Какие виды структур относятся к бюрократическим?
Основными видами бюрократических структур управления являются следующие: линейная, функциональная, линейно-функциональную, линейно-штабную, дивизиональную структуры управления организацией. Линейная структурауправления имеет только вертикальные связи между элементами и строится по принципу иерархии. Эта структура характеризуется четким единоначалием. Каждый работник или руководитель подчиняется непосредственно только одному вышестоящему лицу и через него связан с более высокими уровнями управления. Таким образом, в аппарате управления создается иерархическая лестница по подчиненности и ответственности. В функциональной структуре каждому вышестоящему руководителю делегируются полномочия в границах выполняемой функции. Ее сущность заключается в том, что выполнение отдельных функций по конкретным вопросам возлагается на специалистов. Специалисты одного профиля объединяются в структурные подразделения системы управления и принимают решения, которые обязательны для производственных подразделений. В линейно-функциональной оргструктуре, сочетающей принципы линейного, функционального и штабного управления, тесно переплетается выполнение специальных функций с системой подчиненности и ответственности за непосредственное решение управленческих задач Линейно-штабная (штабная) орг.структура управления также строится по принципу функциональной специализации управленческого труда, однако главной задачей менеджеров является координация действий функциональных служб в штабах различных уровней и этим самым направление этих действий в соответствии с общими интересами организации. Дивизиональная организационная структура. Особенно явно новая организационная структура проявляется на крупных предприятиях с широкой номенклатурой товаров и услуг, быстро меняющейся тех никой и технологией, реагирующей на изменения потребностей и спроса общества на новейшие потребительские товары.
18. В чем состоит назначение стратегического планирования? Какова его задача на предприятии? В настоящее время центральным элементом управления хозяйственной единицы является стратегическое планирование. Назначение стратегического планирования - обеспечить выживание организации в долгосрочной перспективе, достижение поставленной миссии, цели. Стратегический план - комплексный документ, в котором должно быть представлено видимое перспективное развитие предприятия с учётом влияния внешней и внутренней среды и внутреннего состояния. Это основной план предприятия, определяющий главную задачу и цели деятельности предприятия и способы достижения этих целей на 3-5 лет. Конечная цель самого стратегического плана - это создание потенциала предприятия для достижения успеха в будущем. Экономический потенциал предприятия -это совокупная мощность производительных сил, т.е основных фондов, сырьевых ресурсов (материальных, финансовых, нематериальных), трудовых ресурсов и квалификации работающих Главной экономической задачей является выбор наиболее эффективного варианта распределения факторов производства в целях решения проблемы ограниченности возможностей, которая обусловлена беспредельными потребностями общества и ограниченности ресурсов. Основная задача с.п. – обеспечить правильный выбор, оптимизировать соотношение выгод и упущенных возможностей. Потенциал предприятия создаётся для обеспечения успешной конкуренции на рынке и выполнения цели предприятия, то есть потенциала предприятия - это возможность осуществить деятельность предприятия наиболее эффективно.
Стратегический план должен обеспечивать: - рациональное распределение и использование ресурсов - своевременное и эффективное внедрение нововведений и изменений в производстве, управлении и организации - эффективное действие данного предприятия на рынке - быструю адаптацию к изменениям внешней среды и условиям на рынка - всестороннюю стабилизацию и координацию работы предприятия
in Билеты к экзамену Планирование на предприятии
Стратегические цели – желаемое взаимодействие фирмы с внешней средой (что должно быть сделано и в какое время?). Стратегический анализ – процесс выявления стратегических факторов и проблем, которые могут представлять угрозу или открывать новые возможности для фирмы.
В основе стратегического плана лежат стратегические решения, которые чаще всего ориентированы на изменения в фирме. Стратегические решения – управленческие решения, направленные на достижение целей, которые не могут быть реализованы в рамках протекающего процесса и состояния внешней среды. Стратегические решения лежат в основе стратегии фирмы. Стратегия – это управляемый процесс разработки и реализации комплекса мероприятий, направленных на достижение поставленных стратегических целей (как будут достигнуты конченые результаты?). Она задает направление развития бизнеса (интегрированный рост, диверсификация, рыночная экспансия и т.д.). Важным этапом стратегического планирования является комплексный анализ внешней среды и деятельности фирмы с целью выявления стратегических факторов и проблем, которые могут представлять угрозу или открывать новые возможности для фирмы. Внешний анализ охватывает факторы макросреды, отрасль, отраслевую бизнес-систему, конкурентов и потребителей, анализ интересов заинтересованных групп, который частично пересекается с внутренним анализом. Внутренний анализ предполагает анализ портфеля бизнесов фирмы, финансовый анализ ее деятельности, маркетинговый аудит, анализ производства и НИОКР, а также комплексный управленческий анализ с использованием цепочки ценностей М.Портера и модели 7-S фирмы McKincey. В стратегическом планировании используются как традиционные и широко известные методы (мозговой штурм и групповая работа, экспертные методы, экономико-математические методы, методы анализа рынка и деятельности фирмы, классификации и т.д.), так и специфические методы. Стратегический анализ, а также разработка и оценка стратегических альтернатив является важным этапом стратегического планирования. Стратегический план – заявление, отражающее корпоративные цели (стратегические ориентиры) фирмы, направления ее развития, а также ее стратегию. Возможная структура стратегического плана фирмы: 1. Резюме – информация для широкого распространения внутри фирмы и в деловой среде: обычно миссия, корпоративные цели, позиция на рынке и т.д. 2. Стратегический (ситуационный) анализ – описание стратегических факторов внешней среды, движущих сил конкуренции, основных потребителей и пр. 3. Внутренний анализ – описание ключевой компетенции фирмы, ее конкурентных преимуществ, потенциала и т.д. 4. Стратегические ориентиры – определение направлений развития фирмы, ее приоритетов.
5. Стратегия – как именно планируется достигнуть стратегических целей. 6. Целевые программы (если мероприятия не вписываются в тактические планы). 7. Финансы и финансовые ограничения. Специфики организации стратегического планирования и управления на отечественных предприятиях. 1. В стратегическом управлении важна роль руководителя, который должен организовать процесс разработки и реализации стратегии. Практически с любой преуспевающей фирмой ассоциируется сильный лидер, обладающий ясным пониманием миссии фирмы, способный внушать уважение и заражать своей энергией персонал. 2. Стратегическое планирование – это, скорее, искусство, к которому применимы лишь наиболее общие методические рекомендации, поэтому столь важны творческие способности менеджеров фирмы, умение наладить творческую коллективную работу, общий психологический климат, стиль руководства и уровень развития корпоративной культуры. 3. Стратегическое управление должно быть непрерывным, оно должно быть процедурно оформлено и встроено в систему тактического управления предприятием. 4. Часть стратегических проблем может быть решена в функциональных подразделениях предприятия, но существуют проблемы, для решения которых необходимо создавать специальные организационные структуры (возможно, временные), отвечающие за реализацию целевых программ. 5. Методическую помощь в разработке стратегии могут оказать консультанты, однако никто кроме специалистов предприятия не может разработать стратегию его развития. В заключении отметим, что стратегический план определяет общее направление развития фирмы, тактический план – как это направление будет реализовано, поэтому стратегия должна быть сформулирована до начала разработки тактического плана.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|