Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 5.3. Личность в системе менеджмента




 

План:

5.3.1. Понятие и свойства личности

5.3.2. Лидерство и стиль в менеджменте

5.3.3. Власть и партнерство

5.3.4. Управление конфликтами и стрессами

5.3.1. Понятие и свойства личности

Личность - человек как субъект отношений и сознательной деятельности с устойчивой системой социально-значимых черт, характеризующих его свойства и качества.

Мышление - это высшая ступень человеческого познания, про­цесс отражения объективной реальности. Способность человека рассуждать, его представления, суждения, понятия и умозаключе­ния.

Личность - человек как носитель каких-либо свойств и качеств.

Психология личности - это совокупность психических процес­сов, обусловливающих какой-либо род человеческой деятельности, субъект отношений.

Характер - отличительная черта, признак, индивидуальный склад личности человека, проявляющийся в особенностях его по­ведения и отношении к действительности.

Направленность личности - устойчивое поведение человека в различных жизненных ситуациях, обусловленное интересами, мо­тивами, стремлениями, уровнем культуры, воспитания, идеалами и склонностями.

Темперамент - совокупность душевных, психических свойств человека, которые характеризуют его возбудимость и поведение в различных условиях, уровень жизненной энергии. Различают тем­пераменты: холерический, сангвинистический, меланхолический и флегматический.

СВОЙСТВА И КАЧЕСТВА ЛИЧНОСГИ

 

                           
 
направленность
 
Идеалы
 
Убеждения
 
   
Склонности
 
Способности
 
Черты характера
 
   
Тип темперамента

 


ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ ХАРАКТЕРА

 

Эмоциональность Высокая приспособляемость Открытость, доброжелательность Доверчивость Оптимизм Целеустремленность Активность Стабильность поведения Скрытость, замкнутость Подозрительность Пессимизм Пассивность и др.

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ХАРАКТЕРА

Гиперактивный – инициативный, предприимчивый, коммуникабельный, вспыльчивый, с поверхностными суждениями.

Аутичтический – независимый, малообщительный, рациональный, трудолюбивый.

Лабильно-циклоидный – с перепадами настроения и работоспособности в зависимости от внешних и внутренних факторов, обидчивый.

Демонстративный – стремящийся к успеху любой ценой, манипулирующий окружающими, не критичный по отношению к себе.

Психостенический – пунктуальный, добросовестный, склонный к анализу, нерешительный, без твердых позиций.

Неустойчивый – беспринципный, стремящийся к сиюминутным выгодам и удобствам, коммуникабельный.

Комфортный – несобранный, несамостоятельный, неуверенный в принятии решений, консервативный.

5.3.2. Лидерство и стиль в менеджменте

Стиль руководства - это манера поведения и действия руково­дителя по отношению к подчиненным, тип власти, которую он использует, методы работы с внешней средой, способы влияния на людей

Лидер - в общепринятом понятии глава, руководитель полити­ческой партии, общественной или другой организации. В амери­канской теории лидерства (теории великих людей) лидер - это человек, обладающий лучшим набором качеств: уровень интеллекта и знаний, впечатляющая внешность, честность, здравый смысл, инициативность, социальное и экономическое образование, высо­кая уверенность в себе. Бихевиористская школа трактует лидерство не с точки зрения набора качеств, а поведения, отношения к Подчиненным. Более поздние исследования показали, что лидер проявляет себя эффективнее, когда он учитывает ситуационные факторы, Включающие потребности и личные качества подчинен­ных, характер задания, воздействие среды, информацию и т. д.

Теория «Х» и «У» Мак-Грегора. В теории «Х» автократический лидер полагает, что подчиненные:

изначально не любят трудиться, при любой возможности бро­сают работу;

не имеют честолюбия, стараются избежать ответственности, предпочитают, чтобы ими руководили;

больше всего стремятся к защищенности;

чтобы заставить их трудиться, необходимо принуждение, контроль и угроза наказания.

Следовательно, необходима жесткая централизация власти. В теории «У» демократический лидер считает:

труд есть процесс естественный. Если условия благоприятные, то и люди будут принимать на себя ответственность и даже стре­миться к ней;

если люди приобщены к организационным целям, они будут использовать самоуправление и самоконтроль;

приобщение является функцией вознаграждения, связанного с достижением цели;

способность к творческому решению проблем встречается часто, а интеллектуальный потенциал среднего человека используется лишь частично.

Следовательно, необходима децентрализация управления.

Адаптивное руководство - применение всех известных стилей управления, методов и способов влияния на людей, сообразуясь с конкретной ситуацией.

5.3.3. Власть и партнерство

Формальная власть - это узаконенное право распоряжаться действиями людей, использования их потенциала, расходования финансовых и иных резервов и ресурсов в определенных размерах. Это власть без должного влияния.

Реальная власть - это действительная власть руководителя с законными правами и подкрепленная авторитетом, влиянием, спо­собностями, связями и т. д. Большой реальной властью может обладать руководитель, формальная власть которого незначительна, но влияние на других - огромно.

 

Основы власти

Экономические - собственность на землю, производственные мощности, технологии, финансовые, сырьевые, энергетические и другие ресурсы и резервы.

Правовые - правовые акты (трудовые договоры, контракты и пр.), которые регулируют отношения работодателя (собственника) и должностного лица, нанятого для руководства организацией или ее частью. Основу правовой власти составляют принятые законы данного государства (Гражданский кодекс РФ Ч. 1 и 11.- М., 1996; Кодекс законов о труде РФ.- М., 1998 и др.). Такую власть называют административной.

Социальные - власть, закрепленная трудовым коллективом или общественной организацией как право представлять и защищать материальные и социальные права и интересы сотрудников перед государством и администрацией, разрешать конфликтные ситуации и трудовые споры.

Моральные - высокий профессионализм и компетентность ру­ководителя, его морально-нравственные принципы и нормы, раз­деляемые обществом и данной организацией. Моральные основы власти могут иметь и харизматические лидеры и руководители с демократическим, более мягким стилем управления.

Традиционные - власть, основанная на традициях, обычаях, верованиях и т. д. (наследственная - монарх; выборная - прези­дент; законодательная, исполнительная власть - федеральная, ре­гиональная, местная власть). В тоталитарном государстве - власть диктатора, армии, клики или правящей партии.

5.3.4. Управление конфликтами и стрессами

Конфликт - это столкновение взглядов, позиций и интересов.

Конфликт – отсутствие согласия между лицами и группами, ведущее к нарушению нормативной деятельности участников конфликта. Имеет функциональные и дисфункциональные последствия.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...