Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Выводы по главе 2. Глава 3. Разработка программы по развитию лидерских навыков у молодежи в студенческой среде вуза.. 3.1. Характеристика программы развития лидерских навыков у молодежи в студенческой среде вуза




Выводы по главе 2

Таким образом, для формирования и развитиялидерских навыков у молодежи в студенческой среде вуза основными направлениями при организации образовательного процесса должны стать:

· создание комфортного социально-психологического климата в студенческой среде;

· обеспечение эмоциональной адаптации студентов на всех этапах пребывания в вузе;

· активное участие в студенческом самоуправлении вуза, включение в содержание спецкурсов, раскрывающих аспекты феномена лидерства;

· применение проектно-командных форм деятельности;

· интеграция учебной и научной деятельности;

· внедрение практико-ориентированных модулей обучения;

· организация возможности многостороннего творческого развития личности студентов.

В результате анализа накопленного исследовательского опыта, в исследовании было выявлено, что для формирования и развития лидерских навыков у молодежи в студенческой среде вуза рекомендуется использовать метод работы в коллективе, который погружает обучающихся в ситуации, которые:

· связывают коллективную, групповую и индивидуальную организаторскую деятельности;

· нацелены на разделение работы, детерминированные достижением общей цели, получением общего результата;

· предполагают участие молодого человека в процессах целеполагания, планирования, контроля, оценки и анализа результатов совместной деятельности;  

· позволяют наставнику, куратору или преподавателю включить студентов в обсуждение личностно и профессионально значимых тем;

· предполагают включение молодого человека в ситуации коммуникации и взаимодействия, ориентированные на поиск и определение порядка, правил взаимодействия для совместного решения задач;

· включают этап анализа процесса взаимодействия с целью определения продуктивных и непродуктивных способов коммуникации;

· позволяют моделировать ситуации решения профессиональных задач в рамках взаимодействия в предлагаемых обстоятельствах;

· побуждают молодого человека включаться в процессы самодиагностики и самоанализа;

· ориентированы на проектирование молодым человеком индивидуального плана и маршрута; обеспечивают постановку молодого человека в ситуацию с самостоятельным принятием решения относительно решения личностно и профессионально значимых проблем.

Глава 3. Разработка программы по развитию лидерских навыков у молодежи в студенческой среде вуза.

 

В третьей главе представлена научно-исследовательская работа и характеристика программы развития лидерских навыков у молодежи в студенческой среде вуза, также раскрыты критерии оценки сформированности лидерских навыков у молодежи в студенческой среде вуза. В заключение обоснована траектория личностного роста как инструмент самосовершенствования студента.

 

3. 1. Характеристика программы развития лидерских навыков у молодежи в студенческой среде вуза

Для понимания актуальности изучаемой проблемы выпускной квалификационной работы необходимо организовать и реализовать научно-исследовательскую работу, которая является приоритетным фактором в анализе необходимости разработанной программы. Само научно-исследовательское исследование – целенаправленный процесс познания, результаты которого выступают в системе понятий и теорий. Сама научно-исследовательская работа реализуется в несколько этапов:

· Выбор направления исследования (темы выпускной квалификационной работы);

· Определение объекта и предмета исследования по выбранной тематике;

· Разработка цели и задач научно-исследовательской работы;

· Разработка и оформление гипотезы;

· Работа литературы и оформление теоретической части исследовательской работы;

· Составление плана исследования, подбор и выбор методов исследования;

· Организация условий проведения исследования, разработка опроса;

· Проведение (реализация) исследования (сбор данных, проведение опроса);

· Обработка результатов научно-исследовательской работы;

· Анализ полученных результатов, резюмирование выводов;

· Оформление научно-исследовательской работ для дальнейшей разработки программы выпускной квалификационной работы.

· Оформление работы, формулирование выводов.

На этапе организаций условий исследования была разработана анкета (Приложение 1), которая состоит из двух блоков. Данная анкета была разработана для анализа мнений респондентов о необходимости развития лидерских качеств и навыков, влияние данных качеств и навыков на построение карьеры молодым человеком и адаптацию молодежи на рынке труда. Количество респондентов составляет 100 человек, возрастной диапазон которых варьируется от 17 до 30 лет. На Рисунке 1 представлена диаграмма возрастных распределений участников анкетирования.

Рис. 1 Возраст респондентов (%)

На Рисунке 1 представлена диаграмма ответов по возрасту участников опроса. 33% участников являются молодые люди, возрастной диапазон которых от 23 до 25 лет, 22% участников возрастом от 20 до 22 лет, 21% участников от 26 до 28 лет, 17% участников анкетирования являются молодые люди в возрасте от 17 до 19 лет и 7% участников опроса являются молодыми людьми от 29 до пограничной границы возраста молодого человека. Таким образом, анализ данного вопроса показал, что все участники данной научно-исследовательской работы являются людьми, которые входят в возрастную группу молодежи, что полностью отражает рациональность исследования.

На Рисунке 2 представлена диаграмма, показывающая род деятельности участников исследования.

Рис. 2 Род деятельности участников опроса (%)

 

На рисунке 2 представлена диаграмма ответов о роде деятельности респондентов, которые являются участниками опроса. 53% молодых людей отметили, что они являются работающими студентами, 37% респондентов ответили, что являются студентами или учащимися, 10% ответили, что являются работающими людьми, вариант ответа иное не выбрали. Таким образом, большинство участников являются студентами, которые по тем или иным причинам трудоустроены, также большая часть респондентов являются учащимися высшего учебного заведения. Данное распределение показывает, что данные участники научно-исследовательской работы являются рациональными для исследования актуальности изучаемой темы выпускной квалификационной работы. На Рисунке 3 представлена диаграмма ответов о качествах, которые они считают лидерскими.

Рис. 3 Диаграмма распределения лидерских качеств и навыков (%)

 

На Рисунке 3 представлена диаграмма распределения лидерских качеств и навыков, по мнению участников опроса. 91% респондентов отметили, что главным для лидера является навык работать в команде, 82% отметили лидерским качеством уважение к партнерам, 81% отметили силу духа, как признак лидерства, более 70% респондентов отметили такие признаки, как: навык постоять за себя, навык вести за собой команду, воспитанность. Более 50% участников анкетирования отметили такие признаки лидера, как: целеустремленность, креативность, ответственность, навык излагать свое мнение. Данный анализ показа, что у большинства опрошенных, лидер символизируется с сильной целеустремленной личностью, обладающий навыками работать в команде, четко излагать свои мысли, а также воспитанного и креативного. Таким образом, данный анализ показал необходимость развития данных личностных качеств и навыков при реализации разрабатываемой программы.

На Рисунке 4 представлена диаграмма ответов о желании развития лидерских навыков опрошенными респондентами.

Рис. 4 Диаграмма желания развития лидерских навыков (%)

 

На Рисунке 4 представлена диаграмма ответов на вопрос о желании развития лидерских навыков опрошенными участниками. 64% опрошенных респондентов ответили, что развитие навыков лидера поможет респондентов в будущем, 22% считают, что не всем нужно быть лидерами, 10% считают, что им не нужно развитие лидерских навыков, так как они себя считают лидерами, затруднились с ответом 4% участников опроса. Таким образом, анализ анкетирования показал, что большинство опрошенных молодых людей считают необходимым развитие лидерских навыков и изъявили желания развивать свои личностные качества. Данный анализ показал, что разрабатываемая программа актуальна для своей реализации, следовательно, выпускная квалификационная работа является актуальной для решения современных проблем подготовки лидеров среди молодежи.

На рисунке 5 представлена диаграмма мнений о необходимости развития лидерских навыков для построения карьеры.

Рис. 5 Диаграмма мнений о влиянии лидерских навыков на трудоустройство (%)

 

На Рисунке 5 представлена диаграмма мнений о влиянии лидерских навыков на трудоустройство и построение карьеры. 42% респондентов отметили, что развитие лидерских навыков позитивно влияют на построение карьеры молодого человека, 28% респондентов отметили, что лидерские навыки позволяют проходить социальную адаптацию на рынке труда более быстро без негативных явлений, 17% респондентов считают, что лидерские навыки мешают построению карьеры, 13% опрошенных молодых людей считают, что в некоторых сферах лидерские навыки мешают построению карьеры, а в некоторых сферах деятельности, наоборот, помогают. Таким образом, анализ данных показал, что большинство молодежи считают необходимым развитие лидерских навыков, некоторые из молодежи считают, что лидерство мешает построению карьеры в некоторых сферах профессиональной деятельности.

Во второй части анкетирования были представлены односложные вопросы, которые предполагают ответ «Да» или «Нет». На Рисунке 6 представлена диаграмма ответов на вопросы анкетирования блока Б.

Рис. 6 Диаграмма ответов на вопросы блока Б (%)

 

На Рисунке 6 представлена диаграмма ответов на односложные вопросы для анализа актуальности изучаемой проблемы. 66% опрошенных респондентов ответили, что знают понятие «лидер» и понимают его значение, 59% считают, что у них проявляются лидерские навыки в зависимости от происходящих ситуаций, 61% считают необходимым реализацию и разработку различных программ для развития лидерских навыков среди молодежи, 51% опрошенной молодежи считают, что почти все могут стать лидерами, для этого необходима подготовка и развитие личных качеств, 69% опрошенных респондентов считают, что номинальным и реальным лидером зачастую являются два разных человека, 77% опрошенных считают разрабатываемую программу необходимой для развития навыков при получения высшего образования, 67% молодежи считают, что лидерские навыки помогут молодому человеку на рынке труда.  

Также были проанализированы вопросы о формировании и использовании лидерских навыков а также понимания различия качеств и навыков лидера. На Рисунке 7 представлена диаграмма ответов на вопрос об использовании лидерских навыков студентами при получения высшего образования.

Рис. 7 Реализация лидерских навыков (%)

 

На Рисунке 7 представлена диаграмма ответов респондентов о реализации лидерских навыков при получении высшего образования. 66% опрошенной молодежи признались, что зачастую используют свои лидерские навыки при получении высшего образования, 22% опрошенных молодых людей признались, что не используют, так как лидерские навыки мешают им в получении высшего образования, 12% затруднились с ответом. Таким образом, было выявлено, что большинство опрошенных респондентов используют лидерские навыки, однако необходим анализ понимания респондентами понятий лидерский навык и лидерское качество. Таким образом, необходимо проанализировать ответы на данный вопрос, представленный на Рисунке 8.

Рис. 8. Анализ ответов понимания понятий лидерский навык и лидерское качество (%)

 

На Рисунке 8 представлена диаграмма ответов на вопрос о понимании респондентами понятий лидерских навыков и лидерских качеств. 74% опрошенных респондентов ответили, что считают два эти понятий одинаковыми, 26% респондентов ответили, что понятия разные. Таким образом, было выявлено, что большинство молодежи считают данные понятия одинаковыми.

Данный анализ опроса показал, что большинство молодежи считают необходимым развитие лидерских навыков, большинство опрошенных считают, что развитие лидерских навыков позволяют молодому человеку легче адаптироваться на рынке труда, легче строить карьеру и трудоустраиваться. Также, было выявлено, что большинство опрошенных респондентов считают необходимым реализацию программ личностного роста при получении высшего образования, 61% из 100% считают актуальной данную проблемы и считают необходимым разработку мер для развития лидерства в молодежной среде. Таким образом, данная научно-исследовательская работа показала актуальность изучаемой темы, следовательно, разрабатываемая программа доказала свою актуальность.

В современных условиях развития российского общества индивидуальный успех каждого члена общества зависит от умения работать в условиях конкуренции. Прогнозирование дальнейшего хода событий, принятие соответствующего решения и своевременное действие – важные составляющие успешности, поэтому развитию социальной активности и волевого потенциала личности в любом возрасте должно быть уделено огромное внимание.

Лидерство - это талант, без развития он угасает, как и все другие способности, но все же способность быть лидером далеко не всегда может быть определена заранее, она выявляется шаг за шагом, в ситуациях, при которых человек постепенно показывает лидерские качества, формирует и развивает лидерские навыки. Для развития коллектива характерна постоянная смена лидеров в зависимости от деятельности, что обеспечивает каждому возможность пребывания в роли лидера и приобретения навыков организации других людей и самоорганизации.

В школьные и студенческие годы закладываются основы лидерского потенциала, который впоследствии воспроизводится во взрослой жизни. Включаясь в студенческую среду вуза, молодой человек адаптируется к разным условиям, каждая ситуация из которых раскрывает его особые качества, необходимые для успешного закрепления на разных этапах учебы. Полученные навыки являются результатом опыта обучающегося в предшествующих ситуациях.

Инициативность, настойчивость, вера в себя и успех своего дела, а также навык преодолевать различные трудности зачастую являются главными ключами к успешной самореализации в современных условиях рыночной экономики. Активная жизненная позиция препятствует застреванию личности в различных неблагоприятных ситуациях, не говоря уже о том, что она является большим подспорьем в профессиональной деятельности.

Стремление к достижению успеха и склонность брать на себя ответственность могут являться врожденными качествами личности, но для развития конкурентоспособности на профессиональном поприще эти качества должны в какой-то мере присутствовать у каждого, кто желает достойно жить, - поэтому необходимо прикладывать определенные усилия для формирования и развития лидерских навыков, становления волевого потенциала личности.

В ходе исследования была разработана программа «Молодые успешные лидеры», целью которой является формирование и развитие лидерских навыков у молодежи в студенческой среде вуза.

В программе задействованы игровые технологии, диалоговое обучение, событийное обучение, дифференцированное обучение, смешанное обучение, практические занятия.

В программе использованы такие методы и форматы обучения как ситуации внутри коллектива, места учеба, сторителлинг, бриколлаж, edutainment, barcamp, индивидуализация обучения, а также важно отметить метод динамического сравнения как форма контроля работы студента.

Задачами программы являются:

Обучающие:

- ознакомление со специальной терминологией;

- ознакомление с формами организации образовательной деятельности

- ознакомление с различными принципами и формами работы с коллективом;

-обучение психологическим принципам и основам самоанализа;

- обучение определению личностных особенностей участников программы;

- обучение основам ораторского искусства;

- изучить принципы работы в команде;

- изучить принципы организации и управления коллективом;

- ознакомление с инновационными формами работы с коллективом.

Развивающие:

- формировать и развивать навыки межличностного общения;

- формировать навыки по выявлению лидерских способностей, активации качеств, необходимых для успешной деятельности по руководству и организации коллектива;

-навыки формулировать конкретные и реалистичные цели и планы на будущее;

- развивать навык грамотно вести переговоры;

- развивать навык находить индивидуальный подход к участникам коллектива;

- развивать навык расставлять приоритеты, отличать главное от второстепенного;

-развивать навык формировать четкий образ желаемого будущего, к которому стремится коллектив;

- развивать навык принимать правильные решения;

- развивать навык грамотно организовать коллектив, распределить задачи, ответственность;

- развивать навык планировать свою деятельность и коллектива;

- развивать навык грамотно разрешать конфликтные ситуации;

- развивать навык спокойно и грамотно доносить свое мнение до участников коллектива.

Воспитательные:

- воспитывать чувство ответственности;

- воспитывать самостоятельность в принятии решений;

- формировать дисциплинированность и уважительное отношение к чужому мнению, времени, труду;

- воспитывать инициативность и настойчивость;

- воспитывать готовность преодолевать трудности

- воспитывать вежливость и чуткое отношение к нуждам участников коллектива;

- воспитывать умение подмечать чужие способности и склонности, внимательное отношение;

- закладывать веру в собственные силы.

Программа рассчитана на студентов от 17 до 25 лет.

Программа разработана на 72 часа, содержит 6 модулей, а именно «Личное лидерство», «ГГ ВП», «Делимся интересным», «Говорим по делу» и объединенные 2 модуля «Я-МЫ-Команда».

Модуль «Личное лидерство» предполагает погружение в программу, проработку психологии молодого человека, определение выраженных и скрытых личностных качеств, особенностей и также выступает катализатором сплочения коллектива для более успешной работы на следующих этапах программы. Каждая встреча предполагает групповую беседу с представлением результатов самостоятельного тестирования. Представление результатов проходит по желанию, но данная программа предполагает вовлеченность студента в процесс рефлексии, а также обсуждение результатов внутри коллектива. Процесс рефлексии предполагает осмысление собственных действий, мыслей, чувств и т. д.

Модуль «ГГ ВП» предполагает активные и интерактивные игры, направленные на развитие организаторских и коммуникативных навыков. Во время данного модуля студенты активно общаются между собой, определяют роли организаторов игры, ведущих и участников. Студентам предлагаются методические материалы, которые они могут использовать при подготовке игры или они могут подготовить ее самостоятельно, используя иные ресурсы.

Модуль «Делимся интересным» предполагает событийный характер образования, в результате которого студенты готовят выступление на выбранную студентом тематику, подчеркивается важность искреннего интереса к выбранной тематике, а также креативный формат презентации.

Модуль «Говорим по делу» предполагает работу над навыками аргументации, организацию дебатов. Данный модуль также предполагает возможность использования рекомендованных методических материалов, которые они могут использовать при подготовке.

Объединенный модуль «Я-МЫ-Команда», как завершающее звено программы, предполагает подготовку и организацию мероприятия. Программа «Молодые успешные лидеры» обеспечивает благоприятные условия и возможности для успеха студентов, обладающих развивающимся потенциалом влияния на сокурсников. Более подробная информация о программе «Молодые успешные лидеры» отражена в Приложении 2.

На Рисунке 9 представлена схема организации модульного обучения в студенческой среде вуза по программе развития лидерских навыков у молодежи.

 


                                                                                                                     

Модуль 3
Студент                                                                                                                                                    Студент

               
 
 
 
 

 


Рис. 9. Организация обучения в студенческой среде вуза по программе «Молодые успешные лидеры».

 

Важно отметить, что программа обеспечивает условия постоянной смены лидеров в зависимости от предполагаемой деятельности в рамках модуля, что обеспечивает каждому студенту возможность пребывания в роли лидера, организатора, ответственного лица. Подобный формат дает возможность приобретения навыков самоорганизации и организации других людей. Программа сочетает в себе совокупность дисциплин теоретического и практического характера в форме активной и интерактивной игры, а также научно-исследовательскую деятельность.

Научно-исследовательская деятельность предполагает самостоятельное конструирование студентом своего образовательного маршрута в рамках программы при подготовке к встречам, к общению в группе, а также при создании траектории личностного роста.

 В результате успешного прохождения программы происходит развитие студента как общественного субъекта. Также важно отметить характер группового обучения, оказывающий социализирующее и воспитательное воздействие на личность студента. Однородность возрастного состава обуславливает возрастное сходство интересов, целей, психологических особенностей. Программа позволяет раскрыть индивидуально-личностные особенности студента, который вовлечен в предлагаемую деятельность, сформировать и развить лидерские навыки.

Программа составлена таким образом, что комплекс организационно-педагогических условий будет отражать потребность студентов на каждом этапе обучения (модуля), а также включает программно-методическое обеспечение в образовательную практику данной программы. Сочетание учебного процесса с практико-ориентированной средой и интерактивным форматом представления материала позволит повысить активность и инициативность молодого человека, позволит повысить интерес к обучению.

Важно отметить, что одной из задач высшего учебного заведения является стимулирование потребности в самосовершенствовании студентов, поэтому особенной частью программы «Молодые успешные лидеры» является составление студентом индивидуальной траектории личностного роста на основе результатов рефлексии по завершению каждого модуля.

Под процессом самосовершенствования в данном исследовании понимается сознательное управление студентом развитием своих личностных качеств и лидерских навыков.

Весьма важным для научной работы являются результаты исследования А. П. Сманцера в области рефлексии, самопознания, где ученый доказал, что на основе самопознания и самооценки у студентов начинает вырабатываться решение заниматься самосовершенствованием.

Процесс принятия такого решения происходит, как правило, при глубоком внутреннем переживании положительных и отрицательных сторон личности, осознании своих сильных и слабых сторон, а также зон роста. При завершении каждого модуля программа «Молодые успешные лидеры» предполагает динамическое оценивание каждого студента, в результате которого ему предлагается создать своеобразную траекторию личностного роста, внимание при составлении которой мы предлагаем ориентировать с позиции рекомендаций, отраженных на рисунке 10.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...