Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Деятельностный подход к обучению




История педагогической психологии

Из трех заданий выбираем два и здаем до 1 декабряв электронном виде на почту [email protected]

1 – презентация-урок по психолого-педагогической тематике (10-30 слайдов): тема выбирается самостоятельна

2 – перевод англоязычной статьи (12-15 тыс. знаков)

3 – эссе по психолого-педагогической тематике

Литература:

1 – Зимняя И.А. «педагогическая психология»

2 – Лефрансуа «прикладная педагогическая психология»

3 – Дубровина И.В. «практическая психология образования»

1 ЭТАП:

Сер 1850 – до нач 1870. – это этап теоретического обоснования педагогической психологии.

Предпосылки возникновения:

1 – разработка идеи развития в биологии

2 – требования педагогической практики

3 – появление экспериментальной психологии

К.Д. Ушинский - «человек как предмет воспитания»

Школьное обучение имеет две основные цели:

1 – формальная – развитие умственных способностей ученика

2 – реальная – сообщение полезных знаний

Особое внимание – первоначальному обучению:

1 – психологическая подготовка ребенка к учению

2 – время начала обучения

Важнейшие принципы обучения:

1 – наглядность

3 – постепенность

2 ЭТАП:

1 – В.Прейер «душа ребенка»

2 – Сикорский И.А. «воспитание в возрасте первого детства»

3 – П.Ф. Лесгафт «руководство по физическому образованию детей школьного возраста»

П.Ф. Каптерев «педагогическая психология»

Соотношение между самообразованием и образованием:

1 – наибольший недостаток общеобразовательной школы – в ее однообразии, неготовности приспособиться к разным способностям детей.

2 – главным является самообразование, а образование – вспомогательным

3 ЭТАП:

Появление педалогии.

Педология – это комплексная наука о ребенке, основанная на идее педоцентризма. Основатель – Стенли Холл

1901 – основана первая русская лаборатория по изучению ребенка А.П. Нечаевым в СПб.

Принципы педологии:

1 – синтез разносторонних знаний о ребенке

2 – генетический (изучение ребенка в развитии)

3 – изучение ребенка в соц окружении

4 – практическая направленность педологии

1906 и 1909 – съезды по педагогической психологии

1910, 1913 и 1916 – съезды по экспериментальной педагогике

(Советский) 4 ЭТАП:

П.П. Блонский «педология»

Л.В. Выготский «педагогическая психология»

1 – идея интериоризации

2 – обучение – способ овладения соц опытом

3 – проблема соотношения обучения и развития

Крах педологии:

1936 – постановление «о педологических извращениях в системе наркомпроса»

Развитие педалогической психологии в СССР:

С.Л. Рубинштейн «основы психологии»

1958 – введено всеобщее обязательное 8 летнее обучение

1960 – изучение психологии личности и деятельности учителя

Н.В. Кузьмина «очерки психологии труда учителя»

1970 – общая теория учебной деятельности

И.И. Ильясов «структура процесса учения»

ЭТАП (по настоящее время)

1984 – всесоюзная конференция в Москве, посвященная вопросам психологической службы в СССР

1981-1988 – эксперимент по введению в школы Москвы должности практического психолога

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Объект ПП – образование

1 – образование как ценность

2 – образование как система

3 – образование как процесс

4 – образование как результат (овладения опр ценностями)

Образование – это целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства; это сложный и длительный процесс построения личностью своего образа, своеобразное становление самого себя

Образование включает в себя:

1 – обучение – передача соц культурного опыта

2 – воспитание – формирование личности

3 – социализация – процесс адаптации к социуму

4 – развитие – качественное изменение в личности

Предмет – процесс учения и т.д

Педагогическая психология – это отрасль пси, изучающая закономерности развития психики человека в условиях обучения и воспитания

Субъекты:

1 – ученик

2 – учитель

Ананьев постановил, что учеником может быть не только ребенок, но и взрослый человек.

Андрагогика – наука о проблемах обучения взрослых.

Взаимосвязь обучения и воспитания:

1 – воспитание осуществляется неотрывно от обучения

2 – воспитание осущ параллельно образовательному процессу

3 – воспитание может осущ вне образовательного процесса, но в соответствии с его общими целями и ценностями

4 – воспитание осуществляется не образовательными учреждениями и общностями.

Междисциплинарные связи:

1 – с возрастной психологией

2 – с дифференциальной пси

3 – с социальной психологией

4 – с пси управления

5 – с педагогикой и др.

Структура ПП:

1 – психология обучения

2 – психология воспитания

3 – психология учителя

4 – пси сопровождение образовательного процесса

08.09.09

Центральная проблема:Соотношение обучения и развития

Точки зрения (они рождались последовательно):

1 – Пиаже: считал, что данные процессы независимы. Обучение – внешний процесс, развитие ребенка – внутренний спонтанный процесс. Эту точку зрения поддерживал Фрейд.

2 – Джеймс, Уотсон (бихевиоризм) – учение и развитие – один и тот же процесс. Обучение – это приобретение определенных привычек. Развитие – это накопление всевозможных реакций.

3 – Коффка (гештальт) – развитие и обучение тесно взаимосвязаны. Развитие – это двойственный процесс: созревание и обучение

4 – Выготский: обучение играет ведущую роль в психическом развитии ребенка. Уровень актуального развития – уровень уже сформировавшихся пси функций, он определяется ур трудностей задач, с которыми ребенок может справиться самостоятельно. Ур потенциального развития – ур сложности тех задач, которые ребенок может решить с помощью взрослого. Зона ближайшего развития – оптимальная зона дальнейшего обучения.

ПСИХОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ

Основные понятия:

Научение – процесс и результат приобретения индивидуального опыта биологической системой (от простейших до человека)

Научение – это механизм, с помощью которого живое существо приспосабливается к изменениям окр среды.

Учение – научение человека в результате целенаправленного, сознательного присвоения передаваемого ему общественно-историческому опыта.

Отличие научения от учения:

1 – целенаправленность

2 – эффективность

3 – время (Н<У)

4 – системность знаний

Обучение – целенаправленная, последовательная трансляция социокультурного опыта другому человеку в специально созданных условиях.

Учебная деятельность имеет структуру, динамику, ученик – субъект деятельности.

Учебная деятельность – вид деятельности человека, направленный на овладение предметными и познавательными действиями, обобщенными теоретическими знаниями.

Модели обучения:

1 – Традиционная – центрированная на учителе. Миссия – подготовка подрастающего поколения к жизни и труду. Цель – дать знания, умения, навыки. Ценности – нормативность, управляемость, однородность. Личностная значимость учения – отсутствует. Ведущая активность – преподавание. Модальность познания - вербальные и наглядные.

2 – Современная – центрированная на ученике. Миссия – позволить человеку самоактуализироваться. Цель – способствовать личностному росту всех участников ОП. Ценности – личность, возможность свободного выбора, творчество. Личная значимость учения – присутствует. Ведущая активность – деятельность учащихся. Модальность познания – эксперимент, собственный опыт.

Деятельностный подход к обучению

Главный – Выготский: учение – это интериоризация внешней деятельности во внутреннюю психическую деятельность.

Габай Т.В.:

1 – субъект – ученик, учитель

2 – предмет – те навыки, которые необходимо усвоить

3 – продукт – изменения в ученике или в его знаниях

4 – процедур учения – способы, методы

Динамические компоненты учебной деятельности:

1 – мотивация

2 – постановка учебной задачи – системное образования включающее: 1-исходное состояние и 2 –модель требуемого

3 – учебные действия – единица учебной деятельности

4 – контроль (самоконтроль)

5 – оценка (самооценка)

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...