Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Оценка «инъюнктивного» определения этноса и этнических типов




Нелишне отметить, что выше было дано так называемое «инъюнктивное» определение (ха­рактеристика) этноса. Инъюнктивным назы­вают такое определение какого-либо явления, которое заключает в себе несколько признаков этого явления: только их сочетание создает данное явление. Каждый из этих признаков в отдельности встречается и у других явлений, даже у явлений более низкого порядка.

В настоящее время инъюнктивно определяются, например, следу­ющие явления:

жизнь, которая налицо тогда, когда сочетаются обмен веществ, рост, ассимиляция, размножение и т. д.;

этнос тоже налицо лишь тогда, когда общность людей имеет опре­деленное сочетание признаков;

нация, как высшая форма этноса, включает дополнительные при­знаки, например государственность;

этнический характер или определенные этнические типы харак­теров тоже мы можем определить лишь инъюнктивно.

Но в тот момент, когда мы указываем на ведущие черты, вокруг ко­торых структурируются остальные, мы уже выходим за пределы инъ­юнктивного определения (характеристики) явления и поднимаемся на более высокий уровень определения и познания. Поэтому определе­ние этноса с указанием в качестве ведущей черты наличия у его чле­нов этнического самосознания уже преодолевает инъюнктивный уро­вень его определения.

Очевидно, что конкретные этнопсихологические исследования долж­ны раскрыть общеэтнические черты и установки, которые в различ­ных модификациях встречаются во всех группах (подструктурах эт­носа).

Этничность Под этничностью нередко понимают этническое самоопределение, о котором более подроб­но будет сказано позднее. Этническая идентичность бывает как инди­видуальной, так и групповой'.

1 Peterson R. Ethnic Identity. Strategies of Diversity. — Bloomington, 1982.

Этническая идентичность, по нашему мнению, это то, кем человек себя считает и кем его считают другие. Уже на индивидуальном уровне идентичность определенной личности зависит от точки зрения наблюда­теля: самой этой личности (опирающейся на свое самонаблюдение) и внешнего, «объективного» наблюдателя. Этническая идентичность — только одна из возможных идентичностей человека. Как верно заметил Джордж де Босс, этническая идентичность требует некоторой последова­тельности поведения индивида, чтобы другие люди могли включить его в определенную категорию людей. Действительно, внешние наблюдатели главным образом на основе поведения устанавливают принадлежность человека к определенной этнической группе.

Как формируются этничность и связанная с ней последовательность поведения?

Они формируются с участием двух взаимодействующих между со­бой групп факторов:

1) институциональных — иммиграция, внутренняя миграция, коло­ниализм, национализм;

2) индивидуальных — мотивы, символы, тактические и стратегиче­ские цели индивида и т. п.

Четкое, острое осознание своего этнического самосознания харак­терно для жителей полиэтнических государств. Возникающие в таких обществах конфликты, способствующие ясному осознанию своей эт­нической принадлежности, приводят к проникновению этничности во все сферы жизни, даже экономики и бизнеса. Казалось бы, эти области должны быть в этнопсихологическом отношении нейтральными, но это вовсе не так. Общественные организации, профсоюзы, разные клу­бы и общества начинают организовываться по этническим признакам. Создаются отдельные этнополитические партии, членами которых могут быть только представители соответствующих этносов. Много подобных примеров приводится в работах этносоциологов и иссле­дователей этнополитики'.

Все это — проявления этнического самосознания и конфликта «я- и мы-концепций» различных этнических групп. Группа, орга­низованная из членов одного этноса, отталкивает от себя предста­вителей других этносов, поэтому последние составляют свои груп­пы. Возникает межгрупповая антипатия. У различных подобных групп различные этнические идентификации.

1 См., например: Horowitz D. L. Ethinic Groups in Conflict. Univ. of Calif. Press, Berkley a. a, 1985. - P. 8-10.26

Часть I. Этнос, на ция, этнопсихология

Глава 1. Этнические группы и задачи этнопсихологии

Этничность («русскость», «армянство», «турецкость» и т. п.) — широкая сфера жизни людей. Согласно этнопсихологу Эд. Спайсеру, этничность одновременно является лингвистическим, моральным и по­литическим явлением К

Этническую идентичность группы невозможно сохранить, если ее члены не взаимодействуют во всех этих трех сферах. Однако в различ­ные эпохи и у разных индивидов уровень активности взаимодействия в этих сферах различен. У одного человека высока активность в полити­ческой сфере, у второго — в моральной и лингвистической, у третьего — в основном в лингвистической. Эд. Спайсер не согласен с теми автора­ми, которые считают этничность только политическим явлением.

В лингвистической сфере существует специфический словарь для выражения этничности и конфликтов. Существуют слова для само­идентификации и для характеристики противников. Поэтому язык обеспечивает единство внутри этнической системы и определяет гра­ницы между своим и чужим этносами. Для осуществления этих функ­ций существуют соответствующие группы слов.

В сфере морали речь идет об общих ценностях и их использовании как внутри этноса, так и в межэтнических отношениях. Эта сфера включает в себя предписания (правила) общения с другими, основан­ные на стереотипах характера и поведения.

Политическая активность выражается в виде участия в деятельно­сти политических партий. Ее целью является сохранение системы идентичности перед лицом соперников.

В этих характеристиках намечаются проблемы, которые более под­робно будут рассматриваться в различных главах настоящей книги. Но мы здесь скажем еще несколько слов об этничности как идеологии. Мы считаем, что на основе этнических черт, их осознания и теоре­тического осмысления можно создать этническую идеологию. Этнич­ность, если понимать ее как совокупность характерных этнических черт, всегда является потенциальной идеологией. У разных народов она превращена в реальную, в различной степени разработанную идео­логию, в зависимости от того, в какой мере в этой области работали этнологи, психологи и политологи.

Поэтому когда представители конструктивистского направления в этнологии объявляют этничность идеологией, инструментом в ру­ках политиков, служащим для завоевания и удержания власти, то они правы лишь отчасти: они схватывают и абсолютизируют лишь одну из

1 SpaicerEd. Persistent Identity Systems. Science (4011), 1971. - P. 795-800.

функций этничности, а именно — политическую. Таким путем они приходят к выводу, что этничности как таковой в природе нет, что она создается лишь в умах идеологов. Это уже, безусловно, грубая ошиб­ка. Нет сомнения, что этносы и этничность существуют реально. Но поскольку они концептуализируются идеологами и учеными, в созда­ваемых идеологиях могут присутствовать также приписываемые, иллю­зорные атрибутивные элементы. Этнологи и этнопсихологи стремятся, чтобы этого не было, но задачи политиков иные. Ученые создают науч­ные идеологии, а политики не всегда ограничиваются рамками науч­ных идеологий. Они нередко создают мифы.

Таким образом, этничность можно использовать в политических целях, что нередко и делается лидерами этнических (национальных) политических партий. Но это не значит, что она — искусственное об­разование.

Мы считаем, что самым серьезным и обоснованным подходом к опре­делению этноса является ранее уже отмечаемый примордиалистский под­ход. Развивая его, можно решить все вопросы, связанные с существова­нием и функцией этносов как в моно-, так и в полиэтнических обществах.

В России инструментализм развивают этнолог Н. Н. Чебоксаров и этносоциолог С. А. Арутюнов. В их работах инструментализм принял форму информационной концепции этноса. Ее авторы считают этнич­ность своеобразным информационным фильтром, с помощью которого люди защищаются от избытка информации. Именно поэтому, считают эти авторы, в наше время активных межнациональных коммуникаций наблюдается возвращение к актуализации этнических картин мира1.

То, что содержание этничности можно выразить на языке теории информации, ничего не меняет в ее сущности. Что же касается психо­логической самозащиты этносов с помощью своей культуры, то дан­ное явление лучше исследовать конкретно, что и осуществлено нами в другом месте2.

Этнос, народ, нация Как мы уже показали, слово «этнос» означает

«народ» и соответствует немецкому слову Volk,

которое германские антропологи употребляют в смысле «народ» (people). В Германии слово Volkerkunde означает учение о других на­родах, a Volkskunde — учение о своем народе.

' Чебоксаров Н. Н., Чебоксарова И. А. Народы, расы, культуры. — М., 1985; Садо-хинА. П. Этнология. - М., 2000. - С. 87-88.

2 Налчаджян А. А. Этнопсихологическая самозащита и агрессия. — Ереван, 2001.28

Часть I. Этнос, на ция, этнопсихология

 

Есть авторы, которые отождествляют «этнос» и «народ». Так, в уже упомянутой книге И. А. и Н. Н. Чебоксаровых мы читаем: «Народ, или этнос, — это как бы основная единица этнической классификации че­ловечества, наряду с которой существуют этнические общности более высокого и более низкого порядка»'.

Однако не всякий этнос является нацией. Существует точка зрения, согласно которой нацией является тот народ (этнос), который имеет одно правительство2.

Добавим, что этнос, чтобы быть народом, должен обладать также собственной единой родиной (национальной территорией). Эти усло­вия — общие органы самоуправления и общая территория — играют существенную роль в формировании национального психологического склада. Если этнос объединяется в едином государстве, то тем самым ускоряется его превращение в нацию.

Конечно, нация должна иметь и остальные черты этнической группы:

♦ ее члены должны быть связаны друг с другом эмоциональными связями и озабочены сохранением своего антропологического типа, говорить на одном языке, по крайней мере так, чтобы при­близительно понимать друг друга;

♦ у них общее культурное наследие. Поскольку такая группа явля­ется преимущественно эндогамной (т. е. ее члены заключают брач­ные союзы главным образом внутри группы), то между ними на­блюдается физическое сходство;

♦ но еще более важна вера в то, что у них общее происхождение. Эта вера опирается частично на мифы, частично же — на истори­ческие факты.

Так определяют нацию известые американские этнопсихологи япон­ского просхождения Т. Шибутани и К. М. Кван.

Есть авторы, причем уже и в России, которые говорят о существова­нии «многоэтнических наций»3.

В качестве примера приводят британскую, американскую, канад­скую и российскую «многоэтнические нации». Но это абсурд, так как названные общества являются многоэтническими. Нациями же, в на­учном понимании этого слова, они могут стать лишь после слияния всех живущих в них народов (этносов) или ассимиляции их в единый этнос, что маловероятно.

1 Чебоксаров Н. Н., Чебоксарова И. А. Народы, расы, культуры. — М., 1985. — С. 30.

2 Shibutani Т., Kwan К. М. Ethnic Stratification, 1965. - P. 40-41.

3 См., например: Стефаненко Т. Г. Этнопсихология. — М., 1999. - С. 31.

Глава 1. Этнические группы и задачи этнопсихологии ______________________ 29

О двойных границах этнической группы. Понятие «этнические гра­ницы» внес этнолог С. Барт. Развивая его идеи, А. Ройс начала исполь­зовать понятие «двойных границ», имея в виду границу, поддержива­емую изнутри, и границу, наложенную извне. Эти границы — результат взаимодействия с другими группами.

Индивиды, находящиеся во внутренних границах, разделяют об­щую культуру, их поведение разнообразно и сложно, здесь терпимо относятся к двусмысленности и некоторой девиантности. Однако вза­имодействие через внешние границы ограничено, поскольку мало об­щего знания у взаимодействующих этнических групп. Если бы все эт­нические группы обладали всеми знаниями всех этнических культур, границы между ними стали бы неопределенными и даже исчезли бы. Но поскольку это не так, группы стремятся взаимодействовать только в таких ситуациях и сферах, которые не угрожают целостности их культуры. Безопасной считается сфера экономики.

Определенная этническая группа внешне может выглядеть монолит­ной, однако внутри себя может жить разнообразной и богатой столкно­вениями жизнью. Здесь есть социально-статусные иерархии, различные партии и их идеологии, религиозные группы и т. п. Члены этнической группы легко узнают эти различия, тогда как для внешнего наблюда­теля они неразличимы.

Этнос и популяция Популяцияскопление особей одного вида

в одном регионе. Слово «популяция» пример­но соответствует русскому слову «население». Согласно Л. Н. Гумиле­ву, этнос отличается от популяции тем, что имеет социальную струк­туру, определенный уровень техники и культурную традицию. По этим признакам этносы отличаются также друг от друга.

Различия популяции и этноса видны также из следующего: «...две популяции в одном ареале сливаются воедино, а два этноса существу­ют веками, часто без столкновений, путем взаимоизоляции, достигае­мой нормализацией брачных законов и обычаев. Итак, этносявле­ние не биологическое и не социальное, а маргинальное, т. е. лежащее на границе социосферы и биосферы» \

А этногенезэто социальный и биологический процесс одновремен­но, взаимодействие этих двух аспектов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...