национальную стратегию развития транспорта на период до 2030 г. Особое внимание разработчики программы уделили следующим направлениям:

- обеспечение безопасных условий пользования дорогами для детей;

- совершенствование подготовки водителей к управлению транспортными средствами;

- возведение наиболее безопасной транспортной инфраструктуры;

- создание более конструктивно безопасных транспортных средств;

- повышение эффективности законодательства в области обеспечения безопасности дорожного движения.

В некоторых государствах в дополнение к национальным программам обеспечения безопасности дорожного движения разрабатываются специальные программы. Так, в республике Корея, помимо общей программы снижения уровня аварийности, функционирует программа создания «интеллектуальной транспортной системы» с использованием современных высокотехнологичных средств.

В свою очередь, в Нидерландах действует «План мобильности», который разработан органами местного самоуправления совместно с правительством и общественными организациями. Главная цель, заложенная в документе – возможность быстрой и безопасной транспортировки граждан и грузов по всей стране. Стоит подчеркнуть, что он является ключевым для направления политики правительства в области транспортной инфраструктуры и обеспечения безопасности дорожного движения до 2020 года.

Что касается Швеции, то здесь с 1997 года функционирует утвержденная Парламентом стратегия «Видение-0». Долгосрочной целью программы является отсутствие погибших и пострадавших вследствие дорожно-транспортных происшествий. Главный тезис программы следующий: «система дорожного движения должна принять и учитывать потребности, ошибки и слабые места пользователей дорог». Основа для формирования показателей и параметров при проектировании транспортной системы – уровень воздействия, который способен выдержать человек, чтобы не погибнуть[6].

Основными направлениями действия согласно стратегии, являются:

- предотвращение ДТП, влекущих за собой серьезные последствия для здоровья человека, путём снижения факторов риска, первостепенным из которых является высокая скорость движения;

- снижение тяжести последствий ДТП за счет сооружения противоаварийных конструкций;

- усовершенствование работы аварийно-спасательных служб, лечебных и реабилитационных учреждений[7].

В свою очередь, с 2004 года в Греции функционирует Стратегический план обеспечения дорожной безопасности, который предусматривает отработку следующих направлений:

- преобразование системы выдачи водительских удостоверений в сторону ужесточения проведения экзаменов;

- модернизация системы контроля за поведением водителей, в том числе надзора за дорожным движением;

- проведение широкой компании по пропаганде безопасности дорожного движения в том числе в области необходимости соблюдения скоростного режима и установленных правил передвижения на дорогах;

- повышение числа контрольных мероприятий, направленных на отслеживание технического состояния автотранспорта, а также повышения порога его безопасности[8].

В Финляндии реализуется национальная программа по обеспечению безопасности дорожного движения, разработанная Комитетом по безопасности и утвержденная Правительством страны. Она включает в себя более 50 направлений деятельности, ответственность за реализацию которых несет каждое ведомство. Целевое назначение программы, прежде всего, сокращение смертности и травматизма в следствие дорожно-транспортных происшествий.

В настоящее время в Японии действует программа безопасности дорожного движения, входящая в общую программу мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения. В том числе, государственная комиссия общественной безопасности совместно с главным полицейским управлением разработана программа мероприятий по обеспечению безопасности движения на транспорте, предусматривающая комплекс мер в этой области на государственном и региональном уровне.

Таким образом, проведенный нами анализ внедрения программно-целевого подхода в процесс, направленный на реализацию мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения в зарубежных странах показал, что значительным фактором их эффективности является вовлечение в процесс гражданского населения, организаций, формирование устойчивой общественной установки участников дорожного движения к соблюдению правил дорожного движения.

В Российской Федерации необходимость использования программно-целевого подхода воплощается, прежде всего, в Федеральном законодательстве. В частности, в соответствии с ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются:

- приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности;

- приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении;

- соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения;

- программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения[9].

Разнообразие участников дорожного движения обуславливает системный подход к минимизации последствий ДТП с помощью всестороннего влияния на элементы дорожного движения: от подготовки водителей до установления требований к конструкции транспортных средств улично-дорожной сети. Именно поэтому мы можем сделать вывод о том, что принцип системного подхода воплотился в использовании непосредственно связанного с ним принципа программно-целевого подхода к обеспечению безопасности дорожного движения.

На основе вышесказанного, можно сделать вывод о том, что в настоящее время в Российской Федерации программно-целевой подход в какой-то степени сочетает в себе признанные в зарубежных странах принципы системности и разделения между различными государственными, общественными и иными организациями зон ответственности и обязанностей в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.

В том числе, результаты реализации федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006–2012 годах» свидетельствуют о том, что использование программно-целевых методов управления в этой сфере позволило улучшить, но в меньшей степени, чем ожидалось, ситуацию с дорожно-транспортной аварийностью в стране. С учетом тенденций общественного развития были уточнены и сформулированы дальнейшие направления в этой сфере.

Уже поныне действующая Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2013 – 2020 годах»[10] предусматривает участие в процессе обеспечения безопасности дорожного движениябольшого количества отраслевых министерств и ведомств, а также других государственных органов федерального и регионального уровня, органов местного самоуправления, коммерческих, общественных и иных организаций в целях распределения полномочий между участниками деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения, а также закрепить зоны ответственности, присущие конкретной организации или государственному органу.

Также программой предусмотрен ряд мероприятий по повышению безопасности дорожного движения правового, организационного, экономического, технического и другого характера, который предусматривает комплексное воздействие на элементы дорожного движения «человек – транспортное средство – дорога – среда», что является свидетельством о применении комплексно-системного подхода.

Следовательно, можно говорить о том, что программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения фактически интегрирует в себе три принципа: программно-целевой подход; системный подход; разделение обязанностей и зон ответственности[11].

В этой связи наиважнейшим аспектом деятельности неизменно является международное сотрудничество. Российская Федерация является субъектом взаимодействия по вопросам безопасности дорожного движения.

Так, Глобальный план осуществления Десятилетия действий по обеспечению безопасности дорожного движения 2011-2020 гг. является средством для разработки национальных и местных планов действий, а также служит основой для координации действий на глобальном уровне. Общей целью данного плана является стабилизация, а затем сокращение к 2020 году прогнозируемого уровня случаев смерти в результате ДТП, путём:

- разработки и осуществления устойчивых стратегий и программ обеспечения безопасности дорожного движения;

- укрепления инфраструктуры управления для технического осуществления мероприятий в области безопасности дорожного движения на национальном, региональном и глобальном уровнях;

- повышения качества сбора данных на национальном, региональном и глобальном уровнях;

- стимулирования роста финансирования безопасности дорожного движения[12].

В сентябре 2016 года в Санкт-Петербурге Совет Федерации Федерального собрания Российской Федерации и Межпарламентская Ассамблея государств – участников СНГ совместно с МВД России провели конгресс «Безопасность на дорогах ради безопасности жизни», посвященный роли гражданского общества в повышении безопасности дорожного движения. По окончанию которого была принята итоговая декларация, закрепляющая отдельные аспекты международного сотрудничества России и стран СНГ по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения[13].

На протяжении 2016-2017 годов Всемирная организация здравоохранения возглавила процесс разработки добровольных целевых показателей деятельности в области факторов риска при обеспечении безопасности дорожного движения, подключив к этой работе международные организации и экспертов из разных государств мира. Данный нормативный правовой акт необходим для решения задач по осуществлению мониторинга процесса в достижении целевых установок в области безопасности дорожного движения, вошедших в Цели устойчивого развития – программный документ ООН на период до 2030 года, принятый Генеральной ассамблеей ООН.

В ноябре 2017 года Российская делегация Российской Федерации приняла участия в заседании стран-членов Всемирной организации здравоохранения. В ходе дискуссии было высказано несколько предложений, касающихся, как оценки улично-дорожной сети, так и индикаторов, характеризующих степень воздействия на основные факторы риска, среди которых:

- управление транспортными средствами в состоянии опьянения;

- превышение установленной скорости движения;

- отсутствие детских удерживающих устройств при перевозке детей;

- игнорирование использования водителями и пассажирами транспортных средств ремней безопасности[14].

22-23 февраля 2018 года в Женеве проходили Международные консультации по глобальным добровольным целевым показателям глобальной и региональной деятельности в области предотвращения дорожно-транспортной аварийности и ее последствий. В работе консультационного совещания принимают участие представители Всемирной организации здравоохранения, Европейской экономической комиссии ООН, а также более 100 специалистов в области безопасности из более, чем тридцати государств.

Затем 13 апреля 2018 года на заседании 72-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке был представлен проект резолюции «Повышение безопасности дорожного движения во всем мире», в основу которого вошли решения Генеральной Ассамблеи ООН по инициативе Российской Федерации. Он полностью отражает процесс, достигнутый международным сообществом в области безопасности дорожного движения, а также раскрывает ориентацию на увеличение многостороннего взаимодействия для снижения количества случаев дорожно-транспортного травматизма[15]. В ней содержится призыв к международному сообществу решать проблему путем комплексного целевого подхода, предполагающего ориентацию на 12 целевых показателей в отношении факторов риска, который позволяет осуществить мониторинг прогресса в области дорожной безопасности на национальном, региональном и местном уровне в соответствие с глобальным планом для Десятилетия действий по обеспечению безопасности дорожного движения[16].

21 ноября 2018 года в Женеве состоялось заседание Консультативного совета Целевого фонда по безопасности дорожного движения ООН, в работе которого принял участие первый заместитель Министра внутренних дел Российской Федерации генерал-полковник полиции Александр Горовой, который является также представителем государств-членов ЭСКАТО в Консультативном совете Целевого фонда ООН по безопасности дорожного движения и начальник Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России генерал-лейтенант Михаил Черников.

Созданный главным секретарем ООН Целевой фонд по безопасности дорожного движения функционирует в целях оказания технического содействия государствам в повышении дорожной безопасности в следующих аспектах:

- управление дорожным движением;

- безопасность водителя, транспортного средства, дороги;

- эффективная линия ликвидация последствий ДТП.

В своей работе фонд концентрируется на пяти основных направлениях:

- разработка законодательства;

- повышение уровня правоприменительной практики;

-образовательные программы;

- технологическое развитие;

-разработка нормативно-правового регулирования на международно-правовом уровне.

По итогам заседания Консультативного совета фонда были определены задачи, направленные на формирование нормативно-правовой базы деятельности глобальной организации, а также на дополнительную проработку проектных заявок, которые посвящены сокращению детской смертности и травматизма в результате ДТП[17].

Таким образом, полагаем, что продолжение программно-целевого метода для решения проблем в области повышения безопасности дорожного движения позволит сохранить имеющийся потенциал и привести к сокращению показателей погибших в дорожно-транспортных происшествиях к 2020 году, усовершенствованию системы обеспечения безопасности дорожного движения, а также способствовать формированию стратегических целей снижения смертности в результате дорожно-транспортных происшествий на грядущие десятилетия.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...