Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные концепции исторического процесса, эволюция представлений об истории.




История как наука, объект и предмет, основные категории, структура исторической науки и её место в системе научного знания.

Первоначальное значение слова “история” восходит к древнегреческому термину, означавшему “расследование”. В настоящее время мы используем слово “история” в двух смыслах: во-первых, для обозначения рассказа о прошлом, во-вторых, когда речь идет о науке, изучающей прошлое.

Исто́рия (др.-греч. ἱστορία — расспрашивание, исследование) — гуманитарная наука, занимающаяся изучением человека (его деятельности, состояния, мировоззрения, социальных связей и организаций и т. д.) в прошлом; в более узком смысле — наука, изучающая всевозможные источники о прошлом для того, чтобы установить последовательность событий, исторический процесс, объективность описанных фактов и сделать выводы о причинах событий

История - одна из древнейших наук, ей около 2500 лет. Ее основоположником считается древнегреческий историк Геродот (V в. До н.э.).

Наука- это сфера человеческой деятельности, функция которой выработка и теоретическая систематизация знаний.

Объект:

1) Природа(Естественные науки)

2) Общество(гуманитарные науки) – История входит

Предмет-это угол зрения на объект(способ его восприятия через те или иные свойства).

Предмет истории - исторический процесс, который принимается как процесс существования и жизни общества (с появления человека и до наст. времени).

Основные категории исторической науки:

1) Исторический процесс

2) Историческое время

3) Исторический факт- явление, которое имело место в прошлом.

Интерпритация исторического факта – это определение исторического факта.

4) Исторический источник – непосредственный носитель знаний о прошлом.

!!! Один источник не может быть признан достоверным

Основные виды источников:

-письменные

-вещественный источник

-лингвистический источник

-фальклерный источник

- этнографический

 

В целом, мировую историю принято делить на четыре основных периода:

1. Древний мир

(период от выделения человека из животного мира около 2 млн. лет тому назад до падения Западной Римской империи в 476 г. н.э.).

2. Средние века (период от падения Западной Римской империи до начала эпох Возрождения XVI в.).

3. Новое время (от эпохи Возрождения до 1918 г. - окончание первой мировой войны).

4. Новейшее время (с 1919 г. до наших дней).

 

В конце XIX века историки-материалисты разделили историю общества на формации: первобытно-общинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую, коммунистическую. На рубеже XXI века историко-либеральная периодизация делит общество на периоды: традиционный, индустриальный, информационный (постиндустриальный).

 

 

Основные концепции исторического процесса, эволюция представлений об истории.

I. Религиозно-мифологический проесс – саамы ранний исторический процесс.

*традиции

*Время(день,ночь, луа) иное представление

* приметы

*Мифическая образность

Древнегреческие ученые:

-Ферродот(пытался описать общество)

-Евкипид(описал греко-персидские войны)

II. Христианска концепция истории: (с IV-V вв. до середины XVIII в.).

Основная ее проблема - вопрос о смысле и содержании человеческой земной истории. С точки зрения христианства, смысл истории заключается впоследовательном движении человечества к Богу, в познании конечной истины, дарованной человеку в Откровении. Содержанием исторического процесса является освобождение человека, превращение его в сознательного исторического деятеля.

Отсчет человеческой истории ведется от грехопадения Адами и Евы и изгнания их из рая.

*мрровозренческая революция

*познание бога

*Идея единого пути человечества

*человек – создание бога и он несет перед ним ответственность

* возникает идея человека как отдельного участника истории

III. Рационалистическая концепция,

нашедшая философско-теоретическое обоснование и систематизацию в философии истории Гегеля и историческом материализма К. Маркса.

Формационный подход:
Основной проблемой этой концепции является взаимосвязь духовного и естественного в историческом процессе. И Гегель, и Маркс считали историю универсальной, развивающейся по общим и объективным законам. Для обоих мыслителей характерен тезис о том, что важнейшим общественным институтом является государство

Понятием общественно-экономической формации в марксизме обозначаются качественно своеобразные ступени истории человечества. Всего таких ступеней, или формаций, пять: первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая. Переход от одной общественно-экономической формации к другой происходит в результате социальной революции, в ее основе - конфликт между производительными силами и производственными отношениями.

Согласно концепции Маркса, историю можно условно разделить на 3 периода:

*На первом этапе человек в принципе свободен, однако он находится в животном состоянии, свободен как животное: он, с одной стороны, не может отчуждаться от себя, т.е. потерять свою свободу, но, с другой стороны, не может осознать свою свободу и пользоваться ей. Чтобы познать себя, человек должен пройти стадию отчуждения от себя.

* Поэтому второй этап всемирной истории - отчуждение человека от себя.

Поскольку человеку не принадлежит собственность, поскольку результаты его труда ему тоже не принадлежат, труд человека не доброволен, а принудителен.

*Третий этап всемирной истории станет действительностью тогда, когда человек преодолеет отчуждение. Важнейшим направлением преодоления отчуждения является ликвидация частной собственности. Уничтожение частной собственности, государства, товарно-денежных отношений приведет к тому, что в духовной сфере отпадет необходимость творить ради денег.

 

Сильными сторонами формационной концепции являются:

1. Детальнейшая разработка теории экономического фундамента (базиса) общества.

2. Открытие законов экономического развития, показ внутренних связей общественного организма (формации);

3. Создание четкой модели всего исторического развития. С ее появлением история человечества предстала обществу как объективный, закономерный, поступательный процесс, в котором видны основные этапы и движущие силы.

К недостаткам этой концепции можно отнести:

1. Известный детерминизм, при котором ограничивается свобода выбора человека, государственного деятеля. Свобода воли рассматривается только в ракурсе соответствия основным тенденциям социально-экономического развития или несоответствия им.

2. Прогресс в марксистском учении рассматривается линейно, он не имеет обратного хода.

 

Циливизационный:

В основу культурно-исторического подхода легла идея локальных цивилизаций. Ее суть заключается в том, что история человечества рассматривается как пространство, заполненное самобытными регионально-культурными организмами или локальными цивилизациями. Каждая из них в своем существовании и развитии подчиняется органическому принципу, проходя, стадии рождения, становления, расцвета, упадка и гибели.

Более или менее законченную разработку теория локальных цивилизаций получила в работах, историков Н. Данилевского (Россия), О. Шпенглера (Германия) и А. Тойнби (Англия). Рассмотрим их взгляды подробнее.

Н.Я. Данилевский (1822-1885) утверждает, что устоявшиеся термины для характеристики регионов нашей планеты - “Запад” и “Восток” есть бессмыслица.

По мнению О. Шпенглера (1880-1936), современная историческая наука имеет 2 методологических недостатка: европоцентризм и линейность.

Европоцентризм заключается в том, что важными считаются только события европейской истории. Линейность проявляется в том, что история изучается по восходящей линии, когда последующие эпохи и события рассматриваются как развитие и увеличение предыдущих.

Цивилизация – это симптом и выражение отмирания целого культурного мира как организма, затухание одушевляющей его культуры, возврат в “небытие” культуры, этнические хаос, не порождающий более культурной индивидуальности. Цивилизация— главное понятие, служащее Арнольду Тойнби (1889—1975) для организации всего конкретно-исторического материала. Цивилизации разделяются им на три поколения.

* Первое поколение — примитивные, маленькие, бесписьменные культуры

*В цивилизациях второго поколения социальная связь направлена на творческие личности, которые ведут за собой пионеров нового социального порядка.

*Цивилизации третьего поколения формируются на основе церквей.

Сильными сторонами этого метода являются:

1. "Очеловечивание истории". Человек - начало и конец истории. В этом главное достоинство этого метода.

2. Его универсальность, ибо он ориентирован на познание истории общества с учетом стран и регионов. Его принципы применимы к истории любой страны или группы стран. Это дает возможность глубже понять исторические процессы, их особенности, способствует выявлению самоценности каждого общества, его места в мировой истории и культуре.

3. Важнейшим его достоинством является представление об истории как многовариантном, многолинейном процессе.

4. Большое значение для понимания исторического процесса отводится религии, культуре, менталитету народов, то есть духовно-нравственному и интеллектуальному факторам.

Но, как всякая теория, цивилизационный подход имеет и слабые стороны:

1. Универсальность, будучи достоинством теории, одновременно является и недостатком, поскольку эти принципы активно работают главным образом на "глобальном уровне", а разработка конкретных проблем требует применения других методик.

2. Слабость этого подхода состоит в аморфности критериев выделения типов цивилизации. В одних цивилизациях довлеет экономическое начало, в других - политическое, в третьих - религиозное, а в четвертых - культурное.

3. Большие трудности возникают у исследователей при рассмотрении вопросов ментальности (менталитета) народов. Духовно-нравственные, интеллектуальные структуры человечества, несомненно, играют важнейшую роль, но их индикаторы расплывчаты, мало уловимы.

4. Ощущается недостаточная разработка понятийного аппарата этой методологии. Достаточно сказать, что на сегодняшний день нет единого критерия определения такой базовой категории, как "цивилизация".

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...