Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общие требования. Выбор темы




ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

Автор ВКР должен:

- обосновать актуальность и новизну темы, ее теоретическую и практическую значимость;

- описать методологическую базу исследования;

- определить цели и задачи исследования;

- сформулировать выводы исследования;

- оформить работу в соответствии с существующими правилами.

ВКР бакалавра по направлению «Журналистика» должна быть связана с исследованием актуальных проблем в сфере журналистики и смежных информационно-коммуникационных областях. Работа может быть посвящена любой теме, связанной с историей и современным состоянием средств массовой информации и коммуникации в России и за рубежом.

Обучающемуся следует помнить, что ВКР призвана показать способность ее автора к научной деятельности. Поэтому приветствуется творческий подход к разработке темы. Оригинальность постановки и решения конкретных вопросов также является одним из основных критериев оценки качества ВКР.

Выпускные квалификационные работы проходят обязательную проверку на объем заимствований с использованием системы «Антиплагиат» в соответствии с «Положением об организации контроля использования в выпускных квалификационных работах студентов неправомерных заимствований» (утверждено ректором Университета 20. 10. 2015 г. ).

ВЫБОР ТЕМЫ

Работа над ВКР начинается с выбора темы. Как правило, тематику предлагает кафедра. Причем большая часть тем носит исследовательский харак­тер. Предметом исследования могут стать литература или журналис­тика определенного периода развития, теоретические проблемы средств массовой информации, книги отдельных авторов, язык и стиль писателей и журналистов. Многие сведения об этом вы по­черпнете из литературы по избранной теме. Если работа посвящена особенностям поведения группы слушателей, общественному мне­нию о популярной передаче, вам придется приложить дополнитель­ные усилия. Эти данные не всегда публикуются в печати. Вы сами должны составить подборки статистических фактов, провести опро­сы, записать результаты их. Они станут источниками из вашего лич­ного архива. Или, например, мониторинг вещания. Исследовать радиопрограмму означает держать ее в поле зрения в течение недели - ­сутки за сутками, час за часом. Работы могут быть «компилятивными»[1]. В этом случае сту­дент показывает, что сумел критически переработать большую часть литературы по теме и изложить прочитанное, сопоставляя различные точки зрения. Это обстоятельный обзор, который час­то бывает полезен серьезным исследователям (любая серьезная научная работа начинается с описания того, что достигнуто другими исследователями, что осмыслено автором ВКР). «Компилятивная» работа может стать началом серьезного научного исследования и для самого обучающегося.

Исследовательская работа - это длительное научное изыс­кание. Теоретическая(исследовательская) работа, как правило, включает в себя историческую часть, обзор литературы по теме. Объем исследовательской дипломной работы в целом составляет не менее 65 страниц (без учета Приложений).

Дипломные работы могут быть и творческими. В этом случае студенты представляют к защите цикл собственных публикаций, самостоятельно разработанные проекты. Но творче­ское сочинение должно иметь теоретическое обоснование. В теоретической части исследуется литература по заявленной теме, изучаются особенности использования жанров при освещении тех или иных проблем, анализируется опыт ведущих журна­листов, их выступлений на те же темы и т. д. Объем теоретической части творческой дипломной работы, как правило, не менее 25 стр. Творческая часть работы содержит опубликованные материа­лы автора. Это могут быть и тексты телевизионных или радиопередач, а также документальные фильмы, рекламные ролики и пр.

Обучающийся, безусловно, имеет право и сам предложить тему дип­ломной работы. Чем конкретнее тема, тем лучше работа­ется обучающемуся, тем достижимее успех.

Курсовая работа может перерасти в дипломную работу. Поощряется преемственность курсовых работ, ранее выполненных студентом, что позволяет углубить и детализировать изучение проблемы. При этом нельзя механически переносить текст курсовой работы в выпускную квалификационную работу. Исходным материалом для творческой разработки проблематики могут служить отдельные положения, выводы курсовой работы, собранный эмпирический материал.

Тема должна обладать актуальностью, практической, теоретической значимостью, представлять исследовательский, научный интерес, затрагивать современные проблемы журналистики.

Дипломная работа бывает полезна и после защиты. Не исключено, что она может положить начало серьезному научному иссле­дованию, оказать помощь выпускнику в его практической работе, в продвижении по службе.

 Идеальный вариант - выбрать тему дипломной работы (и найти научного руководителя) в середине третьего курса обучения, когда у студента уже есть опыт подготовки докладов и реферaтoв, написания курсовых сочинений, когда стали определяться его на­учные интересы. Можно согласовать тему с руководителем кур­совогo сочинения, которое станет основой дипломной работы.

Основные направления ВКР:

· теория и практика функционирования отечественных и зарубежных СМИ;

· история отечественной и зарубежной журналистики;

· принципы деятельности того или иного типа издания, редакционного коллектива;

· технология журналистского творчества;

· типовое и жанровое разнообразие СМИ (печать, телевидение, радиовещание, Интернет-среда);

· повышение эффективности и действенности СМИ;

· мастерство, своеобразие творческой личности журналиста, публициста, литературного критика.

Формулировка темы должна быть лаконичной, конкретной, обязательно носить проблемный характер, отражать хронологические рамки исследования.

Из темы также должна быть ясна исследовательская проблема. Проблема имеет место в том случае, если выбранный автором аспект содержит какое-то противоречие, неясность, обнаруженные в процессе исследования или познания.

Формулировка темы (заглавие ВКР) представляет собой развернутое словосочетание (пример: «Особенности освещения вопроса Х в изданиях Y и Z»), законченное в смысловом отношении. При этом нужно помнить, что в процессе работы над исследованием могут открыться непредвиденные факты и обстоятельства. Поэтому лучше изначально формулировать тему так, чтобы оставалась какая-то «свобода для маневра» – сужения или расширения круга вопросов, изменения акцентов и углов зрения. Загнав себя в очень узкие рамки формулировки, автор рискует оказаться в исследовательском тупике (например, из-за того, что просто не удалось найти необходимый материал).

В нормативном понимании актуальность – это важность, значимость, своевременность чего-либо для настоящего момента. Актуальной может считаться работа, в которой изучается то, что имеет место сейчас или уже имело место, но все еще не утратило значимости. Главное для автора – объяснить причины актуальности его исследования (пример: «Актуальность данной работы обусловлена увеличивающейся частотой использования профессиональных приемов Х и Y в репортажах журналистов телеканала Z»).

Критерию новизнысоответствует тема, в которой предлагается оригинальный подход к рассмотрению любых, в том числе уже известных вопросов. Новизна исследования напрямую зависит от того, что было написано по данной тематике ранее, поэтому обоснованию новизны должен предшествовать источниковедческий обзор (историография темы). К корпусу научных источников, на основании которых строится работа, могут относиться монографии, статьи, учебные пособия, отчеты, диссертации/авторефераты, предшествующие ВКР и пр. Но этот обзор – не просто бессистемное перечисление всего, что удалось найти. Важно уметь отбирать источники, оставляя в фокусе внимания наиболее значимые с концептуальной и терминологической точки зрения. Тем самым автор показывает, что им проделана серьезная подготовительная работа и он владеет теоретической основой своей темы, разбирается в истории вопроса. Главный результат обзора – выявление состояния научной разработанности темы. Его качество одновременно демонстрирует основательность самого исследования, компетентность автора, умение работать с литературой, концентрировать внимание.

Неверно полагать, что самостоятельно выбранная и сформулированная тема обязательно будет совершенно новой. Вполне возможны совпадения с трудами других авторов, тем более что в сфере медиаисследований и в других гуманитарных науках уникальность – редкое явление. Конечно, если обнаружено полное совпадение с уже существующей работой, тему требуется поменять; в случае частичного совпадения – акцентировать внимание на каком-то новом аспекте. В итоге, обязательно указывая на достижения других исследователей, автор констатирует, что именно таким образом (в таком контексте) тема еще никем не рассматривалась (пример: «В связи с отсутствием работ по проблеме Х у исследователей Y – Z, данная работа является первой попыткой ее анализа»).

Объект и предмет исследования являются важнейшими концептуальными компонентами ВКР. Их определение и разграничение – обязательное требование к исследовательской работе. Объект можно определить как сферу существования того, что изучает автор, а то, что именно изучается, – как предмет. Предмет зачастую является характеристикой объекта. При этом объект отвечает на вопрос:

«Что исследуется? », а предмет – «Какая сторона (аспект, ракурс) объекта выбраны для изучения? » (пример: «Объектом данного исследования является медиапредприятие “Х”, предметом – особенности управления его мультимедийной редакцией»). И объект, и предмет должны быть ясны из формулировки темы.

Задачи исследования – еще один необходимый компонент ВКР. Это перечень действий, которые должен осуществить автор, для того чтобы достичь намеченных результатов. Задачи (обычно три-пять) отвечают на комплексный вопрос: «Что именно нужно сделать, чтобы исследование состоялось? ». Как правило, они формулируются так:

«Выявить…. », «Охарактеризовать…», «Рассмотреть…», «Отследить…», «Разработать…» и пр. На основании задач могут быть поставлены исследовательские вопросы.

Метод исследования определяет алгоритм действий автора. Понятие «метод» в философии определяется как способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность. Сознательное применение научно обоснованных методов является необходимым условием получения новых знаний. Выбор метода – один из ключевых моментов в работе над исследованием.

В гуманитарных исследованиях выделяют теоретические и эмпирические методы. К теоретическим относятся различные виды анализа, сопоставление, систематизация, классификация, моделирование, к эмпирическим – наблюдение, сравнение, измерение, экспериментирование. Автор вправе избрать какой-то один из известных методов, но может и комбинировать несколько. Очевидно, что в работе, посвященной типологии СМИ, главными методами будут систематизация и классификация, а в работе о журналистских жанрах могут использоваться сравнение и анализ. Весьма продуктивным в исследовании медиа являются также статистические и социологические методы. Недостаточно просто указать метод – необходимо пояснить, как именно он применяется в данной работе.

Эмпирическая (фактологическая) основа исследования формируется из информации, полученной и исследуемой самим автором с применением научной методологии. Этим исходным («рабочим») материалом могут быть публикации офлайновых и онлайновых СМИ (и другие медиаресурсы), архивные материалы, хозяйственные документы, законодательные и нормативные акты, результаты научных интервью, статистические и социологические данные организаций и пр.

Определение рамок исследования, как правило, необходимо еще на этапе работы с источниками. Смысл их существования – отсечение всего лишнего для более подробного погружения в суть исследования. Рамки – это условные границы начала и конца изучения материала, содержащего интересующую проблему. Рамкой может быть исторический период, объем выборки, топ-лист и пр. Рамка напрямую связана с объектом, она отграничивает его.

Без четких рамок исследование может потерять определенность, а сам исследователь рискует запутаться в огромном объеме информации. При этом важно понимать, что рамки исследования всегда должны быть обоснованы.

Положения, выносимые на защиту, – это главный результат исследовательской работы, ее итог, заявленная научная и практическая ценность. В этих положениях максимально сжато представлены достижения автора, то новое, что он собирался и смог открыть, его выводы. Очевидно, что эти положения напрямую связаны с задачами ВКР и полностью соответствуют ее содержанию. В то же время они не являются просто суммой всего сказанного. Это самостоятельные смысловые единицы, которые обусловлены объектом, предметом и методом исследования. По форме выносимые на защиту положения (от трех до пяти) представляют собой законченные фразы (тезисы): понятные вне контекста, однозначные, безупречные с логической точки зрения, терминологически четкие.

Затруднения при формулировке положений означают, как правило, что автор не осмыслил свое исследование, а значит, у работы нет результата. Возможно, допущены методологические ошибки, некорректно обозначена тема, неверно выбраны объект или предмет, неточно определены задачи. Без выдвигаемых на защиту положений исследование неполноценно.

Научная и практическая значимость ВКР подразумевает ее полезность для представителей профессионального сообщества. Это ответ на вопрос, зачем было предпринято исследование и кому нужны его результаты. Научно-практическая значимость может заключаться в рекомендациях (методических указаниях), которые автор дает практикам СМИ или их исследователям. В принципе состоятельной – с точки зрения научно-практической значимости – можно считать такую ВКР бакалавра, которую впоследствии можно положить в основу ВКР более высокого уровня, например магистерского.  

На заметку студенту

 

· Нельзя исследовать работу иностранного автора, если вы не в состоянии читать его произведения в подлиннике. Одну-две статьи на иностранном языке вы можете перевести или по­просить кого-либо сделать это.

· Следует обозначить как можно более четко тематичес­кие, географические и временные границы вашего исследования.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...