Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Функции этноса в жизни индивидов-этнофоров




Этнос играет в жизни своих членов следую­щие функции:

♦ с помощью своей культуры этнос ориенти­рует этнофоров в окружающем мире;

♦ этнос, обладая системой ценностей, передает ее своим членам, делает их жизнь, если можно так сказать, аксиологически более определенной. Этнофоры примерно знают, что в данном обще­стве достойно быть предметом желания и целью деятельности, а что не заслуживает этого;

♦ важнейшей является защитная функция этноса: этнос защищает своих членов как физически, так и психологически.

Более того, мы считаем, что этнос представляет индивидам необходи­мые средства для осуществления их психологической самозащиты. Та­ковыми являются как психологические защитные механизмы, вырабо­танные в качестве блока культуры данного этноса, так и культура в целом.

Этнос без территорииКаждый этнос формируется на определенной (пример цыган) территории. Назовем ее этногенетпической территорией, родиной в собственном смысле сло­ва. Однако после того как этнос уже сформирован, т. е. обладает устой­чивой этничностью как комплексом качеств, потеря родины не приводит

 

1 Бромлей Ю. В. Очерки теории этноса. — М., 1983. — С. 76, 78.

2-84 534

Часть I. Этнос, нация, этнопсихология

Глава 1. Этнические группы и задачи этнопсихологии

к потере этничности, во всяком случае за короткий промежуток вре­мени. Но для сохранения этничности без родины этнос должен обла­дать мощными защитными средствами и механизмами.

В этом смысле большой интерес представляют цыгане. Это этноло­гический, психологический и исторический феномен, который в ука­занном аспекте — в аспекте этнозащиты — все еще недостаточно ис­следован. Многие этносы, лишившись родины, исчезли, а вот цыгане, отчасти евреи и армяне сохранились и обладают четким этническим самосознанием.

Можно предположить, что самозащите и самосохранению этих эт­носов, и особенно цыган, способствовали по меньшей мере следующие факторы:

♦ антропологические признаки, сильно отличающие их от тех на­родов, среди которых они оказались после ухода со своей этноге-нетической территории (последняя, по-видимому, локализована в Северной Индии);

- сильное этническое самосознание;

♦ язык;

♦ обычаи;

♦ преследования националистов и расистов разных стран.

Исследование всех этих аспектов культуры, истории и самозащиты цыган представляет несомненный интерес для этнопсихологии.

§ 3. Суперэтносы и субэтносы

Суперэтносами называют совокупность или группу этносов, объе­диненных верой или другими общими для них факторами. Таковы, на­пример, христианский или мусульманский суперэтносы. В определен­ном смысле суперэтносами временно становятся все те нации и другие этнические группы, которые насильственно или иными способами объединяются и составляют империи. Суперэтносами-империями были: Римская империя, Арабский халифат, Османская империя, Китай, СССР и другие этнические и национальные объединения.

Поскольку только внешней силы недостаточно для создания супер­этносов, правители империй обычно стараются опираться также на идеологию. Это явление мы наблюдаем и сегодня.

Кроме вышеназванных, суперэтносами являлись Индия, древний Китай (особенно империя Тан, существовавшая в 618-907 гг. н. э.), Византия (греко-армянский суперэтнос), современный арабский мир,

в котором много арабизированных народов, европейский суперэтнос (романо-германский), современный мир тюркоязычных народов (ко­торых объединяет не только язык, но и религия — ислам), латиноаме­риканские суперэтносы и, конечно, славянский суперэтнос.

По-видимому, основными факторами или маркерами, превраща­ющими группу из нескольких этносов в суперэтнос, являются язык, религия и другие аспекты культуры.

Есть ли еще другие факторы?

Например, является ли суперэтносом военный блок, созданный для защиты от общего врага? На каком основании был создан СССР, кото­рый, безусловно, был суперэтносом, включавшим такие разные по куль­туре, религии и уровню социально-экономического развития этносы?

Очевидно, что вопрос критериев, объединяющих малые и средние этносы в суперэтнос, окончательно не решен. Специальному обсужде­нию подлежат также вопросы, касающиеся условий создания суперэт­носов, характерных особенностей межэтнических контактов в различ­ных суперэтносах, и многие другие.

Л. Н. Гумилев, в работах которого встречаются интересные сужде­ния о суперэтносах, высказал точку зрения, которая выражена в сле­дующих словах: «Контакты на уровне суперэтносов, как правило, ве­дут к аннигиляции. Исключением являются только краткие периоды пассионарных взрывов, но и тогда старые этносы исчезают, сливаясь с новым»'.

Здесь указывается один из возможных путей этногенеза.

Если такая закономерность действительно существует, то она край­не опасна для малых этносов, которые оказались в полосе соприкос­новения двух или более суперэтносов. В значительной мере результаты такого географического положения мы видим в исторической судьбе армянского народа. Раздел Армении между Ираном и Римской им­перией (а позже — Византией), между Ираном и Турцией, насиль­ственная мусульманизация и ассимиляция, наконец, геноцид — вот некоторые результаты такого прискорбного расположения между супер­этносами.

Однако некоторые суперэтносы играли положительную роль в жиз­ни малых этносов, способствуя их защите, развитию самобытной куль­туры и т. п.

Субэтнос — так принято называть группы «низшего» уровня в вер­тикальной классификации этнических групп. Как мы уже знаем, суще-

1 Гумилев Л. Н. Древняя Русь и Великая Степь. — М., 1989. — С. 310.36

Часть I. Этнос, нация, этнопсихология

Глава 1. Этнические группы и задачи этнопсихологии

ствуют микроэтнические элементы (род, племя), которые лежат еще «ниже» в этой иерархии. Но этносы начинаются с уровня субэтноса. Ю. В. Бромлей характеризует их как такие группы, в которых налицо осознание «групповых особенностей тех или иных компонентов куль­туры» '.

Субэтносы по своему происхождению бывают разными. «В одних случаях — это бывшие этносы, постепенно утратившие роль основ­ных этнических подразделений, в других — бывшие этнографические группы, осознавшие свою общность, в третьих — социальные общно­сти, обладающие специфическими чертами культуры (например, дон­ские казаки). Могут быть выделены также субэтносы хозяйственно-культурного, лингвистического и административно-территориального происхождения. Особое место среди субэтносов принадлежит тем, что возникли на основе расовых групп. В частности, очевидно, негров США можно рассматривать не только как просто этнорасовую груп­пу, но и в качестве субэтноса североамериканской нации (этносоци­альной общности)»2.

Затем Ю. В. Бромлей отмечает, что один и тот же человек может при­надлежать одновременно к нескольким этническим общностям раз­личных уровней. Например, можно считать себя русским (основное этническое подразделение), донским казаком (субэтнос) и славяни­ном (метаэтническая общность)»3.

Под «метаэтнической общностью» следует понимать то, что мы, сле­дуя за Л. Н. Гумилевым, назвали суперэтносом.

Армянскими субэтносами являются этнические группы армян, жи­вущих в Сирии, Ливане, Иране, США и других странах. Их члены при­надлежат одновременно к армянской нации и разным этническим группам армян (сирийским армянам, американским армянам и т. п.).

§ 4. Предмет, задачи и методы этнопсихологии

Термин «этнопсихология» — сложное слово. Оно составлено из трех корней: из греческих слов «этнос», которое примерно соответствует слову «народ», «психе» — «душа» и «логос», что означает «слово», «учение». Таким образом, «этнопсихология» означает учение (науку) о душе народа (этноса).

1 Бромлей Ю. В. Очерки теории этноса. — М., 1983. — С. 83.

2 Там же. - С. 83-84.

3 Там же. - С. 84.

Объект и предмет Предыдущее изложение позволяет более чет-

этнопсихологии ко охарактеризовать предмет и задачи этнопсихологии.

Что и как изучает эта наука и какими способами получает информа­цию о предмете своего исследования, т. е. каковы методы этой науки?

Чтобы ответить на данные вопросы, следует иметь в виду, что каж­дая человеческая общность в ходе своего длительного существова­ния приобретает групповые психологические черты. Поскольку этнос, в частности нация, тоже является социальной группой, причем устой­чивой, с длительной и сложной жизнью и историей, то вполне понятно, что он должен был приобрести особые психические черты и их сочета­ния — психологические комплексы. Иначе говоря, каждая этническая группа в ходе своего генезиса и развития приобретает групповую пси­хику.

Таким образом, в этническую психику входят все те психофизио­логические, личностные и социально-психологические черты, которые данный этнос приобретает в ходе своего возникновения и дальнейшего исторического развития. Хотя каждый входящий в данный этнос че­ловек является индивидуальностью, т. е. имеет свои неповторимые черты характера, мотивации и другие аспекты личности, а также (что еще более важно и интересно!) неповторимые сочетания или комплек­сы этих черт, однако мы видим также, что каждая этническая группа имеет вместе с тем общие для всех своих членов черты характера, их комплексы, устойчивые (стереотипные) особенности поведения, об­щие представления, которые касаются, в частности, происхождения и истории этноса. Этнические группы обладают также обобщенной само­оценкой, общими установками, которые направлены на другие груп­пы и ценности. У них есть общие оценочные суждения, касающиеся природных явлений, социальной жизни и культуры и т. п. Все пере­численные и ряд других явлений носят общеэтнический характер в том смысле, что принимаются подавляющим большинством взрослых членов этноса и проявляются в их поведении и поступках.

Правда, всегда и везде встречаются отчужденные от своего этноса люди. Они недооценивают культуру и быт породившего их этноса, от­вергают общепринятые нормы и стереотипы поведения, изолируются или даже покидают эту группу. Психическое отчуждение часто порож­дает тенденцию не только психического, но и физического ухода, уве­личения дистанции между собой и этносом. Это стратегия бегства, о которой мы еще будем иметь повод говорить. Однако этническая группа существует до тех пор, пока ее члены остаются в ее составе,38

Часть I. Этнос, нация, этнопсихология

высоко оценивают ее ценности и культуру, психически отождеств­ляются(идентифицируются) с ней и даже гордятся своей этниче­ской принадлежностью.

Таким образом, объектом этнопсихологииявляются этнические группы (этносы), а предметом исследованияпсихические черты этноса и его представителей, межэтнические взаимодействия и конф­ликты. Конкретизируя данное определение, можно перечислить ряд важных проблем и задач, которые уже исследуются в этнопсихологии или должны стать предметом ее исследования:

психический склад этноса (в частности — нации), как он форми­руется, согласно каким психологическим закономерностям, его структура и функции и т. п.;

этнический (национальный) характер, из каких черт он состоит, и как эти черты сочетаются;

различия между этническими группами по их психическому скла­ду и характеру;

типология этнического характера. Можно задать, например, такие вопросы:

♦ каковы типичный русский, француз, армянин, турок и пр., каки­ми чертами они отличаются?

♦ в чем сущность типичных женских этнических характеров?

♦ чем все эти этнопсихологические типы отличаются друг от друга? Известно, что каждая нация имеет определенные представления

о себе и о других нациях. В этом плане важно знать, как возникают эти представления и что из себя представляют, из каких блоков и элемен­тов состоят. Иначе говоря, что такое этническое самосознание, как оно формируется, какова его структура, какое влияние на него оказывают положительные и отрицательные оценки представителей других эт­носов? Очень важно также иметь объективную информацию по пово­ду того, какое влияние оказывает этническая самооценка (одна из со­ставных частей самосознания) на поведение этноса и его лидеров, на последующие оценки и ожидания представителей других этносов, вза­имоотношения с которыми считаются значимыми.

В системе этнопсихологии занимает значительное место и требует глубокого исследования проблема национальных символов. Это те пред­ставления, образы предметов природы и культуры, а также специфи­ческие действия, которыми один этнос отличается от другого. Здесь мы предлагаем концепцию, которая будет развита и обоснована в со­ответствующей главе. Мы утверждаем, что каждый этнический сим-

[лава 1. Этнические группы и задачи этнопсихологии

вол является <<уплотненным», «сгущенным» выражением определенных психических качеств, установок и представлений данного этноса. При­стального внимания требуют процессы символизации, которые, по нашему мнению, являются важнейшими аспектами этногенеза и эт­нической самозащиты.

Каждая этническая группа, как и социальная группа вообще, долж­на управляться со стороны своих неофициальных и официальных ли­деров. Управление этносом, его жизнедеятельностью и взаимоотноше­ниями с другими этносами принимает более четкие, определенные и организованные формы при наличии национальной государственности, т. е. на высоком уровне развития этноса, когда он становится или уже стал нацией. Мы считаем, что характерные для каждой нации формы и способы управления (этнического самоуправления) в какой-то мере отражают ее психологические особенности. С другой стороны, формы, методы и стили управления, в свою очередь, являются мощными фак­торами формирования нации и ее психического склада. Эти задачи, а также исследования личности национальных лидеров должны зани­мать видное место в той науке, которой посвящена данная книга.

Национальный психический склад, переживания прошедших поко­лений, их мысли, стиль мышления и восприятия, творчество, особен­ности взаимоотношений, в какой-то мере входят в культуру нации, т. е. опредмечиваются в истории нации, ее философии, языке, художествен­ной литературе, искусстве, в различных жанрах народного творчества, в ее архитектуре. Следовательно, исследование культуры народа, рас­крытие ее психологического содержания — один из основных путей развития этнической психологии.

Очень важным мы считаем также исследование взаимодействия ре­лигии и психологии этноса. В частности, следует дать ответ на следу­ющий вопрос: является ли религиозная вера этническим признаком и в какой степени религия нации соответствует основным психическим особенностям этноса? Это обширная область научных исследований.

Вот вкратце основные задачи этнопсихологии. Некоторые из них более подробно будут обсуждаться далее на страницах настоящей книги.





©2015- 2017 megalektsii.ru Права всех материалов защищены законодательством РФ.