Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

24.Искусство Итальянского барокко (Франческо Борромини, Джованни Лоренцо Бернини).




24. Искусство Итальянского барокко (Франческо Борромини, Джованни Лоренцо Бернини).

Барокко – это пышность, декоративность, величие, замысловатость, Оно было призвано возвеличивать католическую церковь и короля. Искусство барокко, – это, прежде всего, искусство католической религии.

 

Франческо Борромини (1599—1667)- изобретательный архитектор, современник и художественный соперник Бернини. Борромини обогатил архитектуру многими оригинальными идеями. Борромини любит изгибать, разворачивать в различные стороны поверхности стен, иногда эти выгибы и изгибы более энергичны, иногда манерно вялы и даже мало заметны, но они всегда чрезвычайно пластически выразительны. Многое строится на контрастах, на внесении в архитектуру сочных деталей. К вершинам творчества Борромини относится церковь Сант Иво делла Сапиенца римского университета ордена иезуитов в Риме (1642—1660), с необычным сводом и куполом. План церкви основан на его любимом мотиве - шестиконечной звезде.

 

Джованни Лоренцо Бернини (1598-1680). Он прославлял и абсолютизм и католицизм. Это был одаренный человек - архитектор, скульптор, декоратор, живописец, рисовальщик. Он прожил долгую и безбедную жизнь. Его творчество – отражение требований церкви. Одна из знаменитых скульптур Бернини – Давид. Бернини сумел подойти к жанру скульптурного портрета. Портрет кардинала Шипионе Боргезе передает и дряблость кожи, и атлас мантии, и характерное движение, чувствуется человек самоуверенный, умный, чувственный, властный. Бернини был автором прекрасных карикатур. Он умел схватывать самые броские черты человека. Бернини создал ряд замечательных парадных портретов (иногда говорят парадно - романтических). Например, портрет Франческо д’ Эсте изображает истинного властелина. Одним из самых характерных произведений Бернини в этом жанре является портрет Людовика XIVв.

К прекраснейшим созданиям Бернини принадлежат фонтаны. Например, знаменитый фонтан Тритон, фонтан «четырех рек». Фонтаны Бернини стали неотъемлемой частью архитектуры Рима. Бернини остался в истории и как знаменитый архитектор (церковь Сант Андреа аль Квиринале: фасад словно изгибается, ограда вогнутой формы, полукруглые ступени, в основе плана церкви очертания эллипса, интерьер обходят капеллы – ниши; колонны, пилястры, скульптура видна в сложных ракурсах). Очень интересно и решение «Королевской лестницы» в Ватикане - Бернини создает иллюзию ее огромного масштаба и протяженности. Площадь перед собором св. Петра – одно из великих творений Бернини. Площадь считается лучшим архитектурным ансамблем Италии XVII в.

 

25. Живопись Фландрии XVII в. (Йорданс, Снейдэрс, Антон Ван Дейк, П. Рубенс).

Йорданс Якоб (19. 5. 1593) - фламандский живописец. Сын торговца тканями. Создал большую мастерскую для выполнения многочисленных заказов. В искусстве выявлены народные основы фламандской школы - мощная лепка форм кистью, неиссякаемый оптимизм. Ранние произведения - " Семейный портрет", около 1615, Эрмитаж,: " Поклонение пастухов", 1618, Национальный музей, Стокгольм. В лучших картинах 1620—1630-х гг. (" Аллегория плодородия", около 1625—28, Музей старинного искусства, Брюссель; " Бобовый король", 1638, Эрмитаж), определились особенности его реализма — пристрастие к полнокровным крестьянским и бюргерским типам, тяжеловесным фигурам и сочным деталям, предпочтение бытовому жанру и жанровой трактовке религиозных и мифологических тем, энергичная и сильная плотная живопись с преобладанием звучных тёплых тонов. С 1640-х гг. пишет парадные, перегруженные фигурами композиции, в которых иногда чувствуются напыщенность и ложный пафос (панно " Триумф принца Фридриха Генриха Оранского", 1652, дворец Хёйс тен Бос, Гаага).

Франс Снейдерс (1579 - 1657) Франс родился в 1579 г. в Антверпене. Его отец был богатым бюргером, владельцем большой таверны. Будущий художник еще мальчиком мог видеть, там разнообразную снедь, ставшую для него впоследствии главным объектом изображения. С именем крупнейшего живописца связан натюрморт. Он привнес в этот жанр дыхание настоящей жизни, облагородил сюжет, придав обычным рыночным сценам характер грандиозного, яркого зрелища. По существу, полотна Снейдерса создали в искусстве фламандского натюрморта новое направление. Многие годы он работал в мастерской Рубенса как помощник. Благодаря Рубенсу от перегруженных деталями натюрмортов в духе Брейгеля он перешёл к большому монументальному и декоративному стилю. Снейдерс предпочитал писать картины определенной тематики, ограничившись изображением охот и натюрмортами.

Славу художнику принесли огромные картины, созданные для украшения столовой дворца епископа города Брюгге изображающие нагруженные дичью, рыбой, овощами и фруктами прилавки, за которыми стоят показанные в натуральную величину фигуры продавцов и покупателей

 

Рубенс - ученый-гуманист, философ, археолог, архитектор, выдающийся коллекционер, знаток нумизматики, государственный деятель и дипломат. Современники называли его королем художников и художником королей. Характерные для барокко приподнятость, патетика, бурное движение, декоративный блеск колорита неотделимы в искусстве Рубенса от чувственной красоты образов, смелых реалистических наблюдений. Колорит его полотен строится на контрасте тонов обнаженного тела с яркими одеяниями и благородным, сдержанным фоном.

Как дипломат и художник Рубенс ездил во Францию, Голландию, Испанию и Англию. В 1611 году он приобретает роскошный дом, который постепенно превращает в настоящий дворец в итальянском вкусе, и размещает свою драгоценную коллекцию произведений искусства.
Рубенс, благодаря помощникам из своей мастерской (здесь трудились мастера, как А. Ван Дейк, Я. Иордане, Ф. Снейдерс), создал огромное количество картин на религиозные и мифологические сюжеты («Снятие с креста», 1611—1614, «Персей и Андромеда», 1620—1621), историко-аллегорические полотна (цикл «История Марии Медичи», 1622—1625), великолепные пейзажи и сцены крестьянской жизни («Возвращение жнецов», 1635—1640), многочисленные портреты европейских коронованных особ. Рубенс считается одним из самых плодовитных художников в истории живописи.

Антон Ван Дейк (1599—1641), Сын купца, человек сумасбродный и честолюбивый, ученик Рубенса, явился одним из создателей парадного аристократического портрета XVII века. Он мог работать над несколькими портретами сразу, уделяя заказчику в день не более часа, оставляя дописывать детали своим помощникам. Персонажи его парадных портретов отличаются внутренним благородством и аристократической утонченностью и вместе с тем живой характерностью. В многочисленных автопортретах Ван Дейк тяготел к роскоши, к королевским дворам, к жизни аристократов. Он пишет множество портретов короля, королевы и их детей; чести позировать ему добивается все высшее общество. Ван Дейк рано проявил себя мастером портрета и живописи на религиозные и мифологические сюжеты. С 1618 по 1620 г. он работал в мастерской Рубенса. Он создает произведения на религиозные темы, часто в нескольких вариантах: Коронование терновым венцом (1621, 1-й берлинский вариант — не сохранился; 2-й — Мадрид, Прадо);

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...